Индивидуальная работа социального педагога с детьми и подростками, оказавшимися в трудной жизненной ситуации

В Федеральном законе «Об основных гарантиях прав ребенка РФ» определена категория детей, находящихся в трудной жизненной ситуации:

–  дети, оставшиеся без попечения родителей,

–  дети-инвалиды,

–  дети-жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий,

–  дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев,

–  дети, оказавшиеся в экстремальных условиях,

–  дети-жертвы насилия,

–  дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях,

–  дети, проживающие в малоимущих семьях,

–  дети с отклонениями в поведении,

–  дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.

Непосредственно можно выделить несколько направлений по работе с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации:

–  аналитическое;

–  информационно-профилактическое;

–  психолого-педагогическое сопровождение;

–  повышение квалификации педагогов;

–  взаимодействие со специалистами.

Аналитическое направление включает исследование ситуации, анализ среды, причин. При этом, в первую очередь, необходимо обеспечить раннее выявление и учет детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, используя следующие методы: наблюдение, беседа, тестирование, анкетирование, деловые игры, анализ детских рассказов, рисунков о семье.

Информационно-профилактическое направление предполагает информирование классным руководителем социального педагога, психолога, медицинского работника, учителей-предметников, администрации школы о детях, находящихся в трудной жизненной ситуации. Информационным источником должен стать социальный паспорт ребенка, который будет содержать не только сведения о материально-бытовом положении и признаках трудной жизненной ситуации, но и станет основой для разработки межведомственного плана индивидуальной профилактической работы.

Одной из форм работы с детьми этой категории является вовлечение их в различные виды досуга и занятости, проведение специализированных акций.

Психолого-педагогическое сопровождение заключается в разработке и реализации индивидуальных программ. Индивидуальные программы предполагают проведение реабилитационных мероприятий в разных направлениях: социальном, медицинском, психолого-педагогическом.

Особое место в работе по данному направлению занимает индивидуальное консультирование, психолого-коррекционная работа.

Помощь ребенку в преодолении различного рода проблем оказывается на трех уровнях:

1 уровень – помощь со стороны ближайшего окружения ребенка (родители, родственники и друзья), помощь в классе (одноклассники, учителя, классный руководитель);

2 уровень – центр психолого-педагогического сопровождения (школьные педагоги-психологи, социальные педагоги, медицинские работники);

3 уровень – специалисты других организаций и служб города.

Многоуровневая модель сопровождения позволяет осуществлять эффективное взаимодействие специалистов учреждений и служб разных ведомств в интересах ребенка и его семьи. Процесс индивидуального сопровождения заключается в реализации следующих шагов:

–  проведение квалифицированной диагностики сути проблемы, ее истории и потенциальных носителей;

–  информационный поиск методов и ресурсов, которые могут помочь решить проблему;

–  обсуждение возможных вариантов решения проблемы со всеми заинтересованными людьми и выбор наиболее целесообразного пути решения;

–  оказание первичной помощи ребенку и другим носителям проблемы на начальных этапах плана действия.

Одной из форм психолого-педагогического сопровождения является специализированная групповая работа и проведение тренингов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: