Условия решения ресурсных проблем инновационного развития

 

Только обеспечение полного обновления основного ка­питала создаст и необходимую основу для инновационной активно­сти, и среду, предъявляющую масштабный спрос на инновации, и обеспечит за счет инноваций экспансию качественных ресурсов в экономике, замещение ими менее эффективных массовых ресурсов, а также удешевление последних. Тем самым станет возможным и создание надежных внутренних источников экономического роста и развития, и обеспечение конкурентоспособных позиций России в мировой экономике.

Решение этой задачи столкнется в сложившихся условиях с очень большими сложностями. Хотя догоняющая модернизация сама по себе не является стратегией, которая может обеспечить россий­ской экономике выход на сильные позиции в мировом хозяйстве, без неё невозможно обойтись, ибо только она может создать материаль­ную базу для более прогрессивных изменений. А задача догоняющей модернизации потребует формирования механизма чрезвычайной мобилизации инвестиционных и технологических ресурсов. Потре­буется так же резкое изменение в структуре импорта, без чего на первых этапах модернизации будет невозможно добиться насыще­ния экономики современным высокотехнологичным оборудованием. Потребуются значительные вложения в подготовку и переподготовку кадров, способных эффективно применить это оборудование, по­скольку даже в своем нынешнем безнадежно устаревшем состоянии производственный аппарат российской экономики упирается в не­хватку квалифицированных кадров. Особенно сильно деградировала инженерная среда, утрачивающая даже способность к копированию импортных технологий[120].

Все это неизбежно поставит вопрос о радикальном перераспре­делении сложившихся финансовых потоков и о пересмотре сложив­шегося баланса экономических интересов. Решение этой задачи, в свою очередь, невозможно без ответственного, квалифицированного и эффективного государственного аппарата, способного применять разнообразные методы администрирования, экономического регу­лирования и планирования.

Таким образом, качественное состояние хозяйственных ресур­сов в современной российской экономике не создает благоприятной среды для инновационных процессов. Для решения проблемы пере­хода на инновационный путь развития требуется широкомасштаб­ная, фактически сплошная техническая модернизация основного капитала и соответствующее улучшение качества рабочей силы. Это ставит перед нами вопрос о ресурсах и механизмах такой модерни­зации. Очевидно, что сложившаяся хозяйственная система не отве­чает задачам проведения технической модернизации по следующим параметрам:

1) Неблагоприятные институциональные и экономические ус­ловия инвестиционной и инновационной активности частного биз­неса.

2) Отсутствие механизмов эффективной мобилизации и приме­нения инвестиционных ресурсов государством.

3) Незавершенность выработки общенациональной концепции технической модернизации и сомнительная способность государст­венного аппарата эффективно реализовать такую концепцию.

Один из парадоксов современного социально-экономического развития России заключается в том, что необходимость активиза­ции инновационного процесса в отечественной экономике и на­зревшая проблема модернизации народного хозяйства были доста­точно хорошо осознаны еще в последнее десятилетие существова­ния советской экономической системы. Данные проблемы послу­жили одним из важнейших факторов проведения радикальных ре­форм, направленных на демонтаж плановой экономики и замену ее рыночной. Предполагалось, что эти изменения создадут благо­приятные условия для технологической модернизации экономики и для развития инновационных процессов. Однако провозглашен­ная 15 ноября 1991 года концепция радикальных рыночных ре­форм была подготовлена в полном отрыве от предшествующих разработок, в которых анализировались структурно-технологи­ческие, экономические и институциональные условия активизации технического прогресса в унаследованных от советской экономики реальных условиях.

Теоретической основной этих реформ была неоклассическая теория общего рыночного равновесия. Оставляя в стороне оценку внутренней несогласованности этой теории, для целей данного док­лада следует обратить внимание на тот факт, что проблема преобра­зования институтов, и институциональная специфика как нацио­нальной экономики, так и условий ее взаимодействия с мировой экономикой в данной теории игнорируются. В результате в началь­ном периоде рыночных реформ господствовала очевидная недооцен­ка как проблемы встраивания российской экономики в институцио­нальную среду мирового хозяйства, так и необходимости активных усилий по формированию эффективной институциональной среды в национальной экономике. Недооценивались так же и проблемы, свя­занные с неизбежными ограничениями скорости формирования но­вых институтов, равно как и долгосрочные издержки, вытекающие из возможности стихийного формирования неэффективных институ­тов.

В настоящее время эту недооценку можно считать отчасти пре­одоленной не только в позиции научного и экспертного сообщества, но и в деятельности государственных органов. Тем не менее, про­блемы, сложившиеся в 90-е годы XX века, продолжают накладывать отпечаток на современную ситуацию. Кроме того, внимание к со­вершенствованию институциональной среды с точки зрения созда­ний благоприятных условий для инноваций носит в основном суже­ный характер. Это внимание обращено в большей степени на про­блемы формирования специальных институтов инновационного раз­вития, и организаций, обеспечивающих функционирование таких институтов. В значительно меньше мере осознается, исследуется, и, тем более, решается вопрос о соответствии базовых экономических институтов задачам инновационного развития и модернизации эко­номики России.

 

5. Институциональные проблемы инновационной деятельности в советской экономике

Институциональная среда инновационной деятельности в советской экономической системе, после ряда очевидных успехов, оказалась не способной длительное время поддерживать и наращи­вать темпы технологического обновления, необходимые для обеспе­чения международной конкурентоспособности советской экономи­ки. Это было обусловлено целым рядом факторов.

Во-первых, высокая степень централизации управления и фи­нансирования НИОКР позволяла успешно реализовать крупные на­учно-технические программы. Однако в условиях роста масштабов и усложнения структуры экономики это привело с одной стороны, к очевидной громоздкости и неповоротливости системы управления, а с другой – к ведомственному дроблению бюрократических систем, управлявших НИОКР. В результате взаимодействие звеньев нацио­нальной инновационной системы было нарушено, что в наибольшей степени сказалось на конечных стадиях инновационного процесса и привело к замедлению и снижению эффективности применения раз­работок в производстве.

Во-вторых, концентрация решений о технологической модер­низации производства и соответствующих инвестиционных ресур­сов в высших эшелонах управления, позволяла в короткие сроки создавать целые новые отрасли и крупные производства. Но этот же порядок, лишая предприятия собственных инвестиционных ресур­сов и, во всяком случае, права распоряжения теми небольшими ре­сурсами, которые все же оставались на уровне предприятия, сдер­живал текущее технологическое обновление существующих произ­водств. Это было терпимо в период экстенсивного роста промышленности (индустриализация), но по завершении этого периода привело к замедлению темпов технического прогресса. При этом, по завершении процесса индустриализации, произошло смещение оценок деятельности предприятий не в сторону качественных пока­зателей и оценок эффективности, а, напротив, в сторону выполне­ния объемных плановых показателей. Это значительно ослабляло стимулы к технической модернизации действующих предприятий и освоению новых видов продукции. Сам институциональный меха­низм формирования плана («плановый торг» между предприятиями и хозяйственными ведомствами) так же не способствовал техниче­скому прогрессу.

В-третьих, сложился перекос в распределении ресурсов НИОКР и вообще высокотехнологичных ресурсов в сторону военного произ­водства, при существовании высоких административных барьеров (самодовлеющий режим секретности), препятствовавших переливу результатов военных НИОКР в гражданские отрасли. Это ослабляло потенциал технического прогресса в гражданских отраслях, и осо­бенно в инвестиционном комплексе, от которого зависело состояние технической модернизации народного хозяйства.

В-четвертых, ведомственное дробление науки на академиче­скую, отраслевую, внутрипроизводственную (внутрифирменную в современной терминологии) и вузовскую (университетскую) созда­вало административные барьеры на пути распространения и приме­нения результатов НИОКР. При этом как оценка НИОКР в каждом таком ведомственном сегменте, так и выделение финансовых ресур­сов ориентировались на административные критерии, слабо связан­ные с теми специфическими задачами в рамках общего инновацион­ного процесса, которые должен был решать данный сегмент. Кроме того, оказались во многом разобщенными проведение научных ис­следований и подготовка специалистов. Разумеется, такое разобще­ние вовсе не было абсолютным, однако следует признать его весьма значимое негативное влияние.

Можно сделать вывод, что нарастание трудностей в инноваци­онной сфере было связано как с общими институциональными осно­вами советской экономической системы (и их эволюцией), как и со специфическими проблемами в институциональной структуре самой национальной инновационной системы.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: