Й ходовой день, воскресенье, 02.02.2020

(писал Семён Татаренко)

Задача этого ходового дня – подняться на Юрму, пройти её насквозь и уйти как можно дальше в сторону Тыелги по намеченному маршруту.

В 8:10 выходим с места ночевки. Высота 956 м. Температура -6°C. Продолжаем подъем на Юрму, генеральное направление С-В. Тропим, часто меняя направление и переходя на траверс. Открытых полян, которые мы наблюдали на высоте 700-800 метров, здесь уже очень мало – лес практически сплошной (фото 84, фото 85). К 9:07 достигаем высоты 1000 м. С места ночевки пройдено 0,776 км. Продолжаем подниматься на Юрму, придерживаясь прежнего генерального направления. Склон понемногу выполаживается, мы постепенно выходим на гребень. К 9:30 натыкаемся на снегоходку, сворачиваем по ней направо на В-Ю-В и проходим несколько десятков метров в сторону предположительного местонахождения знака триангуляции. Сквозь слабые облака просматривается солнце, идет небольшой снег. Время 9:33, высота 1003 м. Мы на Юрме! С места ночевки пройдено 1,01 км. Подходим к знаку триангуляции. Он представляет собой три деревянных столба, стоящих под углом друг к другу. На верхушке находится сломанный желтый знак «Национальный парк Таганай» и новая красная табличка «Юрма – горный Урал». (фото 86, фото 87) Если пройти по той же снегоходке в восточном направлении за знак триангуляции не более 20 метров, можно наткнуться на тропу, которая отходит от снегоходки в направлении С-В в сторону скал-останцев «Чертовы Ворота» и «Чертовы скалы» (фото 88).

В 9:50 начинаем спуск с Юрмы по снегоходке по восточному склону. Спуск очень крутой (фото 89, фото 90). К 10:13 пройдено с места ночевки уже 1,61 км. Высота 944 м. Движемся траверсом очень медленно, часто сходя со снегоходки на свежий снег. Местами спуск круче, чем на Дальнем Таганае и заведомо круче, чем при подходе к Заячьей поляне (фото 91). Примерно через 10 мин выходим к месту, где две снегоходки, спускающиеся с Юрмы, сливаются в одну. На одной из елок слева по ходу движения висит маркировка подъема на Юрму – красный крест на черном фоне. Вскоре нам попадается группа пеших туристов, поднимающихся по восточному склону на Юрму. К 10:30 спускаемся на высоту 887 м. С ночевки пройдено 1,910 км. Небо уже заметно расчистилось (фото 92). Метрах в 20 над нами проносятся еле заметные облака. Через 5 мин сквозь деревья можно увидеть Карабаш и озера к С-В от него. Продолжаем спуск. Время 10:56, высота 751 м. Пройдено 2,91 км. Дорога раздваивается. Налево на восток и направо на юг. Южная дорога неезженая. Идем налево на восток. Примерно через 20 метров после развилки ельник резко сменяется березняком. К 11:03 выходим на поляну, называемую «Кресты». На березе табличка «Не оставляйте мусор, не поджигайте лес». Наша дорога подходит к поляне с С-С-В, поперек нее снегоходка ведет с запада на В-Ю-В. Встаем на 10 минутный привал, затем продолжаем движение дальше вниз на С-С-В. Примерно через 40 метров после Крестов по ходу спуска слева встречется еще одна маркировка, обозначающая подъем на Юрму – красная тряпочка на ветке (в дальнейшем они попадутся нам еще пару-тройку раз). Время 11:14, высота 691 м. С места ночевки пройдено 4,17 км. Снегоходка пересекает ручеек. Примерно через 300 метров дорога сворачивает на магнитный север и начинает небольшой подъем. Дойдя до конца подъема, возобновляем спуск в восточном направлении. Пройдя какое-то время, замечаем, что с севера к снегоходке примыкает еще одна снегоходка, предположительно, ведущая к скалам-останацам «Чертовы ворота». Продолжаем спуск по основной снегоходке. К 11:23 спускаемся на высоту 666 метров к Т-образному перекрестку. С места ночевки пройдено 4,25 км. Наша снегоходка уперлась в дорогу, ведущую с севера на юг. Вдоль дороги протекает ручей, берущий начало из так называемой «Трубы» — родника, загнанного в металлическую трубу. Устраиваем привал (фото 93, фото 94). Выходим в 11:40. Мимо нас в сторону Юрмы проезжают три снегохода. Примерно через 250 метров к югу от Трубы снегоходка сворачивает на восток. Продолжаем движение по ней. К 12:00 спускаемся до высоты 638 м. С севера к снегоходке примыкает хорошо протоптанная пешеходная дорожка. Продолжаем движение в прежнем направлении на восток. Через 10 мин подходим к развилке дорог: на Ю и на Ю-В. Движемся налево на Ю-В. По дороге встречаем туристов из Озерска на Рено Дастер. Они угостили нас яблоками и пошли пешком на Юрму, оставив машину у дороги. А мы продолжаем спуск. Слева по ходу движения табличка на подъем «Проход запрещен, валка леса». К 12:38 спускаемся до высоты 464 м. С места ночевки пройдено 6,77 км. Справа сзади примыкает слабо хоженая снегоходка. Еще через 200 метров нашу снегоходку пересекает с юга на север неезженая засыпанная просека. Вскоре встречаем еще одну припаркованную машину УАЗ Патриот. Номера у обоих 174 региона (Челябинская обл.) – местные. Сегодня выходные, поэтому Юрма популярна. К 13:07 спускаемся до высоты 382 м. С места ночевки пройдено 8,85 км. Привал 8 мин. В 13:15 выходим. Дорога немного петляет. Через 34 минуты подходим к развилке: снегоходка уходит на С-В в сторону города Карабаш, на юг уходит хорошо накатанная автомобильная дорога в сторону старой ЛЭП Златоуст-Карабаш и водохранилища (фото 95), со следами протекторов тяжелой техники. Поворачиваем направо на юг. Примерно через 3 минуты после развилки пересекаем реку Сак-Элга, текущую в Карабаш. Входим в сосновый лес. Слева по ходу виднеется склон горы Каменная. Проходим около 500 метров и в 14:03 устраиваемся на обед на технологическом съезде. Высота 370 метров, пройдено 11,3 км. На обеде принято решение идти как можно быстрее, по мере своих возможностей, чтобы зайти как можно дальше – в идеале до места запланированной ночевки (поляна в 1,5 км по дороге Тыелга-Киалим к Ю-В от водохранилища) – и оставить на последний ходовой день как можно меньший километраж.

В 14:37 выходим, продолжаем движение в прежнем направлении. К 15:15 подходим к повороту на карьер, обозначенный красной табличкой с надписью «ПРОЕЗД ЗАПРЕЩЕН. Карьер ООО ”Уральская плитка”. Месторождение Синегорье». Дорога на карьер идет на восток налево, мы продолжаем движение на юг по накатанной снегоходке. Вскоре после прохождения небольшой поляны выходим на пересечение нашей снегоходки с просекой от бывшей ЛЭП, она еле заметна, идет с Ю-З на С-В. Продолжаем движение на юг. Снегоходка берет немного юго-восточнее. В 15:30 встаем на технический привал – подкрутить крепления одному из участников. Через 5 минут отправляемся дальше. К 15:47 спускаемся до высоты 368 м. С места ночевки пройдено 15,6 км. Движемся по накатанной снегоходке на Ю-В. Слева видна гора Каменная, справа гора Голая. Подходим к обширной поляне, на которой наезжено много снегоходных трас. Снегоходка, идущая к водохранилищу, идет на Ю-В, продолжаем движение по ней. Слева при входе на поляну оставляем позади место для отдыха – столик, 2 скамейки, самодельный рукомойник. Примерно через 20 мин снегоходка сворачивает на восток и идет через молодой сосняк. Справа виднеется р. Большой Киалим, впадающая в водохранилище. Погода ясная. Справа по ходу движения нас нагоняет фронт облаков. К 16:20 спускаемся на высоту 329 м. С место ночевки пройдено 17,5 км. Дорога, ведущая вдоль Большого Киалима, подходит к водохранилищу. На юг через мост уходит дорога через реку, на С-В – дорога в обход водохранилища сверху. Два варианта дальнейшего пути – идти на юг, перейти Большой Киалим и оказаться к югу от водохранилища, но неизвестно, есть ли там дорога. Кроме того, там гора. Второй вариант – ранее намеченный, обойти водохранилище с севера. Выбираем последний вариант. Сворачиваем по самой левой из снегоходок налево на С-В, она ведет через небольшое болото. К 16:30 поднимаемся на вал на высоту 350 метров, ограничивающий водохранилище с севера. Снегоходка превратилась в дорогу, которая сворачивает на Ю-В. С ночевки пройдено 18,14 км. Привал. Через 8 минут выходим. Через какое-то время подходим к автомобильной дороге, ведущей с севера на юг и дальше на восток. Проходим под ЛЭП, у знака «Уступи дорогу» поворачиваем направо на юг и вдоль ЛЭП движемся в сторону Карабашской насосно-фильтрационной станции. Ворота станции закрыты (фото 96), соответственно и на саму дамбу зайти с севера нельзя. Сворачиваем налево и идем по снегоходке, обходящей насосную станцию и дамбу по болотам с востока. Через 8 минут подходим к броду через слив дамбы Киалимского водохранилища (фото 97). Снимаем лыжи, убираем их за оттяжки рюкзаков, готовимся к переходу брода по камням и мелководью. Если правильно переходить, вода на поднимется выше галош бахил (фото 98). После преодоления ручья принимаем решение отойти от него налево на восток и заночевать в местах, обозначенных на карте, как болото, т.к. уже начинает темнеть, и нас настораживает надвигающийся на нас фронт. До запланированного места ночевки не дошли 2,2 км. К 18:00 находим поляну с сосновой сушиной неподалеку. Устраиваемся на ночлег. Высота 324 м. За день пройдено 21,68 км.

ОВД, чч:мм – 09:50

ЧХВ, чч:мм – 08:11

Километраж – 21,68 км

Ср. скорость, км/ч – 2,6 км/ч

Число переходов – 8

Среднее время перехода, чч:мм – 1:01

Среднее время привала (без обеденного), ч:мм – 0:11

Набор высоты (более 100 метров) – 0 м

Сброс высоты (более 100 метров) – 679 м






double arrow
Сейчас читают про: