Артикуляторная и акустическая фонетика 5 страница

В сигнификативно сильной позиции фонема выполняет различительную функцию, т.е. отличается от других фонем, не нейтрализуется с другой фонемой. Например, для гласных это позиции под ударением: в словах рак, рок, рук, рык, рек (различаются <а>, <о>, <у>, <и>, <е>). Для согласных это, например, позиция перед гласными: ток, тёк, док, дёготь (различаются <т>, <т’>, <д>, <д’>).

В сигнификативно слабой позиции возможность фонемы выполнять различительную функцию ограничена, фонема нейтрализуется с другими фонемами, перестает от них отличаться. Например, для гласных это позиции без ударения: в словах роковóйраколóвка фонемы <о> и <а> во втором предударном слоге выступают в звуке [ъ], нейтрализуются. Для согласных глухих и звонких фонем это, например, позиция конца слова: в словах снопсноб фонемы <п> и <б> в конце слова реализуются звуком [п], перестают различаться, нейтрализуются.

В перцептивно сильной позиции фонема реализуется в своем основном представителе – звуке, не испытывающем влияния позиции. Звучание не зависит от условий произношения. Перцептивная функция при этом осуществляется полностью: звуки легко отождествляются, отождествляя тем самым знаки. Например, для непередних гласных это позиция под ударением не в соседстве с мягкими согласными: мал, мул, мол, для передних – под ударением не после твердого: вéна, вна. Для согласных это, например, позиция не после согласного: в словах цирк, поцыкать, огурец фонема <ц> реализуется в одном и том же звуке [ц], основном своем представителе, качества которого (глухость, место, способ образования) не зависят от условий произношения.

В перцептивно слабой позиции фонема реализуется в звуке, качества которого обусловлены позицией. Перцептивная функция выполняется фонемой ограниченно: звуки в перцептивно слабых позициях отличаются от основного представителя и являются помехой отождествления знаков. Для непередних гласных это, например, позиции под ударением в соседстве с мягкими: в словах мáть, мта, мть фонема <а> реализована звуками [á˙], [˙á], [˙á˙], отличающимися от основного представителя фонемы [а] более передним рядом, что вызвано влиянием соседних мягких согласных. Для согласных, например, в позиции перед ударным лабиализованным гласным согласные приобретают признак лабиализованности: [с°] он, [к°] ус, отличающий их от основных представителей их фонем: [с] ад, [к] аша.

Перцептивно и сигнификативно сильная позиция называется абсолютно сильной. Фонема реализуется в ней своим основным видом, называемом доминантой. По этому звуку фонема получает название. В сигнификативно сильных, но перцептивно слабых позициях фонема представлена своими вариациями. Они возникают в параллельных рядах чередований. Например: в словах Пет [р] áПёт [р] – Пет [р°] ý доминанта фонемы <р> звук [р] чередуется с вариациями [р] и [р°]. В сигнификативно слабых позициях фонема реализуется в своих вариантах, которые возникают в пересекающихся рядах чередований. Например, звук [с] – вариант фонем <з> и <с> в словах раз, рас. Вариации называют звуковыми синонимами (общее «значение», разное звучание), варианты – звуковыми омонимами (разные «значения», одно звучание). Все звуки, в которых реализуется фонема (доминанты, вариации, варианты), называются ее аллофонами.

Все сказанное обобщим в табл. 5, обозначив знаком «+» выполнение функции, знаком «–» ограниченное ее выполнение.

Таблица 5

Позиции Сигнификативно сильная Сигнификативно слабая
Перцептивно сильная доминанта Различит. функция + Перцепт. функция +  
Перцептивно слабая вариация Различит. функция + Перцепт. функция – вариант Различит. функция – Перцепт. функция –

 

Как видно из схемы, комбинации «сигнификативно слабая и перцептивно сильная позиция» быть не может: редукция сигнификативной функции автоматически делает перцептивную функцию невыполнимой.

Контрольные вопросы

 

1. Что такое фонетическая позиция?

2. Охарактеризуйте сигнификативно сильные и слабые позиции согласных и гласных.

3. Охарактеризуйте перцептивно сильные и слабые позиции согласных и гласных.

 

4.4. АРХИФОНЕМА И ГИПЕРФОНЕМА

 

Общая часть нейтрализованных фонем, представленная рядом позиционно чередующихся звуков, называется архифонемой (слабой фонемой).

В сигнификативно слабых позициях нейтрализующиеся фонемы перестают различаться, но сигнификативную функцию, хотя и неполно, продолжают выполнять. Они сохраняют групповую различимость: нейтрализующиеся фонемы продолжают противопоставляться другим фонемам. Например, фонемы <о> и <а> в первом предударном слоге после твердого согласного нейтрализуются и реализуются вариантом [ ˄ ]: волвал. Но они вместе продолжают в этой же позиции противопоставляться другим гласным фонемам <у>, <и>, <е>: вулкáн ([у]), в игрý ([ы]), шест ([э]). Сохраняется групповое противопоставление <о> и <а> остальным гласным фонемам. Общая часть нейтрализованных <о> и <а> – архифонема.

Гиперфонема – это архифонема, не приводимая в данных морфемах к сигнификативно сильной позиции, т.е. к одной из нейтрализованных фонем.

Чтобы выяснить, какой фонеме принадлежит в данной морфеме вариант (результат нейтрализации), нужно, изменив слово, поставить его в сигнификативно сильную позицию, т.е. проверить. Например, в словах с [ ˄ ] ды, кро [ф’] варианты [ ˄ ] и [ф’] проверяются, приводятся к сильной позиции: с [á] д, кро [в’] яной. Устанавливаются их фонемы: <а> и <в’>.

Но не всегда такая операция возможна. Есть морфемы, содержащие звук в слабой позиции, не приводимой к сильной. Например, в слове сарáй звук [ ˄ ] может реализовать и <а> и <о>, изменить же это слово так, чтобы [ ˄ ] оказался в сильной позиции, нельзя. Или в слове вдруг звук [к] может реализовать и <г> и <к>, но проверить, какая фонема реализована, тоже нельзя. Это и есть гиперфонемы, в фонематической транскрипции они записываются следующим образом: <с рáj>, <вдрý>.

 

 

4.5. ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЕ И ИНТЕГРАЛЬНЫЕ

ПРИЗНАКИ ФОНЕМ

 

Фонема может рассматриваться в двух аспектах:

1. С точки зрения ее «поведения», функционирования (фонема – ряд позиционно чередующихся звуков, см. 4.1−4.4).

2. С точки зрения ее противопоставленности другим фонемам, т.е. ее места в фонологической системе языка.

Считаем необходимым дать более развернутую характеристику фонемы во втором аспекте, так как далее будем рассматривать фонологическую систему русского языка.

Синтагматически (с точки зрения речевой последовательности) фонема – минимальная единица, так как ее нельзя разделить на более мелкие сегменты. Парадигматически же (с точки зрения системы языка) фонема сложна и состоит из образующих ее признаков.

Эти признаки делятся на дифференциальные и интегральные. Дифференциальные (различительные) признаки фонемы – те, с помощью которых она выполняет сигнификативную функцию. Это признаки, необходимые и достаточные для определения фонемы в сигнификативно сильной позиции. Они позволяют отличать данную фонему от других фонем, тем самым делая возможным выполнение ею сигнификативной функции. Например, система гласных фонем создается тремя признаками: подъемом, рядом и наличием или отсутствием лабиализации. Фонема <и> в позиции под ударением отличается от <е> подъемом, от <у> – рядом и нелабиализованностью, от <о> – подъемом, рядом и нелабиализованностью, от <а> – подъемом, рядом. Какие из этих признаков необязательны для фонемы <и>? Ряд. Если убрать его из состава фонем, они все равно будут различаться, <и> все равно будет выделяться. Если такую же процедуру провести с <а>, то окажется, что у нее один различительный признак – подъем, он отличает ее от всех остальных фонем.

Интегральные признаки фонемы – т.е., которые вместе с различительными обеспечивают выполнение фонемой перцептивной функции. Для целей различения они не нужны. Это артикуляционные и акустические признаки доминанты фонемы, не используемые для смыслоразличения, но нужные для отождествления значимых единиц (вместе с различительными), для их опознавания и восприятия. Так, в нашем примере у фонемы <и> интегральный признак – передний ряд, без него эта фонема не сможет реализоваться в звуке [и]. У фонемы <а> интегральные признаки – средний ряд и нелабиализованность.

Итак, чтобы дать определение фонемы во втором «системном» аспекте, нужно указать набор ее различительных признаков. Чтобы охарактеризовать фонему в аспекте «речевом», позиционном, понадобятся все признаки.

 

Задания и упражнения

 

1. Затранскрибируйте следующие слова: новость, семестр, дзот, отбежать, ковшик, втроем, лепта, лобзик, конец бы, скорей, кто, где, враг, вьюжный, в том краю, цвести, здесь, к берегу.

Охарактеризуйте сигнификативные и перцептивные позиции звуков. Сигнификативные позиции отмечаются сверху, перцептивные – снизу. Знаком «+» обозначаются сильные позиции, знаком «–» – слабые. Первый знак характеризует признак «глухость–звонкость», второй – «твердость–мягкость», другие признаки при их наличии добавляются.

Образец: с: –+ ++ – ++ +

              [ п     ч ие л а ]

           п: –+ ++ – ++ +

 

2. Затранскрибируйте текст:

Вправо и влево от тропинки шел невысокий путаный кустарник, и вокруг него, цепляясь за ветки, колеблясь и вытягиваясь, бродили разорванные неясно-белые клочья тумана. Старик дремал, прикрыв лицо от мух рваной бараньей шапкой, а Васин, подперев подбородок ладонями и сощурив глаза, рассеянно смотрел на реку. Во все время, пока Бузыга говорил, Васин не сводил с него пристального и тревожного взгляда.

 

Приведите из данного текста примеры: а) всех типов сильных позиций согласных по глухости–звонкости и по твердости–мягкости, б) всех слабых позиций согласных по тем же признакам, в) слабых позиций всех гласных фонем (не менее пяти), относительно сильных позиций гласных (не менее пяти).

 

3. Сделайте фонематический анализ всех слов первого предложения текста из предыдущего упражнения.

 

Образец фонематического анализа слова:

взгляд [взгл’˙áт]

Согласный звук [в] стоит в сигнификативно слабой позиции по глухости–звонкости, так как находится перед шумным звонким согласным, постановка его в сильную позицию невозможна; он находится и в перцептивно слабой позиции. По твердости–мягкости звук [в] стоит в сигнификативно и перцептивно сильной позиции. Таким образом, звук [в] является вариантом гиперфонемы <>.

Звук [з] стоит в сигнификативно и перцептивно слабой позиции по глухости–звонкости, так как находится перед шумным согласным [г], и в сигнификативно и перцептивно сильной позиции по твердости–мягкости, так как находится перед согласным иного места образования. Согласный [з] находится в приставке, поэтому подбираем проверочное слово, в котором [з] стоит в сильной позиции: [взл’˙óт]. Таким образом, звук [з] является вариантом фонемы <з>.

Звук [г] стоит в сигнификативно и перцептивно сильной позиции по глухости–звонкости (перед сонорным) и по твердости–мягкости (перед согласным иного места образования). Звук [г] является доминантой фонемы <г>.

Звук [л] стоит в сигнификативно и перцептивно сильной позиции по глухости–звонкости (он сонорный) и по твердости–мягкости (перед гласным), он является доминантой фонемы <л>.

Звук [˙а ] стоит в относительно сильной позиции, так как он ударный и следует за мягким согласным [л’], является вариацией фонемы <а>.

Звук [т] стоит в сигнификативно и перцептивно слабой позиции по глухости–звонкости, так как находится в конце слова. По твердости–мягкости звук [т] стоит в сильной позиции (конец слова). Поставив [в] в сильную позицию: [взгл’˙а дъ], мы убеждаемся, что [т] реализует фонему <д>, являясь ее вариантом.

 

4. Сделайте фонематическую транскрипцию слов: свернувшийся, просочилась, стемнело, повозка, завизжавший, незабудка, бедняжка, отголосок, снегопад, стеснительный, затемнение, растрясёт.

4.6. ПОЗИЦИОННЫЕ ЧЕРЕДОВАНИЯ

СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ

Чередования по звонкости–глухости.

1. В позиции конца слова перед паузой вместо звонких шумных выступают глухие шумные: ра [б] ыра [п], голу [б’] иголу [п’], коро [в] акоро [ф], морко [в’] иморко [ф’], ро [г] аро [к], наро [д] анаро [т], лоша [д’] и
лоша [т’], лы [ж] илы [ш], парово [з] апарово [с], свя [з’] исвя [с’]. Такие же чередования – в позициях при отсутствии паузы перед словом, начинающимся с гласного, сонорного согласного и [в], за которым следует гласный или сонорный: стол [п] один, стол [п] мой, стол [п] виден, стол [п] врыт.

2. В русском языке допускаются только сочетания одинаковых по звонкости–глухости шумных согласных.

В позиции перед глухими согласными вместо звонких выступают глухие: коро [б] оккоро [п] ка, коро [в] ыкоро [ф] ки, ко [г] отько [к] тя, гла [д] окгла [т] ки, ся [д’] емся [т’] те, пиро [ж] окпиро [ш] ка, пово [з] окпово [с] ка, выле [з’] емвыле [с’] ти.

В позиции перед звонкими согласными вместо глухих выступают звонкие (это же происходит и на стыке слов при отсутствии паузы): ту [п] ойту [б] был, ти [ф] ати [в] был, [к] окну –[г] дому, о [т] ожмуо [д] жимать, хо [т’] яхо [д’] бы, мы [ш] имы [ж] бежит, [с] нять – [з] дать, ко [с’] итько [з’] ба, но [ч] ино [дж] была, огур [ц] аогуре [дз] бы, м [х] имо [g] был.

Перед [в] вместо глухого выступает звонкий, если после [в] произносится звонкий шумный: [з] взяткой (но [с] вором, [с] врагом), о [д] вздоха (но о [т] веры, о [т] времени), [г] взрыву (но [к] воздуху, [к] врачу).

3. Сонорные согласные могут факультативно заменяться глухими или полуглухими в позициях конца слова после глухих и начала слова перед глухими: Пёт [ ], мыс [ ’], веп [ ’], [ ] ты, [ ] туть, [ ] хи и т.п. В этих же позициях сонорные могут произноситься звонко, развивая при этом дополнительную слоговость: Пёт [ ], мыс [ ’], веп [ ’], [ ] ты, [ ] туть, [ ] хи (см. также 3.2).

Чередования по месту и способу образования.

1. В позиции перед передненебными шумными [в], [ж], [ч] зубные шумные [с], [з], [т], [д] заменяются соответствующими передненебными: [с] огнем – [ш] шубой, [ж] жизнью, [ш’] чаем; бе [з] огнябе [ш] шубы, бе [ж] жизни, бе [ш’] чая; о [т] огняо [ч] шубы, о [дж] изни, о [ч’] чая; по [д] огнемпо [ч] шубой, по [дж] изнью, по [ч’] чаем.

Звуки [т] и [д] в позиции перед [ш], [ж] здесь заменяются передненебными: кончик языка примыкает не к зубам, а к альвеолам, в результате чего на месте [т] и [д] выступают аффрикаты [ч], [дж]. Взрывной перед мягким [ш’] заменяется мягкой аффрикатой: по [ч’ш’] ёт (подсчет).

2. Взрывные согласные [т], [т’], [д], [д’] в позиции перед щелевыми того же места образования [с], [с’], [з], [з’] заменяются аффрикатами. Так, [т] перед [с] меняется на [ц]: ве [ц] танция, ро [ц] свело; [т’] перед [с’] меняется на [ц’]: пя [ц’] уток; [д] перед [з] меняется на [дз]: на [дз] оной; [д’] перед [з’] меняется на [д’з’]: по [д’з’] еркалом.

Механизм этих чередований следующий: рекурсия взрывного – резкий и широкий отход сомкнутых органов речи друг от друга – и экскурсия щелевого этого же места образования совмещаются. Поэтому после смычки активный орган не отходит резко от пассивного, а, готовясь к щелевой артикуляции, лишь слегка отодвигается от него, образуя узкую щель. В результате возникает артикуляция аффрикаты.

Чередования по твердости–мягкости.

В современном русском языке сохранились только две позиции, в которых некоторые согласные последовательно приобретают мягкость перед мягким согласным. Раньше же эта закономерность охватывала все согласные.

1. В позиции перед мягкими зубными [т’], [д’], [с’], [з’], [н’] зубные [т], [д], [с], [з] становятся мягкими: ко [ст] ныйко [с’т’], мя [сн] оймя [с’н’] ик, е [зд] ае [з’д’] им, ва [т] ава [т’н’] ик, ви [дн] ави [д’н’] еться, по [дд] атьпо [д’д’] еть и т.п.

Зубной [н] в этой позиции может быть и мягким, и твердым: пе [н’н’] ик, ба [н’т’] ик, но – во [н] зить, ко [н] текст и т.п.

2. Зубной [н] становится мягким в позиции перед [ч’], [ш’]: бато [н] – бато [н’ч’] ик, переме [н] апереме [н’ч’] ивый, го [н] каго [н’ш’] ик, же [н] скийже [н’ш’] ина и т.п. Чередование по твердости–мягкости в этой позиции проводится последовательнее, чем в предыдущей.

Чередования согласных с нулем звука.

1. В позиции между зубными [т] и [д] чередуются с нулем звука, т.е. не произносятся, тем самым подвергаются упрощению сочетания трех и более согласных. Упрощаются следующие сочетания (и соответствующие им сочетания мягких согласных):

<стн>: лестьлестный (ле [сн] ый), костькостный (ко [сн] ый),
креститькрестник (кре [с’н’] ик);

<стс>, <стск>: шестьшестьсот (ше[сс]от), марксистмарксистский (маркси [сс] кий), садистсадистский (сади[сс]кий);

<стц>, <здц>: истецистца (и [сц] а), уздапод уздцы (у [сц] ы);

<нтц>, <ндц>: документецдокументца (докуме [нц] а), шотландецшотландца (шотла [нц] а).

С нулем звука чередуется [д] также в сочетании <рдц> и <рдч>:
сердечныйсердце, сердчишко (се [рц] е, се [рч’] ишко).

2. В позиции после гласного перед [и] звуки [j], [и] (аллофоны <j>) чередуются с нулем звука: моя <моjá> [м ˄ já] – мой <мój> [мóи] – мои <моj> [м ˄ ]; покою <покójу> [п ˄ кójу] – покой <покój> [п ˄ кóи] – покои <покójи> [п ˄ кóи].

Чередования удвоенных и одиночных согласных.

Удвоенные согласные, кроме [ ’], [ ’], реализуют сочетания двух фонем: ванна – <вáнна> – [вá ъ].

Долгие согласные выступают либо в позиции начала слова перед гласным, либо между двумя гласными в середине слова: ввиду, ссуда, массы.

В двух других возможных позициях вместо долгого выступает краткий согласный.

1. На конце слова: ка [сс] ака [с] (касс), ве [ ’] и (вещи) – ве [ ’] (вещь), су [мм] асу [м] (сумм).

2. Рядом с согласным: ма [нн] аяма [н] ка, програ [мм] апрогра [м] ка, пятито [нн] ыйпятито [н] ка, до [нн] аядо [н] ка.

В связи с этим в русском языке действует закономерность − запрещены сочетания согласных более чем двойной долготы: ссоритьсяра [сс] ориться (рас + ссориться).

 

4.7. ПОЗИЦИОННЫЕ ЧЕРЕДОВАНИЯ

ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ

 

Позиции, в которых чередуются гласные, определяются двумя факторами: соседством твердых или мягких согласных и ударностью–безударностью слога.

Чередование гласных в ударном слоге.

Твердость–мягкость соседних согласных требует от ударных гласных определенного ряда. Под ударением гласные в соседстве с мягкими согласными выступают как более передние по ряду звуки. Это касается непередних [а], [у], [о]. Передние же [и] и [е] в соседстве с твердыми выступают как более задние по ряду звуки. Все позиции, в которых чередуются аллофоны фонем под ударением, – это сигнификативно сильные позиции, так как чередующиеся аллофоны образуют параллельные ряды.

Непередние гласные чередуются в четырех типах позиций.

1. Перцептивно сильные позиции: в абсолютном начале слова перед твердыми согласными, после гласного перед твердым согласным, между твердыми, после твердого в конце слова. Примеры:

<а>: [á] лый, за [á] ркой, с[á]д, вод[á];

<о>: [ó] кна, на [ó] кна, к [ó] т, окн [ó];

<у>: [ý] хо, на [ý] хо, жг[ý]т, жг[ý].

2. Перцептивно слабые позиции: в абсолютном начале слова перед мягким согласным, после гласного перед мягким, после твердого перед мягким согласным. В данных позициях звук продвинут вперед по ряду в конце длительности. Это продвижение незначительно, в транскрипции обозначается точкой сверху справа. Примеры:

<а>: [á˙] ся, за [á˙] сей, с [á˙] сей;

<о>: [ó˙] чи, на [ó˙] чи, в [ó˙] чи;

<у>: [ý˙] лей, на [ý˙] лей, в [ý˙] лей.

3. Перцептивно слабые позиции: после мягкого перед твердым согласным, после мягкого в конце слова. В данных позициях звук продвинут вперед по ряду в начале длительности. Это продвижение сильнее предыдущего, в транскрипции оно обозначается точкой вверху слева. Примеры:

<а>: с [˙á] дут, шут [˙á];

<о>: уч [˙ó] т, ещ [˙ó];

<у>: л [˙ý] тый, любл[˙ý].

4. Перцептивно слабая позиция: между мягкими согласными. В такой позиции звук продвинут вперед на протяжении всей длительности. Это наиболее сильное продвижение, звук становится передне-средним, что в транскрипции обозначается точками вверху справа и слева. Примеры:

<а>: п [˙á˙] ть;

<о>: на уч [˙ó˙] те;

<у>: л [˙ý˙] ди.

В первом типе позиций выступают доминанты фонем, в остальных – вариации.

Если обозначить твердый согласный – т, мягкий – т’, а гласный – а, то все сказанное будет выглядеть так (табл. 6):

Таблица 6

Позиции

 

Фонемы

1 2 3 4
ат  аат тат   та ат’   аат’ тат’ т’ат т’а т’ат’
<а> а á˙ ˙á ˙á˙
<о> о ó˙ ˙ó ˙ó˙
<у> у ý˙ ˙ý ˙ý˙

 

Передние гласные чередуются в двух типах позиций. Но для фонем <е> и <и> эти типы несколько различаются.

Позиции <е>:

1. Перцептивно сильные – после мягкого согласного, а именно: после мягкого перед твердым, после мягкого в конце слова, между мягкими. Примеры: м [é] л, в огн [é], м [é]ль.

2. Перцептивно слабые – после твердого согласного, или гласного, или нуля звука, а именно: в абсолютном начале слова перед мягким, после гласного перед мягким, после твердого перед мягким, в начале слова перед твердым, после гласного перед твердым, между твердыми, после твердого в конце слова. В этих позициях вместо переднего звука выступает передне-средний, что в транскрипции обозначается буквой э оборотное (табл.7). Примеры:

[] ти, на [] ти, к [] им, [] то, на [] то, ш [] ст, шосс [].

Таблица 7

Позиции

 

Фонема

1 2
т’ат  т’а   т’ат’ ат’   аат’   тат’ ат  аат  тат   та
<е> е э

 

Позиции <и>:

1. Перцептивно сильные – после мягкого, гласного или нуля звука, а именно: в абсолютном начале слова перед твердым, после гласного перед твердым, в начале слова перед мягким, после гласного перед мягким, после мягкого перед твердым, после мягкого в конце слова, между мягкими. Примеры: [] гры, на [] гры, [] ли, на [] ней, л [] сы, кол [], п [] лят.

2. Перцептивно слабые – после твердого, а именно: после твердого перед мягким, после твердого в конце слова, между твердыми. В этих позициях вместо переднего выступает средний звук, что в транскрипции обозначается буквой ы (табл. 8). Примеры: в [] ли, вол [], м[]ло.

 

Таблица 8

Позиции

 

Фонема

1 2
ат  аат   ат’  аат’ т’ат   т’а  т’ат’ тат’   та  тат
<и> и ы

 

В первом типе позиций выступают доминанты, во втором – вариации.

Из таблиц видно, что на непередние гласные предшествующие нуль звука, гласный и твердый согласный воздействия не оказывают (это позиции перцептивно сильные). Предшествующий же мягкий требует за собой продвинутые вперед звуки (это позиции перцептивно слабые).





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: