Тема 5 «Счета и двойная запись»

       5.1 Определение, назначение бухгалтерских счетов, их строение и содержание. Счета синтетического и аналитического учета, их назначение и взаимосвязь.

       5.2 Классификация счетов по экономическому содержанию.

       5.3 Сущность двойной записи.

       5.4 Сверка данных синтетического и аналитического учета.

       5.5 Пробный баланс, оборотная ведомость, шахматная ведомость, значение и порядок составления.

       5.6 Трансформация и корректирующие проводки, процесс закрытия бухгалтерских счетов (трансформационная таблица).

5.1 Счет – это экономическая группировка, в которой систематизируется и накапливается текущая информация о состоянии средств, обязательствах и капитале в стоимостном выражении.

По своей форме счет – это таблица, левая часть которой называется «Дебет», а правая – «Кредит».

 

                       

                  «Денежные средства в кассе»

                                        Дебет         Счет 1010       Кредит

 

Сальдо на начало 50 000  
                               100 000  
                                50 000 40 000
                                 60 000  
Сумма оборотов     210 000 40 000
Сальдо на конец     220 000  

 

            Та сумма, которую мы записываем в счет из баланса (по соответствующей статье), называется «Остаток». Или «Сальдо», на начало месяца. Затем в течение месяца на счете мы записываем хозяйственные операции. В конце месяца подсчитываем «Обороты» (итоги сумм) по дебету и кредиту и выводим новый остаток. Счета в зависимости от вида сальдо, подразделяются на активные и пассивные.

       На активных счетах ведется учет средств предприятия. Сальдо по этим счетам заносится в Актив баланса предприятия. По активным счетам увеличение происходит только по дебету счета, а уменьшение – только по кредиту счета. Сальдо по активным счетам бывает только по Дебету (дебетовое). Для активного счета сальдо на конец периода рассчитывается по формуле:

 

Сальдо на конец = Сальдо на начало + Сумма оборотов по дебету – Сумма оборотов по кредиту

 

            Если у вас получилось кредитовое сальдо на активном счете, значит, где-то произошла ошибка.

       Активами предприятия являются основные средства, нематериальные активы, запасы, деньги, а также дебиторская задолженность покупателей и других дебиторов (Дебиторская задолженность обозначает, что нам должны деньги). Большая сумма дебиторской задолженности у предприятия – это экономически отрицательный показатель, потому что этими деньгами нельзя воспользоваться до тех пор, пока их не отдадут.

       На пассивных счетах обязательств и капитала ведется учет хозяйственных операций, в результате которых изменяются источники средств предприятия. Сальдо по этим счетам вносится в Пассив баланса. По пассивным счетам увеличение источника производится по кредиту, а уменьшение – по дебету. Сальдо по пассивным счетам бывает только кредитовое. Для пассивного счета сальдо на конец периода рассчитывается по формуле:

 

Сальдо на конец = Сальдо на начало + Сумма оборотов по кредиту – Сумма оборотов по дебету. Сальдо только по кредиту

 

       Если выходит дебетовый остаток, значит, нужно поискать ошибку: какая-то проводка не оформлена или внесена неправильно сумма.

Операции и события отражаются на синтетических счетах способом

двойной записи в соответствии с Типовым планом счетов бухгалтерского учета утвержденным приказом Министерства финансов Республики Казахстан от 23.05.2007 г. № 185, который разработан в соответствии с Законом РК «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» и введен в действие с 01.01.2008 года.

       Типовой план счетов представляет собой систематизированный перечень синтетических бухгалтерских счетов, определяющий построение всей системы бухгалтерского учета организаций. В основе его лежит классификация счетов по экономическому содержанию. Разделение счетов на определенные группы по однородности их экономического содержания обеспечивает получение показателей о ходе производства для оперативного управления и осуществления контроля за сохранностью ценностей.

       Синтетические счета бухгалтерского учета в типовом плане счетов бухгалтерского учета открываются в порядке уменьшения ликвидности. На основании Типового плана счетов, в соответствии с выбранной учетной политикой, организации разрабатывают Рабочий план счетов.

       Синтетические счета бухгалтерского учета в рабочем плане счетов, так же как и в типовом открываются в порядке уменьшения ликвидности. В Рабочий план счетов включаются синтетические счета, необходимые для отражения деятельности организации, в соответствии с Перечнем групп синтетических счетов установленных в Типовом плане счетов бухгалтерского учета.

       Рабочий план счетов позволяет всесторонне и полно охватить и систематизировать многообразную хозяйственную деятельность организации. Для единообразного отражения на счетах бухгалтерского учета однородных хозяйственных средств и операций необходимы не только Рабочий план счетов, но и инструкция по его применению, для определения экономического содержания счетов и типовой корреспонденции между ними.

       Рабочий план счетов состоит из 9 разделов. С 1 по 7 разделы – счета финансового учета, 8 – счета производственного учета, 9 – забалансовые. Разделы делятся на подразделы, а подразделы объединяют группы однородных по экономическому содержанию счетов.

       Для облегчения работы с Рабочим планом счетов каждому подразделу и его счетам присваивается номер (код), который может заменить его наименование.

       Номера счетов бухгалтерского учета в рабочем плане счетов содержат четыре знака:  

первая цифра – указывает на принадлежность к разделу;

вторая цифра – указывает на принадлежность к подразделу, которые расположены в порядке уменьшения ликвидности;

третья цифра – указывает на принадлежность к группе синтетических счетов;

       четвертая цифра – определяется организацией самостоятельно в порядке ликвидности.

       Каждая организация имеет право открывать субсчета или аналитические счета в рабочем плане счетов, который утверждается руководителем организации в соответствии с учетной политикой.

       Рабочий план  счетов содержит следующие разделы:

1 раздел – «Краткосрочные активы», предназначены для учета активов организации, классифицируемых как краткосрочные. Актив классифицируется как краткосрочный, если

- предполагается его реализовать, либо он удерживается для продажи или использования, в ходе нормального операционного цикла организации;

- он удерживается в основном для целей торговли или на короткий срок; и ожидается его реализация в течение 12 месяцев после даты баланса;

- существует в форме денег или их эквивалентов, не имеющих ограничений в использовании.

Эквиваленты денежных средств - это краткосрочные, высоколиквидные вложения в обратимую в определенную сумму денежных средств, и подвергающаяся незначительному риску изменения ценности. Они предназначены для удовлетворения краткосрочных обязательств (имеет короткий срок погашения – 3 месяца или меньше), а не для инвестиций или других целей.

Денежные эквиваленты – это активы схожие с денежными средствами, но классифицируются по другому. Они включают Казначейские векселя, коммерческие бумаги и депозитные сертификаты.

Казначейские векселя – это беспроцентные обязательства правительства со сроком погашения менее чем один год с даты выпуска в оборот. Они продаются со скидкой и погашаются в срок. Разница между стоимостью погашения и выпускаемой стоимостью является процентным доходом покупателя.

Коммерческие бумаги (краткосрочные векселя) – выпускаются корпорациями как средства финансирования краткосрочных денежных нужд.

Депозитные сертификаты или банковские депозиты – депозиты которые нельзя быстро востребовать, хотя они могут погашаться и подвергаться санкции путем изъятия.

Задержки или штрафные санкции могут повлиять на конверсию денежных эквивалентов в денежные средства. Поэтому эквиваленты исключаются из счетов денежных средств. Они обычно относятся на счета краткосрочных инвестиций.

 

Все остальные активы классифицируются как долгосрочные активы.

2 раздел – «Долгосрочные активы», предназначены для учета активов организации, классифицируемых как долгосрочные, то есть используемые на предприятии длительное время, более одного года;

3 раздел – «Краткосрочные обязательства», предназначены для учета обязательств организации, классифицируемых как краткосрочные. Обязательство классифицируется как краткосрочное обязательство, если предполагается оплатить его в ходе нормального операционного цикла организации или оно должно быть исполнено в течение 12 месяцев после даты баланса;

4 раздел – «Долгосрочные обязательства», предназначены для учета обязательств организации, классифицируемых как долгосрочные или оно должно быть исполнено в течение более 12 месяцев после даты баланса;

5 раздел – «Капитал и резервы»,предназначены для учета капитала и резервов. Капитал – это доля в активах организации, остающаяся после вычета всех ее обязательств;

6 раздел – «Доходы», - это увеличение экономических выгод в течение отчетного периода в форме притока или прироста активов или уменьшения обязательств, что приводит к увеличению капитала, отличному от увеличения, связанного с взносами лиц, участвующих в капитале. В конце отчетного периода счета данного раздела закрываются на счете 5610 «Итоговая прибыль (итоговый убыток)»;

7 раздел – «Расходы», предназначены для учета расходов организации в отчетном периоде. В конце отчетного периода счета данного раздела закрываются на счете 5610 «Итоговая прибыль (итоговый убыток)», на котором сравниваются доходы и расходы, готовый финансовый результат (прибыль или убыток) отражается на счете 5510 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) отчетного периода»;

8 раздел – «Счета производственного учета», предназначены для учета затрат организации на производство продукции и оказание услуг. На счетах данного раздела осуществляется группировка затрат по местам их возникновения и другим признакам, а также калькулирование себестоимости готовой продукции.

9 раздел – «Забалансовые» предназначены для учета средств не принадлежащих предприятию и находящиеся у него на ответственном хранении.

Классификация активов, обязательств и капитала в Международных стандартах бухгалтерского учета и финансовой отчетности определяет наименования счетов, входящих в подразделы. Поэтому для разработки плана счетов бухгалтеру достаточны знания МСБУ и МСФО, классификация счетов по двум признакам – по назначению и структуре, по экономическому содержанию.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: