Художественная школа красносельского района

ОСОБЕННОСТИ

РУССКОГО БАРОККО

 

 

                            

 

                                        Авторы:

                                             Учитель Королькова Я.В.                                   

        Ученица 81 группы

                   Меньшикова Ксения Алексеевна

                             

                                           

  

Художественная школа красносельского района

Санкт-Петербург 2 0 2 0

 СОДЕРЖАНИЕ.

 

I. Введение.

II. Русское Барокко.

II.1 Что такое «Русское барокко».

II.2 Стили русского барокко.

     2.1. Московское барокко

  2.2. Петровское барокко

  2.3. Строгановское барокко

   2.4. Голицынское барокко

  2.5. Елизаветинское барокко

  2.6. Сибирское барокко

  2.7. Украинское барокко

  2.8. Храмовая архитектура

  2.9. Дворцовая архитектура

 III. Заключение.

 IV. Список литературы.

 

 

I. ВВЕДЕНИЕ.

Эпоха барокко - одна из наиболее интересных эпох в истории мировой культуры. Интересна она своим драматизмом, интенсивностью, динамикой, контрастностью и, в то же время, гармонией, цельностью, единством. Для нашего времени - смутного, неопределенного, гипердинамичного, ищущего стабильности и упорядоченности, - эпоха барокко необычайно близка по духу.

Существует несколько версий происхождения термина «барокко»:

1) от итальянского “baruecco” - жемчужина неправильной формы;

2) “baroco” - одна из форм религиозно-догматического рассуждения, в котором две посылки объединены общим термином;

3) от итальянского “barocco” - грубый, неуклюжий, фальшивый.

  В XVIIIв. термин приобретает значение отрицательной эстетической оценки. Барочным обозначалось все неестественное, произвольное, преувеличенное.

В 50-е годы XIXв. - начинается рассмотрение барокко как исторического стиля, закономерного этапа в развитии искусства позднего Возрождения.

В 80-е годы XIXв. - происходит настоящее “открытие” барокко: работы Гурлита, Вельфлина, Юсти. За барокко признали право на существование как особого художественного явления.

В 20-е годы XXв. - происходит кризис капиталистического мировоззрения. Пробуждается интерес к местным, национальным вариантам барокко. Дается периодизация, устанавливаются исторические границы.

В истории почти каждого архитектурного стиля его завершающий этап знаменуется усложнённостью форм, перегруженностью деталями, тяготением к повышенной декоративности. В ренессансе эта тенденция приобрела настолько специфический характер, что привела к формированию нового стиля – барокко. Прежняя сдержанность архитектуры, свойственная ренессансу, сменилась подчёркнутой экспрессией.

Начало формированию нового стиля положил скульптор, архитектор и живописец Микеланджело Буонаротти (1475-1564). В 1520-1534 гг. Микеланджело работал над оформлением капеллы Медичи(приложение1) во Флоренции и тогда же выполнил проект вестибюля библиотеки Лауренциана(приложение2), осуществлённый несколько позднее. Он же занимался возведением купола собора Святого Петра в Риме(приложение3). Это были первые произведения барокко.

Пластическое богатство форм барокко оказалось по вкусу богатым заказчикам. В истории искусства нередки случаи, когда формы, в которые первоначально вкладывались определённые идеи, затем использовались в качестве чисто композиционных приёмов или выражали иное содержание. Архитектурный стиль барокко связан с обстановкой феодально-крепостнической реакции в Италии и других странах Центральной Европы, подавивших первые проявления свободомыслия и попытки буржуазии добиться самоуправления. Противоречивость этого стиля в том, что в нём нашли отражение и самодовольное торжество победившей реакции, и скованный протест подавленной свободы, и брожение в умах, сменившее прозрачное равновесие духовной жизни эпохи Возрождения.

Вся эстетика барокко основана на преувеличенном пафосе, стремлении поразить воображение. Для барокко характерна сложность не только архитектурной пластики, но и пространственных построений. Если в ренессансе планы помещений имеют чёткую геометрическую форму – круг, квадрат, в крайнем случае прямоугольник, то излюбленная фигура барокко – овал, дающий некоторую неопределённость общей форме пространственного объёма. Часто конфигурация плана очерчена прихотливыми изгибами линий, выпуклостями и вогнутостями стен, усложнена дополнительными примыканиями соседних соподчинённых объёмов, смежные подразделения интерьера не воспринимаются раздельно, границы между ними неуловимы. В Ренессансе пространство статично и ограничено, в барокко – динамично и бесконечно, причём его сложность и динамика усложняются эффектами светотени. В ренессансе свет равномерно рассеян, в барокко сгустки затенённых участков контрастируют с залитыми ярким светом; излюбленный приём барокко – разрезающий воздушную среду интерьера сноп света, прорывающийся через полураскрытый проём.

И всё же главное, что вызвало расцвет архитектуры барокко, - это стремление феодальной знати и католической церкви к выражению своего престижа; стиль барокко – это в конечном счёте апофеоз богатства. В эпоху средневековья достоинством считалась сила, в предыдущие времена – богатство, оно вызывало чувство почтения, понималось как величие.

Эти средства с той же целью использовала и католическая церковь. Устраивались пышные и торжественные службы, которые должны были привлекать народ к религии. Театральная торжественность храма выделяла его из окружающей среды, возвышала его над нею и придавала ему значительность. Богатым фасадам барочных храмов соответствовали ещё более роскошные интерьеры. Иррациональный мир барочных образов вызывал мистические ощущения, усиливал религиозные чувства, был созвучен смутным порывам души, не удовлетворённый реальностью, и внушал помыслы о неведомом, потустороннем.

Создание садово-парковых ассамблей – одно их существенных достижений барокко, включившего природу в сферу архитектуры. Однако природа здесь представлена не в своём естественном виде, а искусственно создана согласно вкусам эпохи. Это подстриженные кустарники, регулярные посадки деревьев, симметричные аллеи с расположенными на них декоративными вазами.

В XVIII в. В разных странах Европы барокко переходит в стиль «рококо» (от французского «рокайль», что означает «раковина»; в орнаментации этого стиля были излюбленными мотивы морских раковин). И, несмотря на то, что формы рококо измельчены, в отличие от пластичных барочных форм, его отличает такая же неумеренная, пышная декоративность.

Познакомившись с краткой историей возникновения барокко, я хотела бы конкретнее описать именно расцвет русского барокко, поговорить о его особенностях и нюансах, что и является основной задачей моей дипломной работы. Я считаю что любому искусствоведу будет интересно и полезно провети аналогии и выявить сходства и различия между теми или иными периодами этого стиля в разных частях мира. Также можно сравнить эпоху барокко с другими стилями архитектуры, описать более значимые достижения и поподробнее узнать о примерах и их уникальностях.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: