УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора по УВР
______________/О.И. Тарасова/
«_____»______________ 2020 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНы
ОП.08. РАДИОТЕХНИЧЕСКИЕ ЦЕПИ И СИГНАЛЫ
Тамбов
2020 г
Рабочая программа учебной дисциплины «Радиотехнические цепи и сигналы» разработана на основе примерной программы, изданной ФГОУ «Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте» в 2011 году, и Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) среднего профессионального образования (далее СПО) по специальности 11.02.06 Техническая эксплуатация транспортного радиоэлектронного оборудования (по видам транспорта).
Организация-разработчик: ТаТЖТ- филиал РГУПС
Разработчик: Малеева И. В. - преподаватель ТаТЖТ- филиал РГУПС
Рецензенты:
Кузнецов С.А. – начальник Мичуринского регионального центра связи (РЦС-5)
Назаров С.М. – преподаватель высшей категории ТаТЖТ- филиал РГУПС
Рекомендована цикловой комиссией специальности 11.02.06 Техническая эксплуатация транспортного радиоэлектронного оборудования (по видам транспорта).
|
|
Протокол № _____ от «____»________________2020 г.
Председатель цикловой комиссии__________________ / Назаров С. М /
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «РАДИОТЕХНИЧЕСКИЕ ЦЕПИ И СИГНАЛЫ» | 4 |
2. СТРУКТУРА и содержание РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «РАДИОТЕХНИЧЕСКИЕ ЦЕПИ И СИГНАЛЫ» | 5 |
3. условия реализации РАБОЧЕЙ программы учебной дисциплины «РАДИОТЕХНИЧЕСКИЕ ЦЕПИ И СИГНАЛЫ» | 10 |
4. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины «РАДИОТЕХНИЧЕСКИЕ ЦЕПИ И СИГНАЛЫ» | 12 |
Паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«РАДИОТЕХНИЧЕСКИЕ ЦЕПИ И СИГНАЛЫ»
Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) в соответствии с ФГОС среднего профессионального образования по специальности 11.02.06Техническая эксплуатация транспортного радиоэлектронного оборудования (по видам транспорта).
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в профессиональной подготовке, переподготовке и повышении квалификации рабочих по профессиям:
19827 Электромонтер линейных сооружений телефонной связи и радиофикации;
19876 Электромонтер по ремонту и обслуживанию аппаратуры и устройств связи;
19878 Электромонтер станционного оборудования радиорелейных линий связи;
19881 Электромонтер станционного оборудования телеграфной связи;
19883 Электромонтер станционного оборудования телефонной связи;
|
|
19885 Электромонтер станционного радиооборудования.
1.2 Место дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена:
профессиональный цикл, общепрофессиональные дисциплины – ОП.08.
1.3 Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
– использовать характеристики радиотехнических цепей для анализа их воздействия на сигналы;
–использовать резонансные свойства параллельного и последовательного колебательных контуров;
–настраивать системы связанных контуров;
–рассчитывать электрические фильтры.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
–физические основы радиосвязи;
–структурную схему канала связи на транспорте;
–характеристики и классификацию радиотехнических цепей;
–основные типы радиосигналов, их особенности и применение в транспортном радиоэлектронном оборудовании.
Формируемые компетенции: ОК1-9, ПК 1.1-1.3; ПК 2.1-2.5
1.4 Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 124 часа, в том числе:
¾ обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 84 часа;
¾ самостоятельной работы обучающегося 40 часов.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«РАДИОТЕХНИЧЕСКИЕ ЦЕПИ И СИГНАЛЫ»
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Количество часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 124 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 84 |
в том числе: | 34 |
лабораторные занятия | 12 |
практические занятия | 22 |
контрольные занятия | 6 |
курсовая работа (проект) (не предусмотрено) | не предусмотрено |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 40 |
в том числе: | |
самостоятельная работа над курсовой работой (проектом) | не предусмотрено |
другие виды самостоятельной работы: ¾ систематическая проработка конспектов занятий, учебных и дополнительных изданий; ¾ подготовка к лабораторным и практическим занятиям, оформление отчетов и подготовка к их защите; ¾ подготовка докладов (сообщений), рефератов и презентаций по изучаемым темам; ¾ выполнение индивидуальных творческих заданий; ¾ подготовка к контрольным работам; ¾ решение задач | 40 |
Итоговая аттестация по дисциплине - другие формы контроля - в форме контрольной работы |
Тематический план и содержание учебной дисциплины «РАДИОТЕХНИЧЕСКИЕ ЦЕПИ И СИГНАЛЫ»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения | ||
1 | 2 | 3 | 4 | ||
Раздел 1 Сигналы радиосвязи | 18 | ||||
Тема 1.1 Сигналы радиосвязи | Содержание учебного материала Информация, сообщение и сигнал. Общая структурная схема канала передачи информации. Электромагнитные волны как носители информации. Диапазоны частот, используемые в радиосвязи. Виды и параметры сигналов, используемых в транспортном радиоэлектронном оборудовании. Графическое, математическое и спектральное представление сигналов, представление рядом Фурье. | 6 | 2 | ||
Практическое занятие №1 Определение характеристик сигналов | 2 | ||||
Самостоятельная работа Подготовка докладов (сообщений) по темам: «Спектры сигналов»; «Каналы передачи информации»; «Виды и параметры сигналов, используемых в транспортном радиоэлектронном оборудовании» Проработка конспектов занятий, учебных и дополнительных изданий (по вопросам к разделам и главам учебных изданий). Составление таблицы диапазонов радиоволн, используемых в транспортном радиоэлектронном оборудовании Подготовка к практическому занятию | 8 | ||||
Контрольное занятие | Зачет по разделу 1 в форме контрольной работы | 2 | |||
Раздел 2 Двухполюсники и колебательные системы | 46 | ||||
Тема 2.1. Двухполюсники
| Содержание учебного материала Основные понятия и определения двухполюсников, их частотные характеристики. Виды двухполюсников: активные и реактивные; двухэлементные и многоэлементные; эквивалентные и обратные; идеальные и двухполюсники с потерями (реальные) | 4 | 2 | ||
Практическое занятие №2 Расчет полного сопротивления реактивного многоэлементного двухполюсника | 2 | ||||
Самостоятельная работа Подготовка докладов (сообщений) по теме: «Классификация двухполюсников». Решение задач. Подготовка к практическому занятию | 4 | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | ||
Тема 2.2. Колебательный контур | Содержание учебного материала Идеальный одиночный колебательный контур. Затухающие колебания в реальном одиночном колебательном контуре. Параметры затухающих синусоидальных колебаний. Вынужденные колебания в последовательном колебательном контуре, резонанс напряжений. Свойства и параметры последовательного контура: полное сопротивление и его частотная зависимость; волновое сопротивление, добротность. Резонансные характеристики идеального и реального последовательного контуров, полоса пропускания. Особенности применения пос-ледовательных контуров в технике связи. Вынужденные колебания в параллельном колебательном контуре, резонанс токов. Свойства и параметры параллельного контура, резонансные характеристики идеального и реального контуров, полоса пропускания. Особенности применения параллельных контуров в технике связи | 6 | 2 3 | ||
Лабораторные занятия №1 Исследование работы последовательного колебательного контура №2 Исследование работы параллельного колебательного контура | 4 | ||||
Самостоятельная работа Проработка конспектов занятий, учебных и дополнительных изданий (по вопросам к разделам и главам учебных изданий). Подготовка к лабораторным работам | 4 | ||||
Тема 2.3. Связанные колебательные системы
| Содержание учебного материала Схемы связанных колебательных систем с индуктивной, автотрансформаторной, емкостной, гальванической, смешанной связью. Коэффициент связи между контурами системы. Входное и вносимое сопротивления в связанных колебательных системах. Резонансные кривые токов первичного и вторичного контуров и полоса пропускания связанной колебательной системы. Настройка системы связанных контуров | 8 | 2 3 | ||
Лабораторные занятия №3 Настройка связанных контуров №4 Исследование работы связанных колебательных контуров | 4 | ||||
Практическое занятие №3 Расчет параметров колебательного контура | 2 | ||||
Самостоятельная работа Проработка конспектов занятий, учебных изданий и дополнительной литературы и ответы на контрольные вопросы. Подготовка к лабораторным работам и практическому занятию. Решение задач Подготовка докладов (сообщений) и презентаций по теме. | 6 | ||||
Контрольное занятие | Зачет по разделу 2Занятие в форме деловой игры «Звездный час» | 2 | 3 | ||
1 | 2 | 3 | 4 | ||
Раздел 3 Четырехполюсники | 60 | ||||
Тема 3.1 Четырехполюсники и переходные трансформаторы | Содержание учебного материала Определения и классификация пассивных четырехполюсников. Сущность теории четырехполюсников и уравнения передачи четырехполюсников различных конфигураций. Режимы короткого замыкания и холостого хода в четырехполюсниках. Матрицы А-параметров четырехполюсников. Входное и характеристическое сопротивления четырехполюсников. Согласованная нагрузка четырехполюсников. Характеристическое и рабочее затухания четырехполюсников. Определение переходных трансформаторов и физическая сущность трансформации нагрузочного сопротивления. Применение переходного трансформатора в качестве согласующего элемента между каскадами. Переходные автотрансформаторы и практические схемы их включения в технике радиосвязи | 6 | 2 3 | ||
Практическое занятие №4 Определение параметров четырехполюсников | 2 | ||||
Самостоятельная работа Подготовка докладов (сообщений) по теме. Проработка конспектов занятий, учебных и дополнительных изданий (по вопросам к разделам и главам учебных изданий). Подготовка к практическому занятию | 4 | ||||
Тема 3.2. Электрические частотные фильтры | Содержание учебного материала Назначение, классификация и параметры частотных фильтров. Фильтры типа «k»: определения, схемы, основные резонансные характеристики, преимущества и недостатки. Производные фильтры типа «m»: определения, схемы, основные резонансные характеристики, их преимущества и недостатки. Комбинированные частотные фильтры, их синтез и упрощение схемы. Особенности расчета частотных фильтров по рабочим параметрам. Нормированные схемы и характеристики частотных фильтров, пересчет схем нормированных фильтров на реальную нагрузку и полосу пропускания. Безындукционные электрические частотные фильтры. Схемы и особенности пассивных RC-фильтров. Пьезоэлектрические и магнитострикционные частотные фильтры | 14 | 2 3 | ||
Лабораторные занятия №5 Исследование работы фильтра нижних частот (ФНЧ) №6 Исследование работы фильтра верхних частот (ФВЧ) | 4 | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | ||
| Практические занятия №5 Расчет схемы активного фильтра №6 Расчет элементов фильтров типа "k" №7 Расчёт схемы фильтра с характеристикой Баттерворта или Чебышева №8 Расчет элементов фильтров типа "m" №9 Составление схем комбинированных фильтров | 14 | |||
Самостоятельная работа Подготовка докладов (сообщений) по теме: Проработка конспектов занятий, учебных и дополнительных изданий (по вопросам к разделам и главам учебных изданий). Подготовка к лабораторным работам и практическим занятиям. Решение задач. | 14 | ||||
Итоговый контроль | Контрольная работа | 2 | 3 | ||
Всего | 124 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)