Как уже говорилось для транспортировки газа широко используют и танкеры — газовозы. Это специальные суда, на которых газ перевозится в сжиженном состоянии в специализированных емкостях при температуре от −160° до −150°С. Чтобы газ сделать сжиженным, его охлаждают при высоком давлении. В зависимости от потребностей природный газ можно сжать в 600 раз. Для танкерной транспортировки газа нужно «всего ничего» - протянуть газопровод до ближайшего побережья, построить на берегу терминал для сжижения и закачки газа на танкеры, ну и сами танкеры.
Такой метод транспортировки значительно экономичнее трубопроводного при условии, что до потребителя газа более 2 000 – 3 000 км, так как основную стоимость составляет не транспортировка, а погрузочно-разгрузочные работы.
Основной объем морских перевозок осуществляется в морских судах — танкерах (газовозах), оборудованных специальными резервуарами для хранения. В зависимости от типа резервуаров, устанавливаемых на газовозах, различают следующие типы транспортных судов:
|
|
1) танкеры с резервуарами под давлением 1,6 МПа, рассчитанные на максимальную упругость паров продукта (для пропана);
2) танкеры с теплоизолированными резервуарами под пониженным давлением (полуизотермические), предназначенные для транспортировки сжиженного газа при промежуточном охлаждении от —5 до +5 °С;
3) танкеры с теплоизолированными резервуарами под низким давлением (изотермические) для транспортировки сжиженного газа при давлении, близком к атмосферному и низкой отрицательной температуре (— 40 °С для пропана, — 103 ° С для этилена и — 162 °С для сжиженного природного газа метана).
Перевозка газа под давлением и в полуизотермическом состоянии осуществляется в танкерах вместимостью до 2000 м3, при этом используют цилиндрические вертикальные, горизонтальные и сферические резервуары. Вертикальные резервуары применяют в основном для перевозки сжиженного газа под давлением 1,6 МПа. Горизонтальные цилиндрические и сферические резервуары используют при полуизотермическом способе перевозки.
Изотермические танкеры отличаются большой вместимостью (до 10 000 м3) и подачей при сливе-наливе более чем 500 — 1000 т/ч. Применяют их и при значительных грузооборотах. Поскольку в этих танкерах сжиженный газ перевозится под давлением, близким к атмосферному, грузовые резервуары выполняются прямоугольной формы в виде танков, которые хорошо вписываются в контур судна [3].
На рисунке 2 представлена схема танкера с вертикальным резервуаром.
Рисунок 2 - Газовоз с вертикальными резервуарами |
Вот одни из немногих плюсов в использовании танкеров для перевозки:
|
|
1) сжиженный газ более безопасен при перевозке и хранении, чем сжатый;
2) относительная дешевизна перевозок;
3) неограниченная пропускная способность водных путей;
4) возможность завоза природного газа в отдаленные районы страны, не связанные иными видами транспорта.
Но также у этого транспорта есть и свои минусы:
1) сезонность перевозок по речным и морским путям, что вызывает необходимость создавать большие запасы СПГ;
2) медленное продвижение грузов;
3) нельзя полностью использовать тоннаж судов, если нужно транспортировать СПГ в небольших количествах;
4) соответственно порожние рейсы судов в обратном направлении.
Из этого можно сделать вывод, что использование танкеров лучше всего применимо при достаточно больших запасах газа и в неограниченном сроке доставке продукта.