Дидактика – наука об обучении и образовании, их целях, содержании, методах средствах, организации, достигаемых результатах. В дидактике как науке выявляются закономерности обучения,определяются ключевые понятия, устанавливаются принципы обучения,формируется его содержание, предлагаются технологии, формы и методы,позволяющие осуществлять образовательный процесс в целом и вконкретных условиях, контролировать и оценивать его результаты.
Предметом дидактики явл. процесс обучения и условия, необходимые для его протекания(содержание, средства, методы обучения, коммуникации между педагогом иучениками и др.) а также получаемые результаты, их диагностика и оценка.
Дидактика решает следующие задачи:
1. Отвечает на вопросы «зачем», «чему» и «как» необходимо обучать.
2. Описывает и объясняет процесс и условия обучения.
3. Исследует сущность, закономерности и принципы обучения в связи
с воспитанием и образованием учащихся, их творческой самореализацией и
развитием способностей.
4. Определяет педагогические основы содержания образования,
5. Разрабатывает новые обучающие системы, образовательные
технологии, формы, методы и приемы обучения.
6. Конструирует системы диагностики, контроля и оценки
образовательных результатов.
7. Предсказывает и прогнозирует результаты обучения на основе
разных концепций образования.
Частные (конкретные) дидактики относятся к изучению отдельных предметов и называются методиками преподавания. Они изучают закономерности протекания процесса, содержание, формы и методы, являющиеся своеобразными для каждого учебного предмета в связи с его специфическими особенностями.
Основу дидактики составляют объективные закономерности философии познания (гносеологии). Дидактика связана с психологией (общей, возрастной, педагогической, социальной, психологией личности), физиологией высшей нервной деятельности, формальной логикой, социологией, культурологией, кибернетикой, информатикой, историей педагогики, эстетикой, методиками преподавания конкретных учебных предметов. Поэтому правомерно говорить о физиологических, психологических, социокультурных, информационных основах дидактики. Нормативные основы дидактики - содержание обучения регламентируется образовательными стандартами и нормативными документами, которые разрабатываются на основе стандартов.
Основными категориями дидактики являются:
-Дидактическая система.
-Технологии обучения.
Преподавание – деятельность по организации и управлению усвоением содержания образования.
Учение – организация и проведение учеником своей деятельности, обеспечивающей усвоение содержания образования.
Обучение – совместная деятельность педагога и учащихся, упорядоченное их сотрудничество, направленное на достижение поставленной цели.
Образование – система приобретенных в процессе обучения знаний, умений, навыков, способа мышления.
Знания – отражение познаваемого мира в мысли человека, совокупность идей, в которых выражается теоретическое овладение определенным предметом.
Умения – овладение способами применения усвоенных знаний на практике.
Навыки – умения – доведенные до автоматизма, высокой степени совершенства.
Содержание (обучения, образования) – система научных знаний, практических умений и навыков, способов деятельности и мышления, которыми учащимся необходимо овладеть в процессе обучения.
Метод – путь достижения цели и задач обучения.
Средство – предметная поддержка учебного процесса.
Для поддержки учебного процесса используются разнообразные технические средства.
Результаты (продукты обучения) – это то, чего достигает обучение, конечные следствия учебного процесса, степень реализации намеченной цели.
Обучение – целенаправленный процесс взаимодействия педагога и учащихся по усвоению знаний, умений и навыков, развитию познавательной активности, сил и способностей, формированию мировоззрения.
Системообразующим понятиями процесса обучения как системы выступают цель обучения, деятельность учителя (преподавание), деятельность учащихся (учение) и результат. Переменными составляющими - средства управления. Они включают содержание учебного материала, методы обучения, материальные средства обучения (наглядные, технические, учебники, учебные пособия и др.), организационные формы обучения как процесса и учебной деятельности.
Структурные компоненты процесса обучения: целевой, содержательный, операционно-деятельностный, контрольно-регулировочный, эмоционально-волевой, потребностно-мотивационный, оценочно-результативный.
Основными функциями:
образовательная функция – основная и определяющая. Главное назначение обучения – создание условий, обеспечивающих учащихся знаниями, формирование специальных и общеучебных умений и навыков с целью их использования на практике.
Воспитательная функция предполагает формирование мировоззрения обучаемых, их духовных, нравственных, трудовых, эстетических представлений, а также убеждений, взглядов и идеалов.
Развивающая функция обеспечивает процесс совершенствования личности, совершенствует ее восприятие, мышление, волевую, эмоциональную и мотивационную сферы. Эти функции взаимосвязаны и взаимодействуют.
Общими основами формирования содержания современного образования есть: гуманитаризация, гуманизация, экологизация, дифференциация, интеграция, целенаправленное использование достояниймировой и национальной культуры, широкое применение новых информационных технологий, формирование творческой личности как условие и результат полноценного, многокомпонентного процесса обучения. Процессы реформирования основываются на интеграции содержания образования. Новая модель содержания образования проектирует тип человека, реализующего личностный поиск интеллектуального, морального и духовного усовершенствования. В современной дидактике сложилось несколько основных видов обучения: сократовское, догматическое, объяснительно-иллюстративное обучение, проблемное обучение, программированное обучение, развивающее обучение, модульное обучение, компьютерное обучение. Они различаются характером взаимодействия преподавателя и учащихся, а также уровнем самостоятельности учащихся.