Псалмы 114, 117, 131, 141: Мессианские места

114 Псалом: мессианское место рассматриваются стихи 3-4: «Объяли меня болезни смертные, муки адские постигли меня; я встретил тесноту и скорбь. Тогда призвал я имя Господне: Господи! Избави душу мою». Это место рассматривается как пророчество о крестных страданиях Спасителя

117 Псалом: содержит пророчество об отвержении Христа вождями народа иудейского, о входе Господнем в Иерусалим и о Воскресении Господнем.

В Великий Вторник Господь Иисус Христос рассказал иудеям притчу о злых виноградарях. Эту притчу передают в своих повествованиях евангелисты Матфей, Лука и Марк. Рассказав о том, как виноградари убили сына хозяина виноградника, Господь задал вопрос: «Когда придет хозяин виноградника, что сделает он с этими виноградарями?» (Мф. 21, 40). Слушатели ответили: «Злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям» (Мф. 21, 41). «Иисус говорит им: неужели вы никогда не читали в Писании: «Камень, который отвергли строители, соделался главою угла: это - от Господа, и есть дивно в очах наших» (117, 22-23). Потому сказываю вам, что отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его» (Мф. 21, 42-43). Процитированные Господом Иисусом Христом слова Священного Писания – это стихи 22-23 псалма 117. Камень, который отвергли строители – Сам Господь Иисус Христос.

 Стих 26 этого же псалма: «Благословен грядущий во имя Господне!» «Грядущий» - Это Мессия, Царь Израилев. Этими словами народ встретил грядущего в Иерусалим Господа Иисуса Христа.

Мессианское значение имеет и стих 24 псалма 117: «Сей день сотворил Господь: возрадуемся и возвеселимся в оный!» (по-славянски это звучит: «Сей день, егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в онь»). День этот – День Славного Воскресения Христова. Стих 24 употребляется во время пасхального богослужения как стих пасхального канона.

 

131 Псалом: Псалом 131 является тринадцатой «песнью степеней» и является молитвой о царе Давиде. Начинается он словами: «Помяни, Господи, Давида и всю кротость его». Псалом содержит несколько мессианских мест.

Стих 6: «Вот мы слышали о Нем в Евфрафе, нашли его на полях Иарима (слав.: «в полях дубравы»). Евфрафа – это Вифлеем. Конечно, в буквальном смысле речь здесь может идти о царе Давиде, который был родом из Вифлеема и пас овец «в полях». Однако усматривают в этом стихе и мессианский смысл – пророчество о рождении Христа вблизи Вифлеема, в «полях дубравы». Святитель Афанасий Великий толкует: «Обретохом я в полях дубравы – потому что на равнине, или в полях, вертеп, в котором родился Христос. Стих 11: «Клялся Господь Давиду в истине, и не отречется ее: «От плода чрева твоего посажу на престоле твоем». Псалмопевец вспоминает слова Господа, возвещенные Давиду пророком Нафаном: «Когда же исполнятся дни твои, и ты почиешь с отцами твоими, то Я восставлю после тебя семя твое, которое произойдет из чресл твоих, и упрочу царство твое. Он построит дом имени Моему, и Я утвержду престол царства его на веки. Я буду ему отцем, и он будет Мне сыном; и если он согрешит, Я накажу его жезлом мужей и ударами сынов человеческих; Но милости Моей не отниму от него, как Я отнял от Саула, которого Я отверг пред лицем твоим» (2 Цар. 7, 12-15). Однако слова Господа относятся не только к Соломону, так как далее Господь говорит Давиду: «И будет непоколебим дом твой и царство твое на веки пред лицем Моим, и престол твой устоит во веки» (2 Цар. 7, 16). Это может быть отнесено только ко Христу – вечному Царю. Соответственно, и 11 стих 131 псалма тоже понимается как мессианский, как пророчество о рождении Мессии.

Стих 17: «Возращу рог Давиду, поставлю светильник помазаннику Моему». Светильник – это Иоанн Предтеча, о котором Сам Господь Иисус Христос говорил: «Он был светильник, горящий и светящий, а вы хотели малое время порадоваться при свете его» (Ин. 5, 35). Святитель Афанасий Великий именно так толкует это место: «Тамо возращу рог Давидова. В то именно время, когда явится спасение, воссияет слава Давидова. Уготовах светильник помазанному моему. Это говорит об Иоанне, по изреченному Господом: он бе светильник горя и светя (Ин. 5, 35)»

 

141 Псалом: пророчество о страданиях Христа и об оставлении Его учениками.

Святитель Феофан Затворник особенно указывает на стих 4: «Смотрю на правую сторону, и вижу, что никто не признает меня». Эти слова царя и пророка Давида святитель относит к Господу Иисусу Христу, оставленному своими учениками

Билет.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: