5.1 Определение, назначение бухгалтерских счетов, их строение и содержание. Счета синтетического и аналитического учета, их назначение и взаимосвязь.
5.2 Классификация счетов по экономическому содержанию.
5.3 Сущность двойной записи.
5.4 Сверка данных синтетического и аналитического учета.
5.5 Пробный баланс, оборотная ведомость, шахматная ведомость, значение и порядок составления.
5.6 Трансформация и корректирующие проводки, процесс закрытия бухгалтерских счетов (трансформационная таблица).
5.1 Счет – это экономическая группировка, в которой систематизируется и накапливается текущая информация о состоянии средств, обязательствах и капитале в стоимостном выражении.
По своей форме счет – это таблица, левая часть которой называется «Дебет», а правая – «Кредит».
«Денежные средства в кассе»
Дебет Счет 1010 Кредит
Сальдо на начало 50 000 | |
100 000 | |
50 000 | 40 000 |
60 000 | |
Сумма оборотов 210 000 | 40 000 |
Сальдо на конец 220 000 |
|
|
Та сумма, которую мы записываем в счет из баланса (по соответствующей статье), называется «Остаток». Или «Сальдо», на начало месяца. Затем в течение месяца на счете мы записываем хозяйственные операции. В конце месяца подсчитываем «Обороты» (итоги сумм) по дебету и кредиту и выводим новый остаток. Счета в зависимости от вида сальдо, подразделяются на активные и пассивные.
На активных счетах ведется учет средств предприятия. Сальдо по этим счетам заносится в Актив баланса предприятия. По активным счетам увеличение происходит только по дебету счета, а уменьшение – только по кредиту счета. Сальдо по активным счетам бывает только по Дебету (дебетовое). Для активного счета сальдо на конец периода рассчитывается по формуле:
Сальдо на конец = Сальдо на начало + Сумма оборотов по дебету – Сумма оборотов по кредиту |
Если у вас получилось кредитовое сальдо на активном счете, значит, где-то произошла ошибка.
Активами предприятия являются основные средства, нематериальные активы, запасы, деньги, а также дебиторская задолженность покупателей и других дебиторов (Дебиторская задолженность обозначает, что нам должны деньги). Большая сумма дебиторской задолженности у предприятия – это экономически отрицательный показатель, потому что этими деньгами нельзя воспользоваться до тех пор, пока их не отдадут.
|
|
На пассивных счетах обязательств и капитала ведется учет хозяйственных операций, в результате которых изменяются источники средств предприятия. Сальдо по этим счетам вносится в Пассив баланса. По пассивным счетам увеличение источника производится по кредиту, а уменьшение – по дебету. Сальдо по пассивным счетам бывает только кредитовое. Для пассивного счета сальдо на конец периода рассчитывается по формуле:
Сальдо на конец = Сальдо на начало + Сумма оборотов по кредиту – Сумма оборотов по дебету. Сальдо только по кредиту |
Если выходит дебетовый остаток, значит, нужно поискать ошибку: какая-то проводка не оформлена или внесена неправильно сумма.
Операции и события отражаются на синтетических счетах способом
двойной записи в соответствии с Типовым планом счетов бухгалтерского учета утвержденным приказом Министерства финансов Республики Казахстан от 23.05.2007 г. № 185, который разработан в соответствии с Законом РК «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» и введен в действие с 01.01.2008 года.
Типовой план счетов представляет собой систематизированный перечень синтетических бухгалтерских счетов, определяющий построение всей системы бухгалтерского учета организаций. В основе его лежит классификация счетов по экономическому содержанию. Разделение счетов на определенные группы по однородности их экономического содержания обеспечивает получение показателей о ходе производства для оперативного управления и осуществления контроля за сохранностью ценностей.
Синтетические счета бухгалтерского учета в типовом плане счетов бухгалтерского учета открываются в порядке уменьшения ликвидности. На основании Типового плана счетов, в соответствии с выбранной учетной политикой, организации разрабатывают Рабочий план счетов.
Синтетические счета бухгалтерского учета в рабочем плане счетов, так же как и в типовом открываются в порядке уменьшения ликвидности. В Рабочий план счетов включаются синтетические счета, необходимые для отражения деятельности организации, в соответствии с Перечнем групп синтетических счетов установленных в Типовом плане счетов бухгалтерского учета.
Рабочий план счетов позволяет всесторонне и полно охватить и систематизировать многообразную хозяйственную деятельность организации. Для единообразного отражения на счетах бухгалтерского учета однородных хозяйственных средств и операций необходимы не только Рабочий план счетов, но и инструкция по его применению, для определения экономического содержания счетов и типовой корреспонденции между ними.
Рабочий план счетов состоит из 9 разделов. С 1 по 7 разделы – счета финансового учета, 8 – счета производственного учета, 9 – забалансовые. Разделы делятся на подразделы, а подразделы объединяют группы однородных по экономическому содержанию счетов.
Для облегчения работы с Рабочим планом счетов каждому подразделу и его счетам присваивается номер (код), который может заменить его наименование.
Номера счетов бухгалтерского учета в рабочем плане счетов содержат четыре знака:
первая цифра – указывает на принадлежность к разделу;
вторая цифра – указывает на принадлежность к подразделу, которые расположены в порядке уменьшения ликвидности;
третья цифра – указывает на принадлежность к группе синтетических счетов;
четвертая цифра – определяется организацией самостоятельно в порядке ликвидности.
Каждая организация имеет право открывать субсчета или аналитические счета в рабочем плане счетов, который утверждается руководителем организации в соответствии с учетной политикой.
Рабочий план счетов содержит следующие разделы:
|
|
1 раздел – «Краткосрочные активы», предназначены для учета активов организации, классифицируемых как краткосрочные. Актив классифицируется как краткосрочный, если
- предполагается его реализовать, либо он удерживается для продажи или использования, в ходе нормального операционного цикла организации;
- он удерживается в основном для целей торговли или на короткий срок; и ожидается его реализация в течение 12 месяцев после даты баланса;
- существует в форме денег или их эквивалентов, не имеющих ограничений в использовании.
Эквиваленты денежных средств - это краткосрочные, высоколиквидные вложения в обратимую в определенную сумму денежных средств, и подвергающаяся незначительному риску изменения ценности. Они предназначены для удовлетворения краткосрочных обязательств (имеет короткий срок погашения – 3 месяца или меньше), а не для инвестиций или других целей.
Денежные эквиваленты – это активы схожие с денежными средствами, но классифицируются по другому. Они включают Казначейские векселя, коммерческие бумаги и депозитные сертификаты.
Казначейские векселя – это беспроцентные обязательства правительства со сроком погашения менее чем один год с даты выпуска в оборот. Они продаются со скидкой и погашаются в срок. Разница между стоимостью погашения и выпускаемой стоимостью является процентным доходом покупателя.
Коммерческие бумаги (краткосрочные векселя) – выпускаются корпорациями как средства финансирования краткосрочных денежных нужд.
Депозитные сертификаты или банковские депозиты – депозиты которые нельзя быстро востребовать, хотя они могут погашаться и подвергаться санкции путем изъятия.
Задержки или штрафные санкции могут повлиять на конверсию денежных эквивалентов в денежные средства. Поэтому эквиваленты исключаются из счетов денежных средств. Они обычно относятся на счета краткосрочных инвестиций.
Все остальные активы классифицируются как долгосрочные активы.
2 раздел – «Долгосрочные активы», предназначены для учета активов организации, классифицируемых как долгосрочные, то есть используемые на предприятии длительное время, более одного года;
|
|
3 раздел – «Краткосрочные обязательства», предназначены для учета обязательств организации, классифицируемых как краткосрочные. Обязательство классифицируется как краткосрочное обязательство, если предполагается оплатить его в ходе нормального операционного цикла организации или оно должно быть исполнено в течение 12 месяцев после даты баланса;
4 раздел – «Долгосрочные обязательства», предназначены для учета обязательств организации, классифицируемых как долгосрочные или оно должно быть исполнено в течение более 12 месяцев после даты баланса;
5 раздел – «Капитал и резервы»,предназначены для учета капитала и резервов. Капитал – это доля в активах организации, остающаяся после вычета всех ее обязательств;
6 раздел – «Доходы», - это увеличение экономических выгод в течение отчетного периода в форме притока или прироста активов или уменьшения обязательств, что приводит к увеличению капитала, отличному от увеличения, связанного с взносами лиц, участвующих в капитале. В конце отчетного периода счета данного раздела закрываются на счете 5610 «Итоговая прибыль (итоговый убыток)»;
7 раздел – «Расходы», предназначены для учета расходов организации в отчетном периоде. В конце отчетного периода счета данного раздела закрываются на счете 5610 «Итоговая прибыль (итоговый убыток)», на котором сравниваются доходы и расходы, готовый финансовый результат (прибыль или убыток) отражается на счете 5510 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) отчетного периода»;
8 раздел – «Счета производственного учета», предназначены для учета затрат организации на производство продукции и оказание услуг. На счетах данного раздела осуществляется группировка затрат по местам их возникновения и другим признакам, а также калькулирование себестоимости готовой продукции.
9 раздел – «Забалансовые» предназначены для учета средств не принадлежащих предприятию и находящиеся у него на ответственном хранении.
Классификация активов, обязательств и капитала в Международных стандартах бухгалтерского учета и финансовой отчетности определяет наименования счетов, входящих в подразделы. Поэтому для разработки плана счетов бухгалтеру достаточны знания МСБУ и МСФО, классификация счетов по двум признакам – по назначению и структуре, по экономическому содержанию.