Несмотря на проблемы с формированием институтов рыночной экономики, в переходный период все же происходили определенные позитивные качественные сдвиги, имевшие в том числе, и инновационную составляющую. К этим процессам относится в первую очередь приспособление структуры выпуска к сложившимся условиям рыночного хозяйства, выбраковка неэффективных производств и видов продукции, и расширение выпуска продукции, опирающейся на эффективный рыночный спрос[127]. Именно этот фактор позволил российской экономике, несмотря на глубокий экономический спад 90-х годов, значительно улучшить качественную структуру конечной продукции в ряде отраслей, в первую очередь, в производстве потребительских товаров и коммерческих услуг. В некоторой степени здесь сыграли роль и технологические инновации, сводящиеся, однако, в большинстве случаев, лишь к применению сборки из импортных комплектующих изделий, к совершенствованию внешнего вида и упаковки продукции. Однако это качественное улучшение сопровождалось технологической деградацией производства в инвестиционном секторе, и в первую очередь – в производстве машин и оборудования.
|
|
Рост трансакционных издержек и падение рентабельности в наибольшей мере затронули именно машиностроение[128]. В результате в «обозримой среднесрочной перспективе при условии сохранения современного состояния машиностроения невозможно рассчитывать на отечественное инновационное машиностроение в рамках модернизации российской экономики»[129].
Таким образом, на инновационные возможности российской экономики неблагоприятным образом повлияло истощение инвестиционных ресурсов (не только из-за роста трансакционных издержек - ниже будут проанализированы и другие институциональные факторы сжатия инвестиционного спроса) и формирование структурно-ценовых перекосов. Те отрасли, от которых во многом зависит инновационный потенциал страны – обрабатывающая промышленность, образование, здравоохранение – развивались в предкризисный период темпами от 2 до 4% в год, в то время как финансовая деятельность, гостинично-ресторанный бизнес, оптовая и розничная торговля - от 9 до 11% в год[130]. Инвестиции в машиностроение находились на уровне 2,2-2,3% от общего объема инвестиций в основной капитал, или в 6-7 раз меньше, чем инвестиции в добывающий сектор, и в 3-4 меньше, чем в сырьевые производства[131]. Производство транспортных средств и оборудования, электрооборудования, электронно-оптического оборудования, производство в машиностроении в целом в среднем было нерентабельно[132].
Надежды на то, что «невидимая рука рынка» сама создаст необходимые отраслевые пропорции воспроизводства, провалились. Следует целиком согласиться с выводом Г. П. Литвинцевой: «Если применительно к технологически неоднородной экономике справедлива гипотеза об отсутствии в ней единой системы равновесных цен, то рыночные институты, осуществляющие координацию действий экономических агентов по ценовым сигналам, работать не будут»[133].
|
|
Однако сформировались и более глубинные причины торможения инновационной активности, лежащие на стороне сформировавшейся в годы реформ воспроизводственной модели российской экономики.
Своеобразие этой модели состоит в том, что она основана в первую очередь не на количественном наращивании объема вовлекаемых в производство ресурсов и не на их качественном совершенствовании, а на использовании имеющихся ресурсов при сокращении необходимых затрат на их возобновление. Речь идет о сокращении затрат на воспроизводство рабочей силы, на возмещение основного капитала, на воспроизводство возобновляемых природных ресурсов и на обеспечение прироста разведанных запасов не возобновляемых природных ресурсов. В результате объем применяемых ресурсов (факторов производства) может даже не увеличиваться, а сокращаться, но это достигается не за счет интенсификации их использования, а за счет их истощения.
В таких условиях инвестиции для обеспечения технологических инноваций выглядят как излишние затраты. Соответственно, поскольку нет экономической заинтересованности в инновациях, нет и серьезных стимулов к формированию институтов инновационного развития.
В настоящее время переходные факторы качественного развития экономики России (первичное приспособление структуры выпуска к рыночному спросу) подошли к своему исчерпанию. Точно также ставка на истощение ресурсов подвела экономику к опасной грани. Более того, компании, исповедующие такую модель, лишаются стратегических перспектив, что уже начинает осознаваться. В результате единственным источником стабильного экономического развития остаются инновационные факторы.
Таким образом, российская экономика подошла к рубежу, за которым инновационное развитие превращается в критически необходимый императив экономического роста, с крайне неприспособленной для этого институциональной структурой. Попытки в этих условиях дожидаться эволюционного формирования эффективных институтов инновационного развития могут привести лишь к окончательной утрате остатков инновационного потенциала и к необратимой в среднесрочной перспективе деградации всей российской экономики. Сложность ситуации усугубляется не только институциональным вакуумом, препятствующим преодолению структурно-ценовой несбалансированности и структурно-технологических перекосов, но и наличием неэффективных экономических институтов. К сожалению, в той части, в какой российское государство все же проводило активную политику формирования новых рыночных институтов, эта политика нередко приводила к антиинновационным эффектам.
Избранные методы приватизации государственных предприятий, во-первых, привели к формированию отношения новых собственников этих предприятий к полученному капиталу не как к капиталу, а как к захваченному доходу, и, соответственно, любые инвестиционные вложения капитала рассматривались только вычет из этого дохода, а не как средство приращения капитала. Во-вторых, в российской экономике сформировался институт инсайдерского контроля (который осуществляется, том числе, теми субъектами, которые традиционно рассматриваются как аутсайдеры) и инсайдерской ренты, присваиваемой не только крупными (контролирующими) инсайдерами, но мелкими инсайдерами из управляющей структуры фирмы. Достаточно скудные и еще более оскудевшие за 90-е годы ресурсы инвестиций для обновления основного капитала не были эффективно мобилизованы в том числе и из-за формирования инсайдерской ренты, ведущей к непроизводительной растрате доходов предприятий, ухудшению условий как предложения инвестиций, так и спроса на них[134].
|
|
Тот факт, что «ошибки, допущенные при реформировании отношений собственности, закономерно привели к выбору финансовых инструментов, несовместимых с задачей преодоления сырьевой направленности национальной экономики России и ее перевода в режим формирования экономики инноваций»[135], подчеркивает и академик Н. Я. Петраков.
Сформированные в ходе реформ такие институты регулирования национальной экономики, как бюджетная, налоговая и таможенная системы, так же приобрели выраженную антиинновационную направленность.
Удельный вес бюджетных расходов на развитие человеческого потенциала резко сократился как по сравнению со временами СССР, налоговая и таможенная системы приобрели крайне запутанный характер, что позволяет сделать вывод, что имеет место не просто противопоставление фискальных целей целям развития национальной экономики, а подчинение этих систем целям извлечения чиновниками административной ренты. Оформление налоговых и таможенных документов крайне сложно и запутанно, допускает неоднозначное толкование, причем принятые официальными инстанциями налоговые и таможенные документы могут быть в любой момент задним числом оспорены и интерпретированы как сознательное нарушение законодательства. Налоговые льготы, предусмотренные для стимулирования инвестиционной и инновационной активности, были – вопреки опыту всех успешно развивающихся стран –ликвидированы в начале нынешнего тысячелетия с принятием нового Налогового кодекса, и восстановлены лишь недавно. Еще в 2008 году налоговые льготы на один доллар затрат на НИОКР имели в России отрицательное значение, в то время как в развитых странах, а так же в Китае и Индии они составляли от 6 до 39 центров на 1 доллар затрат[136]. Таможенная система применяет классификатор продукции, разработанный ООН, однако он однозначно не рекомендован для применения в фискальных целях ввиду невозможности обеспечить единообразность его толкования.
|
|
Такая институциональная среда стала фактором разрушения существовавших институтов национальной инновационной системы. Как фундаментальные, так и прикладные исследования и подготовка специалистов для них в силу сокращения финансирования значительно деградировали и утратили как существенную часть материального и кадрового потенциала, так и возможность их воспроизводства.
В целом затраты на одного исследователя в России в 2006 году составили 37,1 тыс. долл. США, в Швейцарии – 294,5 тыс., в Австрии – 238,1 тыс., в США – 233,8 тыс., в Швеции – 212,0 тыс., по странам ОЭСР в целом – 197,6 тыс. долл. США[137]. Таким образом, разрыв в подушевых величинах финансирования науки в России по сравнению с развитыми странами примерно пятикратный (а максимальный – восьмикратный). Что же касается финансирования вузовской науки, то тут контраст гораздо более разительный. Расходы на научные исследования в секторе высшего образования России в расчете на одного студента в 2006 г. равны 0,3 тыс. долл. США, а аналогичные расходы в 2004 г. составили на одного обучающегося в США 2,6 тыс. долл., в Великобритании – 2,7, в Германии – 4,5, во Франции – 3,3 тыс. долл. США[138]. Таким образом, здесь мы наблюдаем восьми - пятнадцатикратный разрыв.
По данным ГУ-ВШЭ в 2006 году расходы на одного российского студента составили 2,8 тыс. долл. США, в то время как в США – 19,8 тыс., в Великобритании – 8,8 тыс., В Германии – 7,7 тыс., во Франции – 7,4 тыс. долл. Однако значительно более показательной величиной
являются не расходы в абсолютном выражении, а доля ВВП страны, направляемая на финансирование профессионального образования. Ведь именно этот показатель свидетельствует о приоритетах национальной политики. Оказывается, что эта доля в России вдвое ниже, чем в США, и в 3-4 раза ниже, чем в странах Западной Европы[139].
Таким образом, инвестиции в «экономику знаний» не только не стали в России национальным приоритетом, но их уровень говорит и о том, что намерение провести модернизацию и приблизиться к экономическому уровню развитых стран еще не превратилось в реальную политику. О сохранении сформировавшегося в 90-е годы прошлого века пренебрежения развитием системы профессионального образования свидетельствует так же устойчивое удержание заработной платы даже наиболее квалифицированной части работников высшего образования на уровне ниже средней заработной платы в народном хозяйстве[140].
В настоящее время воспроизводство как университетской, так и академической науки находится под угрозой. По данным Минобрнауки, не более 10% выпускников аспирантуры остаются в дальнейшем в науке[141]. Главными препятствиями являются низкая заработная плата, недостаточная материальная база для научных исследований, отсутствие интересных научных задач, ограниченные возможности научной карьеры. Это приводит к тому, что даже те молодые исследователи, которые остаются в сфере науки, довольно быстро покидают ее[142].
Увеличение финансовой поддержки государственной системы НИОКР приобретает критически важное значение, поскольку Россия уже подошла к грани, за которой начнется необратимый распад накопленного в СССР научно-технического потенциала. Так, за последние десять лет численность научного персонала сократилась в более чем 2 раза и сейчас составляет около 800 тыс. человек. При этом необходимо помнить, что доля научных работников, имеющих возраст от 50 до 70 лет, составляет более 50,2%, тогда как в конце 80-х годов она не превышала 27%. В настоящее время в США эта доля составляет менее 20%[143]. Дальнейшее развитие этой тенденции грозит исчезновением целых научных школ и направлений.
Низким является социальный престиж труда в сфере науки и образования, что в значительной мере обусловлено уровнем оплаты труда, но в немалой степени также низким престижем труда вообще, который рассматривается в фактически сложившихся идеологических приоритетах как нечто второсортное по сравнению с бизнесом. Ранее существовавший особый престиж творческого труда совершенно утерян, ибо сравнительный престиж различных видов труда стал измеряться только его денежной стороной. Это находится в противоречии с мировыми тенденциями эволюции ценностных ориентации, где значимость ценности творческой деятельности и возможностей самореализации человека в труде, напротив, возрастает по сравнению со значимостью мотивов материального вознаграждения – по крайней мере, в быстро растущем слое специалистов и профессионалов. «...Специалисты подобного уровня – отмечает В. Л. Иноземцев, – стремятся не только к большим доходам, но и к собственному развитию, и, следовательно, в образуемой ими новой социальной группе формируется мотивационная система, существенно отличающаяся от той, в центре которой стояла жажда наживы»[144].
Существующие же отношения на рынке труда, напротив, не ориентированы на повышение качества человеческого потенциала, поскольку сложившиеся институты рыночной экономики задают необходимость в совсем иных качествах рабочей силы. Широкое распространение, особенно при найме квалифицированного персонала, сохраняет найм по протекции в противоположность найму по профессионально-деловым качествам. Проведенные А. Б. Руновым исследования показывают, что найм по протекции наиболее характерен для новых фирм развивающегося частного сектора. Успех этого сектора был обусловлен не более высоким качеством человеческого капитала, а методами, обусловившими ставку на лояльность руководству, беспрекословное подчинение, верность фирме[145].
Характерной особенностью эволюции институтов инновационного развития, сложившейся в результате рыночных преобразований, стала стремительная деградация внутрифирменных организаций НИОКР. В ходе приватизации государственного сектора четыре пятых научно-исследовательских организаций, относящихся к сегменту внутрифирменной науки, просто ликвидированы.
Внутрифирменными научными организациями в развитых странах выполняется значительная часть научно-исследовательских работ. В Японии эта доля составляет 71%, в странах ЕС – 2/3, в США – 3/4. В СССР в 1990 году эта доля составляла 62%, что было близко к параметрам западных стран. Однако в результате принятой концепции приватизации внутрифирменная наука в России была практически уничтожена, и в 2003 году ее доля в общем объеме затрат на НИОКР составляла всего 6%[146].
Надежда на то, что внутрипроизводственные организации НИОКР будут замещены соответствующими негосударственными институтами, не оправдалась. В настоящее время негосударственные институты в сфере инноваций представлены в основном малыми инновационными предприятиями и внутрифирменными научно-исследовательскими организациями. Ситуация в этой области крайне нерадостная. Если государственные институты в сфере НИОКР, понеся довольно существенный урон, все же сохранились и выполняют определенный объем научно-исследовательских работ, то их необходимое дополнение в виде частного инновационного бизнеса и внутрифирменных научно-исследовательских подразделений оказывается совершенно недостаточно развитым, даже по сравнению с нынешним жалким состоянием государственного сектора НИОКР.
Количество малых предприятий в сфере науки и научного обслуживания сократилось за 1995-2003 года более чем вдвое, и в три раза сократилась среднесписочная численность занятых на этих предприятиях. Что является самым неприятным, тенденция к сокращению малых научных предприятий вполне отчетливо прослеживалась и в годы восстановительного роста: если в 1999 году таких предприятий было 37,1 тыс., то в 2003 году осталось только 22,1 тыс.[147]
Тем самым финальные стадии инноваций оказываются в своего рода институциональном вакууме – их зачастую просто некому обеспечивать. Кроме того, такая ситуация затрудняет формирование внятного заказа со стороны бизнеса на научные исследования и разработки государственных организаций и учреждений. Бизнес зачастую просто не имеет инструментов оценки инновационных перспектив и потребностей собственного развития.
Можно лишь присоединиться к выводу, что «советская культура внедрения разработок, приходивших к производителю через систему отраслевых, проектных и нормативных институтов, утеряна, а новой системы так и не появилось»[148].
В то же время попытки создать новые институты национальной инновационной системы, – реформа образования, формирование специальных госкорпораций, государственных венчурных фондов, технико-внедренческих зон, регулирование института интеллектуальной собственности, создание технопарков и малых фирм при университетах и т. п., – несмотря на довольно существенные затраты, не приносят видимых результатов. Малая результативность этих попыток определяется антиинновационной направленностью ряда решений (что, например, касается реформы образования), глубокими системными перекосами при их проведении, не позволяющими создать целостную систему активизации инновационного процесса, а так же и общей неблагоприятной средой, создаваемой базовыми экономическими и административными институтами.
Заключение
Анализ конкурентоспособности России в мировой экономике, показывает, что относительно благополучное (хотя и не слишком радостное) положение наша страна занимает лишь с точки зрения материальных факторов (уровень развития науки и техники, кадровые ресурсы, производственные кластеры), в значительной мере унаследованных от плановой экономики. «Здесь наследие плановой экономики играет скорее позитивную, чем негативную роль»[149]. К ограничивающим факторам относятся условия спроса, неразвитость рынков капитала, недостаточность рыночных стимулов, наличие административных барьеров. «Обращает на себя внимание тот факт, что стороны, которые ослабляют конкурентоспособность, носят не технико-экономический, а институциональный характер»[150].
Таким образом, к несомненному успеху реформаторов можно отнести создание институциональной системы, эффективно снижающей конкурентоспособность российской экономики и препятствующей ее развитию по инновационному пути. Проблемы с проведением активной инновационной политики и с технологической модернизацией национальной экономики упираются, прежде всего, в институциональную (и экономическую) систему, созданную так называемыми радикальными рыночными реформами. Расхожий лозунг – «С курса реформ не свернем!» – означает в этих условиях ни что иное, как открытый манифест отказа от перехода на инновационный путь развития и от технологической модернизации, вне зависимости от степени искренности декларируемых намерений. Аналогичная точка зрения была высказана и в докладе, представленном на Президиуме РАН: «При консервации современной российской финансовой системы и сущности проводимой денежно-кредитной и финансовой политики масштабная модернизация экономики невозможна. Более того, невозможно и достижение мало-мальски приемлемых темпов экономического роста. По нашим расчётам, в случае отказа от активной государственной политики прирост экономики на период до 2020 г. едва превысит 2% в год»[151].
Эта позиция не является исключением, и отражает результаты многочисленных исследований институциональных условий модернизации российской экономики. Можно привести, например, длинную цитату из журнала «Проблемы прогнозирования», где дана развернутая формулировка соответствующей позиции: «Не отрицая важного значения дальнейшей работы по совершенствованию институтов рыночной экономики, следует признать, что в существующей социально-экономической ситуации рыночные механизмы не в состоянии придать импульс прогрессивным структурным сдвигам в экономике и обеспечить повышение ее конкурентоспособности. Упование только на механизмы рынка в условиях столь неблагоприятной для российских производителей экономической конъюнктуры приведет к практической реализации зарубежными производителями инвестиционных ресурсов своих явных конкурентных преимуществ. В настоящее время и в среднесрочной перспективе действие рыночных механизмов должно дополняться и корректироваться активными мерами государственной экономической и научно-технической политики. Об этом свидетельствует и негативный российский опыт и позитивный опыт стран – лидеров мирового экономического и технологического развития»[152].
Чем раньше будет осознано, что без существенной коррекции большинства сложившихся в 90-е годы прошлого века экономических институтов (а некоторых случаях – и без радикальной ломки) ни инновационное развитие, ни модернизация в принципе невозможны, тем скорее мы сможем перейти от десятилетия малорезультативных разговоров об инновациях и модернизации к выработке действенной модернизационной и инновационной стратегии. Преодоление препятствий для развития экономики России требует пересмотра в целом концептуальных основ российской хозяйственной и политической модели, сложившихся в ходе так называемых радикальных рыночных реформ. Такой пересмотр, связанный со значительными социально-политическими напряжениями, может опираться только на механизмы массовой общественной поддержки и социальной мобилизации, на выработку соответствующего компромисса интересов между господствующими классами и большинством населения. Отказ от подобного компромисса неизбежно приведет в перспективе к дестабилизации социально-экономической ситуации в стране.
А.И. Московский.
20 лет упадка и извращения смысла науки и образования
Двадцать лет рыночных реформ России, начатых штурмом советской экономики под лозунгом «либерализация цен» – «финансовая стабилизация» – «приватизация государственной собственности», – выросшего в магическую формулу либеральных преобразований на все 20 лет, непосредственно не имел направленности на реформирование науки и образования. Но внутренне важное указание для этого содержится в тезисе «финансовой стабилизации», необходимо связанной с бюджетом. Либеральная идея «минимизации государства», дополненная «минимизацией бюджета», была развита бывшим министром науки и технической политики Б. Г. Салтыковым, заявившим, что «у нас слишком много науки», и эта фраза надолго стала важным аргументом снижения бюджетных расходов на науку и образование. Несмотря на то, что определение – «слишком много» не имело и не имеет под собой никакого конкретного обоснования, оно хорошо согласуется с «минимизацией государства» – «минимизацией государственных расходов на науку и образование». Сегодня по этим расходам Россия стоит в ряду слаборазвитых стран.
Жалкое финансирование науки подкрепляется аргументами интеллектуальной элиты. Известный журналист Леонид Радзиховский внушает слушателям «Эха Москвы»: «Наука – это излишество... Наука – это роскошь... Без науки можно прожить». Даже во фразе Салтыкова «науки слишком много» допускается хотя бы какое-то пространство необходимости науки. Радзиховский не оставляет вообще ей места среди необходимых элементов бытия современного российского общества.
Зачинатели рыночных реформ в Советской экономике исходили из представлений об экономике, почерпнутых из ортодоксальной неоклассической теории. В этой теории нет места какой-либо внятной теории науки, образования как нет места и теории производства. Все пространство экономики заполнено исключительно «рынком», на котором действует единственный субъект – «индивид» win «только индивиды».
Еще в середине 80-х годов будущие реформаторы на своем семинаре в пансионате «Змеиная горка»[153] под Ленинградом вполне определились, что целью преобразований в Советском Союзе должно быть построение капиталистической экономики. Первоначально это не афишировалось. И не все это безоговорочно приняли. Возможно, поэтому часть участников ушла из семинара на его начальной стадии. Но важно, что никто из оставшихся участников семинара тогда не имел даже малейшего представления, о том, что капитал для своего существования, роста и развития нуждается в некоей коллективности, в некоей коллективной силе, без которой он не может существовать, расти и развиваться. Именно в ней заключается огромный ресурс роста, гибкости и пластичности капитала, которой он – на вполне законных основаниях! – распоряжается как своей индивидуальной частной собственностью. Такой ресурс, такая сила заключена в специфической форме коллективности – совокупной или совместной рабочей силе. Эта форма коллективности – не единственная её форма, но можно сказать базовая, поскольку заключена в производстве условий жизни капиталистического общества и в главном его институте – капитале. Сегодня, когда предпринимаются решительные меры по «модернизации», «реформированию» науки (и образования), как никогда важно понимание коллективности как объективного, внутреннего, необходимого свойства еще одного института современного общества – науки.
Реформаторы терпеть не могли Маркса и марксизм и вычеркнули все его идеи из своего актуального сознания, включая, естественно, понимание Марксом науки в качестве формы «всеобщего труда». Но реформаторы не знали и другого важного теоретического направления современности - классического институционализма, в котором коллективность действия занимает одну из главных позиций. Институционалисты-классики рассматривают институт как коллективное действие, которое формирует и расширяет индивидуальное действие (Дж. Коммонс). Институционалисты не отвергают индивидуального действия, но их внимание обращено преимущественно на те сферы экономики, где оно связано – множественно и очень по-разному, – но совсем непросто с коллективным действием –предприятие, корпорация, государство, учреждения образования и здравоохранения, профсоюзы, партии, профессиональные ассоциации и т. д. Во всех этих формах индивид представлен, но не как исключительно потребитель, а как участник деятельности, как работник как производитель, как созидатель. И марксизм, и институционализм не сводят экономику к рынку, а акцентируют внимание на деятельности людей, на всем многообразии форм этой деятельности, которая только и создает возможность самого рынка. Императивы спроса и предложения, заключающими в себе только два вида действий – куплю и продажу, рынка, конкуренции, распространяемые реформаторами на них, не могут не быть разрушительными по отношению к объективно обусловленным и необходимым многообразным формам коллективного действия –таким, как наука, образование, здравоохранение, многие сферы культуры, наконец, само государство.
Для либерально-рыночного реформирования этих сфер магическая мантра «либерализация – стабилизация – приватизация» была развита в другую священную формулу – «бизнес – рынок – конкуренция – потребитель». Наука – это бизнес и рынок «научных» идей (?). Образование – это бизнес и рынок «образовательных услуг»(?), а главный смысл и цель образовании – «взрастить потребителя» (А. Фурсенко). Здравоохранение – «это же просто бизнес и рынок медицинских услуг» (?). Ну а чтобы оно прочнее укрепилось в этом своем качестве, надо поставить его на фундамент «страхового бизнеса» – «бизнеса медицинского страхования». И так до государства – до рынка «услуг государства потребителю».
В теоретических представлениях реформаторов – в «неоклассическом мэйнстриме», в «новом институционализме», в так называемой «новой политической экономии» – любое проявление коллективности и сам термин «коллективность» табуированы, вызывая специфический интеллектуальный дальтонизм, выражающийся в том, что во всех социальных явлениях они видят проявления только индивидуального, не замечая ничего, выходящего за его пределы. Такая позиция или «принцип методологического индивидуализма» заявляет о себе иногда весьма решительно: «... «пафос» этого принципа... в стремлении исключить из научного рассуждения такие надындивидуальные феномены как «коллектив», «класс», «организация», «общество»...»[154]. Это будит тревожные воспоминания – «исключить из комсомола», «исключить из партии», исключить из науки, как в 1948 году «школа Лысенко» исключила из науки генетику и генетиков.
О разрушительности рыночных реформ для российской науки неоднократно заявлял – выразительно и аргументировано – известный биолог, профессор Московского университета Симон Эльевич Шноль.[155]
Начала науки относят обычно к очень давним временам, но фактом общепризнанным является то, что беспрецедентно мощное её развитие, кажущееся даже экспоненциальным, происходит последние двести лет. Это развитие совпадает с двумя крупными социально-экономическими сдвигами этого периода: во-первых, становлением и развитием капиталистических общественных отношений и, во-вторых, возникновением и распространением индустриального способа производства. К. Маркс аргументировано доказал закономерный характер этой связи в «Капитале». Это было многократно интерпретировано другими авторами в разной степени близости к логике аргументации Маркса.
Из этой истории нельзя исключить и опыт семидесяти лет развития науки, технологии, образования в Советском Союзе, который представляет уникальный пример реальной возможности сжатия во времени того двухсотлетнего развития, который прошел западный мир. Российские политики, экономисты, обществоведы сегодня склонны отвергать начисто этот опыт, какую-либо его ценность для настоящего и будущего, рассматривая его исключительно как историю «проклятого тоталитарного прошлого» России. Однако этот опыт слишком упрямый, многократно и детально описанный и достаточно глубоко осмысленный факт. Более того, кое-что из этого опыта перенимали другие страны – отнюдь не только бывшие социалистические. Никакие эмоции идеологического характера не могут его опровергнуть. Но сегодня другие эмоции, выражающие интересы и идеологию современной элиты, её собственности и власти стремятся до отказа заполнить все пространство общественного сознания, являя собой одну из форм и способов становления «специфического тоталитаризма» постсоветской России.
У этого тоталитаризма отнюдь не советские корни, в которых непросто, но следует хорошенько разобраться. Например, известный французский экономист, Морис Алле, отмечая угрозу «нового схоластического тоталитаризма», связывает его с феноменами «математического шарлатанства» и «дикой эконометрики»[156]. Декан факультета высшей школы телевидения МГУ Виталий Третьяков обращает внимание на крайне агрессивный и опасный «тоталитаризм массовой культуры», паразитирующий на действительном искусстве и науке, являясь угрозой их уничтожения[157]. То есть, он имеет свои особые истоки, свои специфические причины, а также поддерживающие структуры и социально-кадровый и даже научный потенциал. Одна из целей этого тоталитаризма – вычеркнуть из сознания общества историю советского прошлого, а главное – забыть реальный опыт создания промышленности, науки, системы образования, здравоохранения, огромной экономики, превысившей экономику дореволюционной России в 70-80 раз. Этой задаче противостояли и противостоят совсем другие идеи. На конференции 1990 года в Будапеште, посвященной проблемам развития бывших социалистических стран Восточной Европы известный и авторитетный американский экономист Мансур Олсон заявил[158], что мы ничего не поймем в этой проблематике, пока не ответим на вопрос, как в течение 50-ти лет социалистическая экономика могла производить все то, что она производила. Этот вопрос имеет естественное продолжение – как могло произойти за эти 50 лет, – в которое входят огромные военные потери и восстановление разрушенного войной хозяйства, – семидесятикратное умножение экономики России? Собственное объяснение этого факта Олсоном, которое он связывает исключительно с «насилием» и «репрессиями» тоталитарной системы представляется неубедительным. Насилие и репрессии всегда есть преимущественно негативный, отрицательный фактор и не может быть достаточным объяснением столь длительного и столь мощного развития науки, техники, экономики.
Но попытки такого рода были. Например, апеллируя к печально знаменитым «шарашкам», один журналист строит такое рассуждение: творческий образованный человек, ученый, попадая в заключение, не имел другой возможности «сохранить свою свободу, сохранить себя как человека» иначе, как «погружаясь в интенсивное научное творчество». Этой точке зрения не откажешь и в некоторой проницательности, но и в немалой дозе иезуитства. Ни А. Ф. Лосев, ни С. П. Королев, ни, к сожалению, многие другие, попавшие в мясорубку репрессий люди, стали мыслителями или учеными не в лагере или «шарашке» – они стали таковыми до заключения, которое скорее сократило результат их творческой деятельности, чем было фактором их научной продуктивности. Поэтому в такой точке зрения нет ни тени научности, а больше изощренного вымысла, литературно-идеологической тенденциозности, питаемой ненавистью к советскому прошлому, чем объяснения действительных истоков прогресса науки в Советском Союзе.
Этой позиции правомерно противопоставить тоже, может быть, не столько «научную», сколько «литературную», но взвешенную и достаточно твердую оценку советского опыта. Она принадлежит известному писателю, поэту, являющемуся к тому же еще и учителем литературы в школе – педагогом, что, несомненно, придает особую проницательность его мысли и вызывает дополнительное доверие к нему. Это Дмитрий Быков, хорошо известный в обществе по циклу Гражданин Поэт. В одной из передач на «Эхе Москвы» ведущий её Лев Гулько заметил, что в словах Быкова промелькнуло что-то похожее на ностальгию по «советскому прошлому» и попросил объяснить это. Вот что ответил Д. Быков: «Советский Союз представляется мне во многих отношениях, конечно, чудовищной системой, но во многих отношениях прорывной. Она в любом случае была сложнее и интереснее, чем нынешняя Россия. Она была побеждена не чем-то лучшим, а много худшими силами. Силами потребления, лени, откатом в пещеру, пещерной архаикой, эгоизмом, ленью. И мне представляется, что Советский Союз у нас еще впереди. Если мы хотим идти дальше вперед, нам придется миновать эту стадию заново, потому что мы от нее откатились назад...»[159].
Здесь совершенно отчетливо выражено ощущение того, что современная Россия потеряла из прошлого что-то весьма существенное, ценное, крайне необходимое ей сегодня, без чего невозможно «идти дальше вперед». Это ощущение широко распространено среди представителей деятелей культуры, отличающихся от остальных смертных целостным восприятием жизни, обостренной способностью воспринимать подлинное, настоящее. Они говорят об этом – совсем не мечтая о возврате советского социализма. Но что это – важное, ценное в советском опыте России? Может оно заключено в словах Евгения Велихова – «Необходимо вернуть культ (?!) знания»? Или в неоднократных призывах С. П. Капицы – «необходимо восстановить уважение к науке»? Или в рассуждениях Виталия Третьякова в статье «Университеты: от обороны к наступлению»? Во всех этих случаях сердцевина утраченных ценностей, так или иначе, оказывается связанной с наукой и образованием. Но что такое наука? Что такое образование? Сегодня вопрос «что есть наука» несет печать не меньшей сакраментальности, чем вопрос Понтия Пилата «что есть истина»[160]. К сожалению, нынешние рыночные реформаторы науки, включая самых продвинутых в этом вопросе людей, например, Игоря Федюкина[161], демонстрируют такой гигантский масштаб непонимания природы и действительной ценности науки для общества, что будущее и науки, и образования, и экономики России в целом не может вызывать оптимизма.
В течение двадцатого и уже двадцать первого века в мире и в России накопился такой большой массив многообразнейших изменений и в формах капитала, и в технологиях, и в науке, которые венчаются сегодня столь многообразными проявлениями так называемой «информационной революции», что необходимая и закономерная связь между «капиталом», «промышленностью», «технологией», «наукой», «знанием», «образованием» и «информацией» сегодня растаяла, растворилась. Она исчезла не только для понимания «lay public» (грамотной, но непрофессиональной публики, излюбленной аудитории многих ток-шоу, а так же некоторых «мозговых центров», таких как, «институт Катона»), но, что особенно удивительно, и для представлений значительной части профессиональных ученых, исследователей всех этих изменений.
Каждая из проблем – науки, технологии, индустриальности, информации, капитала – стала отдельной самодовлеющей проблемой, которая не имеет внешне видимых, значимых и конкретных связей с остальными. Для науки такой разрыв означает угрозу непонимания природы, существа, перспектив развития науки и связанного с ней образования. Для общества он проявляется в масштабном заполнении «лакун непонимания» мистификациями различного происхождения, претендующими, тем не менее, на научную значимость. В значительной мере это обстоятельство побудило академика, российского математика Владимира Арнольда заявить: «...торжество мракобесия — удивительная черта нового тысячелетия, а для России — самоубийственная тенденция, которая приведёт к падению сначала интеллектуального и индустриального, а впоследствии — и довольно быстро — также и оборонного, и военного уровня страны»[162]. И вряд ли В. Арнольд сгущает краски. Парадокс нашего времени проявляется, в частности, в том, что «торжество мракобесия» совпадает по времени с бесчисленными упованиями на прогресс науки, на переход к «обществу знания», на эпоху «пожизненного образования» как символы современного развития.
Угроза невежества и мракобесия существует для всей мировой науки. Но для Российской науки она особенно тревожна. Эта тревога и даже ощущение трагизма была выражена одним из участников дискуссии по проблеме «экономики знаний» в Никитском клубе в 2003 году. Её выразил А. Р. Марков следующим образом: «... в стране сложилась трагичная ситуация. Советская система ценой гигантских издержек и отказа от нормального распределения ресурсов сформировала феноменальный фундаментальный потенциал науки. И прошедшие 15 лет показывают, что новая экономическая система пока не выработала механизм и инструментарий для того, чтобы этот совершенно уникальный фундаментальный потенциал запустить в работу в новых условиях. Видно, что, с одной стороны, у бизнеса нет возможности сформировать такую потребность, потому что бизнес существует в неконкурентных условиях.
А с другой стороны, публичная политика управления не выработала четкой парадигмы, как этот феноменальный потенциал двигать, развивать и запускать на службу экономике».[163]
Что касается аргумента Маркова о «неконкурентных условиях бизнеса», то этот тезис был и остается достаточно неопределенным, что связано с его молчаливой убежденностью в существовании «необходимой» (?) и «непосредственной» (?) связи «науки» и «конкуренции», вызывающей большие сомнения. Сегодня в глазах немалого числа экономистов и многих политиков такие понятия как «конкуренция», а рядом с ним «рынок», «индивидуальный рыночный выбор», «коммерциализация» странным образом содержат в себе огромный «кредит доверия» в качестве «аргументов последней инстанции», не имея на то никаких сколько-нибудь объективных, научных оснований.
Но замечание А. Р. Маркова об отсутствии «четкой парадигмы публичной политики» относительно «научного потенциала» остается справедливым и сейчас – спустя 10 лет. И, возможно, одной из главных причин этого является то, что недавно подчеркнул академик Л. И. Абалкин у государства «на сегодняшний день нет вообще никакой экономической стратегии»[164]. Свыше 800 страниц «Стратегии 2020», переработанного по требованию В. В. Путина первого варианта этой стратегии, представляя результат труда более двух десятков «экспертных групп», отличается от него, к сожалению, только размером,. Известный российский экономист Г. Б. Клейнер имеет возможность еще раз и более обстоятельно объяснить «Почему «Стратегия 2020» не является стратегией»[165] – как говорил он о первом варианте стратегии.
Острота проблем в российской науке плохо сознается политиками и руководством страны. Это проявляется в сохранении жалкого финансирования академических институтов и университетов, в чуть ли не полной ликвидации прикладной науки в лице отраслевых НИИ. Ещё более это выражается почти в систематическом принижении науки, научных организаций, людей, занятых научно-исследовательской деятельностью, в безудержной критике, особенно Академии Наук, которая достаточно часто инициируется не столько интересами улучшения и развития науки, сколько чисто меркантильными претензиями на недвижимость, которая находится с советского времени в её руках.
Такое отношение к науке, по-видимому, нечаянным образом поддерживается неосторожными заявлениями представителей самой науки. Так доктор экономических наук Евгений Балацкий, известный рядом глубоких статей о науке, о научном труде, о труде ученых-экономистов[166], в авторитетном журнале заявляет буквально следующее: «Современный подход к роли и смыслу научных исследований таков: наука – это тривиализация (упрощение) знаний»... «Потребность в тривиализации знаний становится все более насущной. Люди не желают проникать в тайны науки»[167]. Для широкой и никак не связанной с наукой публики и даже для «lay public» («грамотной, но непрофессиональной публики»[168]) в этом заявлении нет, как говорят, «ничего криминального». Более того, оно может представиться даже некоторым продуктивным откровением – с точки зрения идеологических догм, формируемых неоклассическим мейнстримом, где потребитель является главным и все определяющим агентом экономической и всей остальной общественной жизни. Для него «тривиализация, или упрощение знаний» – вполне современный, т. е. вполне «потребительский» взгляд на науку. Польза науки для него – эфемерная вещь. Именно он – потребитель – «не желает проникать в тайны науки», потому что он просто очень далеко отстоит от этой самой науки. Он – продукт не только «нормальной рыночной экономики», но и того «идеала системы образования», целью которой в России, оказывается, является «взрастить потребителя, способного пользоваться достижениями и технологиями, созданными другими». Именно так определил цель образования недавний министр науки и образования А. Фурсенко в своем выступлении перед молодежным объединением «Наши» на Селигере[169]. Здесь особенно интересен вопрос о «других», «создающих новые технологии и усовершенствования». Если эти «другие люди» тоже исключительно «потребители» и тоже ориентированы на «тривиализацию знаний» и «не желают проникать в тайны науки», то перспективы не только российской науки и образования, но и её экономики, и мировой экономики, и человечества в целом выглядят удручающе.