В Федеральном законе «Об основных гарантиях прав ребенка РФ» определена категория детей, находящихся в трудной жизненной ситуации:
– дети, оставшиеся без попечения родителей,
– дети-инвалиды,
– дети-жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий,
– дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев,
– дети, оказавшиеся в экстремальных условиях,
– дети-жертвы насилия,
– дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях,
– дети, проживающие в малоимущих семьях,
– дети с отклонениями в поведении,
– дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.
Непосредственно можно выделить несколько направлений по работе с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации:
– аналитическое;
– информационно-профилактическое;
– психолого-педагогическое сопровождение;
|
|
– повышение квалификации педагогов;
– взаимодействие со специалистами.
Аналитическое направление включает исследование ситуации, анализ среды, причин. При этом, в первую очередь, необходимо обеспечить раннее выявление и учет детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, используя следующие методы: наблюдение, беседа, тестирование, анкетирование, деловые игры, анализ детских рассказов, рисунков о семье.
Информационно-профилактическое направление предполагает информирование классным руководителем социального педагога, психолога, медицинского работника, учителей-предметников, администрации школы о детях, находящихся в трудной жизненной ситуации. Информационным источником должен стать социальный паспорт ребенка, который будет содержать не только сведения о материально-бытовом положении и признаках трудной жизненной ситуации, но и станет основой для разработки межведомственного плана индивидуальной профилактической работы.
Одной из форм работы с детьми этой категории является вовлечение их в различные виды досуга и занятости, проведение специализированных акций.
Психолого-педагогическое сопровождение заключается в разработке и реализации индивидуальных программ. Индивидуальные программы предполагают проведение реабилитационных мероприятий в разных направлениях: социальном, медицинском, психолого-педагогическом.
Особое место в работе по данному направлению занимает индивидуальное консультирование, психолого-коррекционная работа.
Помощь ребенку в преодолении различного рода проблем оказывается на трех уровнях:
|
|
1 уровень – помощь со стороны ближайшего окружения ребенка (родители, родственники и друзья), помощь в классе (одноклассники, учителя, классный руководитель);
2 уровень – центр психолого-педагогического сопровождения (школьные педагоги-психологи, социальные педагоги, медицинские работники);
3 уровень – специалисты других организаций и служб города.
Многоуровневая модель сопровождения позволяет осуществлять эффективное взаимодействие специалистов учреждений и служб разных ведомств в интересах ребенка и его семьи. Процесс индивидуального сопровождения заключается в реализации следующих шагов:
– проведение квалифицированной диагностики сути проблемы, ее истории и потенциальных носителей;
– информационный поиск методов и ресурсов, которые могут помочь решить проблему;
– обсуждение возможных вариантов решения проблемы со всеми заинтересованными людьми и выбор наиболее целесообразного пути решения;
– оказание первичной помощи ребенку и другим носителям проблемы на начальных этапах плана действия.
Одной из форм психолого-педагогического сопровождения является специализированная групповая работа и проведение тренингов.