Народно-поэтические элементы эддического стиля

 

1. Повторы (аналогичны их типам в фольклоре): повторы целых стихов; обрамляющие повторы в виде ритуальных вопросов; повторы-рефрены (в «Прорицании вёльвы»).

2. Параллелизмы связаны с техникой устного творчества — исполнением. Обе части параллелизма были вариантами общего смысла, который выражен параллелизмом.

3. Общие места: формульные выражения, приказ сыну или дочери; приветствие, клятва, вопрос об имени-отчестве и др.

4. Украшающие (постоянные) эпитеты описывают внешность человека, зверей, вещей. Распространяются цветовые эпитеты, указывающие на материал или размер; оценочные, выражающие эмоциональные отношения.

 

Вопросы и задания

 

1. Охарактеризуйте латинскую литературу эпохи раннего Средневековья.

2. Назовите особенности мифологических и героических песен «Старшей Эдды».

ЛИТЕРАТУРА ПЕРИОДА ЗРЕЛОГО

СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

 

П

ериод развитого, или высокого, Средневековья характеризуется окончательным утверждением феодальных порядков. В результате общество резко дифференцируется, определяются привилегии дворянства.

Между VIII и ХI веками аристократия становится военным классом. Дворяне, имевшие богатую родословную, были опорой короля. Король — главный властитель на земле — окружен вассалами, которые служат ему и одновременно получают привилегии. В то же время король является вассалом Бога. Все общество представляло своеобразную пирамиду, где каждому уготовано было строго определенное место, выйти за пределы которого невозможно. Резкое противопоставление социальных групп в обществе привело к «известной поляризации литературных направлений» (7, с. 491).

Феодально-рыцарская литература утверждала идеалы и ценности дворянства, отражала стремление этой социальной группы к доминированию в области культуры. Представлена феодально-рыцарским героическим эпосом, рыцарской лирикой, рыцарским романом.

Клерикальная литература выражала интересы духовенства, опиралась на учение средневековых теологов. Церковь, наряду с королевской властью, стала важным фактором общекультурного развития, так как монастыри были центром образования в Средние века. Монахи оказывались подчас единственными грамотными людьми на обширных территориях. Они сочиняли не только произведения на религиозные темы, но и составляли учебники, записывали произведения устного народного творчества. Именно монахи превратили народные языки в язык письменности на основе букв латинского алфавита.

Клерикальная литература внушала смирение, аскетизм, преданность воле божьей, устремленность к загробной жизни. Наиболее распространенными жанрами клерикальной литературы были видения, жития святых, легенды, духовные драмы. Особенностью этих произведений было: 1) единство фольклорного сознания и христианского учения; 2) назидательность; 3) богатство жизненного материала.

В этот период повсеместно формируется письменность на новых языках.

Особая роль в интеллектуальной ауре Средневековья принадлежала книге. Монастырская книга представала сокровищем, а университетская — инструментом познания. Специальное помещение в монастыре для переписывания книг называлось скрипторием.

Средневековье сохранило античные папирусы, но использовало для своих целей прежде всего пергам–н. Сложенные по нескольку листов, тетради из пергамена получили название codex и стали прообразом современной книги. В эпоху Каролингского возрождения появились палимпсесты: стертые или смытые и новым письмом покрытые листы пергамена. Например, Анналы Лициниана, написанные письмом V в., стерты в VI в. для грамматического трактата, а в Х в. стерты для записи текста Иоанна Златоуста. Иногда старые тексты восстанавливали при помощи химреактивов, но этим и губили рукопись окончательно.

С XI века в Европе появилась бумага (ватвах — лат.), менее прочный, но более доступный и дешевый материал. Раздавливая бумагу в проволочной сетке, мастер вплетал узор, который был виден на просвет. Этот узор получил название филиграни на Западе, водяного знака — в России. Знаки менялись из века в век, из страны в страну, по ним можно было датировать бумагу и рукопись. Во Франции часто встречались филиграни в виде лилии, петуха, собаки; в Италии — венка, шлема, бочонка, птичьего крыла, пронзенного стрелой; в Германии — изображение свиньи; в Англии — единорога.

Орудием письма была бронзовая или железная палочка с заостренным кончиком, называвшаяся graphium. Чернила были разного цвета, о чем говорят их названия: melan (греч.), atramentum (лат.), black (древнегерм.). Черные чернила изготавливались из чернильных орешков с камедью по рецепту Марциала Капеллы. Забота о качестве чернил возрождается в эпоху гуманизма. Черные чернила чередовались с красными, зелеными, синими. В ирландских рукописях, например, расцвечивались заглавные буквы, чередуя их одной из «семи красок радуги». Употреблялись также золотые и серебряные чернила, особенно в Евангелиях и Псалтырях для заглавных строк и сокращенных «священных имен»: Deus; Dominus; Jesus; Xristus; Spiritus sanctis. Техника золотописания была усвоена Западом под воздействием Византии (12, с. 93—98).

Городская литература была выражением новых отношений, сложившихся между людьми в условиях средневекового города. В ней оформились новые тематические пласты, особенный интерес сосредоточился на повседневной, обыденной жизни человека. Жанры городской литературы зачастую выступали пародийной параллелью известных форм рыцарской литературы, что видно даже в заглавиях («Роман о Лисе», «Роман о Розе»). Широко распространились новые повествовательные жанры (шванк, фаблио, лэ, шпрух, лейх и др.) и драматические жанры (литургическая драма, мистерия, миракль и др.). В городах сложилось демократическое, пронизанное юмором и сатирой искусство. Его особенности блестяще представлены в книге М. М. Бахтина (14).

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: