Гуманизация пространства современного детства. Условия, необходимые для успешной гуманизации пространства детства. Вклад И.Д. Демаковой в изучение феномена пространства детства

Изучение феномена «детство» привело к изучению педагогических смыслов пространства детства. Одна из самых важных ролей педагога в пространстве детства – роль посредника между детьми и социумом. Содержание его деятельности – смягчение ударов социума, помощь ребенку в процессе адаптации ребенка к социуму, компенсация того, что ребенок недополучает в социуме, реабилитация ребенка, которому социум наносит удары и т.д. Отсюда главные функции воспитательной деятельности, направленные на гуманизацию пространства детства – помощь ребенку и его поддержка.

   Взрослый мир оказывает неоднозначное (порой и отрицательное) воздействие на характер развития ребенка, подростка, юноши и девушки. Растущие люди в современной ситуации оказались в исключительно трудном положении, потому что их потребность в приобщении, причастности к обществу, стремление к самоутверждению, самосовершенствованию, с одной стороны, стимулируется происходящими в обществе процессами; с другой стороны – сталкивается с отсутствием понимания, уважения со стороны взрослого сообщества; с отсутствием условий для реального выхода на серьезные дела общества. Данное противоречие приводит к острому внутреннему конфликту и искусственной задержке личностного развития растущих людей, лишая их возможности занять активную социальную позицию.

   Серьезной помехой в построении нормальных отношений взрослых и детей является тот факт, что они «завязаны» в основном в процессе обучения. Общеизвестно, что исторически основной акцент деятельности школы сделан на учении, приобретении знаний, а воспитание все еще выступает побочным продуктом обучения и фактически не структурировано. Между тем, если в ходе обучения формируется познание, восприятие, усвоение знаний, освоение социального опыта, то отношение детей к самим знаниям, и к делу, и к людям не может быть сформировано только в процессе обучения. «Второстепенность» воспитания привела к непростительным просчетам в важнейших областях развития личности, в частности, к противодействию детей взрослым.

   Пространство детства неоднородно. Было выявлено семь параметров описания пространства детства ребенка:

ПД – это природный мир (среда обитания ребенка – различна);

 ПД – это социальная среда (город, деревня, ЖБ условия, привычки, пристрастия);

 ПД – это культурная среда – возможности приобщения к культурным ценностям;

 ПД – это семейная атмосфера;

ПД – связана с «образовательной системой» (дома, в Дет. Саду, школа);

ПД – это информационная среда (новые технологии, компьютеризация);

ПД – это пространство чувств.

Пространство школьного детства – это пространство жизни детей 7 – 18 лет. В пространстве школьного детства важнейший фактор, определяющий атмосферу жизни ребенка – обучение и отношения с педагогами. При удачно складывающихся отношениях – это важные позитивные изменения, при несложившихся – это серьезные проблемы, касающие6ся невозможности для ребенка осуществить глубинные потребности в самореализации, социализации.

   Этот процесс проходит легко для активных самоуверенных детей, но у некоторых возникают серьезные проблемы, связанные с распорядком школьной жизни, остро встают проблемы темперамента ребенка: не вписываются в новую ситуацию холерики, которые не в состоянии вынести длительную неподвижность, флегматики, которые не успевают за темпом школьной жизни; в школе ребенок не отдельный человек, а как все; трудно и тем детям, которые «не как все» (и национальность в том числе) - исходя из вышесказанного гуманизация пространства не может обойтись без педагога и педагогического корректирования всех вышеназванных проблем.

Создание условий для самореализации ребенка как цель и результат воспитательной деятельности педагога.

Содержание воспитательной деятельности по реализации этого принципа стало создание условий для целенаправленного систематического развития личности ребенка, утверждение в нем самосознания, воспитание у ребенка убежденности в том, что он сам является как творцом самого себя, так и творцом своих обстоятельств. Главный метод на этом пути – создание атмосферы взаимоуважения, принятия себя таким, какой он есть, оценивать себя реально.. Избавившись от комплекса неполноценности, ребенок начинает проявлять высокую активность, становится более открытым, он все более становится похожим на то, каким он хочет быть. Итогом этого процесса становится то, что ребенок лучше управляет своими эмоциями, поведением. Стремится к творчеству, легче идет процесс его социализации, развивается активность и спокойствие в поведении.

Вовлечение в деятельность и организация активной жизнедеятельности детей вот средство гуманистического воспитания. Утверждение чувства защищенности ребенка в детском сообществе также немаловажно.

13. основные особенности системы социального партнерства в России:

· «размытость» субъектов социального партнерства. Нет сформировавшегося класса собственников-работодателей. Работодатели разобщены по 45 ассоциациям и внутренним и международным союзам. Профсоюзное движение находится в стадии формирования;

· отсутствие должной правовой базы. Принятые законы «О предприятиях и предпринимательской деятельности», «О коллективных договорах и соглашениях», Кодекс законов о труде в какой-то мере регламентируют правовые процедуры переговоров между работниками и наемными работниками, но в них не предусматривается ответственность сторон, то есть отсутствует третья важная часть правовой нормы – санкция. Не определен правовой статус субъектов трудовых отношений, в частности, представляющих сторону работодателей. На 1 сентября 1997 г., по данным ФНРП, лишь четверть отраслевых (тарифных) соглашений заключена с объединениями работодателей, а остальные – либо с федеральными министерствами, либо с другими федеральными органами управления, не обладающими соответствующими полномочиями для реализации подписанных договоренностей;

· узкая сфера договорно-правового регулирования коллективных трудовых отношений. Так, из 2,3 млн. объектов единого государственного регистра пред­приятий и организаций колдоговоры имеют лишь 118,8 тыс. Конечно, свыше половины зарегистрированных предприятий относятся к категории мелких и еди­ноличных. Однако даже среди 660 тыс. предприятий, учитываемых органами по труду, доля охваченных договорным регулированием составляет всего 17%, в том числе среди государственных предприятий - 36,6, среди муниципальных - 29,5, среди совместных,.частных, кооперативных и малых - 12,9, среди прочих - 11,1%.

· заключение коллективных договоров и соглашений не гарантирует их добросовестное выполнение, что связано с недостаточной разработанностью правовых механизмов регулирования социально-трудовых отношений, неумения и нежелания социальных партнеров добиваться компромисса.

· декларативный характер отраслевых тарифных соглашений: многие из них остаются на бумаге, т.к. за работодателя их подписывают министерства и ведомства, не имеющие на то достаточных полномочий от приватизированных предприятий. Напри­мер, в горнометаллургическом комплексе отраслевое соглашение в 1995 г. было заключено между Комитетом по металлургии и отраслевым профсоюзом. Вместе с тем только 43 АО (примерно десятая часть) делегировали право подписи Комитету, который тем самым уже не может в полной мере выступать стороной, представ­ляющей работодателя. Сходная ситуация наблюдается в оборонном комплексе, управлении воздушным движением и др.

· недостаточная материальная база социального партнерства. Следует активизировать усилия государственной власти, деловых кругов, благотворительных фондов и т.д;

· отсутствие теоретической и социально-психологической подготовки к восприятию социального партнерства (ментальное восприятие, система пропагандистско-идеологического обеспечения реформ).

Все это приводит к тому, что договорно-правовое регулирование трудовых отно­шений во многом остается формальным и не выполняет возложенных на него задач, а в ряде случаев играет прямо противоположную своему назначению роль - спо­собствует обострению конфликтов в данной сфере и подрывает саму идею ее коллективно-договорного регулирования.

В рамках формирования системы социального партнерства как составной части гражданского общества и социальной политики государства необходимо значительное усиление роли договорных отношений в разрешении большинства социальных проблем. Все важнейшие вопросы социальной политики - совершенствование системы оплаты труда и сферы социального обслуживания, обеспечение эффективной занятости, развитие системы переподготовки кадров и повышения квалификации рабочих и служащих, улучшение условий и охраны труда, защита трудовых прав граждан - должны регулироваться, как правило, на основе договоренностей между социальными партнерами. Это требует сбалансированности прав и обязательств каждой из сторон при заключении договоров и соглашений, повышения ответственности за их выполнение.

Говоря о современном состоянии социального партнерства, председатель Российского объединения работодателей В.Колмогоров подчеркнул: «Трехсторонняя комиссия – иллюзия, если смотреть на результаты реализации решений комиссии, и не иллюзия, если смотреть на процесс работы»5. Подобное мнение складывается также при рассмотрении деятельности совместных комиссий по подготовке колдоговоров и соглашений. Такой процесс можно смело характеризовать как социальный диалог. Однако он не находит своего завершения в социальном партнерстве. Причина – невыполнение подписанных соглашений работодателями и правительственной стороной. Любые комиссии (РТК, региональная, заводская) являются только совещательными органами; они не имеют рычагов регулирования процесса выполнения подписанных соглашений.

Мнение же правительственной стороны о состоянии социального партнерства сводится к тому, что главная причина невыполнения соглашений – отсутствие нормального стабильного экономического положения в стране и соответствующей законодательной базы. Правительство соглашается на ведение диалога лишь по проблемам, связанных с подготовкой новых правовых актов. Что же касается государственных программ, которые могут (или должны) привести к стабилизации российской экономики, то ни профсоюзы, ни работодатели к их подготовке не допускаются.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: