Архитектура и скульптура Древней Индии

 

Строительство из кирпича и камня начинается, в основном, в послемаурийскую эпоху. Сохранившиеся памятники связаны, прежде всего, с буддизмом (например, пещерные монастыри Западной Индии). Высеченные в скалах залы достигают площади примерно 500 кв. м при высоте около 15 м. Характерно их внутреннее оформление, воспроизводящее традиции деревянного зодчества (перекрытия и прочие элементы, излишние в постройках из камня и тем более в пещерах).

 

Литературные источники и более поздние изображения свидетельствуют о довольно высоком уровне архитектуры и изобразительного искусства этого периода. Формы деревянных хижин -- круглых в плане, с полусферическими покрытиями, а позднее -- овальных и прямоугольных в плане, с двухскатной крышей, легли в основу храмовой архитектуры и других построек. Среди культовых сооружений с широким применением камня наибольшего распространения получили ступа, стамбаха -- монолитный столб и пещерный храм.

 

Ступа имела вид полусферы, возведенной на барабанах. Наверху хранилась погребальная урна, над которой возвышался стержень с «зонтами».

 

Стамбахи Ашоки весом 50 т и высотой 50 м были увенчаны символами буддизма и содержали высеченные на стволе указы. Поражал своим совершенством и изяществом дворец царя Ашоки. Три зала, расположенных друг над другом, каменные и деревянные колонны, обвитые золотыми виноградными лотами, подчеркивали монументальность форм и роскошь отделки. Повторяя и развивая образцы народного деревянного зодчества, на фасадах дворца чередовались балконы и арки. Статуи божеств и людей отличались внушительностью и монументальностью застывших поз и тяжеловесностью форм.

 

Каменные ступы являются непременной принадлежностью и пещерных храмов, будучи вообще самыми характерными памятниками буддийской архитектуры. Наиболее крупная ступа на Ланке по размерам сопоставима с египетскими пирамидами.

 

Едва ли не древнейшими памятниками индийской скульптуры являются колонны, на которых высечены надписи царя Ашоки. Более тридцати сохранившихся в различных частях Индии надписей Ашоки на скалах и колоннах несут исторически важную информацию, наставления в духе буддийской морали -- о необходимости повиновения властям и слугам царя, родителям и старшим.

 

Все колонны были изготовлены из камня, добытого в окрестностях Варанаси, тщательно отполированы и доставлены в отдаленные области Маурийской державы. Скульптура, венчающая колонну, например знаменитые львы, обнаруживает известное влияние персидского и, возможно, греческого искусства. Объясняется это, очевидно, тем, что индийские мастера в то время еще не привыкли работать по камню.

 

Пещерный монастырь Аджанта представлял собой огромный город, вырубленный в горах. Это был и своего рода университет, где обучались монахи, и центр паломничества, и своеобразный музей, на стенах которого нашли отражение картины жизни людей различных эпох. Пять из пещер Аджанты были чайтьями, а двадцать четыре представляли собой монастырские залы -- вихара, окруженные монашескими кельями.

 

На стенах храмов Эллоры, расположенной по соседству с Аджантой, разворачиваются монументальные каменные композиции с изображениями Будды, богов и мифологических героев. В IV-V вв. достигает своего расцвета индийская скульптура. Ее тематика остается религиозной. Мастера стараются передать внутреннее состояние персонажей, даже второстепенных. В работе над статуями Будды их заботит изображение не столько силы, красоты, здоровья, сколько высокой одухотворенности. Это уже не просто человек, а высшее существо, отрешившееся от всего мирского. Статуи Будды выражают полный покой. Однако это покой особый, его лицо обращено не к миру -- страданию, а к будущему «освобождению», к нирване. Формы тела сглажены, позы свободны и непринужденны, от всех фигур веет безмятежностью и отрешенностью.

 

В послемаурийскую эпоху сложились местные школы скульптуры. Наиболее известными являются школы Гандхары (Северо-Запад Индии), региона Матхуры (центральная часть Северной Индии) и одной из областей Декана (школа Амаравати).

 

Расцвет гандхарской школы, формировавшейся под сильным влиянием эллинистического и римского искусства, относится к первым векам христианской эры. Стиль Гандхары, начиная с эпохи Кушан, оказывал воздействие на буддийское искусство Центральной и Восточной Азии. В большей степени связаны с традициями изобразительного искусства Индии школы Матхуры и Амаравати. Именно на их основе развивалось средневековое искусство не только самой Индии, но, в известной мере, и стран Юго-Восточной Азии. Распространение буддизма "великой колесницы" способствовало появлению обширного пантеона святых-бодхисаттв. Массовые находки терракотовых статуэток говорят о широком спросе на произведения искусства, связанного с буддизмом.

 

Удивителен тот факт, нередко вызывающий споры и дискуссии, что в раннем буддийском искусстве не встречается фигура самого Будды. В раннем рельефе его изображение заменено в зависимости от содержания изображаемого то цветком лотоса, то священным деревом Бодхи, окруженным оградой, то колесом со спицами («Колесом Учения»), то ступой, то ступнями ног (следами Будды).

 

Эти символы изображают священный путь Будды: его рождение, его первые шаги по распространению своего учения, проповеди в Сариатхе, его вхождение в нирвану. Часто утверждают, что изображение Будды во плоти было запрещено в буддизме и только в более позднее время появились изображения Будды в человеческом виде: стоящим, сидящим и лежащим.

 

Однако есть и другое объяснение: изображение Будды с помощью названных выше символов было более наглядным и понятным, чем простое изображение человеческой фигуры, которая сама по себе ничего не говорила о том, на каком этапе священного пути Булла находится в данной сиене. Символическое изображение того или иного этапа священного пути значительно точнее и понятнее для зрителя.

 

В эпоху раннего буддизма наглядно изображенные рассказы о жизни Будды были рассчитаны на простой народ, ибо монахи были заинтересованы в том, чтобы привлечь к учению как можно больше приверженцев. Изображение же Великого Учителя в человеческом образе было слишком абстрактно, поскольку предполагало у зрителя обширные знания, дающие возможность интерпретировать изображаемые сцепы. Если бы Будду изображали в человеческом образе, едва ли он воспринимался бы как совершенно особенный человек. Не будь он наделен особыми символами, его. скорее, приняли бы за обыкновенного монаха. Только уже после того, как буддийское учение получило широкое распространение в народе и священный путь Будды стал хорошо известным каждому, появилась возможность изображать его в человеческом образе, причем определенные этапы его священного пути выражались через так называемые мудры, то есть через специфические положения рук, ладоней, пальиев. Например. Будда Поучающий изображался держащим руки перед грудью, как бы приводящим в движение «Колесо Учения».

 

Существует и другой образ тыснчерукого Будды: он сидит на цветке лотоса, вокруг его головы и плеч, как орел, взметается тысяча рук, в открытых ладонях которых изображены соответственно тысяча глаз. Смысл этого религиозного образа таков. Будда имеет тысячу глаз для того, чтобы видеть все несправедливости, свершаемые на земле, и тысячу рук, чтобы помогать всем страждущим, отвести от них горе и несчастье.

 

В северо-западной Индии, в районе древней Гандхары, найдено много прекрасных скульптур, созданных начиная с 1 в. до н. э. Это, главным образом, изображения Будды. Гандхарская скульптура сильно отличается от скульптуры других областей Индии первых веков нашей эры. В ней заметно влияние греко-римского искусства. Фигуры стоящего Будды позой и одеянием напоминают статуи римских императоров, философов или греческого Аполлона.

 

Живопись

 

Искусство живописи в Индии очень древнее. Умение рисовать считалось одним из признаков образованности, множество упоминаний о росписях дворцов содержится в литературе. О живописи древней Индии можно судить по сохранившимся настенным росписям в пещерах Аджанты. Это сцены из жизни Будды: Будда в одеянии князя, перед которым склоняются цари и царицы; блестящий двор царей династии Гупта, сцены охоты на слонов, битвы за Цейлон, изображения придворных, купцов, воинов, отшельников, рабов и нищих.

 

IV--VI вв. были периодом расцвета древнего искусства Индии. В это время север Индии (бассейн Ганга) был объединен в могущественное государство, управляемое царями династии Гуптов. Искусство, сложившееся в эти века на севере страны, распространилось и южнее. Замечательные образцы живописи этого периода сохранились в буддийских пещерных храмах и монастырях в Ад-жанте (штат Махараштра). Там, начиная со II в. до н. э., на протяжении девяти веков было создано 29 пещер, стены, потолки и колонны которых расписаны сценами из буддийских преданий и легенд и украшены скульптурой и резьбой.

 

Аджанта была одним из центров не только буддийской религии, но и науки, искусства. Теперь Аджанта -- символ величия древней культуры Индии.

 

Росписи в Аджанте -- это наглядная энциклопедия жизни Древней Индии, созданная в высокохудожественной поэтической форме. Сцены быта разных сословий, от князя до нищего, исторические события н предания буддизма изображены на материале окружающей художника жизни. В одной сцене изображается детство Будды. Художник нарисовал обстановку комнаты, птичек в клетках, играющих детей, среди которых и маленький Будда. В другом месте перед нами принцесса Ирандати на качелях. С ней беседует только что примчавшийся на волшебном коне всадник. Радостное восприятие жизни, любовь к человеку и природе, ощущение единства всего живого -- отличительные черты искусства Аджанты.

 

В VII--VIII вв. в Индии усилилась власть касты жрецов-брахманов, стремившихся с помощью искусства утвердить свое религиозное учение. Под их воздействием и в связи с новыми условиями жизни сильно изменилась храмовая архитектура и пластика Индии. Эпоха Средневековья -- это расцвет индуистской культуры. Все чаще стали появляться символические образы богов, поражающие своей фантастичностью, с несколькими головами и руками. Таково, например, Тримурти -- трсхликое изваяние верховных богов Брахмы, Вишну и Шивы.

 

Индусы рассматривали фигуры своих богов, даже придавая им человеческий облик, как очередной символ, и поэтому они могли иметь несколько рук, каждая из которых символически ассоциировалась с конкретным божеством или с выполняемыми им функциями.

 

В пещерном храме VIII века на острове Элефанта близ гавани Бомбея высечено из скалы гигантское изображение трехликого Шивы почти шестиметровой высоты. Три лица Шивы соответствуют трем его основным проявлениям (центральное -- Шивы созидающего, левое -- Шивы разрушающего, правое -- Шивы охраняющего), выражая, таким образом, согласно иконографии брахманизма, сложную и противоречивую сущность божества. Главное, центральное значение, однако, принадлежит олицетворению творческого космического начала. Лицо Шивы-созидателя полно сдержанной внутренней силы и выражения возвышенной отрешенности и покоя. Лицо бога-разрушителя зловеще искажено гневом, в то время как охранитель изображен с нежной улыбкой, склонившимся над цветком лотоса и полным душевной теплоты и мягкости.

 

Памятники древнеиндийской архитектуры, скульптуры и живописи отличаются большой силой воздействия и такой самобытной красотой, что их невозможно спутать с памятниками никакой другой культуры.

 

Прикладные ремесла

 

В Древней Индии была развита резьба по кости - изделия из слоновой кости могли напоминать тонкое кружево; резьба по дереву была распространена практически во всех районах Индии. Наибольшей популярностью пользовались черное дерево, орех, сандал, тик - их них ремесленники делали изысканную мебель, шкатулки, сундуки для приданого, игрушки, ширмы, другие предметы быта.

 

Характерно, что в Древней Индии понятия «искусство» и «ремесло» не разделялись. Санскритское слово «шилпа» означало мастерство, ремесло, рисунок, украшение. Произведение искусства или архитектуры. Статус ремесленника в Древней Индии вообще был высок - и еще больше повышался, если ремесленник изготовлял ритуальные предметы, необходимые для исполнения религиозных обрядов.

 

Индийские мастера уже в древности овладели различными приемами обработки металла, такими, как литье, чеканка, ковка, научились изготовлять металлические сосуды любой формы, поверхность которых отделывалась инкрустацией, мозаикой, рельефным и углубленным гравированием. Значительное распространение получило изготовление ювелирных украшений, материалом для которых обычно служили золото и серебро.

 

Украшения в Древней Индии употреблялись часто. Женщины носили серьги, браслеты, кольца на пальцах рук и ног, браслеты - на запястьях и щиколотках, ожерелья и цепочки; индийские девушки дополняли этот набор звенящими погремушками на ножных кольцах. У актрис руки и голени были целиком покрыты браслетами и кольцами. Бедняки украшали себя раковинами или орехами, нанизанными на нитку.

 

Своеобразной была одежда жителей Древней Индии. Самая необычная часть женской одежды - сари - представляла собой большой кусок материи, в который закутывалась женщина. Как правило, этот процесс происходил снизу вверх: сначала задрапировывались ноги, в последнюю очередь - плечи и грудь. Оставшаяся свободная часть сари могла использоваться как головное покрывало.

 

Для того, чтобы одеть мужчину из зависимых и полузависимых Варн, обыкновенно использовался кусок хлопчатобумажной материи длиной 15 метров и шириной 1 м. Его разрезали на три части: одну как передник (его называли дотис) обматывали вокруг бедер, из другой части изготавливали головной убор - тюрбан, третья в случае необходимости служила плащом. Мужчины высших сословий носили длинные прямые рубашки белого или красноватого цветов. Ярко-желтый цвет считался привилегированным цветом правителей, одежда цвета охры говорила о том. Что ее обладатель - отшельник. Женщины предпочитали узорчатые ткани.

 

Индия была родиной текстиля и первой страной, где ткацкое ремесло было доведено до совершенства. Уде в древности высоко ценились индийская парча, изделия из шелка и хлопка, цветные ткани, окрашенные методом завязывания узелков.

 

Таким образом, можно сделать вывод о том, что образцом культового буддийского сооружения являются ступа, стамбаха -- монолитный столб и пещерный храм. О живописи древней Индии можно судить по сохранившимся настенным росписям в пещерах Аджанты. Дренеиндийское искусство было представлено ваянием, художественными ремеслами, фресковой живописью. Для искусства было характерно сложность и многообразие композиции.

 

Была развита резьба по кости. Большое распространение получило изготовление ювелирных украшений.

 



Заключение

 

Индийская культура занимает одно из почетных мест в истории мировой культуры. Она отмечена грандиозными достижениями на протяжении более чем трехтысячелетнего развития. Наряду с долговечностью, ей присуще творческое восприятие достоинств иноземных культур, не в ущерб своим собственным фундаментальным ценностям. Индийская культура складывалась на основе аграрной структуры общества, что и определило ее долговечность.

 

Первые центры культуры в Индии существовали уже в III и II тысячелетиях до н.э. -- это Хараппа (ныне в западном Пакистане) и Мохенджо-Даро около реки Инд.

 

В Древней Индии почитались знания. Индийские ученые разработали десятичную систему счета и ввели понятие нуля. Они с незначительными погрешностями определили расстояние от Земли до Луны и Солнца, рассчитали радиус Земли, число «пи», сделали множество астрономических и научных открытии.

 

Древнее индийское искусство неразрывно связано с тремя крупными религиями -- индуизмом, буддизмом и джайнизмом.

 

Отличительная особенность древнеиндийской культуры состоит в том, что она не знает имен (или они малодостоверны), поэтому в ней стерто индивидуально-творческое начало. Отсюда и крайняя хронологическая неопределенность ее памятников, датируемых иногда в диапазоне целого тысячелетия. Рассуждения мудрецов сконцентрированы на морально-этических проблемах, которые, как известно, наименее поддаются рациональному исследованию. Это обусловило религиозно-мифологический характер развития древнеиндийской культуры в целом и ее весьма условную связь с собственно научной мыслью.

 

Важной составной частью древнеиндийской культуры были Веды - сборники священных песен и жертвенных формул, торжественных гимнов и магических заклинаний при жертвоприношениях - «Ригведа», «Самаведа», «Яджурведа» и «Атхарваведа».

 

Именно ведическая религия создала и обосновала основные категории религиозно-мифологического сознания, которые прошли через всю историю культурного развития Индии.

 

Таким образом, культурное наследие Древней Индии велико - это и памятники культуры, свидетельствующие о высоком уровне развития литературы, скульптуры, архитектуры, живописи и т.д. и достижения в области различных наук. И, наконец, различные религиозные течения, одним из которых является буддизм - стал одной из трех мировых религий, у который миллионы последователей.

 

индия джайнизм индуизм культура

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: