Проблемы социально-педагогической виктимологии как направления социальной педагогики. Вклад А.В.Мудрика в разработку виктимологического направления

Социально-педагогическая виктимология. Социально-педагогическая виктимология (от лат. victime -жертва и греч. logos -слово, понятие, учение) - отрасль знания, входящаякак составная часть в социальную педагогику, изучающая различные категории людей - реальных или потенциальных жертв неблагопри­ятных условий социализации.

Более конкретно социально-педагогическую виктимологию мож­но определить как отрасль знания, в которой: а) на междисципли­нарном уровне изучается развитие людей с физическими, психиче­скими, социальными и личностными дефектами и отклонениями, а также тех, чей статус (социально-экономический, правовой, социально-психологический) в условиях конкретного общества пре­допределяет или создает предпосылки для неравенства, дефицит возможностей для «жизненного старта» и (или) физического, эмо­ционального, психического, культурного, социального развития и самореализации; б) разрабатываются общие и специальные прин­ципы, цели, содержание, формы и методы профилактики, мини­мизации, компенсации, коррекции тех обстоятельств, вследствие которых человек становится жертвой неблагоприятных условий социализации.

Таким образом, социально-педагогическая виктимология, бу­дучи составной частью социальной педагогики, решает опреде­ленный круг задач:

во-первых, исследуя развитие людей различного возраста с фи­зическими, психическими, социальными отклонениями, разра­батывает общие и специфические принципы, цели, содержание, формы и методы работы по профилактике, минимизации, ни­велированию, компенсации, коррекции этих отклонений;

во-вторых, изучая виктимогенные факторы и опасности про­цесса социализации, определяет возможности общества, госу­дарства, организаций и агентов социализации по минимиза­ции, компенсации и коррекции их влияния на развитие челове­ка в зависимости от его пола, возраста и других характеристик;

в-третьих, выявляя типы виктимных людей различного воз­раста, сензитивность людей того или иного пола, возраста, типа к тем или иным виктимогенным факторам и опасностям, вырабатывает социальные и психолого-педагогические реко­мендации по профилактике превращения виктимных лично­стей в жертв социализации;

в-четвертых, изучая самоотношение человека, выявляет при­чины восприятия им себя жертвой социализации, определяет прогноз его дальнейшего развития и возможности оказания помощи по коррекции самовосприятия и самоотношения.

Факторами виктимизации человека и целых групп населения могут стать специфические особенности тех поселений, конкретных микросоциумов, в которых они живут. В малом городе, где большая часть населения связана с одним-двумя предприятиями, их закрытие или перепрофилирование грозит массовой безработи­цей. В городах с неразвитой рекреативной инфраструк­турой, низким культурным уровнем населения велика возможность массовой алкоголизации, аморального и противоправного поведения. Если среди жителей велик процент освободившихся из мест заключения (а есть местности, где он превышает 30%), социально-психологический климат имеет явно антисоциальный и криминальный характер, что способствует появлению большого числа маргиналов, правонарушителей, алко­голиков, психически травмированных людей, инвалидов.
Объективным фактором виктимизации человека может стать группа сверстников, особенно в подрост­ковом и юношеском возрастах, если она имеет асоци­альный, а тем более антисоциальный характер.
Наконец, фактором виктимизации человека любо­го возраста, но особенно младших возрастных групп, может стать семья. Склонность к асоциальному образу жизни, противоправному и (или) саморазрушительно­му поведению может передаваться по наследству. Кро­ме того, в семье может формироваться определенный тип жертвы, благодаря тем механизмам социализации, которые для нее характерны. Так, в неполной семье может сформироваться несколько поколений женщин-мужененавистниц, т. е. они станут обладателями опре­деленного психического комплекса, что лишит их воз­можности создать благополучные семьи.

В современной науке существуют два основных направления развития виктимологического знания. Одно из них - социально-педагогическая виктимология, разрабатываемая А.В. Мудриком и его последователями, другая виктимологическая парадигма, выстроенная на фундаменте социальной антропологии и обоснованная Е.В. Руденским и его учениками. И получила название - социально-генетическая виктимология.

А.В.Мудрику принадлежит первенство введения виктимологического знания в область гуманитарных наук, а именно выделение нового учения о реальных и потенциальных жертвах социализации – социально-педагогической виктимологии.

Социально-педагогическая виктимология, рассматривается А.В. Мудриком, как отрасль социальной педагогики и выделяет в качестве предмета исследования людей с физическими, социальными и психологическими дефектами. Причем главным фактором виктимизации личности выступает органическая патология, которая формирует множество вторичных социальных дефектов.

Таким образом, парадигма виктимологии выделенная А.В. Мудриком может быть определена как дефектологическая. Она представляет особый интерес для коррекционных педагогов и специальных психологов, для социальных работников и социальных педагогов, которые работают с клиентами, имеющими ограниченные физические возможности.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: