Артикуляторная и акустическая фонетика 7 страница

Основные орфоэпические нормы в области гласных.

1) В современном русском литературном языке распространено иканье вместо ушедшего в прошлое эканья. Иканье – это совпадение в первом предударном слоге после мягких согласных всех гласных фонем, кроме /у/, в звуке [и]: [с’н’ек] [сн’ига], [п’илы] [п’ила], [в’ос] [в’из’и], [п’ат ] [п’ит’и]. При эканье на месте [и] произносилось [э].

2) В первом предударном слоге после [ш], [ж], [ц] на месте [а] и [о] по современной норме произносится [а]: ш [а] га́ть, ш [а] ли́ть, ж [а] ра́, ц [а] ри́ца, ш [а] фёр, ш [а] ки́ровать, ж [а] ке́й, ц [а] ко́чешь (от цокота́ть)и т. п.

3) В нейтральном стиле литературного языка на месте заударного [ы] в неконечном и конечном закрытом слоге возможно произношение [ъ], ставшее господствующим: о́п [ъ] ты, вы́м [ъ] л. В предударных слогах, кроме первого предударного, возможны произносительные варианты. Преобладает вариант [ы], но в нейтральном стиле и в разговорной речи возможен вариант[ъ]: в [ы] ступа́ть и в [ъ] ступа́ть.

4) В ряде сложных и сложносокращенных слов, в словах с некоторыми приставками, а также в клитиках возможно произношение гласных неверхнего подъема без качественной редукции: м [’е] жинститу́тский, др [ е] внерусский, стр [о] йотря́д, тр [ а] нссиби́рский, в [ а] лотеку́щий, тр [ о] хра́зовый и т.п. В определенных произносительных условиях эти гласные могут иметь побочное ударение.

Основные орфоэпические нормы в области согласных.

1) Мягкость или твердость согласного перед перед мягким согласным в разных группах согласных и в разных позициях.

Губные перед многими согласными (губными, зубными, передненебными, заднеязычными) могут произноситься мягко по старшей норме и твердо по младшей, например: [в’б’] ить и [вб’] ить, [ф’с’] е и [фс’] е, о [ф’ч’] ина и о [фч’] ина, гро [м’к’] ий и гро [мк’] ий. При этом твердый губной (младшая норма) встречается чаще мягкого (старшая норма).

Зубные согласные перед мягкими губными и зубными могут произноситься мягко по старшей норме и твердо по младшей, например: ме [д’в’] едь и ме [дв’] едь, и [з’м’] ена и и [зм’] ена, [с’н’] ег и [сн’] ег, [с’т’] ена и [ст’] ена, о [т’т’] япать и о [тт’] япать.

Переднеязычный [р] перед всеми согласными, кроме аллофонов фонемы /j/, произносится твердо: го́ [рб’] иться, а́ [рм’] мия, а [рт'] те́ль, вто́ [рн’] ник, го [рч’] и́ца, сва́ [рш'] щик, сы [р’j] о́.

Заднеязычные перед губными и переднеязычными всегда произносятся твердо: [гд'] е, бу́ [кв'] е, ви [хр’]. Заднеязычные перед аллофонами фонемы /j/ могут произноситься мягко и твердо: [к’-jо́] ду и [к-jо́] ду.

2) Согласные [т], [д] ([т’], [д’]) между зубными или между зубным и [к] по традиционным нормам произноситься не должны. Однако сейчас в некоторых случаях они могут произноситься:

– между [з] – [н] ([з’] – [н’]): бе́з [-] на – бе́з [д] на, звёз [-] ный – звёз [д] ный;

– между [с] – [л] ([с’] – [л']): без [т] произносятся слова участливый, счастливый и др., с [т] проихносятся слова костлявый, постлать;

– между [н] – [с] перед следующим согласным [т] не произносится: аген [-] ство, голлан [-] ский, гиган [-] ский;

– между [н] – [к] возможно произношение без [т]: шотландка (ткань), голландка (печь), но [т] произносится в словах: голландка (жительница Голландии), шотландка (жительница Шотландии), официантка, гувернантка, студентка.

– между [с] – [к] в настоящее время более распространено произношение с т: громоздкий, бороздка, невестка, поездка, повестка, известка и т. п.

Произношение отдельных грамматических форм.

1) Фонема /а/ после мягких согласных перед твердыми в заударном положении в корнях и в окончаниях реализуется, как правило, (особенно в разговорной речи) в редуцированном переднего ряда [ь]: вы [т’ь] нуть (вытянуть), ды [н’ь] м (дыням). Однако в корнях возможно и произношение [и]: вы [т’и] нуть.

2) Произношение прилагательных на -кий, -гий, -хий и глаголов на -кивать, -гивать, -хивать двояко. Старшая норма – произношение с твердыми [к], [г], [х]: ло́в [къ] й, стро́ [гъ] й, ти́ [хъ] й, покри́ [къ] вать, вздра́ [гъ] вать, разма́ [хъ] вать. Сейчас более распространено произношение с мягкими [к’], [г’], [х’]: ло́в [к’и] й, стро́ [г’и] й, ти́ [х’и] й, покри́ [к’и] вать, вздра́ [г’и] вать, разма́ [х’и] вать и т. п.

3) Произношение возвратных форм глагола также двояко. Старшая норма – произношение с твердым [с]: бою́ [с], нести́ [с], бри́л [с] а. Сейчас распространено и произношение с мягким [с’]: бою́ [с’], нести́ [с’], бри́л [с’ь].

Особенности произношения заимствованных слов.

1) В некоторых заимствованных словах может произноситься безударное [о]: болеро́, поэ́т, кака́о, Флобе́р. Однако возможно и произношение редуцированного.

2) Во многих заимствованных словах перед фонемой /е/ произносятся только твердые согласные: анте́нна, би́знес, бифште́кс, де́льта, кабаре́, кафе́, кашне́, ко́декс, кокте́йль, моде́ль, оте́ль, парте́р, пасте́ль, поэте́сса, пюре́, ре́квием, таранте́лла, тире́, тонне́ль, шате́н, шеде́вр, шоссе́, экзе́ма, эсте́тика и др. Некоторые заимствованные слова могут произноситься двояко – с твердым и мягким согласным: [д] ека́н и [д’] ека́н, конг [р] е́сс и конг [р’] е́сс, к [р] е́до и к [р‘] е́до, [т] еррори́ст и [т’] еррори́ст и др. В некоторых словах произносится только мягкий согласный: беж, брюне́т, музе́й, рельс, те́рмин, фане́ра и др. Произношение этих слов с твердым согласным ошибочно.

Орфоэпические нормы ударения.

Русское ударение – разноместное и подвижное. Поэтому возникают возможности выражать с его помощью различные орфоэпические смыслы. Однако в то же время эти свойства русского ударения делают его освоение очень трудным, особенно тем, для кого русский язык не является родным. Варианты могут быть литературными равноправными и неравноправными, разных сфер употребления, литературными и нелитературными. Приведем основные случаи вариативности норм ударения.

1) Место ударения может различать литературные варианты.

Равноправные варианты (или дублеты): разница в месте ударения незначима. Например: ба́ржа и баржа́, о́траслей и отрасле́й, за́литый и зали́тый, кру́жится и кружи́тся, и́наче и ина́че. Более предпочтительна младшая норма, менее предпочтительна старшая: а́мфора и амфо́ра, сте́нам и стена́м, засне́женный и заснежённый, пе́рвенствовать и первенствова́ть, грузи́т и грузи́т, порва́лся и порвался́. Более предпочтительна старшая норма, менее предпочтительна младшая: планёр и пла́нер, бо́рону и борону́, подро́стковый и подростко́вый, шевели́т и шеве́лит, ткала́ и тка́ла, глубоко́ и глубо́ко.

2) Варианты разных сфер употребления: а) общеупотребительный и профессиональный; общеупотребительно место ударения в словах добы́ча, и́скра, ко́мпас, осуждённый, шасси́, но профессионльно место ударения до́быча (шахтерский жаргон), искра́ (жаргон электриков), компа́с (морской жаргон), осу́жденный (юридический жаргон), ша́сси (жаргон летчиков);
б) литературный и народно-поэтический: деви́ца и де́вица, серебро́ и се́ребро, че́стный и честно́й, шёлковый и шелко́вый и др.

3) Местом ударения различаются литературные и нелитературные варианты произношения:

а) современный и устарелый: языко́м и Вовек отеческим язы́ком не гнушайся (Сумароков), по ше́рсти и Не по шерсти́ совсем нам эти шутки (Крылов), слу́жащие и При мне служа́щие чужие очень редки Грибоедов), му́зыка и Гремит музы́ка боевая (Пушкин), по корня́м и По ко́рням упругим топор застучал (Лермонтов);

б) литературный и просторечный, не рекомендуемый орфоэпическими словарями: до́гмат и догма́т, катало́г и ката́лог, пригово́р и при́говор, лесни́чиха и лесничи́ха, за́гнутый и загну́тый, повтори́т и повто́рит; литературный и просторечный неправильный: кварта́л и ква́ртал, но́гтя и ногтя́, краси́вее и красиве́е, заку́порить и закупо́рить, включи́т и вклю́чит, ждала́ и жда́ла; литературный и просторечный грубо неправильный: блю́да и блюда́, досу́г и до́суг, магази́н и мага́зин, докуме́нт и доку́мент, портфе́ль и по́ртфель, молодёжь и мо́лодежь, сре́дства и средства́, нача́ть и на́чать, по́нял и поня́л;

в) литературный и диалектный: вью́га и вьюга́, крапи́ва и крапива́, семью́ и се́мью, ди́кий и дико́й, никого́ и нико́го, хо́лодно и холодно́

4) Варианты места ударения на гласных основы могут быть либо при одном и том же акцентном типе, либо при разных акцентных типах (эти варианты встречаются чаще).

Таковы основные вопросы русской орфоэпии. В заключение нужно сказать об орфоэпической грамотности, об освоении русских орфоэпических норм. Безусловно, произношение – важнейшая черта речевого портрета человека, во многом определяющая отношение к нему окружающих. Следование орфоэпическим нормам – важнейшая составляющая культуры речи. При этом нужно иметь в виду вариативность этих норм, определяющая возможность сознательного выбора произносительных вариантов. М.В. Панов говорил, что говорящий человек сам, по своему усмотрению волен выбирать те или иные варианты, стили произношения, то есть сам может участвовать в формировании своего речевого портрета. И направлять такую работу над собой может и должен направлять школьный учитель.

 



Контрольные вопросы

1. Какие группы правил включаются в орфоэпию?

2. В чем различия фонетики и орфоэпии?

3. Что такое социальная окрашенность произношения?

4. Что такое стилистическая окрашенность произношения?

5. Что такое старшая и младшая нормы?

6. Какие области произносительных норм выделяются в орфоэпии?

 

Задания и упражнения

1. Затранскрибируйте в соответствии с произносительными нормами следующие слова. Объясните разницу (если она есть) между написанием и произношением.

 

Устно, костный, поздний, совестливый, постлать, голландский, гигантский, студентка, гувернантка, бороздка, машинистка, марксистский, здравствуйте, сердце, листья.

 

2. Определите количество звуков в приведенных словах.

 

Страстный, препя́тствовать, объективи́стский, туристский, лестница, доблестный, праздность, корректу́ра, беллетристика, симметричный, аффрика́та, частник, самочувствие, сердце, здравствуйте, солнце, счастливый, областной, оркестр.

3. Определите, с твердым или с мягким согласным перед [е] произносятся следующие слова.

 

Бактерия, паште́т, дефици́т, модель, берет, акварель, патефон, ателье, деформировать, барелье́ф, котте́дж, синтети́ческий, реле́, сарделька, сексте́т, либре́тто, маркизе́т, деталь, гроте́ск, иденти́чный, деканат.

 

4. В каких случаях из приведенных произносится [о] в безударной позиции.

 

Комета, Флобер, кокетка, поэт, богема, нокаут, лорнет, профессор, коллектор.

5. Наблюдая за рифмами, установите, как, с твердым или мягким согласным произносится постфикс -ся (-сь).

1. Кто знает край, где небо блещет

Неизъяснимой синевой,

Где море тёплою волной

Вокруг развалин тихо плещет;

Где вечный лавр и кипарис

На воле гордо разрослись… (Пушкин).

 

2. Гром сражений в степи раздавался,

Грохотала команда «Вперед!»,

И под звуки «Осеннего вальса»

Проходил девятнадцатый гол… (Светлов).

 

6. Объясните, чем вызвано разное произнесение формы возвратных глаголов в рифмах приводимых стихотворных фрагментов?

 

1. И распростясь с тревогою житейской,

И кипарисной рощей заслоняясь, –

Блаженной тенью, тенью элисейской,

Она заснула в добрый час (Тютчев).

 

2. От жизни той, что бушевала здесь,

От крови той, что здесь рекой лилась,

Что уцелело, что дошло до нас? (Тютчев).

3. Всю ночь со всем уже, что мучило недавно,

Перерывает связь,

А звезды, с высоты глядя на нас так явно,

Мигают, не стыдясь (Фет).

 

7. Какие фонетические и орфоэпические нормы произнесения отразились в рифмах следующих стихотворных фрагментов?

 

1. Весна идет, весна идет!

И тихих, теплых майских дней

Румяный, светлый хоровод

Толпится весело за ней (Тютчев).

 

2. Блестящая поникла выя, –

И по младенческим ланитам

Струились капли огневые… (Тютчев).

 

3. Оглянулся, – чудный вид:

Старый ключ прошиб гранит

И над бездною висит

Весь кипящий (Фет).

 

4. Свежак надрывается. Прет на рожон

Азовского моря корыто.

Арбуз на арбузе – и трюм нагружен.

Арбузами пристань покрыта (Багрицкий).

 

8. Определите разницу в произношении слов.

 

Виталию – в Италию

Кире – к Ире

вечерней – в вечерней

синий – в синей

смелое – смелые

твердые – твердое

белое – белые

судит – судят

9. Как следует произносить при чтении приводимых стихотворных строк Некрасова прилагательные на -кий, -гий, -хий, чтобы не разрушать стих. Рифмы у Некрасова, как правило, точные.

 

1. А если и раздастся дикий стон

На берегу – внезапный, одинокий,

За криками не будет слышен он

И не дойдет на дно реки глубокой…

2. За нагруженной снопами телегой

Чинно идет жеребеночек пегий.

3. Так ставит с вечера капкан

Охотник, на добычу падкий.

Вот солнце глянуло украдкой,

Но одолел его туман…

 

4. Внимая бури вой жестокий,

«Теперь, – он говорил, – у нас,

На нашей родине далекой,

Еще тепло…»

5. Так няня в лес ребенка заведет

И спрячется сама за куст высокий:

Встревоженный, он ищет и зовет,

И мечется в тоске жестокой…

6. Пришел городовой, подчастка подозвал,

По пунктам отобрал допрос отменно строгий,

И вора повели торжественно в квартал,

Я крикнул кучеру: «Пошел своей дорогой!»

7. Согласишься, почтителен, тих,

Постоишь, удивишься украдкой

И начнешь сатирический стих

В комплимент перелаживать сладкий.

8. Ты теперь еще шуткою дерзкой

Иногда подлеца оборвешь,

Но получишь ты ключ камергерский

И уста им навеки запрешь!

10. Поставьте ударение в словах. Возможны ли варианты?

Боязнь, библиотека, высоко, добыча, договор, жаворонок, заговор, захламленный, изобретение, искра, квартал, компас, мастерски, медикаменты, миллиметр, надолго, намерение, облегчить, одновременно, сантиметр, шофер, щавель.

11. Установите, в каких словах ударение указано неправильно. Прочитайте и запишите все слова с нормативным ударением.

Алиби́, арбу́з, агрономи́я, апо́строф, а́рест, балова́ть, диспансе́р, за́ем, запломбирова́ть, заржа́веть, зво́нишь, ка́мбала, кинова́рь ко́жанка, мизе́рность, мыта́рство, на́нял, осто́в, побасе́нка, ржа́веть, сели́шься, спа́ла, тигро́вый тяжба́.

12. Укажите место ударения в приведенных словах. Какие нарушения наблюдаются в речевой практике?

Давящий, двоюродный, доцент, жестоко, задолго, закупоренный, заострить, игрек, изобретение, километр, каучук, квартал, кожух, красивее, кухонный, молодежь, монолог, мускулистый, намерение, оркестровый, памятуя, планер, поимка, проведенный, псевдоним, сиговый, склады, столяр, ходатайство, холеный, хозяева, щавель, эксперт.

13. Чем отличаются друг от друга вариантные формы данных слов?

 

Ба́ржа – баржа́, деви́ца – де́вица, шёлковый – шелко́вый, ко́мпас – компа́с, буржуази́я – буржуа́зия, свёкла – свекла́, со́сенка – сосёнка.

14. Укажите нормативное ударение в приведенных словах.

 

Атомный, библиотека, братья, гусеница, доллар, заслуженный, изваяние, коклюш, кладбище,, мастерски, ножны, огниво, подзаголовок, похороны, посланец, партер, ракушки, розан, соболезнование, скомкать, статуя, таможня, черпать.

15. Укажите, где в приведенных четверостишиях нарушаются нормы литературного ударения.

 

1. Лет десяти-двенадцати. Бедовый,

Из тех, что главарями у детей,

Из тех, что в городишках прифронтовых

Встречают нас, как дорогих гостей… (Твардовский).

 

2. Дан приказ – ему на запад,

Ей в другую сторону;

Уходили комсомольцы

На гражданскую войну (Исаковский).

 

16. Найдите акцентологические архаизмы. Какое ударение в этих словах нормативно в настоящее время:

 

1. Наша улица – улиц столичных краса,

В ней дома все в четыре этажа,

Не лазурны над ней небеса,

Да зато процветает продажа…

Исправнику, помещику

Тащат последний грош!..

Я знала: губернаторский

Дворец на площади… (Некрасов).

 

2. На ветвях сосны преклонной,

Бывало, ранний ветерок

Над этой урною смирённой

Качал таинственный венок… (Пушкин).

 

3. Поверь: для них смешон твой плач и твой укор,

С своим напевом заучённым,

Как разрумяненный трагический актёр,

Махающий мечом картонным (Лермонтов).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: