Одним из главных направлений развития конструкций СИВТ ЛА считается рост функциональных возможностей на единицу объема ЭМ (или уменьшение объема при равных функциях). Для количественной оценки плотности упаковки обычно используются коэффициенты: упаковки (KS), использования объема (KV), и использования массы (KM):
KS = N / V; KV = V / ΣVi; KM = M / ΣMi |
где N – число ФЭ в ЭМ, V и M – соответственно объем и масса ЭМ; ΣVi и ΣMi соответственно суммы объемов и масс ФЭ.
Свойства СИВТ ЛА полностью проявляются в реальных в условиях эксплуатации. Снижение надежности функционирования СИВТ ЛА возможно под влиянием двух групп факторов: субъективных (к ним относятся конструкторские, технологические и эксплуатационные ошибки и недоработки) и объективных (к ним относятся внешние воздействия и собственные дестабилизирующие факторы. При длительной эксплуатации происходит также физический износ деталей и протекают необратимые процессы старения материалов.
К внешним воздействиям относят: механические, климатические и радиационные. К собственным дестабилизирующим факторам относят взаимное влияние электрических, магнитных и тепловым полей, создаваемых элементами СИВТ ЛА, а также собственные вибрации, вызываемые работающими электромеханическими устройствами электронных систем.
Схема воздействия дестабилизирующих факторов: воздействие фактора → изменение параметров элементов (ФЭ, ЛС, КЭ) → изменение параметров (состояния) СИВТ ЛА.
Механические воздействия подразделяются на статические и динамические. Из них наибольшую опасность представляют динамические механические воздействия, включающие: вибрации, удары, линейные ускорения, акустические удары. Количественно эти виды воздействий характеризуются диапазоном частот колебаний, а также их амплитудой, ускорением, временем действия. Также часто используют коэффициент перегрузки n – величину, кратную ускорению свободного падения g.
В процессе транспортирования и эксплуатации любое СИВТ ЛА подвергается тому или иному виду механических воздействий (а порой и нескольким).
· Вибрации представляют собой сложные колебания, которые возникают при контакте конструктивных элементов с источником колебаний. Каждая точка конструкции характеризуется своей собственной колебаний. В тех точках, в которых частота собственных колебаний приближается к частоте внешнего источника, возникает явление механического резонанса, приводящего к разрушениям. Поэтому таких ситуаций следует избегать. Вибрации характеризуются частотой, амплитудой и ускорением.
· Удары подразделяются на одиночные и многократные и характеризуются длительностью ударного импульса, перемещением соударяющихся тел, ускорением. В момент удара происходит колебание системы на вынужденной частоте, определяемой параметрами воздействия, а после него – на собственной частоте конструкции.
· Линейные ускорения характеризуются ускорением (в единицах g) и длительностью воздействия.
· Акустические шумы проявляются в транспортируемых СИВТ ЛА, устанавливаемых вблизи работающих двигателей (ракет, самолетов, кораблей и т.д.). Характеризуются давлением звука, мощностью колебаний источника звука, силой звука, спектром звуковых частот.
Под воздействием вибраций и ударных нагрузок в элементах СИВТ ЛА возникают статические и динамические деформации (нарушение герметичности, обрыв монтажных связей, отрыв навесных компонентов, разрушение хрупких материалов и т.д.), а также изменения параметров ФЭ (изменение вольт-амперных характеристик, снижение чувствительности и смещение частотных диапазонов, короткие замыкания и т.д.). Ударно-вибрационные нагрузки воздействуют на элементы конструкции СИВТ ЛА через их точки крепления. Поэтому эффективность такого воздействия определяется также положением элементов относительно его направленности. Детали крепления элементов в определенной мере являются своего рода демпферами, ослабляющими действие источника вибраций. Акустический шум подвергает механическим нагрузкам практически в равной степени все элементы конструкции. Поэтому в некоторых случаях его действие может быть более разрушительным, чем действие ударно-вибрационных нагрузок.
Климатические воздействия определяются климатической зоной, в которой СИВТ ЛА эксплуатируется. К климатическим факторам относят:
· воздействие температуры может изменить параметры как конструкционных материалов (тепловое старение материалов), так и электрические характеристики ФЭ и ЛС;
· тепловые удары способствуют образованию микротрещин конструкционных материалов и появлению прочих дефектов;
· влажность окружающей среды представляет собой один из наиболее агрессивных для СИВТ ЛА внешних факторов; влага содержится в любой атмосфере и ее воздействие проявляется в ускорении коррозии металлических деталей и покрытий, снижению электроизоляционных свойств диэлектриков (малый размер молекул воды – 2,7х10 -10 м - позволяет ей проникать в межмолекулярные промежутки полимеров, керамики и других материалов), изменению характеристик ФЭ и ЛС; наличие во влаге растворенных химических соединений (атмосфера цехов химических производств, тропический морской климат) значительно усиливают ее вредное воздействие на СИВТ ЛА;
· пониженное и повышенное давление влияют на отвод тепла, сопротивление изоляции воздуха, оказывают механическое воздействие на элементы СИВТ ЛА и т.д.;
· грибковые образования (плесень) являются источником органических кислот, способствующих коррозии и ухудшению диэлектрических свойств;
· пыль и песок оседают на поверхности элементов СИВТ ЛА; в состав пыли входят органические и минеральные соединения; действие органических компонентов аналогично действию плесени, а минеральные частицы, как и песок, могут вывести из строя электромеханические устройства (устройства с движущимися частями);
· солнечное облучение, состоящее в основном из волн ультрафиолетовой и инфракрасной части спектра, отрицательно действует на некоторые материалы (полимеры, лакокрасочные покрытия и т.д.);
· насекомые и грызуны также могут отрицательно влиять на функционирование СИВТ ЛА; многих насекомых привлекает тепло и их останки служат питательной средой для плесени; грызуны (крысы, мыши) повреждают кабели и провода в пластмассовой и резиновой изоляции.
Действия некоторых климатических факторов может усиливать действия других. Например, с ростом температуры активность влаги также возрастает, пыль и песок поглощают влагу, усиливая ее воздействие и т.д.
К радиационным факторам относят: космическую радиацию, ядерную радиацию (от реакторов, атомных двигателей, радиационно-опасных ситуаций), облучение потоком гамма-фотонов, нейтронов, бета- и др. частиц. Наиболее устойчивы к воздействию облучения металлы, а наименее – полупроводниковые приборы и ИС, а также некоторые конденсаторы (с органическим диэлектриком и электролитические).
Надежность СИВТ ЛА
В процессе эксплуатации СИВТ ЛА могут находиться в работоспособном или неработоспособном состоянии. Переход в неработоспособное состояние обычно происходит по причине отказа одного или нескольких элементов, программного обеспечения и т.д. Отказы подразделяют на: внезапный и постепенный, явный и скрытый, зависимый и независимый, конструктивный, производственный, эксплуатационный и т.д.
СИВТ ЛА могут быть обслуживаемыми и необслуживаемыми, восстанавливаемыми и невосстанавливаемыми, ремонтируемыми или неремонтируемыми. Все эти определения дают качественную характеристику изделия. В ТЗ задаются количественные показатели для конкретных эксплуатационных условий, которые подлежат расчету. Поскольку отказ - событие случайное, то все оценки надежности носят вероятностный характер.
Для количественной оценки надежности чаще всего используют функцию интенсивности отказов λ(t), часто называемой λ – характеристикой. Интенсивность отказов λ(t) является критерием, наиболее полно определяющим надежность неремонтируемых СИВТ ЛА, а также составляющих их элементов и компонентов (резисторов, конденсаторов, ИС, печатных плат, соединений сваркой, пайкой и т.д.). Идеализированный вариант функции λ(t) приведен на рис. 2.2.
Область 1 называют временем приработки. Объекты, претерпевшие отказы на этом участке, как правило, имеют недостаточную электрическую и механическую прочность. Область 2, для которой λ(t) ≈ λ и имеет минимальное значение, соответствует нормальному периоду работы СИВТ ЛА. В области 3 интенсивность отказов растет, что обусловлено старением материалов и износом деталей. Все оценки надежности выполняются для периода нормальной эксплуатации, когда надежность постоянна или стационарна. Период приработки изучается отдельно, как нестационарный процесс и этот период должен быть исключен до начала эксплуатации (путем введения тренировки). Стационарный участок нормальной эксплуатации обычно описывается экспоненциальным распределением с постоянным параметром λ.. Значения λ являются справочными (например, в настоящее время для ИС в керамическом корпусе λ = 10–8... 10–9, 1/ч, а в пластмассовом - 10–7... 10–8, 1/ч.) и используются для расчетов прочих характеристик надежности, например, таких как: вероятность безотказной работы P(t) и средняя наработка на отказ Tср
Справочные значения λ часто используют с повышающим коэффициентом kэ, учитывающим режим работы и сложность условий эксплуатации СИВТ ЛА.
Оценка надежности многоэлементных СИВТ ЛА производится обычно при следующих допущениях:
· отказы независимы;
· с точки зрения надежности элементы (ЭРЭ, ИС, паяные или сварные соединения и т.д.) соединены последовательно, т.е. выход из строя любого элемента приводит к отказу изделия в целом;
· закон распределения экспоненциальный.
Средняя наработка на отказ для этого случая Tср = 1/.
Если расчеты показывают недостаточную надежность, то принимают меры для ее повышения. Основные способы повышения надежности СИВТ ЛА: использование элементов и компонентов с более высокими показателями надежности, снижение влияния внешних и внутренних дестабилизирующих факторов, снижение электрической и механической нагрузки на элементы, использование резервирования. В последнем случае надежность повышается за счет использования избыточных элементов и компонентов.
Для ремонтируемых СИВТ ЛА обычно учитывают следующие требования:
1. изделия должны иметь встроенную систему контроля, позволяющую локализовать неисправность до сменной части;
2. необходимо разработать и изготовить ЗИП, включающий в себя конструктивные модули для замены;
3. конструкция должна допускать быструю замену узлов без применения пайки;
4. при замене узлов не должно быть подгоночных, регулировочных или подстроечных операций;
организовать систему технического обслуживания применительно к особенностям объекта эксплуатации и квалификации операторов.