Глава 2. Религиозные течения Древней Индии

 

В Индии представлены все основные религии мира индуизм, ислам, христианство, буддизм, иудаизм, зороастризм. Есть в Индии и «свои» религии, как, например, джайнизм и сикхизм. Все это характеризует довольно сложное идейное и социально-структурное устройство индийского общества и неизбежно влияет на многообразие индийской культуры.

 

Религия и мифология Древней Индии

 

Ведизм, который можно рассматривать как самостоятельную религиозно-философскую систему, возник в I тысячелетии до н. э. Он является древнейшей религиозно-философской системой Индии, оказавшей заметное влияние на последующие религиозные направления Для ведизма характерен политеизм (многобожие) и антропоморфизм, т. е. наделение богов и явлений природы свойствами человека, как позитивными, так и негативными - Ведийскими богами были бог солнца Сурья, бог утренней зари Ушас, бог миропорядка Варуна, бог огня Агни, бог-громовержец Индра, бог ветра Ваю, бог грозы Рудра и др. Ведизм получил письменное закрепление в четырех сборниках (самхитах) гимнов и молитв, получивших название Веды.

 

Веды дают общую картины мировоззрения и религиозных взглядов древних жителей Индии.

 

Сначала, полагали индийцы, в мире не было ничего существующего и несуществующего, не было ни смерти, ни бессмертия, ни дня, ни ночи - была тьма, окруженная тьмой. Потом в этом Нечто пробудилась воля, и это было первое свидетельство духа, потом появились все божества и человек. Таким образом, происхождение мира считалось самосозданием из духа, божества.

 

Особую роль в реконструкции культуры Древней Индии играют письменные источники, прежде всего наиболее ранние тексты -- «Веды» (ведение, знание). Среди них по своему значению выделяется «Ригведа» - совокупность религиозных гимнов.

 

Главным принципом ригведийского видения мира было обожествление природы как целого (сообщество богов -небожителей) и отдельных явлений природной и социальной жизни:

 

Индра - бог грозы, могущественный воин;

 

Варуиа - бог мирового порядка и справедливости;

 

Агни - бог огня и домашнего очага;

 

Сома - бог священного напитка.

 

Считалось, что боги обитают на небесах, и само их название - дэвы - ассоциируются со словами, означавшими, небо, дневной свет. Отдельные черты в ведийских текстах указывают на их антропоморфный облик, но конкретного описания этого облика нет, и в науке принято считать, что арии не поклонялись изображениям богов.

 

Большинство мифологических персонажей ведийской религии мужского пола, но есть и женские (Утренняя Заря, Ночь, Земля и др.).

 

Для ведизма характерным было обожествление природы как целого (сообществом богов-небожителей) и отдельных природных и социальных явлений: Так Индра - бог грозы и могущественной воли; Варуна-бог мирового порядка и справедливости; Агни бог огня и домашнего очага; Сома - бог священного напитка. Всего к высшим ведийским божествам принято относить 33 бога. Индийцы эпохи вед разделяли весь мир на 3 сферы - небо, землю, антарижну (пространство между ними), и с каждой из этих сфер ассоциировались определенные божества. К богам неба относился Варуна; к богам земли - Агни и Сома. Строгой иерархии богов не существовало; обращаясь к конкретному богу, ведийцы наделяли его характеристиками многих богов. Творцом всего: богов, людей, земли, неба, солнца - было некое абстрактное божество Пуруша. Всего вокруг- растения, горы, реки - считалось божественным, чуть позже появилось учение о переселение душ. Ведийцы верили, что после смерти душа святого отправляется в рай, а грешника в страну Ямы. Боги как и люди способны были умереть.

 

Ведийские боги были олицетворением сил природы и иерархического пантеона не составляли: главным становился тот, в ком возникала нужда. Молитва-заклинание, которая произносилась при принесении жертвы, носила обязывающий характер - бог не мог ее не выполнить.

 

Многие черты ведизма вошли в индуизм, это был новый этап в развитии духовной жизни т.е. появление первой религии.

 

Джайнизм

 

По мнению многих учёных, джайнизм возник несколько раньше буддизма. Из джайнских преданий и священных текстов известно, что это религиозное учение развивалось в среде кшатриев (воинского сословия). Надо отметить, что бережное отношение к любому живому организму не очень препятствовало проявлению жестокости к людям. Цари-джайны не отличались ни милосердием, ни смирением, а их внешняя и внутренняя политика не была более мягкой и гуманной, чем политика правителей, исповедовавших другую веру.

 

Основателей джайнизма называли тиртханкарами (санскр, «ведущий через океан», т. е. пророк, который ведёт за собой по жизни). В джайнских священных писаниях перечисляются поимённо 24 таких пророка и рассказывается об их жизни и деяниях.

 

Джайнизм (или, как называют его в Индии, «джайна-дхарма» - «религия джайнов») возник в VI-V вв. до н. э. на востоке полуострова Индостан, там, где теперь расположен штат Бихар. В середине I тыс. до н. э. в этих районах Индии происходили значительные изменения в политической жизни, хозяйстве и культуре. Повсеместно распространённая ведийская религия, опутывавшая жизнь людей тысячами строгих предписаний, у многих вызывала протест. Возникли многочисленные «еретические школы», новые учения, секты, подвергавшие сомнению ведийские традиции и авторитет брахманов. Некоторые из них впоследствии оформились в мощные религиозные системы, наиболее заметными из которых стали джайнизм и буддизм.

 

Индуизм

 

В индуизме на первый план выдвигается бог - творец, устанавливается строгая иерархия богов. Появляется Тримурти (триединство) богов Брахмы, Шивы и Вишну. Брахма - это управитель и создатель мира, ему принадлежало установление на земле социальных законов (тхарм), деление на варны; он - каратель неверных и грешников. Вишну - это бог охранитель; Шиву - бог - разрушитель. Возрастание особой роли двух последних богов привело к появление двух направление в индуизме- вишнуизма и шиваизма. Подобное оформление было закреплено в текстах пуран- главных памятников индуистской мысли сложившейся в первом веке нашей эры.

 

В ранних индуистских текстах говорится о десяти оватарах (низхождениях) Вишну. В восьмом из них он предстает в облике Кришны - героя племени Ядавов. Это оватара стала излюбленным сюжетом, а ее герой персонажем многочисленных сочинений. Культ Кришны такую популярность, что из Вишнаизма выделилось одноименное направление. Девятая аватару, где Вишну предстает в виде Будды - результат включения в индуизм, буддистских представлений.

 

Индуизм воспринял важнейшие положения ведической религии -- признание святости вед, ритуализм, веру в переселение душ и закон кармы. Но появилось и новое. Главные боги ведического периода со сложным ритуалом жертвоприношений теряли свое значение. Наиболее почитаемыми божествами оставалась триада - Брахма (творец мира), Шива (разрушитель, поглотивший образы грозных племенных богов) и Вишну (хранитель, объединивший в себе богов, олицетворявших благодетельные силы природы).

 

Индийцы считали, что индуистом нельзя стать им можно только родится; что варна- социальная роль предопределена навсегда и менять ее это грех. Особую силу индуизм набрал в средние века став основной религией населения. «Книгой книг» индуизма была и остается «Бхагавадгита» часть этической поэмы «Махабхарата», в центре которой - любовь к богу и через это - путь религиозному освобождению.

 

Буддизм

 

Расцвет этой религии в Индии пришелся на V в. до н. э. -- начало н э. Основателем буддизма был Сиддхартха Гаутама (563/6--483/6 гг. до н. э.) -сын князя из знатного племени шакьев, жившего на границе Индии и Непала. Происходил он, по преданию, из царского рода племени Шакьев (одно из имен Будды -Шакьямуни -- «отшельник из Шакьев»).

 

Отец Сиддхарты Шуддходана был раджой полузависимого княжества. Мать Сиддхарты умерла через несколько дней после его рождения. Раджа, безумно любивший ее, перенес все свое чувство на сына. Его рано стал тревожить характер ребенка. Еще мальчиком Сиддхарта любил предаваться смутным грезам и мечтам; отдыхая в тени деревьев, он погружался в глубокие созерцания, переживая моменты необыкновенных просветлении. Эти сладостные мгновения врезались в его память на всю жизнь. Боги, гласит предание, незримо окружали Возвышенного и внушали ему любовь к мистической жизни.

 

Шуддходана решил любым способом отвлечь сына от его мыслей и настроений. Для этого он не жалел средств. «Для меня, -- вспоминал впоследствии Будда, -- во дворце родителя моего были устроены пруды, где цвели в изобилии водяные лилии, водяные розы и белые лотосы; благовонные одежды из тонкой ткани носил я; из тонкой ткани был тюрбан мой и верхнее и нижнее платье; днем и ночью осеняли меня белым зонтом из опасения, как бы прохлада, или зной, или пылинка, или капля росы не коснулись меня. И было у меня три дворца: один для зимнего житья, другой для летнего и третий для дождливой погоды года».

 

В тех редких случаях, когда царевич покидал свои сады и дворцы, по приказанию Шуддходаны с его пути прогоняли всех нищих и больных. Люди должны были одеваться в лучшие одежды и с радостными лицами приветствовать Сиддхарту. Своими усилиями Шуддходана сделал только еще нежнее и уязвимее душу сына. Легенда рассказывает, что однажды царевич, гуляя со своим возницей Чанной, неожиданно увидел дряхлого старика и, пораженный его видом, стал расспрашивать слугу о старости. Он был потрясен, когда узнал, что это общий удел всех людей.

 

Царевича охватило отвращение ко всему, ничто не могло возвратить безмятежного детства. Мир, жизнь оказались неприемлемыми. Это было восстание против самых основ мироздания, мятеж надысторического значения.

 

Потрясение оказалось столь велико, что, оставив все -- счастливую семью, роскошь и наслаждения, он отправился в длительное семилетнее странствие. Предаваясь самому суровому аскетизму, познав после долгих раздумий причину зла, впав в нирвану, он стал Буддой (санскр. букв, просветленный, осененный истиной, пробужденный к новой жизни) и проповедником учения, получившего название буддизма. Более сорока лет проповедей создали много учеников и последователей учения Будды, среди которых появились и первые в религиозной жизни женщины.

 

Сущность учения Будды Гаутамы можно выразить так: освобождение обретается в нирване - внутреннем состоянии, где угасают все чувства и привязанности, а вместе с ними - и весь открывающийся человеку мир.

 

Центральным в учении Будды считаются «четыре благородных истины»: жизнь есть страдание; причина страдания -- стремление к наслаждению; прекращение страдания приходит через уничтожение желаний, путь к которому лежит через реализацию ряда условий и норм поведения, предполагающих предотвращение и пресечение зла, способствующих возникновению и поддержанию добра. В конце этого пути наступают полная свобода и озарение -- нирвана, своеобразная пассивная, с точки зрения христианской культуры, этика, так как призывает к терпимости и бесстрастию, равнодушию ко всему как к доброму, так и злому.

 

Буддизм не требовал ни поклонения, ни жертвоприношений, ни почитания богов. Это было этическое учение, наставление человеку, ищущему праведный путь в земной жизни. Оно учило выбору гармонии как цели земного бытия, а также правдивости, неторопливости, молчанию, душевному общению как средствам достижения этой цели. Для праведной жизни не имели значения ни профессия, ни социальная роль, ни кастовая принадлежность, ни богатство. Именно идеи равенства и возможность спасения для каждого смертного обеспечили новому вероучению широкую популярность.

 

Буддизм с самого начала не был однородным явлением, в нем всегда шла борьба сект и течений Главными направлениями в буддизме являются хинаяна («малая колесница», или «узкий путь») и махаяна («большая колесница», или «широкий путь»). Их основное различие заключается в следующем если в хинаяне, или монашеском буддизме, главное значение имеют личные усилия индивидуума, стремящегося освободиться от уз перерождений (сансары) и достичь нирваны, то основное положение махаяны состоит в том, что спастись может не только монах-отшельник, но и любой мирянин, соблюдающий религиозные предписания.

 

Итак, ведизм - древнейшая религия, основанная на Ведах - священных писаниях. Для ведизма характерно многобожие и наделение богов и явлений природы свойствами человека, как позитивными, так и негативными-

 

Основная идея джайнизма состоит в том, что началом всех вещей являются души - реальные активные силы, обеспечивающие непрерывность и бесконечность жизни. Другими основаниями бытия были безнравственность, добродетель, правда, а также безнравственность, грех и ложь, пространство, время и атомы.

 

В индуизме главенствующее положение занимает бог, существует четкая иерархия богов. Индуизм воспринял важнейшие положения ведической религии -- признание святости вед, ритуализм, веру в переселение душ и закон кармы. Индийцы считали, что индуистом нельзя стать им можно только родится.

 

Буддизм - древнейшая мировая религия. Основа учения Будды - «четыре благородные истины». Первая - о том, что в мире есть страдания, вторая истина заключается в том, что страдание имеет свою причину; третья истина говорит о том, что страдание может быть уничтожено, четвертая истина раскрывает пути к избавлению от страдания.

 

Многообразие религиозных течений отразилось в древнеиндийской культуре.

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: