Театр и драма Средневековья

 

Средневековая драма возникла в церковных стенах, но быстро вышла за их пределы и превратилась в массовую форму словесного искусства. Можно назвать несколько источников средневекового театра: литургия — церковная служба на латинском языке — стала основой литургической драмы (рождественской и пасхальной). К этой разновидности относились «Три Марии» (изображала беседу матери Иисуса, Марии Магдалины и матери Иакова), «Девы мудрые и девы неразумные» (изображала в аллегориях религиозной символики победу праведников над нечестивцами).

Полулитургическая драма — эта разновидность переживает влияние античной драматургии, становится популярной в школьных заведениях («Лазарь», «Действо о Данииле», «Игры о св. Николае», «Действо об Адаме»).

Миракль («чудо» — фр.) — обработки легенд о деяниях святых и девы Марии. «Миракль о Теофиле» Рютбёфа представляет обработку сюжета, который затем разовьется в произведения о докторе Фаусте. В «Миракле» изображен Теофиль, монастырский казначей. При содействии Сатаны он получает богатство, а за это должен вести неправедный образ жизни; творить зло. Через семь лет он раскаивается и при заступничестве Мадонны переживает чудесное превращение после публичного признания в своих грехах. Здесь существенную роль играет осуждение нравственного упадка, порицание злодеяний церкви против обездоленных.

Искусство жонглеров и вагантов породило комедии, которые распространились во Франции с XIII века. Образцами ранней комедии являлись «Куртуа из Арраса», «Мальчик и Слепой». Бытовая сатира и причудливая фантазия лежат в основе пьес Адама де ла Аля «Игра в беседке» и «Игра о Робене и Марион». В этих произведениях царит атмосфера веселья, широко используется музыка, сопровождающая танцы и пение.

Развитое Средневековье представлено и другими драматическими жанрами.

Мистерия — религиозная средневековая драма на сюжеты из Библии и Евангелия, на темы из жизни святых, представлялась во время церковных праздников актерами-любителями (в том числе мимами и жонглерами) под управлением ведущего, с симультанными декорациями (например, Ад — справа; Рай — слева). Мистерия длилась несколько дней, в ней участвовал чтец, устанавливающий связь между эпизодами и местом действия. Мистерия делалась по заказу местных властей и разыгрывалась как серия картин в любом стиле. Шокированная эволюцией мистерии в направлении бурлеска, церковь в 1548 г. запретила представления на церковные темы на территории Иль-де-Франс, но традиция продолжалась (12, с. 188).

Бурлеск — форма комического, преувеличение, когда благородные или возвышенные темы получают тривиальную трактовку, облачая серьезный жанр в одежды гротеска или вульгарной пародии; «объяснение серьезных вещей с помощью шутливых и нелепых выражений». Литературным жанром становится в ХVII веке (12, с. 30).

Буффонада (от фр. буффон — шут) — это «абсолютный комизм, до упаду». Необузданное воплощение бьющей через край жизнерадостности, фонтан слов, превосходство физического над духовным (12, с. 31).

Моралитэ — драматическое средневековое представление на религиозные темы, имеющее дидактический и нравоучительный характер, возникшее в 1400 г. Персонажи моралитэ, численностью от 5 до 20, являлись абстрактными и аллегорическими олицетворениями порока и добродетели. Интрига незначительна, но всегда патетична и трогательна. Этот жанр имеет отношение одновременно и к фарсу и к мистерии. Действие представляет собой аллегорию условий человеческого существования. Отсюда педагогический и назидательный характер. Сюжеты — библейские (например, блудный сын) или современные (12, с. 194).

Для средневекового человека все окружающее пространство служило театральной декорацией — замок, церковь, город. В эту эпоху не было специального театрального помещения, сценки и представления разыгрывались там, где складывался центр общественной жизни — чаще всего на городской или рыночной площади. В церкви представлениями были религиозные церемонии, в замке — банкеты, турниры, праздники поэтов и танцоров. Вершиной празднеств являлся Карнавал, длившийся несколько дней в период весеннего равноденствия. В нем городское общество получало забвение от тягот жизни, обретало внутреннюю свободу, изображая в маскараде, шествиях Шутов и Дураков разные стороны своей собственной жизни.

 

Вопросы и задания

 

1. Назовите и охарактеризуйте различные жанры Средневековой драмы.

2. В чем отличие театра эпохи Средневековья от театра античности?

 

Вплотную к новой эпохе, новому типу мышления подводит нас творчество итальянского поэта Данте (1265—1321), которого Ф. Энгельс назвал «последним поэтом Средних веков и первым поэтом Возрождения».

Данте родился и вырос во Флоренции, которая во второй половине XIII века была городом с высокоразвитым политическим самоуправлением.

Первым большим произведением Данте была его поэтическая биография «Новая жизнь» (1283—1290). В ней Данте рассказал о своей любви к Беатриче Портинари, прекрасной флорентийке, образ которой вошел в мировую литературу благодаря высокому чувству Данте.

По форме «Новая жизнь» — лирический дневник, в котором стихи (канцоны, мадригалы, сонеты) перемежаются прозаическими комментариями. Данте воспел Беатриче, как трубадур, его также интересовал вопрос о сущности и происхождении любви. Но в отличие от трубадуров, Данте выбрал Даму не по благородству происхождения, а по благородству сердца. Под пером поэта любовь к Прекрасной Даме превратилась в символически-аллегорическое чувство, цель которого — поиск философской истины. Так Данте следовал традициям школы Нового сладостного стиля. Но такой характер любви был также связан с нравственными качествами возлюбленной и с нравственным влиянием ее на поэта и окружающих людей. Именно в этом открывается новаторство Данте

Находясь в изгнании, Данте создал поэму «Божественная комедия» (1313—1321). Поэма написана в традициях религиозно-дидактического жанра видения, весьма популярного в эпоху средневековья. Видение рассказывало о человеке, оказавшемся после смерти в загробном мире. Вернувшись чудесным образом на землю, он рассказывал об увиденном. Главная задача видения – показать картины иного мира – ада, чистилища, рая. О своем воображаемом путешествии в мир иной Данте рассказал чеканными терцинами на тосканском диалекте. Поэма, повествующая о загробном мире, отразила мышление средневекового человека (средневековое представление о строении мира, сакральная, т.е. священная математика, этические и моральные ценности христианства и т.д.). Но в рамках средневековых понятий Данте сумел выразить совершенно новую мысль, которая защищала земного человека с его земными интересами. Данте показал, что земную жизнь дурной делают глупые, злые люди. Поэтому Ад населен у Данте людьми, жалевшими о своей земной жизни, о том, что именно грехи (обжорство, распутство, жестокость) сделали земную жизнь ужасной. Так на примере своих героев поэт хотел научить современников истинно человеческой жизни на земле.

 

Вопросы и задания

 

1. Почему проводником Данте по Аду стал Вергилий?

2. Какие античные образы использовал Данте?

3. Какие черты средневекового мышления отразились в поэме?

4. Прочитайте V песнь «Ада». Как рисует Данте Франческу и Паоло?

5. Прочитайте X песнь «Ада». Что привлекает в образе Фаринаты?

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: