Повесть Н.М. Карамзина «Бедная Лиза». Образ повествователя, конфликт, сюжет, внутренняя форма. Жанровые особенности сентиментальной повести

Образ повествователя:

Карамзин не дает его подробного описания, для того, чтобы у читателя сложилось мнение, что это и есть сам автор. Помимо своего повествования, он постоянно анализирует ситуацию и горячо сопереживает героям. Конечно, он уже не в силах ничего изменить или дать дельный

совет – трагедия уже случилась. Однако мужчина настолько проникся историей двух некогда влюбленных людей, что может создаться впечатление, что вот-вот случится чудо, и ситуация изменится в лучшую сторону. И все же мужчина хоть так слезно и переживает за героев, на самом деле смирился. Он понимает всю безысходность бытия, поэтому просто дает советы, но уже самому читателю. Из рассказов повествователя, из его замечаний и наблюдений, становится понятным, что тот является настоящим патриотом, очень любит как саму Россию, так и Москву. Он восхищается этим многогранным городом и его окрестностями. Это понятно, ведь он вырос в этой великой стране и столь замечательном городе.

Под конец произведения Карамзина «Бедная Лиза» читателю становится понятным, что повествователь эту историю узнал от Эраста. Тот, так и не смог спокойно и счастливо существовать после смерти бедной Лизы.

Повествователь не смел осудить ни Эраста, ни девушку. Он глубоко переживал за такую печальную историю, но не принимал ни чью сторону. Мужчина к обоим проникся самыми добрыми чувствами, и не хотел омрачать светлую память осуждениями. Он прекрасно понимал, что это уже не имеет смысла. Лишь изредка, вставляя свои реплики и восклицания, он как бы хотел докричаться то до Лизы, то до Эраста. Увы, тщетно. Повествователь восторгается, сочувствует и оплакивает обоих героев. Это говорит о его тонкой и сострадательной натуре, о человечности и о желании что-то изменить в этом порой жестоком мире.

Конфликт:

Проблематика повести носит социально-нравственный характер: крестьянке Лизе противопоставлен дворянин Эраст. Характеры раскрыты в отношении героев к любви. Чувства Лизы отличаются глубиной, постоянством, бескорыстием: она прекрасно понимает, что ей не суждено быть женою Эраста. Дважды на протяжении повести она говорит об этом, в первый раз матери: «Матушка! Матушка! Как

этому статься? Он барин, и между крестьянами. Лиза не договорила речи своей». Второй раз — Эрасту: «Однако ж тебе нельзя быть моим мужем!».- «Почему же?» — «Я крестьянка.». Лиза лобит Эраста самозабвенно, не задумываясь о последствиях своей страсти. «Что принадлежит до Лизы,- пишет Карамзин,- то она, совершенно ему отдавшись, им только жила и дышала. и в удовольствии его полагала свое счастье» Эраст изображен в повести не вероломным обманщиком-соблазнителем. Такое решение социальной проблемы было бы слишком грубым и прямолинейным. Это был, по словам Карамзина, «довольно богатый дворянин» с

«добрым от природы» сердцем, «но слабым и ветреным,., Он вел рассеянную жизнь, думал только о своем удовольствии.». Таким образом, цельному, самоотверженному характеру крестьянки противопоставлен характер доброго, но избалованного праздной жизнью барина, не способного думать о последствиях своих поступков.

Сюжет, композиция По выражению самого Карамзина, повесть «Бедная Лиза» — «сказка весьма не замысловатая». Сюжет повести прост. Это история любви бедной крестьянской девушки Лизы и богатого молодого дворянина Эраста. Общественная жизнь и светские

удовольствия ему надоели. Он постоянно скучал и «жаловался на судьбу свою». Эраст «читывал романы идиллии» и мечтал о том счастливом времени, когда люди, не обремененные условностями и правилами цивилизации, жили беспечно на лоне природы. Думая только о своем удовольствии, он «искал его в забавах». С появлением в его жизни любви все меняется. Влюбляется Эраст в чистую «дочь природы» — крестьянку Лизу. Целомудренная, наивная, радостно доверчивая к людям, Лиза представляется прекрасной пастушкой. Начитавшись романов, в которых «все люди беспечно гуляли по лучам, купались в чистых родниках, целовались, как горлицы, отдыхали под розами и миртами», он решил, что «нашел в Лизе то, что сердце его давно искало». Лиза, хотя и «дочь богатого поселянина», всего лишь крестьянка, которая вынуждена сама зарабатывать себе на жизнь. Чувственность — высшая ценность сентиментализма —: толкает героев в объятья друг к другу, дает им миг счастья. Картина чистой первой влюбленности нарисована в повести очень трогательно. «Теперь думаю, — говорит Лиза Эрасту, — что без тебя жизнь не жизнь, а грусть и скука. Без глаз твоих темен светлый месяц; без твоего голоса скучен соловей поющий...» Эраст тоже восхищается своей «пастушкой». «Все блестящие забавы большого света представлялись ему ничтожными в сравнении с теми удовольствиями, которыми страстная дружба невинной души питала сердце его». Но когда Лиза отдается ему, пресыщенный молодой человек начинает охладевать в своих чувствах к ней. Напрасно Лиза надеется вернуть утраченное счастье. Эраст отправляется в военный поход, проигрывает в карты все свое состояние и, в конце концов, женится на богатой вдове. А обманутая в лучших надеждах и чувствах Лиза бросается в пруд около Симонова монастыря.

Род, жанр В русской литературе XVIII в. широкое распространение получили многотомные классические романы. Карамзин впервые ввел жанр короткой новеллы — «чувствительной повести», которая пользовалась особенным успехом среди современников. Роль рассказчика в повести «Бедная Лиза» принадлежит автору. Малый объем делает сюжет повести более четким и динамичным. Имя Карамзина неразрывно связано с понятием «русский сентиментализм». Сентиментализм — течение в европейской литературе и культуре второй половины XVII в., выдвигающее на первый план чувства человека, а не разум. Сентименталисты основное внимание уделяли человеческим отношениям, противостоянию добра и зла. В повести Карамзина жизнь героев изображается через призму сентиментальной идеализации. Образы повести приукрашены. Умерший отец Лизы, образцовый семьянин, потому, что он любит работу, пахал хорошо землю и был довольно зажиточным, его все любили. Мать Лизы, «чувствительная, добрая старушка», слабеет от непрестанных слез по своему мужу, ибо и крестьянки чувствовать умеют. Она трогательно любит свою дочь и с религиозным умилением любуется природой. Само имя Лиза до начала 80-х гг. XVIII в. почти не встречалось в русской литературе, а если и встречалось, то в своем иноязычном варианте. Выбирая для своей героини это имя, Карамзин шел на ломку достаточно строгого канона, сложившегося в литературе и предопределявшего заранее, какой должна быть Лиза, как она должна себя вести. Этот поведенческий стереотип определялся в европейской литературе XVII-XVIII вв. тем, что образ Лизы, Лизетты (Lizette) был связан прежде всего с комедией. Лиза французской

комедии обычно служанка-горничная (камеристка), наперсница своей молодой госпожи. Она молода, хороша собой, достаточно легкомысленна и с полуслова понимает все, что связано с любовной интригой. Наивность, невинность, скромность меньше всего свойственны этому комедийному амплуа. Разбивая ожидания читателя, снимая маску с имени героини, Карамзин тем самым разрушал основы самой культуры классицизма, ослаблял связи между означаемым и означающим, между именем и его носителем в пространстве литературы. При всей условности образа Лизы ее имя связано именно с характером, а не с амплуа героини. Установление зависимости между «внутренним» характером и «внешним» действием стало существенным завоеванием Карамзина на пути к «психологизму» русской прозы.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: