Стиль духовных од Г.Р. Державина

Общие слова о творч-ве. Гавриил Романович Державин (1743 – 1816)– поэт-новатор, крупнейш. поэт 18 века, крупный госуд. деятель (рано осиротевш. сын бедного казанского дворянина, начинал рядовым, затем капралом Преобр. полка; впоследств. – губернатор в Петрозаводске, тамбове, сенатор, министр. юстиции). Его оды и лирич. стих-я тесно переплет-ся с его биографией.

1-я книга Д. «Оды, переведенные и сочиненные при горе Читалагае 1774 года»и журнальн. публикации не принесли известности.

«Екатерининские» оды.В 1783 г. княгиня Е. Дашкова показ. Ек.IIоду Д.«Фелица»,не парадно-придворную, а передающ. искреннее восхищ-е Д. императрицей – идеальн. правит-цей и благородн. женщиной. Д. использ. прием противопоставл-я: Фелица, в отлич. от окруж-я и державинского Мурзы, ведет самый простой образ жизни, не склоняется к таким порокам, как игра в карты, чревоугодие («И пища самая простая бывает за твоим столом»), занятия оккультизмом. Отлич. оду и замечат. словесная живопись (описание пира, где «славный окорок вестфальской» и «звенья рыбы астраханской» - просто раздолье, как на натюрмортах худ-ков фламандской школы). В дальнейшем Д. написал еще ряд од, которые мы относим к «екатерининским» одам –«На отсутствие Е.И.В. в Белоруссию», «Благодарность Фелице», «Видение Мурзы», «Изображение Фелицы». Последняя «ек.» ода –«Развалины»- создана после смерти императрицы и оплакив. ушедшую с ней в прошлое эпоху.

Философские оды.Лучшие из филос. од –«На смерть кн. Мещерского» (1779), «На счастие» (1789), «Водопад» (1791 – 1794).

Духовные оды. Составл. самый обширный цикл, из них больше всех известнаода «Бог» (1780 – 1784).

Основным жанром, в котором Державин работал и добился наибольших успехов, стала ода — торжественное поэтическое произведение, чья звучная и размеренная форма всегда была близка представителям классицистической поэзии. Державин, однако, сумел преобразовать этот традиционный жанр — вдохнуть в него совершенно новую жизнь. Не случайно выдающийся литературовед Þ.Н. Тынянов писал о «революции Державина».

Несмотря на то, что основа творчества Гаврилы Державина — русский классицизм, оно значительно выходило за его пределы.

Для языка стихов Державина характерно

1) объединение «высоких» и «низких» элементов, просторечных выражений с церковнославянской лексикой;

2) для идиостиля — синтез торжественной оды с сатирой.

3) Проскальзывает в произведениях поэта и романтический подход к действительности — проблеск нового направления и методов литературного творчества.

Иными словами, наследие Державина оказалось зеркалом пути развития русской литературы этой эпохи — от классицизма, сквозь сентиментализм и романтизм к реализму.

Основой искусства поэт считает истину, доносить до читателя которую обязаны художники и поэты. Задача искусства — подражание природе, т. е. объективной действительности. Но это не касается низменных и грубых сторон жизни — поэзия, как считает Державин, должна быть «приятна». Также она должна быть полезна — этим объясняются многочисленные нравоучения, сатиры и морали, которыми пестрит творчество поэта.

Державин, конечно, не мог претендовать на роль духовного народного вождя и посягать на основы самодержавия, но во многих произведениях он выражает именно народную точку зрения, что уже было прорывом для русской литературы XVIII века. Начиная с 1779 года, творчество Державина становится все более оригинальным — он идет своим путем в поэзии.

Поэт в произведениях Державина — это неподкупный борец за правду.

Не внемлют! — видят и не знают!

Покрыты мздою очеса:

Çлодействы землю потрясают,

Неправда зыблет небеса.

Öари! — ß мнил, вы боги властны,

Никто над вами не судья, —

Но вы, как я, подобно страстны

И так же смертны, как и я.

Заслугой Державина перед русской поэзией является введение в литературу «забавного русского слога»: сочетания высокого стиля с просторечием, сатиры и лирики.

Державин расширяет тематику поэзии, сближает ее с жизнью. Он начинает смотреть на мир и природу глазами обычного земного человека. Поэт изображает природу не отвлеченно, как это делали до него, а как живую реальность. Если до Державина природа описывалась в самых общих чертах: ручьи, птицы, цветы, то в стихах поэта уже появляются детали, краски, звуки — он работает словом, словно художник кистью:

Водопад — один из самых многогранных, величавых природных образов в лирике Державина. Прежде всего, это бушующая водная лавина. Она сыплет свою «алмазну» «гору» «четыремя скалами». Воды «кипят», в них «бездна» жемчуга, «сребра», от брызг водопада стоит «синий холм». Это изображение реального водопада, реальной природы, с которой Державин связывал «идею вечности». Но водопад — это и «река времени», т. е. символ, олицетворяющий постоянное движение мира и смену его состояний, что мир изменчив, как и человек.

Для Державина водопад — как человек. В изображении человека поэт приближается к живому портрету, что было первым шагом на пути к реализму. Державин создал даже свой автопортрет в стихотворении «Тончию» (1801), где легко просматриваются черты «живого» человека:

Иль нет: ты лучше напиши

Меня в натуре самой грубой,

В жестокий мраз, с огнем души,

В косматой шапке, скутав шубой,

×тоб шел, природой лишь водим,

Против погод, волн, гор кремнистых,

В знак, что рожден в странах я льдистых,

×то был прапращур мой Багрим.

Державин расширяет границы оды. В «Фелице» нарушается установленная Ломоносовым схема — это уже сюжетное стихотворение, а не свод высказываний автора в связи с торжественным событием. Наиболее знаменитые оды Державина — «Фелица», «Бог», «Видение мурзы», «Изображение Фелицы» — это сюжетные произведения, в которые поэт вносит свои мысли и чувства.

Стихи Державина вносят в поэзию образ автора, знакомят читателя с личностью поэта — в этом заключается еще одно его открытие. В произведениях представлен не абстрактный, а конкретный человек. Появление в «Фелице» авторского «я», живой, конкретной личности поэта, было фактом огромного художественного и историколитературного значения:

А я, проспавши до полудни,

Курю табак и кофе пью;

Преобращая, в праздник будни,

Дружу в химерах мысль мою.

Огромное значение для последующего развития русской литературы и русского литературного языка имеет поэтический язык Державина. Поэт превосходно чувствовал народную речь. В стихах его есть риторическое начало, ораторские интонации — он учит, требует, наставляет, негодует. Многие выражения Державина стали крылатыми:

«Где стол был яств, там гроб стоит», «Я царь, — я раб, — я

червь, — я бог», «Отечества и дым нам сладок и приятен».

Главной заслугой поэта было введение в поэзию «обыкновенного человеческого слова», что было неслыханно неожиданно и ново. Произведения Державина имели влияние практически на всех поэтов конца XVIII — начала XIX века, способствуя наступлению новой эпохи развития русской поэзии


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: