Особенности европейской средневековой культуры

Важнейшей особенностью европейской средневековой культуры является особая роль христианского вероучения и христианской церкви. В условиях всеобщего упадка культуры сразу после разрушения Римской Империи только церковь в течение многих веков оставалась единственным социальным институтом, общим для всех европейских стран, племен и государств. Церковь оказывала огромное влияние на формирование религиозного мировоззрения, распространяя идеи христианства, проповедуя любовь, всепрощение и всем понятные нормы социального общежития, веру во всеобщее счастье, равенство, добро. В средние века картина мира основывалась главным образом на образах и толкованиях Библии. Исходным пунктом объяснения мира было полное, безусловное противопоставление Бога и природы. Неба и Земли, души и тела. В сознании человека эпохи средневековья мир виделся как арена противоборства добра и зла, как некая иерархическая система, в которой нашлось место и Богу, и ангелам, и людям, и потусторонним силам тьмы. При этом сознание человека эпохи средневековья было глубоко магическим. Это была культура молитв, сказок, мифов, волшебных заклятий. Значение слова записанного и особенно звучащего было чрезвычайно велико. История культуры Средневековья — история борьбы церкви и государства. Положение и роль искусства были сложными и противоречивыми. Но, несмотря на это, в течение всего периода развития европейской средневековой культуры происходили поиски смысловой опоры духовной общности людей.

 

Периодизация

 

Под средневековой европейской культурой следует понимать культуру поры раннего (V—XIII вв.) феодализма в странах Западной Европы. Каждому из этих периодов присущи свои особенности, изучение которых помогает сформировать представления о закономерностях движения культурного процесса в западно-европейских странах.

 

Ранний период.

С конца IV в. началось «великое переселение народов». Вандалы, готы, гунны и другие народности вторгались в пределы Западной Римской империи, получая поддержку угнетенного местного населения. Когда в 476 г. Западная римская империя распалась, наее территории образовался ряд недолговечных государств. В Галлии и Западной Германии — франки, на севере Испании — вестготы, в Северной Италии — остготы, в Британии — англосаксы, смешиваясь с коренным населением, состоявшим преимущественно из кельтов и так называемых римлян, образовывали конгломерат различных национальностей, объединенных понятием «римский гражданин».

 

Везде, где господство Рима пустило более глубокие корни, «романизация» захватывала все области культуры: господствующим языком был латинский, господствующим правом — римское право, господствующей религией — христианство. Варварские народы, создававшие свои государства иа развалинах Римской Империи, оказались либо в римской, либо в романизированной среде.

 

Однако следует отметить кризис культуры античного мира в период нашествия варваров, усугубившийся привнесением их наивного мифологического мышления, поклонением стихийным силам природы. Все это отразилось на культурном процессе раннего Средневековья.

 

Переход от «варварских империй» к «Классическим государствам средневековой Европы», связанный с утверждением феодальных отношений, был периодом социальных и военных потрясений. В IX—Х вв. европейские народы боролись против набегов мавров, венгров, норманнов. Эта пора, прошедшая в феодальных междоусобицах, характеризуется временным упадком и оскудением духовной культуры.

 

Поздний период.

На первом этапе позднего феодализма (XI—XII вв.) ремесло, торговля, городская жизнь были слабо развиты. Безраздельно господствовали феодалы-землевладельцы. Король был скорее декоративной фигурой, завершавшей иерархическую пирамиду, первым среди равных, но не олицетворением государственной власти. Однако с конца XI в. (особенно во Франции) королевская власть начинает укрепляться, постепенно создаются централизованные феодальные государства, в которых подъем феодальной экономики способствует становлению культурного процесса. Большую роль в конце этого периода сыграли крестовые походы, ознакомившие Западную Европу с богатой культурой Арабского Востока и ускорившие рост ремесел.

 

Второй этап в истории зрелого европейского Средневековья (XI в.) связан с дальнейшим ростом производительных сил феодального общества. Оформилось разделение между городом и деревней, интенсивно развивались ремесла и торговля. Устраняется феодальная анархия, королевская власть становится сознательной выразительницей идей государственного развития страны. Опорой этой власти становятся рыцарство и богатые горожане. Мощного развития достигает экономика и культура феодальных городов. Некоторые из них добиваются самоуправления. В Италии и других странах возникают города-государства (Венеция, Флоренция). Лига-союз ломбардских городов добилась независимости от власти императора.

 

Особенности мировоззрения

 

Феодальное общество породило новую культуру, отличную от культуры античного рабовладельческого общества.

Главной ее носительницей была церковь, охранительница и защитница класса феодалов.

Средневековая культура заимствовала от погибшего древнего мира лишь христианство да несколько полуразрушенных городов. Вся культура раннего средневековья получила религиозную окраску. Античную философию сменило богословие, пришли в упадок математические и естественно-научные дисциплины, литература свелась к житиям святых, история — к монастырским Хроникам. Обучение было полностью монополизировано церковью. Она утверждала школьную программу и отбирала контингент учащихся, формируя церковную иерархию. Она отвергала светское знание, фальсифицировала античных авторов, ревниво оберегала античные книги в недрах монастырских библиотек.

 

По мнению Тертуллиана (писателя-церковника), сами понятия «философ» и «христианин» —диаметрально противоположны. Но взамен античной философии возникает христианская теология, под знаком которой развивается средневековая культура.

 

Культурология для технических вузов. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2001.

 

Желающие опубликовать свои работы (статьи, дипломные, рефераты) в библиотеке, присылайте их на library@countries.ru!

 

TopList КНИГИ, сделать ЗАКАЗ КНИГИ ПОЧТОЙ в книжных магазинах БИБЛИО-ГЛОБУС, ОЗОН/OZON, БОЛЕРО/BOLERO, ТОП-КНИГА, БИБЛИОН и других

 

 

Временные рамки[править | править вики-текст]

Российская и западная медиевистика считают началом средневековья крушение Западной Римской империи в конце V века (считается, что империя прекратила своё существование 4 сентября 476 года, когда Ромул Август отрёкся от престола), однако в энциклопедическом издании ЮНЕСКО «История человечества» рубеж был проведён по моменту возникновения ислама (начало VII века). Относительно конца средневековья у историков нет единого мнения[1]. Предлагалось считать таковым: падение Константинополя (1453), открытие Америки (1492), начало Реформации (1517), битву при Павии (1525), начало Английской революции (1640), конец Тридцатилетней войны, Вестфальский мир и уравнение в правах католиков и протестантов по принципу cujus regio, ejus religio в 1648 году, 1660-е годы, рубеж 1670-х-1680-х годов, рубеж 1680-х-1690-х годов и некоторые другие периоды. Сторонники так называемого долгого средневековья, основываясь на данных о развитии не правящей элиты, а простого народа, считают окончанием средневековья, повлекшим за собой изменения во всех слоях европейского общества, Великую французскую революцию. В последние годы российская медиевистика относит окончание периода средневековья к середине или концу XV — началу XVI веков[2]. Наиболее верным является рассмотрение средневековья одновременно и как всемирного процесса, и как явления, имевшего в каждой стране свои особенности и свой период. Например, если итальянские историки считают началом нового времени XIV век, то в России начало новой истории принято относить к концу XVII и первым десятилетиям XVIII века. Очень трудно систематизировать в рамках европейского средневековья, например, историю государств Азии, Африки, доколумбовой Америки. Разногласия в хронологии эпохи и невозможность применения термина средневековье ко всем государствам мира подтверждает его условный характер.

 

Терминология[править | править вики-текст]

 

Известный русский медиевист Тимофей Грановский

Термин «средние века» (лат. ævum medium — средний век) был впервые введён итальянским гуманистом Флавио Бьондо (1453). До Бьондо доминирующим термином для обозначения периода со времени падения Западной Римской империи до Возрождения было введённое Петраркой понятие «тёмные века», которое в современной историографии означает более узкий отрезок времени (VI—VIII века).

 

В XV-XVI веках этот период истории носил следующие названия: media tempestas (лат. среднее время; с 1469 г.), media antiquitas (лат. средняя античность; с 1494 г.), medium tempus (лат. среднее время; с 1531 г.), saeculum medium (лат. средний век; с 1596 г.)[3].

 

Гуманисты намеревались обозначить таким образом пограничную эпоху между античностью, которая их вдохновляла, и современным им временем. Так как гуманисты прежде всего оценивали состояние языка, письменности, литературы и искусства, то этот «срединный» период казался им воплощением одичания античного мира, варварства и «кухонной» латыни.

 

В XVII веке термин «средние века» ввёл в оборот профессор Галльского университета Христофор Целлариус (Келлер), положив начало так называемой гуманистической трихотомии. Он разделил всемирную историю на античность, средневековье и новое время. Келлер считал, что средневековье длилось с 395 года (окончательное разделение Римской империи на Восточную и Западную) и вплоть до 1453 года (падение Константинополя)[4].

 

В узком смысле слова термин «средневековье» применяется только по отношению к западноевропейскому средневековью. В этом случае данный термин подразумевает ряд специфических особенностей религиозной, экономической и политической жизни: феодальная система землепользования (феодалы-землевладельцы и полузависимые крестьяне), система вассалитета (связывающие феодалов отношения сеньора и вассала), безусловное доминирование Церкви в религиозной жизни, политическая власть церкви (инквизиция, церковные суды, существование епископов-феодалов), идеалы монашества и рыцарства (сочетание духовной практики аскетического самосовершенствования и альтруистического служения обществу), расцвет средневековой архитектуры — готики. В более широком смысле данный термин может применяться к любой культуре, но в этом случае он обозначает либо преимущественно хронологическую принадлежность и не указывает на наличие вышеперечисленных особенностей западноевропейского средневековья (к примеру — «средневековый Китай»), либо, наоборот, указывает на исторический период, имеющий признаки европейского средневековья (в основном феодализм), но не совпадающий по хронологии со средними веками Европы (например, японское средневековье).

 

Периодизация[править | править вики-текст]

 Просмотр этого шаблона Периоды Средневековья

Раннее (конец V — сер. XI вв.) • Высокое (классическое) (сер. XI — конец XIV вв.) • Позднее, или раннее новое время (XIV—XVI вв.)

Средневековье условно делится на три основных периода[5]:

 

Раннее Средневековье (конец V — середина XI веков).

Высокое, или Классическое, Средневековье (середина XI — конец XIV веков).

Позднее Средневековье или Раннее Новое время (XIV—XVI века).

Представители французской школы Анналов выдвинули идею «долгого средневековья». По ней период средневековья завершается в конце XVIII века[6].

 

 

Европа в 1328 году

 

 

Европа в 1430-е

 

 

Европа в 1470-е

Источники[править | править вики-текст]

Источники по периоду Средневековья условно подразделяются на пять типов:

 

природно-географические;

этнографические;

вещественные источники;

художественно-изобразительные (архитектура, живопись, скульптура, прикладное искусство);

письменные.

Письменные источники в свою очередь подразделяются на:

 

нарративные, то есть исторические повествования (анналы, хроники, биографии, генеалогии, истории и т. п.), агиографические сочинения, эпистолярные памятники, проповеди и наставления, научная и художественная литература;

документальные;

законодательные.

Истоки: закат Римской империи[править | править вики-текст]

 

IX век. Изображение Карла Великого с папами Геласием I и Григорием I

Падение Западной Римской империи[править | править вики-текст]

Основная статья: Падение Западной Римской империи

Начиная со второго столетия могущество Римской империи пошло на убыль. Постепенно пришли в упадок морская торговля и развитие городов, сократился прирост населения. Постоянные набеги варваров и политический кризис ослабляли империю. В 410 году вестготами был взят Рим, а 4 сентября 476 года вождь германцев Одоакр заставил последнего западного римского императора, 16-летнего Ромула Августула отречься от престола. С согласия Зенона Одоакр признал императором Запада предшественника Ромула Августула императора Юлия по прозвищу Непот[7]. 12-вековое господство Рима завершилось.

 

Раннее средневековье[править | править вики-текст]

Основная статья: Раннее Средневековье

 

Свадьба Юстиниана I и Феодоры. VI век. Мозаика в базилике Сан-Витале в Равенне

Период европейской истории, начавшийся вскоре после распада Римской империи, длился около пяти веков (приблизительно с 500 по 1000 гг). В эпоху раннего Средневековья произошло великое переселение народов: появились племена викингов, возникли королевства остготов в Италии и вестготов в Аквитании и на Пиренейском полуострове, образовалось Франкское государство, в период своего расцвета занимавшее большую часть Европы. Северная Африка и Испания вошли в состав арабского Халифата, на Британских островах существовало множество небольших государств англов, саксов и кельтов, появились государства в Скандинавии, а также в центральной и восточной Европе: Великая Моравия и Древнерусское государство.

 

Великое переселение народов[править | править вики-текст]

Основная статья: Великое переселение народов

 

Карта Европы и пути миграции народов

Великое переселение народов — условное название совокупности этнических перемещений в Европе в IV—VII веках, главным образом с периферии Римской империи на её территорию. Этот процесс можно рассматривать в качестве составной части глобальных миграционных процессов охватывающих семь-восемь веков. Характерной особенностью переселения был тот факт, что ядро Западной Римской империи (включая в первую очередь Италию, Галлию (современная Франция), Испанию и отчасти Дакию), куда направилась в конечном счёте масса германских переселенцев, к началу V века нашей эры уже была достаточно плотно заселена самими римлянами и романизированными кельтскими народами. Поэтому великое переселение народов сопровождалось культурными, языковыми, а затем и религиозными конфликтами между германским и романизированным населениями. Великие переселения заложили основу противостояния между германскими и романскими народами, в каком-то смысле дошедшего и до наших дней. В переселении активно участвовали славянские народы, тюрки, иранцы (аланы) и финно-угорские племена.

 

Реконкиста[править | править вики-текст]

Основная статья: Реконкиста

Реконкиста (отвоёвывание Пиренейского полуострова христианскими народами) началась в районе Ковадонги сегодняшней Астурии, которая единственная не была завоёвана маврами. Её инициировал князь Пелайо в 722 году. Реконкиста шла с переменным успехом, связанным с тем, что феодальные распри заставляли христианских государей бороться друг с другом и со своими вассалами. Случались и явные неудачи, например битва при Аларкосе. Закончилась реконкиста в 1492 году, когда Фердинанд II Арагонский и Изабелла I Кастильская изгнали последнего мавританского властителя с Иберийского полуострова. Они объединили бо́льшую часть Испании под своей властью (Наварра была включена в состав Испании в 1512 году).

 

Византийская империя[править | править вики-текст]

Основная статья: Византийская империя

Название Восточной Римской империи в западной исторической науке. Название «Византийская империя» (по городу Виза́нтий, на месте которого римский император Константин I Великий в начале IV века заложил Константинополь) государство получило в трудах западноевропейских историков уже после своего падения. Сами византийцы называли себя римлянами — по-гречески «ромеями», а свою державу — «римской», «ромейской».

 

Франкское государство[править | править вики-текст]

Основная статья: Франкское государство

 

Расширение Франкского государства c 481 года по 870.

Условное название государства в Западной и Центральной Европе c V по IX век, которое образовалось на территории Западной Римской империи одновременно с другими варварскими королевствами.

 

Меровинги[править | править вики-текст]

Основная статья: Меровинги

Первая династия франкских королей в истории Франции. Короли этой династии правили с конца V до середины VIII века на территории современных Франции и Бельгии. Они происходили из салических франков, которые в V веке обосновались в Камбре (Хлодион Длинноволосый) и в Турне (Хильдерик I).

 

Высокое средневековье[править | править вики-текст]

 

Запечатлённая на знаменитом гобелене из Байе битва при Гастингсе — судьбоносное для истории Англии сражение, в котором норманны одержали победу над англо-саксами

Основная статья: Высокое средневековье

Период европейской истории, продлившийся приблизительно с 1000 по 1300 гг. Эпоха высокого средневековья сменила раннее средневековье и предшествовала позднему средневековью. Основной характеризующей тенденцией этого периода стало быстрое увеличение численности населения Европы, что привело в свою очередь к резким изменениям в социальной, политической и других сферах жизни.

 

В высокое средневековье начинает активно процветать Европа. Приход в Скандинавию христианства. Распад Каролингской империи на два отдельных государства, на территориях которых позднее сформировались современные Германия и Франция. Организация христианами крестовых походов с целью отвоевания у сельджуков Палестины. Развиваются и богатеют города (смотри статью Средневековый город). Очень активно развивается культура. Появляются новые стили и направления в архитектуре и музыке.

 

В Восточной Европе эпоха высокого средневековья ознаменована расцветом Древнерусского государства и появлением на исторической сцене Польши и Великого княжества Литовского. Нашествие монголов в XIII веке нанесло непоправимый ущерб развитию Восточной Европы. Многие государства этого региона были разграблены и порабощены.

 

Феодализм[править | править вики-текст]

Основная статья: Феодализм

В результате объединения частично разрушенной западноримской социально-экономической структуры и германской протомилитомагнарной системы производственных отношений возник совершенно новый общественно-экономический уклад и соответственно способ производства, который принято называть феодальным. Сам факт слияния порядков коренного населения Западной Римской империи с германскими давно уже замечен историками, которые назвали это явление романо-германским синтезом[8].

 

 

Данте, фреска Доменико ди Микелино, 1465 г.

Крестовые походы[править | править вики-текст]

Основная статья: Крестовые походы

Одной из определяющих черт эпохи высокого средневековья были крестовые походы, организованные христианами с целью отвоевания у сельджуков Палестины. Крестовые походы оказывали мощнейшее влияние на все слои средневекового общества — от возглавлявших эти походы королей и императоров до простых крестьян, чьи хозяева проводили долгие годы в сражениях на Востоке. Расцвет идеи крестовых походов пришёлся на XII век, когда после первого крестового похода на отвоёванных территориях образовалось христианское государство — Иерусалимское королевство. В XIII веке и позже христиане предпринимали несколько крестовых походов против других христиан, а также против некоторых язычников, исповедовавших другие, нехристианские религии.

 

Церковь[править | править вики-текст]

Схизма 1054 года привела к образованию двух основных ветвей христианской церкви — римско-католической церкви в Западной Европе и православной церкви в Восточной. Раскол произошёл в результате конфликта между римским легатом кардиналом Гумбертом и патриархом Константинопольским Михаилом Кируларием, во время которого церковники предали друг друга анафеме.

 

Схоластика[править | править вики-текст]

Основная статья: Схоластика

 

Образ школы в XIV веке

Систематическая средневековая философия, сконцентрированная вокруг университетов и представляющая собой синтез христианского (католического) богословия и логики Аристотеля.

 

Торговля и коммерция[править | править вики-текст]

В XII веке в Северной Европе был основан Ганзейский союз во главе с городом Любек. В состав союза вошли многие северные города Священной Римской империи — Амстердам, Кёльн, Бремен, Ганновер и Берлин — и других регионов — например Брюгге и Гданьск. Союз осуществлял посредническую торговлю между Западной, Северной и Восточной Европой, состоял в торговых отношениях со многими другими городами, в числе которых были Берген и Новгород.

 

В конце XIII века венецианский путешественник Марко Поло одним из первых в Европе отправился по Великому шёлковому пути в Китай, а по возвращении тщательно описал увиденное во время путешествия, открыв западному человеку мир Азии и Востока. Вслед за ним на Восток отправились многочисленные миссионеры — Гильом де Рубрук, Джованни Плано Карпини, Андре де Лонжюмо, Одорик Порденоне, Джованни де Маригнолли, Джованни ди Монте Корвино — и путешественники, такие как Никколо Конти.

 

Развитие науки и технологий[править | править вики-текст]

Основные статьи: Наука в средние века, средневековые технологии

 

Оксфордский, Кембриджский и многие другие университеты были основаны в это время

Начиная с XII—XIII веков в Европе произошёл резкий подъём развития технологий и увеличилось число нововведений в средствах производства, что способствовало экономическому росту региона. Менее чем за столетие было сделано больше изобретений, чем за предыдущую тысячу лет.

 

Были изобретены пушки, очки, артезианские скважины и кросс-культурные внедрения: порох, шёлк, компас и астролябия пришли с Востока. Были также большие успехи в судостроении и в часах. В то же время огромное количество греческих и арабских работ по медицине и науке были переведены и распространены по всей Европе.

 

Позднее средневековье[править | править вики-текст]

Основная статья: Позднее средневековье

 

Жанна д'Арк, миниатюра второй половины XV в.

Позднему средневековью предшествовало высокое средневековье, а последующий период называется новое время. Историки резко расходятся в определении верхней границы позднего средневековья. Если в российской исторической науке принято определять его окончание английской гражданской войной, то в западноевропейской науке конец средневековья обычно связывают с началом церковной реформации или эпохи великих географических открытий. Позднее средневековье называют также эпохой Возрождения.

 

Около 1300 года период роста и процветания Европы закончился целой серией бедствий, таких как великий голод 1315—1317 гг., который случился из-за необыкновенно холодных и дождливых лет, погубивший урожай. За голодом и болезнями последовала Чёрная смерть, эпидемия чумы, которая уничтожила более половины европейского населения. Разрушение социального строя привело к массовым волнениям, именно в это время бушевали известные крестьянские войны в Англии и Франции, такие как Жакерия. Депопуляция европейского населения была довершена опустошениями, произведёнными монголо-татарским нашествием и Столетней войной. Для России позднее средневековье начинается монголо-татарским игом, с окончанием которого на политическую арену выходит Русское царство.

 

Столетняя война[править | править вики-текст]

Основная статья: Столетняя война

 

Битва при Креси

Серия военных конфликтов между Англией и её союзниками с одной стороны и Францией и её союзниками с другой, длившихся примерно с 1337 по 1453 годы. Поводом к этим конфликтам были притязания на французский престол английской королевской династии

 

 

Столетняя война[править | править вики-текст]

Основная статья: Столетняя война

 

Битва при Креси

Серия военных конфликтов между Англией и её союзниками с одной стороны и Францией и её союзниками с другой, длившихся примерно с 1337 по 1453 годы. Поводом к этим конфликтам были притязания на французский престол английской королевской династии Плантагенетов, стремящейся вернуть территории на континенте, ранее принадлежавшие английским королям. Плантагенеты также были связаны узами родства с французской династией Капетингов. Франция в свою очередь стремилась вытеснить англичан из Гиени, которая была закреплена за ними Парижским договором 1259 года. Несмотря на начальные успехи, Англия так и не добилась своей цели в войне, а в результате войны на континенте у неё остался только порт Кале, который она удерживала до 1558 года.

 

Завоевания Османской империи[править | править вики-текст]

 

Расширение и падение Османской империи (1300—1923)

На протяжении 6-ти веков, с XI по XVI, Османская империя завоёвывала всё новые и новые территории. В 1453 году турки взяли Константинополь, тем самым захватив всю Византийскую империю. В 1459 была завоёвана вся Сербия (кроме Белграда, взятого в 1521 году) и обращена в османский пашалык. В 1460 году завоёвано Афинское герцогство и вслед за ним почти вся Греция, за исключением некоторых приморских городов, оставшихся во власти Венеции. В 1462 завоёваны остров Лесбос и Валахия, в 1463 — Босния. В 1483 Турция покорила Герцеговину. Балканский полуостров полностью оказался в руках султана. В 1517 году турки взяли Каир. В конце XV века турки захватили Крым, полностью овладев Чёрным морем и торговыми путями через него, Валахию и Молдавию. Под их властью оказались Закавказье, Передняя Азия и Северная Африка. Алжир заняли турки-пираты. В 1534 году был завоёван Багдад. В конце XVI века завоевания прекратились. Армия стала распадаться, так как воины превратили свои участки в наследственное владение и уклонялись от службы. Начался упадок Османской империи.

 

Реформация[править | править вики-текст]

Основная статья: Реформация

Массовое религиозное и общественно-политическое движение в Западной и Центральной Европе в XVI веке, направленное на реформирование церкви в соответствии с её первоначальными канонами. Помимо религиозных Реформация также включала в себя политические, экономические и культурные аспекты.

 

Направления в западном искусстве[править | править вики-текст]

В средние века очень активно стали появляться и развиваться новые стили и направления в архитектуре.

 

Романский стиль[править | править вики-текст]

Основная статья: Романский стиль

 

Бамбергский собор, восточный фасад с двумя башнями и полигональными хорами

Это стиль в западно-европейском искусстве X—XII веков. Наиболее полно он выразился в архитектуре. Романский стиль, художественный стиль, господствовавший в Западной Европе (а также затронувший некоторые страны Восточной Европы) в X—XII вв. (в ряде мест — и в XIII в.), один из важнейших этапов развития средневекового европейского искусства. Термин «Р. с.» был введён в начале XIX в.

 

Готика[править | править вики-текст]

Основная статья: Готика

 

Готический собор в Кутансе, Франция

Период в развитии средневекового искусства, охватывавший почти все области материальной культуры и развивавшийся на территории Западной, Центральной и отчасти Восточной Европы с XII по XV век. Готика пришла на смену романскому стилю, постепенно вытесняя его. Хотя термин «готический стиль» чаще всего применяется к архитектурным сооружениям, готика охватывала также скульптуру, живопись, книжную миниатюру, костюм, орнамент и т. д. Понятие «русской готики» фактически неверно, но при Николае II было полностью утверждено в Британской империи, герцогстве Дармштацком, Российской империи, а также в ряде исламских государств.

 

Ренессанс[править | править вики-текст]

Основная статья: Эпоха Возрождения

 

«Витрувианский человек» Леонардо да Винчи

Эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре средних веков и предшествующая культуре нового времени. Примерные хронологические рамки эпохи — XIII—XVI века.

 

Отличительная черта эпохи Возрождения — светский характер культуры и её антропоцентризм (то есть интерес, в первую очередь, к человеку и его деятельности). Появляется интерес к античной культуре, происходит как бы её «возрождение» — так и появился термин.

 

Азия, Африка, Океания и Америка в Средние века[править | править вики-текст]

Азиатские государства Индия и Китай очень активно стали развиваться благодаря торговле. Стал очень активно использоваться Великий шёлковый путь, лежавший через страны Южной Европы, Центральной и Средней Азии. Шёлковый путь сыграл большую роль в развитии экономических и культурных связей народов Передней Азии, Средней Азии и Китая, он, например, служил проводником в диффузии различных инноваций, в том числе в искусстве (танцы, музыка, изобразительное искусство, архитектура), религии (христианство, буддизм, ислам, манихейство), технологии (само производство шёлка, а также пороха, бумаги и т. п.).

 

Вторжение монголов в Индию и Китай[править | править вики-текст]

В 1206 году монгольским правителем стал Чингисхан, создавший прекрасное войско. В 1211 монголы обрушились на Китай и в 1215 взяли Пекин.

 

Завоевание Китая продолжилось до 1279 года. Но в конце XIII века держава распалась на улусы с Чингизидами во главе.

 

В середине XIV века произошло Восстание Красных повязок. Его основу составили крестьяне, их поддержали жители городов. Восставшие заняли столицу и начали теснить завоевателей к границам. В 1386 году последний монгольский император бежал на север. В Китае установилась династия Мин и в стране начался экономический и культурный подъём.

 

В 1389 году в Индию вторглись войска Тимура. Разграбив страну, монголы заняли Дели. 100 000 пленников были казнены. В Самарканд Тимур отправил несметные сокровища, а Индия на долгие годы пришла в запустение.

 

В 1526 году в Индию вторгся Бабур. Его войско из тюрков, монголов и афганцев было хорошо вооружено. Он разгромил последнего делийского султана, овладел Дели и образовал империю Великих Моголов.

 

Преемники Бабура захватили весь Индостан. Под их властью междоусобицы на время прекратились.

 

Америка. Доколумбовы цивилизации[править | править вики-текст]

Цивилизации, существовавшие на континентах Северной и Южной Америки и исчезнувшие до появления там европейских колонистов в XV веке.

 

Майя — майя использовали двенадцатеричную систему счета, первыми придумали «0». Города Майя создавались из огромных каменных глыб. В центре города возводились пирамиды-храмы наподобие египетских. Улицы, перпендикулярные друг другу, были вымощены каменными плитами.

 

Камень Солнца

Ацтеки — численность армии достигала 150 тысяч. Простолюдины за подвиги могли стать знатью. Ацтеки славились ювелирными ремеслами. В городах работали школы, где обучали счёту, чтению, письму, истории, ораторскому искусству. Огромное внимание уделялось развитию поэзии.

 

Крепость Саксайуаман

Инки — в Андах, на западе Южной Америки находилось государство инков, возглавляемое Великим Инкой. Он был сыном Солнца, с народом разговаривал через вельмож и не надевал дважды одну и ту же одежду. Власть Инка передавал сыновьям по выбору. Покорёнными народами правила местная знать. Всё государство было военизировано.

Армия делилась на десятки, сотни и т. д. Малейшее нарушение дисциплины каралось смертью. Вся земля была поделена на 3 части — земли Инки, жрецов и общинные. В общине мужчинам доставался надел, а женщинам — полнадела. Все жители участвовали в государственных работах. В это время их семьи содержала община.

 

Все жители были обязаны вступать в брак. Никому нельзя было иметь имущества больше предписанного. Контролёры следили, чтобы население не страдало от голода. Через страну проходили 2 главные дороги, было налажено почтовое сообщение. Дети «сынов Солнца» учились в школах.

 

Африка[править | править вики-текст]

Народы Африки развивались неравномерно. В центре континента жили пигмеи и бушмены, занимавшиеся охотой и собирательством. Жители Сахары разводили скот, а в оазисах обрабатывали землю, выращивали просо, рис, хлопок, кокосовые пальмы, сахарный тростник и занимались ремеслом.

 

В междуречье Нигера и Судана возникли города — Тимбукту, Гао, Дженне. Население занималось земледелием и добычей золота. Через Судан проходили торговые пути от Средиземного моря к Гвинейскому заливу. Суданцы взимали с караванов пошлины, а затем сами занялись торговлей.

 

Средневековая Океания[править | править вики-текст]

Этот регион был неведом европейцам, которые не знали о существовании этих островов, однако здесь приблизительно в 1200 году закончился процесс колонизации региона местными туземцами, (заселение Новой Зеландии происходило в XI—XIV веках, заселение Самоа и Тонга, как полагают некоторые учёные, произошло в V веке, по иным данным — намного раньше, были заселены в средние века и острова Уоллис и Футуна). В основном здесь был первобытнообщинный строй, но были и очаги разложения этого строя (Микронезия, где классическим памятником этой эпохи является знаменитый комплекс Нан-Мадол) и формирования первой государственности, то есть начала формирования раннеклассового общества. На некоторых островах были свои правители — вожди.

 

Основные государства и образования[править | править вики-текст]

Исторические государства Италии[править | править вики-текст]

Основная статья: Исторические государства Италии

 

Италия около 1000 года

Италия на протяжении всего средневековья и большей части нового времени до XIX века представляла собой конгломерат различных (по размеру и политическому устройству) государственных образований. И хотя германские императоры практически постоянно претендовали на сюзеренитет над Италией, все их попытки либо заканчивались ничем, либо приводили их к номинальной или эпизодической власти.

 

Королевство Ломбардия — королевство, созданное германским племенем лангобардов в VI веке на севере Италии.

Швабия — местность на юго-западе Германии в землях Баден-Вюртемберг и Баварии.

Республика Венеция — республика на северо-востоке Италии со столицей в Венеции.

Маркграфство Верона — республика на северо-востоке Италии с центром в Аквилее и Вероне.

Тосканское маркграфство — регион на северо-западе Италии.

Романья — историческая область в центре Италии, на юго-востоке современного региона Эмилия-Романья, севернее Марке.

Пентаполь — область с 5 городами со времен Птолемеев название Киренаики.

Сполетское герцогство — феодальное государство со столицей в Сполето.

Папская область — теократическое государство, возглавлявшееся папой римским.

Княжество Беневенто — лангобардское государство в Южной Италии.

Сицилийский эмират — мусульманское государство, на острове Сицилия.

Княжество Салерно — лангобардское княжество в Южной Италии.

Амальфитанское герцогство — феодальное государство со столицей в Амальфи в южной Италии.

Герцогство Неаполь — фактически независимое государство в Южной Италии.

Княжество Капуя — фактически независимое государство в Южной Италии.

Герцогство Гаэта — государство на юге Италии с центром Гаэта.

Священная Римская империя[править | править вики-текст]

Основная статья: Священная Римская империя

 

Территория Священной Римской империи в 962—1806 гг.

Государственное образование, существовавшее с 962 года по 1806 год и объединявшее территории Центральной Европы. В период наивысшего расцвета в состав империи входили Германия, являвшаяся её ядром, северная и средняя Италия, Швейцария, Бургундское королевство, Нидерланды, Бельгия, Чехия, Силезия, Эльзас и Лотарингия. Формально состояло из трёх королевств: Германии, Италии и Бургундии.

 

Империя была основана в 962 году восточнофранкским королём Оттоном I и рассматривалась как прямое продолжение античной Римской империи и франкской империи Карла Великого. Процессы становления единого государства в империи за всю историю её существования так и не были завершены, и она оставалась децентрализованным образованием со сложной феодальной иерархической структурой, объединявшей несколько сотен территориально-государственных образований. Во главе империи стоял император. Императорский титул не был наследственным, а присваивался по итогам избрания коллегией курфюрстов. Власть императора никогда не была абсолютной и ограничивалась высшей аристократией Германии, а с конца XV века — рейхстагом, представлявшим интересы основных сословий империи.

 

Культура[править | править вики-текст]

Одежда[править | править вики-текст]

Основная статья: История моды

Раннее средневековье

В основе одежды периода раннего средневековья лежит стиль, оставшийся европейцам от периода великого переселения народов. Это меховые и кожаные плащи, кожаные и костяные элементы защитной одежды, обувь и обмотки для штанов. Длинные и короткие туники, надеваемые одна на одну, плащи — от шкур до сшитых кусков ткани, сколотых, связанных, прошнурованных, с отделкой и без. Штаны: короткие, до колен, длинные, прикреплённые обмотками к икрам и заправленные в кожаные чулки или обувь — постолы.

 

Позднее средневековье

Период господства церкви определил образ жизни средневекового человека, социальные границы общества и эстетическое кредо. Крестовые походы (1095—1270) сопутствовали влиянию восточной моды на европейскую. Унификация, продиктованная бедностью и примитивностью производства, восполняется погоней за объёмом и размером. Рыцарские турниры и вся сопровождавшая их экипировка — латы, штандарты и гербы, блио, попоны лошадей — в своей пестроте и асимметрии рисунков породили костюмы, так и называвшиеся — «гербовыми».

 

Украшения

Основная статья: Украшения

Посуда

Основная статья: Посуда

Искусство[править | править вики-текст]

Основная статья: Искусство Средневековья

Миниатюра[править | править вики-текст]

 

Миниатюра на первой странице Остромирова евангелия (1057)

Выдающиеся произведения миниатюрной живописи и графики развивались в комплексе средневековой книжной культуры христианских и исламских стран. Изобретение печатного станка вызвало к жизни множество форм миниатюрной тиражной графики, от иллюстративной до экслибриса.

 

Иконография[править | править вики-текст]

Основная статья: Иконография

Наиболее популярными иконами в средневековье были изображение Богоматери и изображение Христа[9]. В России в это время писал иконы Андрей Рублёв.

 

Скульптура[править | править вики-текст]

Скульптура в Средние века...

 

Planned section.svg

Этот раздел статьи ещё не написан.

Согласно замыслу одного из участников Википедии, на этом месте должен располагаться специальный раздел.

Вы можете помочь проекту, написав этот раздел.

Живопись[править | править вики-текст]

В эпоху средневековья живопись стала одним из главнейших видов искусства. Перемены в жизни общества и новые технические приемы дали художникам возможность создавать реалистичные, пронизанные глубоким гуманизмом произведения, которым было суждено совершить подлинную революцию в западноевропейском искусстве.

 

Итоги[править | править вики-текст]

 

Дама с единорогом (конец XV века)

В области техники наблюдался большой прогресс: появилась более совершенная конная упряжь и повозки с поворотной осью, стремена у всадников, ветряные мельницы, шарнирный руль на кораблях, доменные печи и чугун, огнестрельное оружие, печатный станок. В средние века появилось организованное профессиональное обучение в виде университетов, однако в целом наука находилась в глубоком упадке. В XII веке на всю Европу приходилось не более 10 учёных, в XIII — не более 15, в XIV — менее 25 (для сравнения: сегодня их сотни тысяч)[10].

 

Также, в это время появились выборно-представительные органы в форме парламента (генеральных штатов, кортесов и т. д.). Эпоха Возрождения, начало которой пришлось на позднее средневековье, стала периодом расцвета искусства — особенно изобразительного — после длительного застоя.

 

См. также[править | править вики-текст]

Книжные утраты в Поздней Античности и «тёмных веках»

Медиевистика — наука о Средневековье

Медиевизм — возвращение (в культуре) к Средневековью[11]

Примечания[править | править вики-текст]

↑ Период настоящего средневековья

↑ История средних веков. М., 2003. С. 24-25.

↑ Гене Б. История и историческая культура средневекового Запада. — М., 2002. С. 11.

↑ История средних веков. — М., 2003. С. 8.

↑ История средних веков. — М., 2003. С. 26-27.

↑ Ле Гофф Ж. Средневековый мир воображаемого

↑ («племянник», так как слабый Непот правил Западом как ставленник византийского императора, своего родственника; в наше время непотизмом называют занятие должностей благодаря родственным связям, кумовство)

↑ 4. Эпоха средних веков (VI—XV вв.) // Юрий Семёнов

↑ Культура средневековья - Иконография

↑ James E. McClellan III, Harold Dorn. Science and Technology in World History. Second Edition. Johns Hopkins university press, 2006. p.193

↑ "Красный Дом" Уильяма Морриса // Культурный обозреватель

Литература[править | править вики-текст]

↑ Показывать компактно

Кенигсбергер Г. Средневековая Европа. — М.: Весь Мир, 1987. — 374 с. — ISBN 5-7777-0091-8.

Гуревич А. Я., Харитонович Д. Э. История средних веков. — 2-е изд. — М.: МБА, 2008. — 320 с. — (Humanitas). — ISBN 978-5-902445-19-7.

Гуревич А. Я. Средневековье как тип культуры // Антропология культуры. — М.: ОГИ, 2002. — В. 1. — С. 39-55.

Егер О. Всемирная история. Средние века / 3-е изд. испр. и доп. — М.: АСТ, 2006. — 607 с. — ISBN 5-17-029373-9.

История средних веков / Под ред. С. П. Карпова. В 2 тт. — 4-е изд. — М.: Издательство Московского университета, «Высшая школа», 2003. — ISBN 5-211-04818-0.

Косминский Е. А. Историография средних веков. V век — середина XIX века. Лекции / Под ред. Сказкина С. Д., Гутновой Е. В., Левицкого Я. А., Сапрыкина Ю. М.. — М.: Издательство Московского университета, 1963. — 432 с.

Ле Гофф Ж. Рождение Европы = L`Europe est-elle née au Moyen Age? — СПб.: Alexandria, 2007. — 398 с. — (Становление Европы). — ISBN 978-5-903445-04-2.

Ле Гофф Ж. Средневековый мир воображаемого / Пер. с фр., общ. ред. С. К. Цатуровой. — М.: Прогресс, 2001. — 440 с. — ISBN 5-01-004673-3.

Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада / Пер. с фр., общ. ред. Ю. Л. Бессмертного; Послесл. А. Я. Гуревича. — М.: Издательская группа Прогресс, Прогресс-Академия, 1992. — С. 376. — ISBN 5-01-00-3617-7.

Люблинская А. Д. Источниковедение средних веков. — Л.: Издательство ЛГУ, 1955.

Пиков Г. Г. Средние века в исторической науке.

Словарь средневековой культуры / Отв. ред. А. Я. Гуревич. — М.: РОССПЭН, 2003. — ISBN 5-8243-0410-6.

Хёйзинга И. Осень средневековья / Отв. ред. С. С. Аверинцев. — М.: Нау

 

 

Свечи, светильники и лампады

 

Особым символом, присущим для православных церквей, являются свечи. Их возжигают в знак жерт-ёвенности и посвящения себя Богу.

Обычай ставить свечи, а также зажигать светильники пришел в Россию из Греции. Однако еще в древности, как сказано в Священном Писании, сам Бог дал повеление сделать золотой светильник с семью лампадами, который нужно было возжигать в святилище храма каждый вечер. Они являлись символом Божьего водительства народа израилева. Тогда же было принято, чтобы светильник всегда горел перед книгой закона Моисеева, свидетельствуя, что Закон, данный Богом, является светильником для человека в повседневной жизни.

После распространения христианства появилась традиция перед выносом Евангелия нести горящую свечу, а во время его чтения возжигать множество свечей, возвещая, что свет Благой Вести просвещает каждого человека, приходящего в мир.

Вначале христиане всегда возжигали свечи на богослужениях, поскольку они собирались для слушания проповеди, пения, молитвы и преломления хлеба часто в ночное время. В книге Деяний святых апостолов говорится: «В горнице, где мы собрались, было довольно светильников» (Деян. 20: 8).

Когда начались гонения на христиан, они часто прятались и проводили богослужения в глубоких подземельях и катакомбах. При этом светильники и свечи были просто необходимы. Постепенно свечи приобрели и духовное значение.

Когда гонения прекратились, обычай зажигать светильники и свечи остался. Без них не проходило ни одно богослужение.

«Никогда не совершается у нас богослужение без светильников, но мы употребляем их не для того только, чтобы разгонять мрак ночи, – литургия совершается у нас при свете дневном; но для того, чтобы изобразить чрез это Христа – свет несотворенный, без которого мы и среди полдня блуждали бы во тьме»

(Тертуллиан).

Постепенно начали ставить свечи и зажигать светильники не только перед Евангелием, но и перед другими священными предметами, которыми стали пополняться поместные церкви. Поначалу это были гробницы мучеников, затем иконы святых. Так, в послании Иеронима против Вигилянция можно прочитать следующее: «Во всех Церквах Востока, когда читается Евангелие, возжигаются свечи и при солнечном сиянии, воистину не для прогнания мрака, но в знак радости, дабы под образом чувственного света показать свет оный... Иные же сие творят в честь мучеников». Святой Софроний, патриарх Иерусалимский (VII в.) говорил: «Лампады и свечи суть, образ вечного Света, а также означают свет, которым сияют праведники». Блаженный Симеон Солунский (XV в.) писал: «Возжигаются свечи и пред иконами святых, ради добрых дел их в мире...».

В настоящее время традиция зажигать свечи, светильники и лампады в православных церквях сохранилась. Однако не нужно думать, что они горят там всегда и в большом количестве. Ночью положено зажигать только небольшое количество светильников, а при чтении Шесто-псалмия на всенощном бдении и вовсе гасят все свечи, кроме одной, находящейся в середине храма у чтеца перед иконой Христа в иконостасе. Однако полного мрака в церкви никогда не бывает. Во время праздников и воскресных богослужений по чину, напротив, зажигают все светильники и множество свечей.

Лампады и свечи в православном храме горят в алтаре за престолом в особом светильнике, называемом семисвечником, на Горнем месте, на престоле, на жертвеннике, а также у отдельных икон. В средней части храма светильники возжигают у всех икон. Возле особо почитаемых икон ставят несколько лампад. Возле икон помещают подсвечники со множеством ячеек, чтобы верующие могли ставить в них свои свечи.

Самый большой подсвечник ставят в центре храма с восточной стороны от аналоя, возле почитаемой в этот день иконы. Во время малых входов (на вечерне и литургии), великого входа (за литургией), а также перед Евангелием (если оно выносится на входах или для чтения) используют особый подсвечник с большой свечой, которая символизирует свет Христовой проповеди этому миру, а также самого Христа, являющегося Светом истинным.

«Огонь горящих... свечей и лампад, как и само кадило с горячими углями и благовонным фимиамом служат для нас образом огня духовного – Духа Святаго, сшедшаго в огненных языках на апостолов, попаляющего греховные наши скверны, просвещающего умы и сердца наши, воспламеняющего души наши пламенем любви к Богу и друг к другу: огонь пред святыми иконами напоминает нам о пламенной любви святых к Богу, из-за которой они возненавидели мир и все его прелести, всякую неправду; напоминает нам и о том, что мы должны служить Богу, молиться Богу пламенным духом, чего у нас большею частью и нет, ибо имеем охладевшие сердца. Так в храме все поучительно и нет ничего праздного, ненужного»

(Святой праведный Иоанн Кронштадтский).

Свечи, которые ставят перед иконами святых, означают пламенную любовь святых к Богу, их жертвенность и полную самоотдачу. Свечи также напоминают о том, что святые являются светильниками, горящими и светящими всему миру подвигом своей веры и своими добродетелями.

Во время каждения перед священником с кадилом идет дьякон, несущий особую дьяконскую свечу, которая символизирует свет апостольской проповеди, предшествовавшей принятию народами веры в Христа.

Лампада, зажженная перед иконой, знаменует собой огненный столб, сопровождавший в древние времена народ израилев в пустыне. Свечи, поставленные вокруг лампады, являются образом несгорающего тернового куста, в котором Бог явился Моисею. По православной традиции несгорающий куст является прообразом Матери Божией.

Свечи, поставленные правильными кругами, символизируют колесницу, на которой вознесся на небо Илия. Круги света изображают колеса этой колесницы.

Горящие свечи используют на различных церковных службах. Они обязательно должны быть в руках крещаемых или венчаемых. Отпевание тоже проводится среди множества зажженных свечей. Со свечами верующие идут на крестный ход.

В будние дни, когда в храме звучат в основном молитвы покаяния и сокрушения, горящих свечей очень мало. В праздничные и воскресные дни, когда бывает торжественное славословие и проповедь Евангелия, вся церковь освещается свечами и светильниками. А в самый великий христианский праздник, Воскресение Христово, кроме освещения церкви, все верующие также держат в руках зажженные свечи.

Свеча является одной из основ практического православного христианства. Ее воск, мягкий и податливый, символизирует человека, созревшего для раскаяния и готового к внутренним изменениям в послушании. Огонь свечи символизирует обожествление человека через духовное рождение свыше от огня Божественной любви. Чистота свечи означает чистоту человека в результате его раскаяния и приобщения к Божественному естеству.

Во время чтения Шестопсалмия, в котором говорится об осознании своего греховного состояния, в церкви почти все свечи гасят, чтобы в полумраке люди были более внимательны к услышанному и, если надо, могли вздохнуть или прослезиться. Темнота способствует мысленному сосредоточению на собственной душе. На литургии (богослужении, на котором проводиться причастие), проходящей как в будние, так и в праздничные дни, свечей зажигается больше всего. Перед началом чтения Евангелия свечи зажигают во всем храме, напоминая, что Слово Благой Вести освещает всю землю.

В первую очередь возжигают свечу на жертвеннике, затем на престоле, после чего перед иконами Спасителя, Божией Матери, храмовой и святых.

Таким образом, возжигание священнослужителями свечей в храме является частью богослужения. Они возжигают их в определенном порядке с определенным значением. При этом прихожанин не должен мешать богослужению своим недостойным поведением.

Свечи используют во всех обрядах и таинствах:

– во время крещения (три свечи ставят на купели как символ Святой Троицы, восприемники также держат свечи в руках, как бы говоря, что крещаемый идет от тьмы к свету);

– при обручении и венчании (свечи держат обручающиеся и венчающиеся, что знаменует чистоту их жизни до брака и после);

– во время соборования (около лампады или сосуда с вином и елеем ставят семь свечей, означающих семь даров Духа Святого, также зажженные свечи держат все присутствующие в знак пламенной молитвы);

– на погребении (свечи ставят в четырех подсвечниках по углам гроба, что символизирует крест, родственники также держат во время панихиды горящие свечи, которые символизируют Божественный свет для крещенного христианина).

Особенных правил, куда и сколько ставить свечей, не существует.

Денежный взнос, в большинстве православных церквей совершенно не обязательный, является своего рода пожертвованием – небольшим и посильным для каждого. Размеры свечи и ее выделка не играют абсолютно никакой роли в служении Богу.

Люди, которые постоянно ходят в церковь, как правило, всегда ставят по несколько свечей, например, по одной к праздничной иконе, находящейся на аналое, к образу Спасителя или Богородицы (с вознесением молитв о здоровье своих близких) и к Распятию, молясь об упокоении усопших. Можно также поставить свечу перед иконой любого из святых по велению сердца.

Если на подсвечнике перед иконой нет места из-за множества горящих свечей, поставленных другими людьми, не следует гасить чью-то свечу. Лучше попросить священника поставить за себя свечу позже, когда это будет возможно.

Верующий также не должен обижаться или возмущаться, если его свечу кто-то погасил еще до окончания службы, так как считается, что Бог читает в сердце и принимает сердечную жертву, свеча же есть только отображение этой жертвенности во внешнем мире.

Не следует принимать близко к сердцу поверье о том, что если свеча гаснет, то это к несчастью. Также не стоит слушать тех, кто говорит, что расплавлять нижний конец свечи для установки ее в подсвечнике следует считать грехом. Нет и особых указаний, какой именно рукой следует ставить свечу – правой или левой. Различные суеверия, возникающие в народе, церковью не приемлются.

Свечи и лампады возжигаются не только в храмах, но и в домах благочестивых христиан.

Чтобы поставить свечу, не беспокоя других своим поведением, следует приходить до начала службы. Часто опоздавшие и пришедшие в храм в середине службы отвлекают других верующих от молитвы и поклонения, передавая через них свои свечи. Такое поведение недопустимо. В случае опоздания лучше дождаться окончания богослужения, после чего можно будет поставить свечу, не беспокоя других и не нарушая порядка.

Свечи не должны быть единственным участием верующего в богослужении. Ведь свеча сама по себе не дает душевного исцеления, освобождения от грехов, укрепления духа. Несмотря на свою символическую сущность, свеча не обладает способностью спасать душу. Для того чтобы поставить свечу, также необходимо иметь соответствующий душевный настрой.

Горящие свечи являются жертвой Богу. Ставя их перед конкретной иконой, человек должен иметь к изображенному на ней человеку любовь, уважение и почитание. Если этого в сердце нет – и свечи ничего не значат для Бога. Часто люди ставят свои свечи перед теми святыми, о которых они ничего не знают, а значит, и не любят их. Это становится бесполезным действием.

Некоторые превращают возжигание свечей в простой обряд, не заботясь узнать о Боге, Богоматери или святых что-нибудь полезное для себя, вдохновляющее и сближающее с Богом. При этом они делают настолько мелкими Бога и всех святых Его, что думают, будто им нужны свечи, а не чистое сердце. Вряд ли можно надеяться при этом что-нибудь получить от Бога в ответ на свою молитву или прошение.

Некоторые, поставив свечу, считают, что выполнили свой долг по отношению к Богу, и этого достаточно, чтобы называться православным христианином, праведным и чистым. Они спокойно грешат, обманывая и обижая других, а потом, словно жертвоприношение за грехи, ставят Богу свечи или зажигают лампады перед иконами.

Зажигать свечи следует только в знак отображения того огня, который горит в сердце – огня любви. Если же в душе царит тьма греха и неверия, не к чему и свечи. Их горением невозможно купить настоящее очищение души. Нельзя подкупить Бога, как это делали язычники в древние времена, принося в жертву идолам различные ценности, включая птиц и домашний скот.

Таким образом, ставя свечу, следует задуматься, продиктовано ли это любовью к Богу, которая подтверждается благочестивым поведением. Если нет, свеча является попыткой подкупа, что не просто бессмысленно, но и оскорбительно для Бога, тем более если свечи покупаются на деньги, добытые нечестным трудом.

«Ставить свечи перед иконами хорошо. Но лучше, если приносишь в жертву Богу огнь любви к Нему и к ближнему. Хорошо, если вместе бывает и то и другое. Если же ставишь свечи, а любви к Богу и ближнему в сердце не имеешь: скупишься, не мирно живешь, – то напрасна и жертва твоя Богу»

(Святой праведный Иоанн Кронштадсткий)

Библия говорит, что если люди продолжают творить беззакония, жертвы, приносимые ими, противны Богу: «К чему Мне множество жертв ваших...

Я пресыщен всесожжениями овнов и туком откормленного скота, и крови тельцов и агнцев и козлов не хочу. Когда вы приходите являться пред лице Мое, кто требует от вас, чтобы вы топтали дворы Мои? Не носите больше даров тщетных: курение отвратительно для Меня; новомесячий и суббот, праздничных собраний не могу терпеть: беззаконие – и празднование! Новомесячия ваши и праздники ваши ненавидит душа Моя: они бремя для Меня; Мне тяжело нести их. И когда вы простираете руки ваши, Я закрываю от вас очи Мои; и когда вы умножаете моления ваши, Я не слышу: ваши руки полны крови» (Ис. 1: 11–15).

Что касается отношений с людьми, следует стараться жить в мире с окружающими. Ставить свечу, имея в сердце зло на кого-нибудь – пустое дело. Если человек находится во враждебных отношения с кем-либо в семье, на работе, эта жертва будет отвергнута.

Свечи можно приобретать в том храме, в который человек пришел молиться. Однако не запрещается ставить и зажигать перед иконами свечи, приобретенные в любом другом православном храме.

Свечи о здравии родных и близких ставят обычно перед иконами святых в специальные подсвечники, которых в храме бывает несколько. Такие подсвечники, как правило, располагаются перед иконами Николая Угодника (Николая Чудотворца), Кирилла и Мефодия, Ксении Петербургской, Марии Египетской и т. д. Икона святого выбирается в соответствии с потребностями молящегося.

Свечи за упокоение душ умерших ставят в специальном заупокойном канонике, существующем в любом храме. На нем, как правило, располагается малое распятие. В Пасхальное воскресенье свечи за упокой не ставят.

 

) Свеча - это жертва Богу.

2) Если рядом с новозажженной свечой горит огарок, от его тепла новозажженная свеча загибается - значит свечи надо переставлять.

3) Если свеча догарает до конца - то остаток воска расплавляется в держателе и не дает вставить новые свечи - значит надо свечи вынимать, пока они 1-2 см торчат из держателей.

А почистить залитый держатель можно только после службы.....

4) Когда народа очень много - первые поставят, заполнят весь подсвечник. Далее бабушки снимают эти свечи, кладут в коробочку, освобождая для других свечей.

А затем на другой службе, где мало народу эти свечи дожигают.

 

****** Или хотя бы наполовину.

 

Обычно огарки сдаваемые на переработку на завод "Софрино" имеют длину 2-5 см.

Ответ автору темы | Элен сомневающийся Не показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Добрый вечер Элен

Народу приходит много, каждому хочется поставить свечу, на подсвечнике порой мест не хватает. Вот и приходиться убирать те свечи, которые хоть немного погорели.

Конечно, для людей, которые ходят в храм редко, это выглядит немного ошеломляющим.

Прихожане на это внимания не обращают. Поставил свечку, погорела чуть-чуть, пусть убирают, другие тоже хотят поставить.

Спасибо.           

 

 

Все сообщения

Ответ автору темы | Элен сомневающийся Не показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Когда очень много народу и все хотят поставить свечи и многим хочется, чтобы их свеча догорела, те, кто давно ходит в храм делают следующее:

Зажигают свечу, гасят ее тут же - они принесли свою жертву, выразили веру и почтение, и кладут свечку на подвешник. Бабушки тут же убирают их в коробки.

Такая коробка, куда кладут длинные свечи - это не склад огарков и не "на переработку", а "поставят немного попозже".

 

Их поставят потом, когда основная масса народу уйдет и подсвешники будут полупустые.

Те, кто так поступает, просто хорошо знают правила, многие просто из деликатности. И еще они как бы дают поставить свечи тем, кто беспокоится, сгорит ли их свечка до конца:)

Народу много и для того, чтобы новенькие не переживали, "старенькие" часто подвигаются и уступают подсвешник тем, кто еще не додумался, что народу часто больше, чем подсвешников:)

 

Все сообщения

Ответ автору темы | Элен сомневающийся Не показывать | Удалить | Исправить |Ответить

В Церкви народа больного много, каждый творит что хочет (хорошо что на люстрах не качаются). Поэтому, подходим к свечному ящику, грозно спрашиваем: где восковые? Берем, идем к служке и культурно просим разместить нашу свечку подобающим образом в подобающем месте.

Еще вариант: не проще ли жертвовать определенную сумму на масло для лампад?

P.S. Возжигать свечи из химического сурогата перед образом Спасителя и Богородицы ни что иное, как богохульство. Фальсификация светильников в лампадах "лампочками Ильича" из той же серии.

 

Все сообщения

Ответ автору темы | Элен сомневающийся Не показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Это не нравится многим верующим, особенно тем, кто только начинает свой путь к Богу. Для них это действительно важно и очень обидно, когда твою свечу вынимают, не успел ты еще отойти от иконы. В принципе, я, например, на это не обижаюсь, т.к. понимаю, что Господь видел мою жертву. Но здесь можно найти и контраргумент - свечи ведь продаются разной величины, т.е. они расчитаны на разное время горения. Если согласится с тем, что не важно - горела ли твоя свеча минуту или час, то надо продавать в праздничные дни только самые маленькие свечи, причем - по разной цене, т.к. люди приносят разные жертвы. Аргумент о том, что твою свечу поставят позже также можно опровергнуть:

1. Я этого не вижу, а значит не уверен.

2. Может быть для меня важно, чтобы свеча горела именно сейчас.

3. Мне это помогает настроиться на молитву.

И так далее.

То есть вопрос не однозначный. Тем более, что в некоторых храмах это происходит постоянно, не зависимо от количества свободных мест на подсвечнике, а в других - практически никогда так не делают, убирают только поч


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: