Список использованной литературы

 

1. Бонгард - Левин Г. М. Древняя Индия. Историко-культурные связи. - М.: «Наука», 1982. - 344 с.

 

2. Вигасин А. А., Дандамаев Магомед Абдул - Кадырович. Крюков М. В. и др. История Древнего Востока. - М.: «Высшая школа», 1999. - 462 с.

 

3. Воскресенская Н. О. Культурология. - История мировой культуры. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, Единство, 2003. - 759 с.

 

4. Драч Г. В. Культурология. - Ростов н/Д: «Феникс», 1995. - 576 с.

 

5. Карпушина С. В. Карпушин В. А. История мировой культуры. - М.: «Nota Bene», 1998. - 536 с.

 

6. Конрад Н. И., Бонгард - Левин Г. М. Индийская культура и буддизм. - М.: «Наука», 1972. - 278 с.

 

7. Кузьмина М. Т., Мальцева Н. Л. История зарубежного искусства. - 4-е изд. - М.: Изобр. Иск-во, 1984. - 504 с.

 

8. Малюга Ю.Я. Культурология. М.,1998. - 333 с.

 

9. Маркова А. Н. Культурология. История мировой культуры. - М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. - 600 с.

 

10. Мень Александр. История религии. В 2 кн. Кн. 1-я: В поисках Пути, Истины и Жизни: Учеб. пособие. -- М.: Издательская группа «ФОРУМ-ИНФРА-М», 2001. - 216 с.

11. Радугин А. А. Культурология. - М.: «Центр», 1997. - 304 с.

 

12. Садохин А. П.. Грушевицкая Т. Г. Мировая художественная культура. - М.: ЮНИТИ - ДАНА. 2000. - 559 с.

 

13. Эренгросс Б. А. Мировая художественная культура. - М.: Высшая шк., 2001. - 767 с.

Размещено на Allbest.ru


 


Средневековая культура

Средневековая культура является эпохой ренессанса (возрождение). Разделяется по векам 13 век-триченто, 14-кватроченто, 15-чинквиченто. Характерезуется резким подъёмом в культуре и в искусстве, переход от библейских сюжетов к реальной жизни. В данную эпоху появились самые яркие личности в обществе и искусстве-Леонардо да Винчи, Микельанжило де Караваджо, Тициан и др. Список можно перечислять долго. Эти имена всем хорошо известны. В этот период было много изобретений, научных открытий. Этот период очень значительный в истории развития человечества.

Итак, средневековая культура проявилась в обработке, оформлении, облагораживании и природы (окружающей человека среды) и самого человека. Что касается природы, то она оформлялась и в крестьянском труде (природопользовании) и в труде ремесленном, создававшем своеобразную эстетику быта, в строительстве храмов, замков (и иных сооружений), насыщении их произведениями искусства.

 

Обработка человека касалась и его внешности, и поведения, и духовного мира. Разнообразие одеяний, причесок, украшений, развитие к концу Средневековья личной гигиены, – все это и многое другое, было моментами и цивилизующими и окультуривающими жизнь. И, тем не менее, не это дает представление о своеобразии именно культуры.

 

Для собственно культуры (высшего уровня) характерным стало то, что высшей ценностью жизни стал христианский Бог (вера в него), и, в то же время высокой ценностью мог оказываться сам верующий человек.

 

Действительно культурный человек эпохи средневековья должен был быть, во-первых, христианином, и быть неформально. То есть, он должен был по-христиански относиться к окружающему божьему миру и, особенно, к людям (даже если они не были христианами), и жить по-христиански добродетельно.

 

Во-вторых, независимо от того, к какому социальному слою он принадлежал, ему должно было быть свойственно рыцарское отношение к миру (реализующее рыцарский идеал), отношение Христова воина, мужественного защитника сирых и слабых, галантного кавалера, умеющего проявить чувства любви и сострадания. При этом речь не идет о святости, об аскезе (хотя и это могло быть), как о скучной добродетели или о рациональной мужественности.

 

Напротив, проявления и страстного аскетизма и буйства чувств могли быть яркими, переходящими грань допустимого, грань разумного (это не “мера” древних греков). Но нарушения христианских заповедей, рыцарских норм отношений вызывали столь же яркое искреннее раскаяние, сильные мучения совести.

 

В-третьих, в культурном средневековом человеке должен был жить и художник, поэт; пусть только в восприятии эстетических и художественных явлений. Ему должно было быть свойственно умение оценить красоту природы, поступка человека, художественную привлекательность ремесленных творений, архитектурное изящество, поэтичность литературных произведений. А чтобы, последнее стало возможным, он должен был знать языки. И не только латынь (что для культурного человека Средних веков стало, в конце концов, обязательным), но и языки искусств.

 

Разумеется, такой идеал не мог воплощаться в конкретных людях целиком и полностью. Как и обычно, культура в Средние века в большей мере могла реализоваться на ее специализированном уровне – в самопроявлении человека, реализации его способностей в “ролях” рыцаря, священника, монаха, ремесленника и т. д.

 

Подавляющее же большинство населения средневековой Европы достигало лишь низшего уровня культуры в стремлении выжить, обрести устойчивость, относительный покой в жизни, гарантию хотя бы минимального вещного и душевного благополучия. Для массы средневековых людей было характерным то, что житейские чувственные радости были чрезвычайно остры и ярки на фоне общего безрадостного существования. Поэтому особенно ценились и разные

 

околокультурные развлекательные формы бытия: празднества, пиры, процессии, зрелища, иногда весьма сомнительные в нравственном отношении развлечения.

 

В сравнении с более ранними историческими этапами, Средневековье создало и новые ценности культуры и возможности для дальнейшего роста духовного богатства. Хотя в эту же эпоху уничтожались ценности античной культуры и были порождены чудовищные антикультурные явления, подготовлено многое из того, что позже стало “работать” против культуры в Европе и за ее пределами.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: