Педагогический процесс как система и целостное явление. Закономерности и этапы педагогического процесса

Педагогический процесс, это развивающееся системное взаимодействие воспитателей и воспитуемых, направленное на достижение заданной цели и приводящее к заранее намеченному изменению состояния, т.е. преобразованию их качеств и поведения, развитию личности. Это особая система деятельности и формирующихся в рамках этой системы отношениях: преобразовательно-активных, созерцательно-исполнительских или потребительско-иждивенческих.

Характерные черты педагогического процесса как системного взаимодействия:

  1. Система динамична, т.е. находится в развитии.
  2. Результат процесса находится в прямой зависимости от взаимодействия и взаимоотношений педагога и ученика.
  3. Четко выделены составные компоненты системы, что позволяет анализировать связи между ними по Кузьминой Н.В. Структурные:
    • субъект (педагог);
    • объект педагогического воздействия (ученик);
    • цели обучения и воспитания;
    • предмет их совместной деятельности;
    • средства педагогической коммуникации.

Системообразующим фактором является цель развития личности воспитуемого, реализуемая во взаимодействии педагога и ученика. Отсутствие любого компонента ведет к ликвидации системы. Функциональные компоненты:

    • гностический, включающий в себя анализ педагогической ситуации, личности воспитуемого, сопоставление искомого результата с реальным;
    • проектировочный, состоящий из действий, связанных с предвосхищением, предвидением возможных последствий от решения педагогической задачи;
    • конструктивный, проявляющийся в действиях, связанных с композиционным построением педагогического процесса, урока;
    • коммуникативный, заключающийся в действиях, связанных с установлением педагогически целесообразных взаимоотношений;
    • организаторский, состоящий из действий, связанных с организацией, например, учебной информации в процессе ее предъявления.

Целостность педагогического процесса состоит в:

  1. Единстве обучения, воспитания, развития.
  2. Целостности человека, его качеств, не воспитываемых по частям.
  3. Единстве цели, средств и результата.
  4. Единстве внешних воздействий педагога и внутренней активности воспитуемого.
  5. Единстве всех воспитательных систем - семьи, школы, общества.

Этапы педагогического процесса - это последовательность его развития:

  1. Первый этап - подготовительный: это организация процесса, имеющая следующие задачи - целеполагание, диагностика, прогнозирование, планирование, проектирование.
  2. Второй этап - основной: это осуществление, его задачи - педагогическое взаимодействие, организация обратной связи, регулирование и коррекция деятельности, оперативный контроль.
  3. Третий этап - заключительный: это анализ, его задачи - выявление плюсов и минусов, анализ ошибок и достижений, проектирование мер по устранению ошибок.

Эти этапы взаимосвязаны между собой, ни один из них не может быть исключен.

Педагогический процесс характеризуется уровнями организации, управления, продуктивности, технологичности, экономичности, что позволяет дать качественную и количественную оценку достигнутых уровней. Важная характеристика процесса – время. Это универсальный критерий, позволяющий судить насколько быстро и качественно протекает данный процесс.

Закономерности:

1. Закономерность динамики педагогического процесса. Величина всех последующих изменений зависит от величины изменений на предыдущем этапе.

2. Закономерность развития личности в педагогическом процессе. Темпы и достигнутый уровень развития личности зависит от наследственности, воспитательной и учебной среды.

3. Закономерность управления учебно-воспитательным процессом.

4. Закономерность стимулирования. Продуктивность педагогического процесса зависит от действия мотивов.

5. Закономерность единства чувственного, логического и практики.  

6. Закономерность единства внешней (педагогической) и внутренней (познавательной) деятельности. 7. Закономерность обусловленности педагогического процесса. Его течение и результаты обусловлены потребностями общества и личности.

Принципы:

-      целенаправленности педагогического процесса (творческий характер, сознательность, направленность, предупреждает стихийность).

-      связи пед. процесса с жизнью (приобщение к социальному опыту старших поколений, формирование нравственности).

-      научности содержания (освоение способов научной организации руда).

-      доступности, учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.

 

Содержание образования в современной школе.

Содержание образования определяется как совокупность систематизированных знаний, умений и навыков, взглядов и убеждений, а также определенный уровень развития познавательных сил и практической подготовки, достигнутые в результате учебно-воспитательной работы.

Конкретное содержание видов деятельности школьников составляет содержание воспитания.

Содержание образования может быть структурировано и по основным его отраслям: общее, политехническое и специальное (профессиональное).

Основные компоненты содержания образования:

- когнитивный опыт личности – система знаний о природе, обществе, мышлении, технике, способах деятельности, усвоение которых обеспечивает формирование в сознании учащихся научной картины мира.

- Практический опыт – опыт осуществления и применения знаний, это система общих интеллектуальных и практических умений и навыков, являющихся основой конкретных видов деятельностей: познавательная, трудовая, художественная, общественная, коммуникативная, ценностно-ориентационная.

- Опыт творческой деятельности призван обеспечить готовность школьника к поиску решений новых проблем, к творческому преоб-ю действительности.

- Опыт отношений личности – система мотивационно-ценностных и эмоционально-волевых отношений, его специфика состоит в оценочном отношении к миру, к деятельности, к людям.

Все компоненты содержания общего образования и базовой культуры личности взаимосвязаны.

В педагогической теории детерминантами называются факторы, определяющие структурные компоненты содержания образования и их взаимосвязи. Одной из ведущих детерминант - цель, в которой находят концентрированное выражение как интересы общества, так и интересы личности.

Деятельность личности также является детерминантой содержания образования. При этом оно выступает как содержание особым образом организованной деятельности учащихся, основу которого составляет опыт личности.

Детерминантой выступает целенаправленно организованное взаимодействие школьников с миром во всем его многообразии: природой, наукой, производством, искусством, а также вещами и предметами, их окружающими, и, главное, людьми. Взаимодействие с окружающим миром осуществляется через организацию основных видов деятельности школьника: познавательную, трудовую, художественную, спортивную, общественную, ценностно-ориентировочную, коммуникативную.

Содержание общего образования - содержание базовой культуры личности. Основные стороны личности являются детерминантами структуры содержания общего среднего образования. Сегодня общее образование представлено:

- как сквозная линия всей системы непрерывного образования;

 - как общеобразовательная подготовка человека, предшествующая профессиональной. Где в содержание общего образования входят три основных цикла изучаемых учебных предметов: естественнонаучный, гуманитарный, трудовой и физической подготовки.

Тенденции в развитии содержания современного образования связаны со стремлением общества реализовать на практике новую образовательную парадигму.

Тенденции:

-      Гуманитаризация и гуманизация содержания образования, сущность которых заключается в обращении к мировой и национальной культуре, истории, духовным ценностям, искусству, художественному творчеству; в личностно-ориентированной направленности; в индивидуализации педагогического процесса и т.п. Гуманитаризации содержания образования способствует увеличение в учебных планах объема социально-гуманитарных дисциплин, включение гуманитарных знаний в содержание учебных предметов естественнонаучного цикла.

-      Открытость и вариативность содержания образования, дифференциация образовательного процесса, обеспечивающие развитие учащихся в соответствии с их возможностями, склонностями, интересами.

-      Постепенное уменьшение обязательных предметов и занятий и увеличение предметов, занятий, видов деятельности по выбору.

-      Включение в содержание образования интегрированных курсов, способствующих созданию у школьников целостной картины мира.

-      Стандартизация содержания образования, которая обеспечивается разработкой системы образовательных стандартов в соответствии с Законом ««Об образовании в Республике Беларусь» (в редакции от 19.03.2002).

В Республике Беларусь устанавливается система образовательных стандартов. Государственные образовательные стандарты Республики Беларусь содержат общие требования к уровням образования и срокам обучения, типам учреждений образования, классификации специальностей, квалификаций и профессий, документам об образовании. Отраслевые образовательные стандарты содержат нормирование структуры, обязательный минимум содержания образования, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, уровень подготовки выпускников, критерии оценки качества образования» (статья 11). Кроме того, реализация стандарта образования способствует обеспечению единства образовательного пространства в условиях разнообразия типов школ; нормализации учебной нагрузки; формированию у учащихся положительной мотивации учения благодаря знанию предъявляемых требований к уровню образования и критериям его оценки; принятию обоснованных управленческих решений и т.п.

Функции образовательных стандартов: социального регулирования, гуманизации образования, управления, повышения качества образования.

На основе образовательных стандартов разрабатываются нормативные документы, определяющие содержание образования: учебные планы образовательных учреждений, учебные программы, учебники и учебные пособия.

Учебный план упорядочивает структуру учебного года и определяет общий порядок занятий, содержатся следующие данные: полный перечень учебных предметов по годам обучения; количество часов (уроков), отводимых на каждый учебный предмет, в неделю, за учебный год и за все годы обучения; периоды производственной практики; продолжительность учебных четвертей и каникул. Учебный план как государственный документ служит основой при формировании преподавательского состава по специальностям.

Типовые учебные планы в Республике Беларусь утверждает Министерство образования. На их основе ежегодно Министерством образования утверждаются учебные планы на текущий учебный год для всех типов учреждений.

Типовая учебная программа утверждается Министерством образования. Состоит из объяснительной записки, основной части, требований к знаниям, умениям и навыкам учащихся. В объяснительной записке коротко раскрывается структура содержания учебного предмета, функции,цели и задачи. Основная часть программы отражает содержание учебного предмета. В разделе программы «Требования к знаниям и умениям учащихся» фиксируются основные специальные умения и навыки по данному предмету, указываются объекты и средства контроля. На основе Типовой учебной программы составляются базовые, рабочие или авторские учебные программы.

Принципы построения учебных программ:

-      линейный (отдельные части учебного материала образуют непрерывную последовательность тесно связанных между собой звеньев и прорабатываются за время обучения только один раз).

-      концентрический (одна и та же тема, элемент содержания образования излагается и изучается за время обучения несколько раз, но при этом расширяется и углубляется.

 Содержание учебной программы более подробно раскрывается в учебниках и других учебных пособиях. Учебник выполняет ряд функций. Информационная функция призвана обеспечить детей необходимой и достаточной информацией.   Мотивационная функция заключается в создании стимулов к изучению предмета, в воспитании интереса и позитивного отношения к учению. Трансформационная функция связана с педагогической переработкой научных знаний, подлежащих усвоению. Систематизирующая функция реализует требование обязательного систематического и последовательного изложения материала в логике учебного предмета.  Функция закрепления и самоконтроля. Воспитательно-развивающая функция состоит в духовно-ценностном влиянии содержания учебника на детей.

Структура учебника включает в себя текст и внетекстовые, вспомогательные компоненты (вопросы, упражнения, задания, памятки или инструктивные материалы, таблицы, шрифтовые выделения, иллюстративный материал и подписи к нему, предисловие, примечания, приложения, оглавления, указатели и другие).

Учебное пособие служит вспомогательным средством обучения, в котором учебный материал представлен расширенно и более детализировано. К учебным пособиям относятся хрестоматии, сборники упражнений, тестов, рабочие тетради, атласы, словари, справочники и другие.

Учебно-методический комплекс по предмету включает учебную программу, учебники и учебные пособия, а также методические пособия для учителя, электронные ресурсы, видео-, аудио- и другие средства обучения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: