Психологические основы учебной деятельности. Внешняя компонентная структура учебной деятельности

Учебная деятельность – одна из основных видов деятельности человека, особая форма социальной активности, направленная на усвоение детьми, подростками и юношами теоретических знаний, умений и навыков в области науки, искусства, права и т.д.

В классической отечественной психологии и педагогике учебная деятельность рассматривается как особая форма социальной активности способами предметных и познавательных действий. В.В. Давыдов предложил концепцию учебной деятельности. В процессе освоения учебной деятельности человек воспроизводит не только знания и умения, но и саму способность учиться, возникшую на определенном этапе развития общества.

Учебная деятельность представляет собой процесс, в результате которого человек приобретает новые или изменяет существующие у него знания, умения и навыки, развивает свои способности (Р.С. Немов).

Основные характеристики учебной деятельности:

· она специально направлена на овладение учебным материалом и решение учебных задач;

· в ней осваиваются общие способы действий и научные понятия;

· общие способы действий предваряют решение задач, происходит восхождение от общего к частному;

· она ведет к изменениям в самом человеке – ученике; в ней происходят изменения психических свойств и поведения обучающегося в зависимости от результатов его собственных действий.

Средствами учебной деятельности, с помощью которых она осуществляется, являются:

· интеллектуальные действия, мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение и т.д.;

· знаковые, языковые средства, в форме которых усваивается знание.

Способы учебной деятельности могут быть различными:

· репродуктивными,

· проблемно-творческими,

· исследовательско-познавательными действиями.

Результатом учебной деятельности является не само знание, а вызванное его усвоением изменение в уровне развития учащегося: появление новых жизненных ценностей, жизненных смыслов, изменение отношения к учению.

Структура учебной деятельности. Отечественные психологи считают, что в нее входят: мотивация; учебные задачи; учебные действия; контроль, самоконтроль за процессом усвоения; оценка, самооценка степени усвоения (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов).

Мотивы учебной деятельности – это все факторы, обуславливающие проявления учебной активности.

Внутренние мотивы побуждают человека к учению как к своей цели (интерес к знаниям, стремление повысить культурный и профессиональный уровень, потребность в активной и новой информации и т.д.). Внешние мотивы не связаны с усваиваемыми знаниями и выполняемой деятельностью (награда, угроза, требование, давление группы и др.).

Вся учебная деятельность может быть представлена как система учебных задач (по Д.Б. Эльконину и В.В.Давыдову), которые даются в определенных учебных условиях и предполагают определенные учебные действия: предметные, контрольные, вспомогательные (например, технические – это схема, подчеркивание, выписывание выделенных мыслей).

Внешняя структура учебной деятельности включают следующие компоненты:

1) учебную мотивацию,

2) учебные задачи в форме учебных заданий в разных ситуациях обучения,

3) учебные действия,

4) контроль преподавателя, т.е. контрольные действия, переходящие в самоконтроль,

5) оценка учителя, переходящая в самооценку (оценка оформляется отметкой).

Вторым компонентом структуры учебной деятельности является учебная задача. Она предлагается обучающемуся:

- как определенное учебное задание, формулировка которого чрезвычайно существенна для решения и его результата;

- в определенной учебной ситуации, совокупностью которых представлен сам учебный процесс.

Компонентный состав структурной организации учебной деятельности включает и учебные действия. Решение задачи, выполнение учебной деятельности возможны только на основе осуществления учебных действий и операций.

Учебные действия - это способы учебной деятельности (акты активности субъекта), составляющие ее операциональную часть, т.е. учебное действие складывается из учебных операций.

Учебные действия бывают:

- практическими (физическими, материальными);

- умственными (идеальными, внутренними).

Учебная деятельность состоит из операций, их ученые рассматривают по-разному. Сам термин предложен Ж. Пиаже. Он считал, что умственные действия перестраиваются в операции, которые обладают такими свойствами, как обратимость и инвариантность. А.Н.Леонтьев полагал, что операции – это способы осуществления действия.

Важными компонентами учебной деятельности являются контроль и оценка достигнутых результатов обучения.

Действие по контролю за ходом усвоения – сличение, соотнесение выполненных действий с образцом, который задается извне. Обучение контролю, как правило, идет путем подражания учителю, формирование контроля осуществляется стихийно, на основе проб и ошибок.

В обучении операцию соотнесения фактических результатов с заданными нормами и эталонами принято называть проверкой.

Интерпретацию и отношение к фактическому результату составляет процесс оценивания или просто оценки. Зафиксированный в баллах результат оценки называют отметкой.

Усвоение является основным понятием всех теорий обучения (учения, учебной деятельности).

1) механизм, путь формирования человеком индивидуального опыта через присвоение «социо-культурного, общественно - исторического опыта как совокупности знаний, обобщенных способов действий (умений, навыков), нравственных норм, этических правил».

2) интеллектуальная деятельность человека, включающая все познавательные процессы, обеспечивающие прием, смысловую обработку, сохранение и воспроизведение принятого материала.

3) усвоение - это результат учения, учебной деятельности. По отношению к учебной деятельности усвоение выступает в качестве центральной части (по С.Л. Рубинштейну), как основная цель и результат деятельности (по В.В.Давыдову).

И.А. Зимняя выделяет основные характеристики усвоения:

1. Усвоение характеризуется прочностью. Лучше усваивается то, что включено в деятельность и применяется на практике.

2. Следующая характеристика - управляемость. Управление усвоением может осуществляться по пути поэтапного формирования умственных действий, традиционным путем, программированным или проблемным обучением. Усвоение знаний способствует изменениям, происходящим в ученике: формированию способностей, личности в целом, его характера и мировоззрения.

3. Главная закономерность процесса усвоения состоит в обобщении знания. В процессе обучения обобщение идет по трем линиям:

Обобщение принцип а - понимание основного правила, закономерности, стратегии действия.

Обобщение способа - понимание пути осуществления действия.

Программа есть последовательность действий.

4. Усвоение характеризуется также готовностью (легкостью) воспроизведения знаний, их полнотой и системностью.

Навык занимает одно из центральных мест в процессе усвоения. Навыки, по А.В.Петровскому, могут бать нескольких видов: сенсорные - различение формы букв, фонем, определение расстояния, времени на глаз; двигательные - езда на велосипеде, печатание не глядя на клавиатуру и др.; интеллектуальные - навык счета, решения задач.

Л.Б. Ительсон представляет следующие этапы развития навыка: Ознакомительный (осмысливание действий и их представление); Подготовительный, аналитический (сознательное, но неумелое выполнение); Стандартизирующий, синтетический (автоматизация элементов действия); Варьирующий, ситуативный (пластическая приспособляемость к ситуации).

Критерии сформированности навыка: - Правильность и качественность выполнения (отсутствие ошибок); -Скорость выполнения отдельных операций или их последовательности (быстрота); - Снятие мышечного напряжения и быстрой утомляемости; - Отсутствие контроля сознания; - Выпадение промежуточных операций.

По мнению Марковой А.К., к видам мотивов можно отнести познавательные и социальные мотивы (рис. 2). Если у школьника в ходе учения преобладает направленность на содержание учебного предмета, то можно говорить о наличии познавательных мотивов. Если у ученика выражена направленность на другого человека в ходе учения, то говорят о социальных мотивах.

К познавательным мотивам относятся такие, как собственное развитие в процессе учения; действие вместе с другими и для других; познание нового, неизвестного.

К социальным — такие мотивы, как понимание необходимости учения для дальнейшей жизни, процесс учения как возможность общения, похвала от значимых лиц. Они являются вполне естественными и полезными в учебном процессе, хотя их уже нельзя отнести полностью к внутренним формам учебной мотивации.

По мнению Марковой А.К., и познавательные, и социальные мотивы могут иметь разные уровни.

  1. Уровни познавательных мотивов:
    • широкие познавательные мотивы (ориентация на овладение новыми знаниями - фактами, явлениями, закономерностями);
    • учебно-познавательные мотивы (ориентация на усвоение способов добывания знаний, приемов самостоятельного приобретения знаний);
    • мотивы самообразования (ориентация на приобретение дополнительных знаний и затем на построение специальной программы самосовершенствования) (рис. 2).
  2. Уровни социальных мотивов:
    • широкие социальные мотивы (долг и ответственность, понимание социальной значимости учения);
    • узкие социальные, или позиционные, мотивы (стремление занять определенную позицию) в отношениях с окружающими, получить их одобрение);
    • мотивы социального сотрудничества (ориентация на разные способы взаимодействия с другим человеком).

Как указывает А.К.Маркова, разные мотивы имеют неодинаковые проявления в учебном процессе.

Системное обучение детей начинается с 6—7 лет. Поступление в школу знаме­нует переход ребенка на новую ступень возрастного развития — младший школьный возраст. Учебная деятельность для младших школьников приобретает статус ведущей деятельности. Благодаря системному и организованному изучению учебных предметов у детей формируются учебные навыки и умения, развиваются различные формы, виды мышления и мыслительные операции. В учебной деятельности также формируется отношение к себе, к миру, к другим людям, складываются предпосылки для самостоятельной организации собственного учения. Все новые знания станут «достоянием» ребенка, если они будут переведены во внутренний план, т. е. интериоризированы. Психолого-педагогический анализ показывает, что для детей, поступающих в шко­лу, характерны два вида трудностей: соблюдение режима и вступление в новые взаи­моотношения со взрослыми. Самым распространенным явлением отрицательного характера в это время является пресыщение занятиями, быстро наступающее у детей вскоре после поступления в школу (выражается в снижении уровня естественно по интереса к школе и к учебным предметам). Для содействия формированию мотивации учения учитель может пробуждать познавательные интересы детей, поощрять при достижениях, поддерживать при неудачах, укреплять веру ребенка в своих силах.

В подростковом и раннем юношеском возрасте учебная деятельность имеет свою специфику. На этой жизненной стадии возникает полноценное теоретическое мышление или, как утверждал Ж. Пиаже, наблю­дается переход на стадию формальных операций. Это выражается в том, что идет активный процесс формирования научных понятий, приобретают оконча­тельные формы умственные действия и операции с понятиями, опирающие­ся на логику рассуждения и отличающие словесно-логическое мышление от наглядно-действенного и наглядно-образного мышления.

Главная особенность самостоятельной работы – в ее основе всегда лежит новый для школьника материал, ему приходится самостоятельно решать новые познавательные задачи. На самостоятельную работу распространяются требования добровольности, активности, включения в освоение материала межпредметных связей и т.д.

Самостоятельная работа может быть определена и как деятельность, т.к. она целенаправленна, внутренне мотивированна, структурирована самим учеником и корригируется им в процессе деятельности.

Большая проблема - целенаправленное обучение содержанию самостоятельной работы:

1) необходимо формирование приемов моделирования учебной деятельности,

2) необходимо овладение приемами углубленного и скоростного чтения,

3) необходимо умение составлять планы самостоятельной работы, умение структурировать и конспектировать материал, ставить перед собой задачи и решать их.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: