Л. С. Выготский утверждал, что обучение ведет за собой развитие. Центральной проблемой становится проблема соотношения обучения и развития.
Выготский выделяет три основных подхода к решению вопроса о соотношении обучения и развития:
1) Независимость развития от обучения (нативизм, теории созревания, Штерн, Пиаже). Развитие обеспечивает созревание психологических способностей, а обучение использует возможности, предоставляемые развитием. Обучение никак не влияет на развитие, «плетется в хвосте развития». Ж.Пиаже считал, что роль обучения сводится лишь к наполнению определенным содержанием операторных структур. Показатель уровня мышления – то, как мыслит ребенок в той области, где знания не имеет.
2) Отождествление обучения и развития (бихевиоризм, теории научения). Процессы о. и р. протекают синхронно, суть их одинакова (образование ассоциаций и навыков). Обучение – механический процесс (методом проб и ошибок).
3) Объединение предыдущих теорий (К. Коффка). Наиболее высоко оценен Выготским, признает влияние обучения на развитие. Есть две формы развития — развитие как созревание и развитие как обучение. Любое обучение дает специфический и неспецифический эффекты. Специфический эффект — это знания, умения и навыки; неспецифический проявляется в том, что в результате обучения мы становимся более успешными в решении новых задач, более способными к дальнейшему обучению (Теория формальной дисциплины: освоение общеразвивающих наук (напр. – математики) способствуют развитию интеллекта).
|
|
Выготский: обучение и развитие представляют собой не два независимых друг от друга процесса и не один и тот же процесс - между ними существуют сложные взаимные влияния. Обучение - движущая сила развития. Однако ведущим является далеко не всякое обучение.
Требования развивающего обучения: оно должно осуществляться в зоне ближайшего развития (ЗБР) ребенка и его содержанием должна стать система научных понятий.
Под развивающим обучением понимается новый, активно – деятельностный способ обучения, который отличается от традиционного способа тем, что в нём:
- учитываются и используются закономерности, уровень и особенности развития ребенка.
- обучение опережает развитие, происходит в зоне ближайшего развития ребёнка
- ребёнок является субъектом педагогического взаимодействия, а не объектом воздействия со стороны педагогических средств;
- целью обучения становится не столько усвоение и накопление информации, сколько формирование способностей распоряжаться и добывать её.
Основные характеристики развивающего обучения:
1. Под развивающим обучением понимается новый, активно-деятельностный способ (тип) обучения, идущий на смену объяснительно-иллюстративному способу (типу).
|
|
2. Развивающее обучение учитывает и использует закономерности развития, приспосабливается к уровню и особенностям индивидуума.
3. Педагогические воздействия опережают, стимулируют, направляют и ускоряют развитие наследственных данных личности.
4. Ребенок является полноценным субъектом учебной деятельности.
5. Развивающее обучение направлено на развитие всей целостной совокупности качеств личности.
6. Развивающее обучение происходит в зоне ближайшего развития ребенка.