Многие экономисты, справедливо констатируя, что с 1999 г. в России начался определенный, устойчивый рост экономики, в то же время указывают на однобокость, формальность этого роста, на отсутствие признаков глубинных, качественных изменений. Все дело свелось, так сказать, к «росту без развития». Так, академик Д.С. Львов признавал: «Стоит только перевести разговор из институциональной плоскости в плоскость содержательного анализа, как тут же обнаруживается, что нынешняя экономика России по многим важным для развития страны направлениям уступает дореформенным аналогам: по темпам экономического роста, качеству отраслевой структуры, эффективности используемого производственного аппарата, уровню заработной платы и дифференциации доходов населения, эффективности и качеству государственного управления, уровню социально-политической стабильности, масштабам криминализации и коррупции в экономике и во всей общественной жизни»[84]. Так что, позитивная динамика некоторых макроэкономических показателей последнего времени не вселяет оптимизма отечественным экономистам. И действительно, естественная убыль населения страны, хотя и несколько сократилась, но продолжает составлять ежегодно сотни тысяч человек. Страна продолжает вымирать.
|
|
Итак, как же развиваться дальше? Сохраняя нынешние темпы экономического роста, просто наращивать объемы экспортных производств, без глубинной трансформации структуры народного хозяйства или же выбрать иной сценарий развития? Этот вопрос достаточно четко поставил директор Института экономики РАН Р. С. Гринберг: «В таких условиях возможна реализация двух экономических сценариев. Первый – продолжение сложившихся трендов качественного застоя («рост без развития») с перспективой дальнейшей утраты национальной конкурентоспособности. Второй – государство берет на себя функции субъекта целенаправленной и динамичной структурной модернизации...»[85]. После некоторого анализа, Р. С. Гринберг приходит к необходимости «структурного поворота» в социально-экономической стратегии развития России. «Таким образом, – пишет автор, – эффективная структурная и промышленная политика для современной России должна стать тем инструментом, при помощи которого могут быть преодолены сложившиеся структурные проблемы, усугубившиеся в результате бессистемной либерализации 90-х гг.»[86].
Думается, действительно, без резкого «структурного поворота» страна сама собой не сможет перейти на инновационный путь развития, который и будет означать завершение российской модернизации. Рассмотрим теперь вопросы сути инновационного развития, что требует сегодня иной интерпретации.
|
|
Инновационный тип развития сегодня – это, как представляется, не только создание новой техники и технологии и даже не только поиск новых организационных приемов управления. Хотя, конечно, все это важно и непременно должно включаться в понятие инновационного типа экономического развития. Однако современное понимание инновационного типа должно также включать как составную, даже важнейшую свою часть, развитие человека, человеческого потенциала на базе высокоразвитых сфер науки, культуры, образования. Таким образом, в отличие от узкого понимания инновационного типа развития, которое преимущественно сводиться к новой технике и технологии, широкое понимание инновационного типа развития включает социальные и гуманитарные аспекты человеческой деятельности и сохранение («сбережение») и воспроизводство самого человека как основной, конституирующий элемент этого типа развития.
В самых последних публикациях многие ученые пытаются найти формулировки, отражающие именно это широкое понимание инновационного типа развития. Так, профессор Н. А. Новицкий, делая упор на связи инвестиций и инноваций, пишет: «Понятие инновационно-инвестиционного потенциала возникло на рубеже XXI века в связи с формированием новой экономики на базе знаний, отражающего накопление активной части национального богатства, формируемого на основе знаний, характеризующего инновационно-инвестиционный «капитал»[87]. Интересную, хотя и чрезмерно размытую, точку зрения по этому вопросу высказал заместитель руководителя Администрации Президента РФ В. Ю. Сурков на заседании Ученого совета Института философии РАН в июне 2007 года: «Когда у нас люди говорят об инновационной экономике, они часто сами не знают, о чем говорят. Им кажется, что это просто некие новые машины, некие новые способы добычи того же сырья. А между тем, речь идет о серьезных сдвигах в культуре в целом, в национальном характере и образе жизни»[88]. Итак, в современное понимание инновационного типа развития входит социальная и человеческая составляющая как его базовая характеристика.
При этом переход на инновационный тип развития следует рассматривать как особую или специальную социальную ценность. Прежде всего, если в понимание инновационного развития включается развитие человеческого потенциала, то уже это превращает этот тип развития в особую социальную ценность. Затем, если общество и государство своей целью ставят переход к инновационному развитию, значит, такой переход не есть следствие высокой экономической эффективности. По крайней мере, для России. Высокая экономическая эффективность может (и должна) быть достигнута в результате инновационного развития, но в стране среднего экономического развития сама по себе не возникает. Следствие не есть причина. Поэтому и нужна специальная инновационная политика государства, которую, с одной стороны, можно рассматривать как особую социальную ценность, с другой стороны, как часть промышленной политики. Точнее было бы сказать, что инновационная политика находится между социальной и промышленной политиками, в известной мере объединяя некоторые элементы той и другой. Но в данном случае нас интересует социальная составляющая инновационной политики.
Теперь разберемся с вопросом – насколько рыночная модель развития, которая, специально это подчеркнем, объективно неизбежна на определенной стадии развития любого общества, может способствовать реализации именно современного понимания инновационного типа развития, в силах осуществить «структурный поворот» в модернизационной стратегии развития.
|
|
Говоря о рынке и рыночной модели, мы не имеем в виду отказ от рыночной экономики вообще, ибо от объективной неизбежности отказаться невозможно. В данном случае речь идет о теоретическом ракурсе вопроса: может ли рыночная модель само по себе повести модернизацию экономики и общества в сторону инновационного пути развития, осуществить инновационную модернизацию? На сегодня имеется немалое число экономистов, готовых положительно ответить на этот вопрос. Так, в докладе со странным названием «Коалиции для будущего: стратегии развития России в 2008-2016 гг.», подготовленном под руководством Л. М. Григорьева прямо указывается: «Модернизация российской экономики возможна, как показывает мировой опыт, только на основе широкого развития частного предпринимательства... Последовательное укрепление конкурентной политики, более эффективная защита конкуренции и создание условий для конкуренции на неконкурентных в настоящий момент рынках, поиск баланса инструментов конкурентной и промышленной политики на основе широкого применения современных методов оценок регулирующего воздействия - вот характеристики данного варианта»[89]. По поводу этого цитированного доклада, заметим, что его авторы, видимо, плохо знают «мировой опыт», ибо он как раз показывает, что на основе «частного предпринимательства» модернизация проходила только в странах первого эшелона капитализма. Страны второго и третьего эшелона экономического развития (СССР, Китай, Южная Корея, Тайвань, некоторые страны Латинской Америки) проводили модернизацию на основе или государственного регулирования экономики или на основе так называемого государственно-частного партнерства. Но рынок и частное предпринимательство при этом нигде, конечно, не отбрасывались. Другой вопрос – что было основным, ведущим началом.
Действительно, рынок наиболее эффективный механизм экономического развития. Суть рыночного механизма (конкуренции) состоит в сопоставлении, соизмерении индивидуальных издержек труда по производству какого-либо продукта с общественно необходимой величиной, той, что складывается на рынке. На этой основе происходит дифференциация всех участников производственного процесса на лучших и худших. Практически это означает, что лучшие производители товаров и услуг достигают максимальных преимуществ, а худшие, в конце концов, выводятся за пределы хозяйственного процесса. Остаются только наиболее эффективные. Здесь нет застоя. Каждый непосредственно ощущает возможности существенного роста материального благосостояния или резкого его снижения в прямой зависимости от своего труда и результатов своего производства. Это элементарный рыночный механизм, а соревнование или конкуренция (что для рынка более адекватно) – его главный стержень. Вместе с тем, не следует переоценивать возможности рыночного механизма. В долгосрочной перспективе его воздействие весьма незначительно, слабое воздействие он оказывает и на развитие современных сложнейших отраслей и промышленных комплексов (атомная промышленность, ракетостроение, космос и т. п.).
|
|
В этой связи интересно было бы рассмотреть вопрос о замене западной либеральной экономической теории (мейнстрим), которая, по мнению многих экономистов, сегодня находится в кризисе, новой теорией, скажем, теорией «суженного рынка». Именно такой рынок был характерен для экономик советского типа и советская экономическая наука в целом отражала потребности такого рынка. При развитии теории «суженного рынка», видимо, придется обратиться ко многим достижениям советской экономической науки. А такие достижения были. Назовем лишь достижения в области плановой и балансовой работы, за которую два выдающихся ученых, принадлежащих к отечественной научной школе, получили Нобелевские премии по экономике: В. Леонтьев (1973 г.) и Л. В. Канторович (1975 г.). Сегодня, когда самые развитые западные страны переходят к «обществу знаний», большие сферы человеческой деятельности выводятся из-под рыночного регулирования (например, наука, образование). Положение, согласно которому в сферах человеческой деятельности с преобладанием инновационного труда (наука, образование, культура) рыночные механизмы перестают работать, уже давно и успешно разрабатывается в новой социально-экономической науке. Так, профессор МГУ А. В. Бузгалин, определяя общую закономерность, писал: «Мера развития рыночных механизмов организации и мотивации деятельности постепенно "убывает" по мере продвижения от репродуктивного труда к творческому»[90]. И в этом случае либеральная экономическая теория (мейнстрим), которая уже не в состоянии объяснять эти новые процессы, должна заменяться новой теорией. Теорией, способной объяснить и обосновать переход российской экономики на инновационный путь развития.
Поэтому нужна активная инновационная политика государства. Современное российское государство вообще чуждо политики. Нет политики занятости, нет политики доходов. Но для перехода на инновационный путь развития нужна специальная государственная политика.
Значит, нужен кто-то, кто будет ограничивать монополизацию рынка, сохранять демократию, нацеливать экономическое развитие на инновационный путь, т. е. развивать науку, технический прогресс, образование. Нужно государство с его антимонопольным регулированием и большими финансовыми и материальными ресурсами для развития. Сами по себе люди в условиях рыночного общества умней и образованней не становятся. И тут возникает парадокс: чтобы страна могла достойно конкурировать на мировом рынке, государство у себя дома должно ограничить свободное рыночное саморегулирование.
За период горбачевской перестройки и последующих трансформаций о государстве и его роли в экономике написано много бестолковых и уничижительных текстов. Самые лучшие (из сноровистых) публицисты и ученые соревновались друг с другом в том, чтобы оплевать свое собственное государство, развалить его, или хотя бы принизить. Вспомним конец 1980-х годов. В исходной точке критика в адрес советского государства была в определенной мере оправдана, ибо тогдашнее государство было чрезмерным государством, не оставляло никакой возможности для проявления гражданской и экономической инициативы, тотально опекая все общество в целом и каждого его члена в отдельности.
В этой связи справедлив и оправдан был, начавшийся тогда, в конце 80-х годов, процесс разгосударствления многих сторон общественной жизни и прежде всего жизни экономической. Однако дело кончилось низведением государства до положения "ночного сторожа", но, видимо, в силу российских традиций, плохо оплачиваемого, плохо вооруженного и, главное, бестолково инструктируемого. В современном мире такое отношение к государству представляется самоубийственным. По крайней мере по двум крупным основаниям Россия должна отказаться от такого уничижительного отношения к государству.
Первое – это особенности, геополитические, прежде всего, и традиции России. С древнейших времен Россия формировалась как все более укрепляющееся государственное образование, втягивающее в свой центр многие территории, народы, традиции, менталитеты, религии. Раздробленность на отдельные княжества (графства или герцогства), что было типично для развития Европы, в России довольно быстро было преодолено и постепенно шло создание весьма централизованного государства. Иначе, видимо, Россия не сохранилась бы как великая держава. Соответственно все или почти все существенные начинания, реформы, изменения осуществлялись как инициатива верховной власти, из одного центра. Даже развитие промышленности, начиная с реформ Петра I, шло по инициативе государства, в форме государственной промышленности.
Второе – современный опыт развитых западных стран. Еще Людвиг Эрхард в 1955 г. замечал, что "современное и сознающее свою ответственность государство просто не может себе позволить еще раз вернуться к роли "ночного сторожа"[91]. В настоящее время все экономически развитые страны мира демонстрируют все возрастающую долю государства в распределении валового национального продукта. Так, по имеющимся данным в таких странах как Швеция, Норвегия, Нидерланды уровень государственных расходов составляет более 50% ВНП, при среднеевропейском уровне в 40-45%. В России этот показатель составляет с 1992 г. примерно 30%, что является самым низким показателем в мире. В таких условиях не может сохраниться достаточно сильное государство для проведения серьезной и успешной модернизации инновационного типа.
Инновационная модернизация экономического развития должна базироваться на трех принципах или элементах: народнохозяйственном планировании; рыночном саморегулировании и политической демократии (гражданском обществе). Именно должное сочетание этих трех элементов и дает в комплексе это оптимальное направление. Можно отметить, что такое сочетание этих трех принципов до сих пор не было свойственно известным нам типам экономик. Так, советский тип экономического порядка предусматривал систему жесткого народнохозяйственного планирования с очень небольшой (минимальной) долей рыночного саморегулирования (в части распределения товаров народного потребления и натурализации без фондового обмена средствами производства) и с полным отсутствием политической демократии. Экономически развитые страны Западной Европы, наоборот, имеют достаточно эффективное рыночное саморегулирование и действенную политическую демократию, но очень слабо используют народнохозяйственной планирование. Исключение составляют лишь экстремальные периоды, когда государственное регулирование экономики весьма близко подходило к экономическому порядку народнохозяйственного планирования.
Россия также сегодня находится в экстремальной ситуации и уже поэтому оправдано здесь и сейчас использовать народнохозяйственное планирование. Кроме того, планирование в России имеет давние традиции и в силу характерных особенностей российской территории и индустрии является наилучшей формой государственного регулирования экономики. Отказ от народнохозяйственного планирования привел к расчленению экономики, разрушению экономических связей, развалу народнохозяйственного комплекса. Например, становится совершенно ясно, что неконтролируемый рост железнодорожных тарифов, не увязанный с общими пропорциями народного хозяйства приводит сегодня к положению, что Дальневосточные регионы России будут экономически примыкать не к Центральной России, а к другим странам (Китай, Корея, Япония). Отсутствие народнохозяйственного планирования приводит к серьезным перекосам в соотношении многих взаимосвязанных элементов экономики.
Плановые методы представляют собой хороший канал для проведения политики, исходящей не только из чисто экономической эффективности. Через эти методы весьма удобно проводить и социальные, этические ценности. Именно плановые методы могут служить наилучшим каналом перевода экономики на инновационный путь развития. Это часто провоцирует политиков и исследователей социальные и инновационные цели рассматривать не как результат сознательного регулирования рынка, а вставлять их в сам рыночный механизм с помощью этих плановых методов, от чего происходит очередная путаница. Достижение инновационных целей должно осуществляться государством не благодаря рыночному развитию, а вопреки рынка, после рынка, за рынком. Рынок может быть подключен лишь на конечной стадии инновационного процесса, в целях нахождения наиболее эффективного, приемлемого варианта использования инновационного продукта.
Речь, конечно, не идет о восстановлении того, директивного народнохозяйственного планирования, которое предусматривало планирование из одного центра производство каждой гайки. Надо сказать, что такого сверхжесткого планирования практически у нас и не было (может быть, исключая годы войны и некоторые другие отдельные периоды). Уже в последние годы существования СССР (примерно с 1988 г.) советское народнохозяйственное планирование было намного более мягким и гибким (вспомним, например, госзаказ). Восстановление народнохозяйственного планирования может и должно осуществляться в различных формах: как прямое директивное планирование на первых порах экономической стабилизации и по строго ограниченному кругу товаров (возможно в виде госзаказа), как индикативное планирование по широкой массовой номенклатуре, планирование в виде программ (особенно для отдельных отраслей и отдельных территорий). Возможны и другие виды народнохозяйственного планирования.
Главное во всем этом деле – это не сводить все народнохозяйственное планирование к какому-то одному его виду. Многим понятно, что сегодня нельзя восстанавливать директивное планирование во всем его объеме. Но многие экономисты уповают на всеобщность индикативного планирования. Однако это не должно отрицать в необходимых случаях программно-целевое планирование, векторное планирование, тоже и директивное планирование. Словом, без серьезного отношения к восстановлению народнохозяйственного планирования с обновленными формами и методами добиться перевода народного хозяйства страны на инновационный путь развития просто невозможно.
В современном мире мы можем наблюдать весьма диалектический процесс симбиоза рынка и планирования. Там и тогда, где рынок отступает или не справляется, эти ниши заполняют определенные формы планирования (например, военное производство, космические программы, природоохранные мероприятия и т.д.). Но в производстве, ориентированном на массового потребителя полностью господствует рынок, планирование здесь может выполнять только очень косвенную роль. Так или иначе, но планирование и рынок в современном мире совмещаются, хотя и не без проблем.
Наука и образование
Известный лозунг деятелей «шокового правительства» 90-х годов о том, что «государство должно уйти из экономики» кроме прочего обернулся сокрушительным ударом по интеллекту нации. Так, финансирование науки с советских времен по настоящее время сократилось почти в 6 раз (с 7% от ВВП в 1986 г. до 1,1% в 2004 г.). В США этот показатель с 1960 г. устойчиво держится на отметке в 2,6% ВВП (в 2004 г. – 2,68%).[92]
В этой связи встает принципиальный вопрос о значении и роли государства в развитии науки, образования и культуры, т. е. в формировании и развитии «общества инноваций»? Может ли последнее сформироваться само собой, как физиологический рефлекс спонтанной рыночной экономики? Думается, что отрицательный ответ очевиден.
Особенное беспокойство вызывает состояние социальных наук. Прежняя общественная советская наука сегодня полностью отменена, хотя в ней наряду с пустословием были и определенные достижения. Достаточно вспомнить экономиста-математика Л. В. Канторовича, который получил Нобелевскую премию за работы в области оптимального планирования. Сегодня же пытаются внедрить в Россию почти исключительно западную социальную науку, с западными понятиями и ценностями, с западной культурой и идеологией. Конечно, и в западной науке есть много полезного. Но как всеобщий, тотальный процесс поголовной замены отечественной общественной науки на западную, это не может не вызвать беспокойства. Россия утрачивает интеллектуальную независимость не только в силу ничтожно малого финансирования интеллектуальной сферы, но и в силу переориентации ее остатков на чужеземную идеологию.
Ныне в образовании происходят сокрушительные процессы. Стареет профессорско-преподавательский состав вузов. Так, доля преподавателей в возрасте 30-60 лет сократилась с 71,4% в 1994-95 г. до 62,8% в 2003\04 г. Зато выросла доля тех, кому за 60 лет – с 17,7% до 21,3%. Доля профессоров в возрасте более 65 лет в составе кафедр – 34,2%. Одновременно доля молодых преподавателей (до 30 лет) увеличилась с 10,9% до 15,9%. Это выпускники того же вуза, которые пока не нашли более выгодную работу.
В среднем по специальности идут работать до 25% выпускников технических вузов. Ректор МЭИ недавно говорил, что за 15 лет не один выпускник не уехал дальше Московский области. Разрывается единое интеллектуальное пространство страны.
По данным ученых Института экономики РАН номинальный рост федеральных затрат на образование к 2010 г. по сравнению с 2007 г. составит 22,7%, но реальный, т. е. с учетом инфляции, только 0,5%[93]. Резко сократилась оплата труда в образовании: с 90% от средней по стране в 1970-1980 гг. до 60-65% в 2005-2006 гг.
Но чтобы вырваться из сегодняшней отсталости, нужен резкий рывок вперед, «структурный поворот». Нужен резкий поворот в сторону развития всей интеллектуальной сферы: науки, образования, культуры, что составляет базис инновационного типа развития. Но сказать, что нужен рывок или поворот в социально-экономической стратегии – мало. Нужно разработать теорию такого структурного поворота. Надо понять за счет чего будет происходить поворот, его последствия, продолжительность, этапы, основные элементы и многое другое. В конце 1920-х годов такой поворот в России был осуществлен, удалось создать мощную индустриальную державу. Но теории такого модернизационного поворота тогда создано не было, и издержки его оказались чрезмерными. Еще раз процитирует слова зам. главы Администрации Президента РФ В. Ю. Суркова: «У нас задача по масштабам такая же, извиняюсь за отсылку к большевикам, как была перед ними: они создавали новый тип экономики в России, и нам это нужно тоже. Не хотел бы только, чтобы мы это делали теми же способами, что и они»[94]. Но пока теории такого «структурного поворота» к инновационной модернизации, как и тогда, нет.
Е.В. Красникова.
Парадокс российской модели капитализма: слабая восприимчивость к инновациям
За прошедшее десятилетие экономического роста в России не были решены наиболее острые и актуальные проблемы ее развития: не преодолена ни технологическая отсталость национальной экономики, ни разбалансированность ее макроструктуры. Более того, разбалансированность, будучи унаследованной от прошлого, была еще более углублена экспортно-сырьевой ориентацией ее развития. Именно поэтому в посткризисный период эти проблемы вновь оказались актуальными. Выдвинутая Президентом страны на первый план модернизация национальной экономики направлена на преодоление ее технологической отсталости на основе освоения новейших технологических укладов, что неизбежно будет сопровождаться преобразованием ее макроструктуры.
В свою очередь диверсификация национальной экономики на инновационной основе невозможна без глубоких институциональных преобразований, в числе которых первоочередной представляется преобразование сложившегося соотношения форм собственности, подлежащего оптимизации по критериям рыночной капиталистической экономики. Прежде всего, речь идет о соотношении форм государственной и частной собственности, каждая из которых должна занять адекватные ее природе экономические ниши, что позволит с наибольшим экономическим эффектом выполнять функции, присущие государству и рыночным субъектам, представляющим различные формы частной собственности.
Цель данной работы состоит в обосновании следующего тезиса: преодоление технологической отсталости российской экономики невозможно без решения двух основных проблем: во-первых, устранения чрезмерного ее огосударствления, осуществленного в 2000-е годы, и переориентации государства на выполнение функций, присущих ему в современной рыночной капиталистической экономике, во-вторых, коренного улучшения бизнес-климата, современное состояние которого препятствует реализации инновационного потенциала частнопредпринимательской деятельности, носящей не просто рыночный, но капиталистический характер.
И чрезмерное по рыночным критериям огосударствление российской экономики, и неблагоприятный инвестиционный климат в стране, сложившиеся к началу нового десятилетия, в представлении автора объясняются множеством причин, но в значительной мере они предопределены социалистическим прошлым страны, унаследованными от него традициями. Их значимость в истории любой страны отмечалась многими учеными, приведем лишь слова К.Маркса: «Люди сами делают свою историю, но они ее делают не так, как им вздумается, при обстоятельствах, которые не сами они выбрали, а которые непосредственно имеются налицо, даны им и перешли от прошлого. Традиции всех мертвых поколений тяготеют, как кошмар, над умами живых»[95]. Этим прошлым и предопределены трудности становления российской модели капитализма, многообразие парадоксов ее постсоветского экономического развития. Остановимся на некоторых из них. Прежде всего, следует обосновать тезис о чрезмерном огосударствлении российской экономики.
Несостоятельность монопольного положения государственной собственности в национальной экономике была наглядно доказана историей социализма, что проявилось во множестве явлений, но главное из них – её слабая восприимчивость к НТП всем массивом экономики, что и было удостоверено технологической отсталостью ее гражданского комплекса, глубокой разбалансированностью макроэкономической структуры даже по критерию высшей цели социализма. Но самым неожиданным образом, пришедшая ей на смену капиталистическая рыночная экономика так и не выявила своего инновационного потенциала за прошедшие два десятилетия. И если в первое десятилетие протекал процесс становления капитализма, когда остродефицитный в постсоциалистической экономике денежный капитал использовался для приобретения объектов государственной собственности, то во второе десятилетие, когда сформировался класс частных собственников и начался сначала восстановительный, а затем и инвестиционный экономический рост, инвестиционная деятельность нового класса не приобрела инновационного характера.
Слишком много труднопреодолимых препятствий оказалось на пути ее формирования. Общность этих препятствий порождена парадоксами экономического развития, которыми изобилует новейшая история России. Приведем в пример хотя бы один из них: на протяжении всего лишь одного XX века в стране дважды коренным образом менялся вектор ее экономического развития: переход от капитализма к социализму в его начале сменился на его исходе переходом от социализма к капитализму.
Российский капитализм приобрел уникальное постсоциалистическое происхождение, существенно осложнившее его формирование и функционирование. Вследствие такого происхождения в массовом масштабе унаследован весьма устойчивый социалистический менталитет, в силу своей природы несовместимый с рыночным, а потому препятствующей становлению капитализма. Эта несовместимость проявляется в массовом отторжении населением института частной собственности и частнопредпринимательской деятельности, в неприятии разрыва в уровне личных доходов, даже если он экономически обоснован. Им порождена слепая вера в исключительно благодетельную роль государства, вскормленная в советский период специфическим экономическим механизмом реализации общенародной собственности, в числе которых гарантированная государством всеобщая занятость и предоставление на равных началах общественно значимых благ.
В свою очередь следствием такой веры явилась политическая, экономическая, социальная пассивность основной массы населения, несовместимая с рыночной капиталистической экономикой, экономикой самостоятельно хозяйствующих субъектов, самостоятельно определяющих свое место в ней. Существенно и то, что такой менталитет, сформированный за самую длительную на постсоветском пространстве историю социализма, оказался весьма устойчивым и, по утверждению психологов, сохранится на протяжении жизни двух-трех поколений.
Постсоциалистическим происхождением российской модели капитализма объясняются и весьма многообразные парадоксы в экономической политике, проводимой российским правительством. Так, если в 1990-е годы им была осуществлена массовая приватизация, то 2000-е ознаменовались прямо противоположным процессом – наращиванием государственной собственности всеми доступными средствами, а недоступных, по крайней мере, для российского постсоциалистического государства практически не существует. Такое огосударствление привело фактически к воссозданию в облике мощных государственных корпораций отраслевых министерств. И если такая акция явилась реакцией на инновационную пассивность частного бизнеса, то и она не дала и не могла дать в силу природы данной формы собственности ожидаемого эффекта. Не только не была осуществлена диверсификация макроэкономической структуры, но совершенно сознательно она подверглась еще большей деформации. Была законсервирована и технологическая отсталость страны.
Столь крутой разворот в сторону наращивания государственной собственности в 2000-е годы стал возможным в силу традиции былого тотального огосударствления советской экономики, усугубленной к тому же отсутствием у российских политических лидеров навыков рыночных методов государственного регулирования национальной экономики. Но свою лепту в такой сценарий развития внесла и российская экономическая наука тем, что вследствие далеко неоднозначного отношения ее представителей к социализму (от его крайней трактовки, например, проф. А. Бутенко «казарменным псевдосоциализмом», до признания его подлинным проф. А. Зиновьевым) так и не был проведен всесторонний анализ экономической несостоятельности тотального огосударствления национальной экономики, не был осмыслен накопленный страной уникальный опыт социалистического хозяйствования в условиях такого огосударствления[96]. Но не менее важно и то, что отечественной наукой не осмыслен и опыт огосударствления национальной экономики, накопленный развитыми странами в течение XX в. А он представляет интерес, прежде всего тем, что практикой хозяйствования этих стран выявлены допустимые по критерию эффективности функционирования рыночной экономики масштабы государственной нагрузки на национальную экономику, определяемые долей государственной собственности в производстве ВВП и удельным весом государственных расходов в нем. Но этого не только не было сделано, но и запроса в таких исследованиях со стороны политических лидеров фактически нет. Соотношение форм собственности в российской экономике складывается под воздействием собственных и далеко не всегда грамотных соображений правящей элиты, мотивы которых диктовались потребностью в концентрации экономической власти в руках государственных чиновников всех властных ветвей и рангов, что явилось экономической основой их личного обогащения. В богатой стране сформировался в массе своей бедный народ и богатый не народ, представленный далеко не только крупными собственниками, но в не меньшей, но более скрытой форме государственными чиновниками. Возврат к государственной собственности явился не столь ожидаемым движением к социализму, но к формированию крупных частных собственников за счет представителей властных структур.
Драматизм последствий такого развития, не адекватного природе рыночной капиталистической экономики, состоял в том, что частная собственность была вытеснена из экономических ниш, где она традиционно во всех развитых странах успешно выявляет свой инновационный потенциал, а пришедшая ей на смену государственная не может так же эффективно выполнять функции частной. Доказательством тому служит то обстоятельство, что проблема модернизации была поставлена отнюдь не впервые к исходу 2000-х годов. В полной мере она была высвечена еще в 1990-е годы, когда российский гражданский комплекс рухнул под давлением конкуренции извне. Причин трансформационного спада 90-х годов множество, одна из них – разбалансированность ее макроструктуры во всех аспектах, в том числе и в технологическом, выразившемся в технологическом лидерстве ВПК и глубокой технологической отсталости гражданского комплекса. Однако правящая российская элита оказалась не восприимчивой к урокам, преподнесенным ей трансформационным спадом. Соответствующих выводов из него не было сделано, вследствие чего исходная ситуация оказалась законсервированной в стране на целое десятилетие, десятилетие экономического роста. Вместо диверсификации национальной экономики на инновационной основе под воздействием даже не внутренних потребностей, но внешней конъюнктуры был избран наиболее простой путь экономического роста: приоритет был отдан экспортно-сырьевой ориентации. Отрезвление (и, как представляется, не вполне полное) правящей элиты наступило под воздействием грянувшего в 2008-2009 гг. кризиса. Им со всей очевидностью вновь вскрыта уязвимость такого сценария развития. Вновь, так как «голландская болезнь» (термин введен в научный оборот английским ученым Р. Аути) экспортно-сырьевой экономики известна мировой практике и экономической науке еще с 50-х годов прошлого века. Кризисом вновь вслед за трансформационным спадом выдвинута на первый план все та же проблема модернизации и еще более усложненная за прошедшее десятилетие проблема диверсификации. Усложненная тем, что на протяжении всех лет экономического роста российским правительством совершенно сознательно и целенаправленно была сформирована экспортно-сырьевая модель макроэкономической структуры, превратившая страну в «энергетическую сверхдержаву».
Неизбежным следствием такой ориентации развития явилась «голландская болезнь» национальной экономики, одним из типичных симптомов которой выступает ее законсервированная на целое десятилетие технологическая отсталость. По существу оказавшийся рукотворным в России экономический кризис 2008-2009 гг. вслед за трансформационным спадом повторно высветил в качестве основной все те же проблемы, но с той существенной разницей, что на сей раз необходимость их решения оказалась не просто актуальной, но по существу безальтернативной вследствие исчерпания потенциала экспортно-сырьевого развития под воздействием как внутренних обстоятельств. Ведь наращивать добычу нефти ныне приходится не в благодатной Западной Сибири, как это было в 70-е годы, но на дне Карского моря, да еще и в стремительно изменяющейся ситуации на мировых рынках энергоресурсов (усиливающаяся на них конкуренция, появление в изобилии альтернативных источников энергоресурсов).
Но вернемся к вопросу о капиталистической частной собственности и ее инновационном потенциале. Капитализм, на протяжении всей своей многовековой истории доказавший миру право на существование успешным осуществлением своей исторической миссии, а она состояла в переводе национальной экономики сначала на индустриальную, а со второй половины XX в. в массовом масштабе на постиндустриальную основу, самым неожиданным образом не выполняет этой миссии в капиталистической России. Не выполняет, хотя экономической наукой представлено глубокое теоретическое осмысление капиталистической практики, начало которому было положено еще классиками политэкономии. Особое место в ней занимает теория прибавочной стоимости К. Маркса. Им дано всестороннее обоснование внутреннего движущего мотива непрерывного инновационного развития, присущего капитализму. Суть этого мотива состоит в безудержном в условиях господствующих рыночных отношений стремлении капиталиста к максимизации прибыли. Это его стремление поддерживается механизмом жесткой конкурентной борьбы, не позволяющий останавливаться на пути последовательного освоения новейших достижение в области НТП, НТР, так как такое замедление чревато угрозой банкротства, а вместе с ним и угрозой утраты социального статуса собственника.
Однако в современной России вопреки историческим фактам, вопреки их теоретическому обоснованию причины сохранения технологической отсталости страны, низкого жизненного уровня, непомерного разрыва в уровне личных доходов крайних децильных групп населения (по официальным данным порядка 1:16, по экспертным оценкам значительно выше) усматриваются, как уже отмечалось выше, носителями социалистического менталитета в природе капиталистической частной собственности как таковой. Столь безосновательная уверенность питается еще и ее глубокой дискредитацией, произошедшей под воздействием множества обстоятельств. В их числе особенности ее происхождения, воспринимаемого основной массой населения нелегитимным, хотя в его основе лежала законодательная база, и едва ли не исключительно «воровским», хотя иного историей не дано.
Происхождение частной собственности действительно было непростым в постсоциалистической России, не без основания трактуемое нелегитимным, воровским. Не легитимным, так как в 90-е годы частная собственность формировалась в процессе распродажи объектов государственной собственности по остаточной балансовой стоимости, а не по рыночной, хотя тому были, объективные причины. В их числе отсутствие рыночных цен в нерыночной экономике, а заимствование рыночных на Западе исключало приватизацию в условиях острого дефицита денежного капитала у потенциальных российских собственников, накопление которого в принципе было невозможно в советский период, а допуск иностранного капитала к приватизации не предусматривался законодательством тех лет. Несостоятельными представляются и суждения относительно поспешности приватизации. Откладывать ее не представлялось возможным в условиях полного исчерпания потенциала государственной собственности в качестве господствующей, что и проявилась в стихийном неуправляемом, стремительном распаде социализма в 80-е годы. Время постепенных и последовательных рыночных преобразований, инициированных А. Н. Косыгиным в 1960-е годы и вскоре из идеологических соображений прерванных, было безвозвратно упущено, доказательством чему служит провал попыток «очеловечивания» социализма, предпринятых М. Горбачевым в годы перестройки. Но совсем по непонятным причинам была упущена вполне реальная возможность последующей компенсации понесенных населением страны в ходе денежной приватизации весьма ощутимых потерь, компенсации по мере накопления капитала частными собственниками. Против этого они не только не возражали, но, например, М.Ходорковским такое предложение вносилось без всякого к тому принуждения. Государством в силу только ему известных причин такая акция не была проведена. Напротив, случалось нечто прямо противоположное. Так, НК «Сибнефть», проданная на залоговом аукционе 1995 г. за 100 млн. долл., была в начале века куплена государством у Р. Абрамовича за 13,1 млрд. долл. Не без основания утверждается, например, В. Волковым, что в России сформировался кронизм, то есть действительно капитализм, но для своих, для лояльных по отношению к власти крупных частных собственников.
Но происходило и прямое разворовывание объектов государственной собственности, неизбежное в условиях традиционного для переходного периода правового вакуума. Тому способствовала и унаследованная от прошлого традиция хищения государственного имущества, приобретшего в постсталинский период массовый характер. В не меньшей мере такому разворовыванию способствовала и высокая коррупционная составляющая приватизации, порожденная тем, что раздача и распродажа объектов государственного имущества осуществлялась при непосредственном участии и под эгидой государственных же чиновников, экономическая власть которых давала им возможность широкого использования служебного положения и далеко не только традиционно в целях личного обогащения. Переходным периодом был порожден особый и весьма мощный мотив извлечения административной ренты – накопления ими самими денежного капитала для обретения статуса частного собственника и при этом столь доступных для них наиболее перспективных объектов государственного имущества.
Были и другие факторы дискредитации частной собственности. Так, негативно было воспринято даже не упразднение государственной собственности, так как осознание порожденного ею статуса со-собственника было весьма слабым, но сопровождавшего ее упразднение неизбежное устранение присущего ей экономического механизма ее реализации, включавшего всеобщую гарантированную на государственном уровне занятость и социальную сферу – на приватизированных объектах. Негативно, хотя тому были объективные обстоятельства. И, напротив, в силу неизвестных причин государством не было осуществлено повышение заработной платы на величину, компенсирующую отчисления от нее, предназначавшиеся при социализме для формирования фондов общественного потребления. Такой компенсации не сделано государством и по сей день, вследствие чего рабочая сила в постсоветских странах оказалась и остается необоснованно заниженной.
Негативное отношение к частной собственности питается и весьма нетрадиционным тем более на ранних стадиях капитализма экономическим поведением крупных российских собственников. Им не только не свойственно воздержание, типичное для ранних (и не только, вспомним У. Баффета, И. Кампрада и др.) стадий капитализма, но они не считают зазорным демонстрировать огромное личное богатство в технологически отсталой стране, в стране массовой бедности ее населения (напомним в этой связи теорию воздержания, по ироничному выражению К. Маркса, «этого удивительного святого, этого рыцаря печального образа воздерживающегося капиталиста» Нассау У. Сениора, не вполне справедливо подвергнутую Марксом сокрушительной критике). Объяснить такое поведение можно в любом случае невысоким нравственным уровнем российских олигархов, хотя есть ему и экономическое объяснение: капитализация прибыли сдерживается подавленной жестким государственным регулированием и коррупцией конкуренцией, неблагоприятной и неустойчивой бизнес-средой.
Однако, и это очень важно, каким бы не было происхождение капиталистической частной собственности (и не только ее, но и любой другой, общенародной, например, после революции 1917 г., не менее нелегитимное и не менее густо обагренное кровью), а оно действительно не безгрешно в любой стране, характер этого происхождения ни чуть не умаляет ее мощного инновационного потенциала. Решающее значение для его реализации имеет не ее происхождение, но адекватность бизнес-климата в стране природе капитализма. Между тем по уровню его комфортности Россия даже сегодня занимает 123 место из 183. Формирование такового – одна из важнейших функций государства. Только таким способом можно переломить негативное отношение значительной массы населения к частной собственности. Тем более, что рыночные преобразования были инициированы им самим и под его эгидой осуществляются. Но еще более важно то, что капиталистическому пути развития нет альтернативы, исходя из естественно-эволюционного характера экономического развития. Модернизация экономики возможна не возрождением социализма из благих пожеланий, которыми, как известно, вымощена дорога в ад, но устранением препятствий на пути капитализма.
Российское государство, подменив проблему диверсификации национальной экономики на инновационной основе проблемой формирования «энергетической сверхдержавы», пошло в прямо противоположную с точки зрения рыночных преобразований сторону. А именно в сторону беспрепятственного (явных протестов тому не было со стороны даже частных собственников) наращивания государственной собственности. Беспрепятственного, так как воспринимается обществом если и не возвратом к социализму, то вполне приемлемым способом решения назревших социально-экономических проблем.
Но и этого не произошло. Такое наращивание не сопровождалось ни возрождением национальной экономики на новой технологической основе, ни повышением ее сбалансированности, ни сокращением разрыва между уровнем экономического и социального развития, хотя был сформирован огромный Стабилизационный фонд порядка 6 трлн. руб. Не было даже попыток довести разрыв в уровне личных доходов крайних групп до уровня, стабилизирующего социальную среду. Более того, что касается плоской шкалы налогообложения, то, по утверждению В. Путина, она является еще и предметом зависти (и, можно предположить, предметом его гордости) со стороны развитых стран. Это действительно так, но зависти со стороны только крупного капитала, не испытующего особого энтузиазма по поводу высокого налогообложении своих доходов, хотя и понимающего его необходимости в собственных интересах, но отнюдь не широких слоев населения. Ведь именно прогрессивная, а вовсе не плоская школа способствует более успешному решению социальных проблем.
Огосударствление экономики в свою очередь сопровождалось усилением экономической власти государственных чиновников, сопровождавшееся четко выраженной персонификацией государственной собственности: высшие управленческие должности в крупнейших государственных компаниях оказались сосредоточенными в руках высших государственных чиновников. Так, например, Советы директоров Объединенной авиастроительной корпорации возглавляет С. Иванов, Объединенной судостроительной – И. Сечин, Наблюдательных советов Ростехнологии – А. Сердюков, Роснано – А. Фурсенко, Росатом – С. Собянин и т. д. Видимо высшие должностные лица располагают достаточным временем не только для выполнения своих прямых функций, но и для непосредственного и не бескорыстного участия в системе корпоративного управления. Беда лишь в том, что активное собирание государством активов в ведущих отраслях и даже управление ими государственными чиновниками не сопровождалось особым экономическим эффектом, измеряемым степенью инновационного обновления этих активов.
Следствием огосударствления экономики при отсутствии в стране четкой, а потому неоднозначно трактуемой законодательной базы является устойчивый рост масштабов коррупции и хищения бюджетных средств, равнозначный устойчивому подавлению конкурентной среды, не говоря уже о разрушении нравственных основ общества. Так, Счетной палатой РФ выявлено финансовых нарушений в 2010 г. (а это коррупция и нецелевое использование бюджетных средств) на сумму 580 млрд. руб.[97] При таких масштабах коррупционных отношений слой самых богатых людей представлен отнюдь не только олигархами, но и государственными чиновниками. И хотя ими тщательно скрываются от общественности личные доходы, но информация все же просачивается.
Итак, в 90-е годы развертыванию частнопредпринимательской деятельности воспрепятствовал длительный сам по себе, а тем более в условиях острого дефицита денежного капитала процесс формирования нового класса, класса частных собственников и не менее длительный отбор в ходе конкурентной борьбы наиболее эффективных из них, способных успешно выполнять столь непростые функции частного собственника. Тем более длительный в условиях полной утраты населением за ненадобностью в годы социализма навыков самостоятельного хозяйствования. Иными словами частный бизнес не мог выявить свой инновационный потенциал в 90-е годы. Ведь это были годы становления капитализма, годы первоначального накопления капитала, когда по мере накопления денежный капитал использовался для обретения и сохранения в жесткой конкурентной борьбе за наиболее привлекательные объекты государственного имущества социального статуса частного собственника.
Но не произошло этого в массовом порядке и в последующее десятилетие, в годы экономического роста, не произошло вплоть до настоящего времени, хотя разговоры об этом идут бесконечные. Не произошло в силу уже совсем иных причин. В их числе наиболее значимыми представляются следующие:
· фактическая подмена провозглашенного курса на демократизацию общества традиционно для постсоциалистической страны авторитарным политическим режимом с жесткой вертикалью власти. Режимом, подкрепленным еще и традиционно однопартийной системой, режимом, явившимся основой жесткой системы государственного регулирования, подавляющего механизм конкурентной борьбы, присущей капитализму в качестве механизма хозяйствования;
· не сформирована законодательная база, способная надежно защищать частную собственность от противоправных посягательств на ее объекты, как со стороны конкурентов, так и государственных институтов (наиболее яркими примерами агрессии с их стороны может служить судьба таких крупных и весьма успешных компаний, как НК ЮКОС, Русснефть, Евросеть, Арбат-Престиж и др., равно как и бизнесменов, эти компании возглавлявших);
· не сформирована свободная от коррупции судебная система, к тому же в полной мере сохранившая репрессивный характер;
· далека от совершенства налоговая и таможенная политика как по структуре и видам налогов (а их 15 в настоящее время при традиционных 6-7 в развитых странах), так и по уровню налогообложения, более высокому, чем, например, даже в постсоветском Казахстане, чем подрывается инвестиционный потенциал частного бизнеса, стимулируется его уход в тень, вывоз даже среднего бизнеса за рубеж;
· низкая результативность административных реформ антикоррупционной направленности в условиях растущей концентрации экономической власти в руках государственных чиновников, в условиях, когда с коррупцией приходится бороться самим коррупционерам. Сохранение беспрецедентной по масштабам для развитых стран коррупции, по уровню которой Россия занимает одно из последних стран, ведет к подавлению конкуренции, а вместе с ней и стимулов ко всякой инвестиционной частнопредпринимательской деятельности тем более инновационного характера;
· вытеснение государственной собственностью форм частной из экономических ниш (таковы, например, гражданское авиа-, судо-, автостроение, добыча природных ресурсов и многие др.), по своей природе не требующих общенациональных масштабов концентрации средств производства и введение прямого административного контроля над важнейшими экономическими активами.
Тем самым существенно сужена сфера частнопредпринимательской деятельности, что в свою очередь способствует оттоку российского капитала за рубеж. К тому же планы политических лидеров страны по приватизации государственной собственности, активизировавшиеся в посткризисный период, к настоящему времени по существу сошли на нет.
Иными словами, рыночное реформирование протекает в стране крайне непоследовательно и противоречиво, что сдерживает развитие капитализма. И это вопреки тому обстоятельству, что преобразование плановой социалистической экономики в рыночную капиталистическую было предпринято в условиях катастрофического состояния национальной экономики, явившегося следствием естественной гибели социализма, в основе экономического потенциала развития которого лежал мобилизационный эффект государства, необходимый для экстремальных условий, был полностью исчерпан. Следствием такого исчерпания явился застой советской экономики, начало которого датируется 1970-ми годами, хотя первые признаки кризиса социализма появились еще в 1960-е годы, адекватной реакцией на которые и явилась реформа 1965 г.
Еще раз вернемся к вопросу о месте государственной собственности в современной рыночной экономике и в российской в частности. Он заслуживает особого внимания вследствие целого ряда обстоятельств. Примечателен сам факт устойчивого роста с начала XX в. государственной нагрузке на национальную экономику во всех развитых странах. Так, государственные расходы в них возросли с 3% ВВП в начале века до 40-60% к его исходу. Будучи типичным явлением, оно отнюдь не означает движения к социализму в его марксистской трактовке, в границах которой наиболее значимым признаком социализма выступает монопольное положение именно общенародной (в юридическом статусе государственной) собственности. Ее господствующим положением и должна была быть обеспечена реализация целевой установки социалистического воспроизводства на неуклонный рост всеобщего благосостояния. В таком росте усматривалась мотивация сособственников к эффективному труду, инновационному (на современном языке) развитию.
Но, как показывает практика развитых стран, формирование государства всеобщего благосостояния оказалось не только возможным, но и несравненно более успешным в условиях сохранения капиталистической рыночной экономики. Материальные предпосылки формирования такого государства зародились еще на стадии зрелого индустриального общества (вспомним социальные нововведения канцлера Бисмарка), но все более широкими они становятся по мере массового освоения развитыми странами постиндустриального этапа в развитии производительных сил. Их достижения на этом поприще весьма внушительны. Ростом государственных расходов обеспечивается выполнение государством функций по перераспределению доходов не только в целях доведения разрыва в их уровне до общественно приемлемого в 6-8 раз, равно как и для устранения бедности, но также в целях наращивания производства устойчиво растущих по масштабам и структуре потребностей в общественных, то есть неделимых по своей природе благ. Иными словами, рост государственных расходов, расширение государственного сектора обусловлено стремительным нарастанием потребностей в общественных благах, заполнением экономических ниш их производства адекватной природе таких ниш государственной (региональной, муниципальной) собственностью. В этом главная причина появления и разрастания государственного сектора.
Но производство массовых товаров и услуг, подлежащих удовлетворению индивидуальных потребностей, также имеющих тенденцию к росту по мере роста численности населения и повышения его жизненного уровня, неизменно остается уделом частного бизнеса. Иными словами, складывается оптимальное соотношение между государственной и частными формами собственности в соответствии с функциями, ими выполняемыми. Рост государственных расходов и расширение сферы государственной собственности не только не ущемляют частного предпринимательства, но способствует его развитию удовлетворением неизменно растущих общественные потребности, формированием в качестве преобладающего по численности среднего класса, сведением к минимуму численности бедных слоев населения. Государственными расходами обеспечивается столь необходимая для частного бизнеса устойчивость социальной и политической стабильности, осуществляется подготовка высококвалифицированной рабочей силы, финансируются НИОКР. Иными словами, государство адекватными его природе способами вносит свой вклад в инновационное развитие и создаются благоприятные предпосылки для частнопредпринимательской деятельности, для массового освоения частным бизнесом новейших технологических укладов, порожденных современным этапом постиндустриального развития.
Совершенно по-иному складывается соотношение форм собственности в постсоветской России, в 2000-е годы резко изменившееся в пользу государственной путем создания мощных государственных корпораций в том числе и в отраслях, производящих товары массового индивидуального потребления, в развитых странах традиционно занятых частным бизнесом, способным обеспечивать их производство на более высоком уровне эффективности. При этом российским государством вслед за частным бизнесом были отобраны наиболее прибыльные объекты, каковыми вследствие благоприятной внешней конъюнктуры оказались отрасли ТЭК. Но инновационных лидеров в обрабатывающей промышленности государство не сформировало, хотя и обладало огромным инновационным потенциалом в облике стабфонда.
Наряду со столь нетрадиционным для рыночной экономики огосударствлением российское государство не преуспело и на поприще финансирования производства общественных благ, в числе которых жизненно важные образование, наука, здравоохранение, экология, отрасли инфраструктуры, равно как и в решении социальных проблем. Напомним, что Россия занимает ныне 37-е место по уровню образования, 100-е – по продолжительности жизни, на душу населения приходится 23 кв. м при 40-60 в европейских странах и при этом 70% российского жилого фонда не имеет горячего водоснабжения, а потому по западным стандартам к жилью не относится. Иными словами, государство, сосредоточившись без особых к тому оснований на вытеснении частного бизнеса из традиционных для капитализма сфер деятельности, оставляет в тени те, которые по своей природе требуют государственной собственности, государственных расходов. Одним из следствий такого поведения является сохранение разрыва между экономическим (50-е место в мире) и социальным (60-е место) развитием. Так, доля населения, имеющего в 2009 г. доходы менее половины среднедушевых, осталась на уровне 2000 г.
Принятая Росстатом классификация форм собственности не позволяет достоверно определить удельный вес государственной собственности в производстве ВВП, но в соответствии с экспертными оценками акад. А. Аганбегяна он составляет 50-60%, по, видимо, более достоверным данным замглавы Минэкономразвития А. Клепача – 45-50%[98], что тоже немало. Но наиболее подробный и обстоятельный анализ структуры и динамики российского государственного сектора регулярно проводится ИЭП им Е. Гайдара[99].
Ориентация государства на наращивание государственной собственности весьма драматична, тем более в стране, где ее апробацией со всей очевидностью была выявлена слабая экономическая мотивация субъектов государственной собственности к эффективному использованию ее объектов, слабая восприимчивость к НТП, внедрение достижений которого столь актуально для современной российской экономики. Не оказались лучшими итоги огосударствления экономики и в современных условиях. Примеров тому множество, приведем еще один: огосударствление столь привлекательного нефтегазового комплекса, явившегося для государства российским клондайком, сопровождалось масштабными потерями природной ренты и глубокой технологической отсталостью комплекса вследствие утраты стимулов к инновациям в условиях столь традиционных для данной формы собственности мягких бюджетных ограничений[100].
Итак, потенциал экспортно-сырьевой ориентации развития страны оказался к началу второго десятилетия в значительной мере исчерпанным. И на первый план вновь выдвинулась проблема диверсификации национальной экономики на инновационной основе. Но со сменой политических лидеров ориентация на нее вновь затухает, сохраняется курс на приоритетное развитие отраслей добывающей промышленности при сохранении традиционных дисбалансов, включая дисбаланс между промышленным и аграрным производством. И это притом, что Россия обладает огромном национальном потенциалом решения проблемы продовольственной национальной безопасности, располагая 12,5% мировых сельскохозяйственных угодий и 40% мирового чернозема. Но страна производит всего 1,5% мировой сельскохозяйственной продукции. Сохранился и технологический разрыв между ВПК и гражданским комплексом, по-прежнему слабо развиты отрасли производственной, транспортной коммунальной и пр. инфраструктуры. Бессилие государства в решении проблем последней было в полной мере вскрыто в связи с проведением АТЭК на Дальнем Востоке, хотя это традиционно его сфера деятельности даже в развитых капиталистических странах.
Между тем проблема диверсификации макроструктуры на инновационной основе к началу нового десятилетия оказалась по существу безальтернативной. Но ее успешное решение невозможно, во-первых, без четкого разграничения функций основных действующих лиц данного процесса, а это государство и частный бизнес (уместно присоединить еще и гражданское общество, но оно все еще не сформировалось в стране), представленный различными масштабами и соответственно различными формами частной собственности, и, во-вторых, без создания комфортного бизнес-климата для развертывания инвестиционной частнопредпринимательской деятельности инновационного характера. Ориентиром в решении этих проблем вполне могут служить развитые страны, требуется лишь корректировка их опыта соответственно особенностям российской модели капитализма. Основные функции государства в решении данной проблемы прежде всего состоят в государственном финансировании производства общественных благ, отраслей инфраструктуры, НИОКР, в подчинении экономического развития социальному.
Основная функция частного бизнеса иная. Она состоит в массовом внедрении инноваций, финансируемых им самим и государством, в национальную экономику в целях преодоления ее технологической отсталости, повышения конкурентоспособности российских товаров на мировых рынках. Непременной предпосылкой ее успешного выполнения является наличие адекватного природе капитализма бизнес-климата. Формирование такового составляет еще одну и в современных российских условиях чрезвычайно важную функцию государства.
К настоящему времени российское государство не преуспело в выполнении ни одной из этих функций. Деградирует вследствие низкого государственного финансирования средняя и высшая школа, разрушаются все еще сохранившиеся от прошлого научные центры, а это Дубна, Черноголовка, Королев, Жуковский и др. с весьма постаревшими научными кадрами. Вместо столь логичного возрождения наукоградов советских времен предпринята попытка возвести новый с неясными перспективами в Сколково.
Но даже если Сколково и состоится, модернизация российской экономики обречена на провал при сохранении крайне неблагоприятного инвестиционного климата. Крупный бизнес, сосредоточенный преимущественно в отраслях ТЭК и первого передела, по мере посткризисного повышения мировых цен на их продукцию, продолжает извлекать высокую прибыль и без особых усилий в инновационной сфере, а средний и малый бизнес по-прежнему пребывает в условиях слабой законодательной охраны прав частной собственности, высокого и растущего налогового бремени, чиновничьего произвола, неослабевающей коррупционной нагрузки, криминального беспредела, инфраструктурного неустройства, ограниченности заемного капитала. Полный дискомфорт, что слабо совместимо с развертыванием им инновационной деятельности. Иными словами, условия, в которых функционирует российский средний и малый бизнес, исключают ориентацию его деятельности на долгосрочную перспективу, на освоение инноваций, на расширение бизнеса. В существующей среде обитания, улучшения которой в кратко- и даже среднесрочной перспективе не предвидится, экономическое поведение частного собственника ориентировано на выживание ценой хищнического использования имеющихся ресурсов, искусственного завышения цен на свою продукцию, уклонения от уплаты налогов, ухода в тень, вывоза капитала за рубеж, составившего за 2010 г. более 35 млрд. долл., и т. п. В наименьшей мере оно ориентировано на инновации притом, что по своей природе частный бизнес в числе главных действующих лиц процесса модернизации.
Не предвидится улучшения бизнес-климата в стране в ближайшей перспективе по многим обстоятельствам. Скорее всего, не претерпит существенных изменений и государственный сектор, служащий экономической основой всевластия чиновников, источником их личного обогащения. И хотя высшими государственными чиновниками еще в 2010 г. выдвинута идея приватизации части государственного имущества, выдвинута не вследствие осознания экономической несостоятельности чрезмерного огосударствления экономики, а ввиду необходимости преодоления посткризисного дефицита федерального бюджета, то мере его преодоления эта идея затихает, расширения в ближайшие годы масштабов приватизации государственного имущества не предвидится, продаже подлежат преимущественн