Возрождение во Франции

 

Французское Возрождение складывается в связи с историческими условиями развития этой страны. В XIV—XV вв. развитие французской культуры происходит в условиях Столетней войны (1337—1453). Культурным центром этой эпохи стали университетские города Орлеан, Лион, Гренобль, где схоластика не была столь могущественна, как в парижской Сорбонне. Во Францию проникают итальянские книги, и итальянская литература оказывает влияние на французскую.

Представителем раннего Возрождения во Франции был Франсуа Вийон (1431—1463). Даты его жизни неточны, о нем сохранилось мало документальных сведений. Но он был первым французским поэтом, в лирике которого раскрылась вся его эпоха. Открытием Ф. Вийона было мастерское умение воплотить универсальные, общечеловеческие переживания. Его перу принадлежат поэмы «Малое завещание» (1456), «Большое завещание» (1461).

Центральная тема «Большого завещания» — человек, открывающий истины о себе и о мире. Мир враждебен человеку, несправедливо устроен, а сам человек одинок и смертен. Поэт создает новое представление о женщине, любви («Баллада о Дамах былых времен»), на смену куртуазной Даме приходит толстуха Марго («Баллада о толстухе Марго»). Вийон широко использовал приемы народной поэзии, создавая свои баллады, рондо, песни.

Франсуа Рабле (1494—1553 гг.) - представитель эпохи расцвета французского гуманизма, автор романа «Гаргантюа и Пантагрюэль». Обратите внимание на историю создания романа, внимательно прочитайте пролог, где автор призывает читателя не просмотреть за шутками и насмешками глубокого смысла этой необычной книги. Это произведение – первый великий роман Нового времени. Он возник тогда, когда старый эпос пришел к своему завершению. М.М. Бахтин назвал три определяющих качества эпопеи:

1. Национальное эпическое прошлое, выступающее в качестве предмета эпоса;

2. Национальное предание как источник эпоса. Отсюда безымянность эпической поэмы, автор которой выступает в качестве того, кто «передает», а не «сочиняет».

3. «…эпический мир отделен от современности, то есть времени певца (автора и слушателей) абсолютной эпической дистанцией» (17, с. 456).

 

В отличие от эпоса роман может изображать любую историческую эпоху, но в нем всегда отражается современность; роман воплощает личную позицию автора, который создает персонаж с личной судьбой; роман или его создатель всегда соотнесены с конкретным моментом настоящего времени, что сообщает ему «открытость». В отличие от традиционного эпоса, наделенного функцией «авторитетного слова», роман представляет собой своеобразный многоголосый комментарий, разноречивую оценку событий.

  Наиболее важные идеи, волнующие писателя, охватывают насущные вопросы реальной жизни: воспитание Гаргантюа, война Грангузье с Пикрошолем, Телемское аббатство как воплощение идеального государства. Грангузье поручает воспитание своего сына средневековым схоластам, которые могут научить ребенка читать «с начала до конца и с конца до начала» без всякого понимания смысла. В главах, где рассказывается о воспитании Гаргантюа гуманистами, писатель формулирует свою гуманистическую программу воспитания.

Война Гаргантюа и Пикрошоля описана пародийно. Грангузье и его сын Гаргантюа хотят как можно быстрее прийти к мирному соглашению, они готовы возместить ущерб пекарям Пикрошоля. Но сам Пикрошоль, включившись в войну с Грангузье, уже мечтает о мировом господстве. Иначе ведет войну с Анархом Пантагрюэль.

Стремясь к миру, Грангузье дарит брату Жану за подвиги Телемское аббатство. В образе Телема воплотилась утопия Рабле.

Рабле не только яркий выразитель культуры Ренессанса, но и художник, теснейшим образом связанный с традициями народной смеховой культуры. Открытие глубинных связей Рабле с народной смеховой культурой Средневековья принадлежит выдающемуся исследователю М. М Бахтину. Анализируя роман Рабле, М. М. Бахтин выявил связь этого уникального произведения с обрядово-зрелищными формами (карнавалами, праздниками дураков, смеховыми действиями), со словесными смеховыми произведениями (устными и письменными пародийными клятвами, посланиями, указами и т.д.), с различными формами фамильярной речи, которая сопровождала все карнавальные шествия и смеховые праздники (ругательства, насмешливые обращения, божба, снижающие отсылы).

Важнейшим элементом художественного мира Рабле является гротескный образ тела, непосредственно связанный с образами еды, питья, всевозможных процессов жизнедеятельности человеческого организма. Главное в этих образах — мысль о плодородии, росте, бьющей через край жизненной энергии, изобилии, которые символизируют мировую природу во всем ее многообразии. Носителем материально-телесного начала является народ, вечно растущий и обновляющийся.

Вопросы и задания

 

1. Прочитайте главу «Воспитание Гаргантюа». Каково отношение автора к «университетским умам»; что ценного видит он в программе воспитания гуманистов?

2. Война с Пикрошолем в романе Рабле дает автору повод рассуждать о проблемах государственного устройства, о войне и мире, о взаимоотношениях различных социальных групп и их политических интересах. Обратите внимание на те пустые и смешные причины, которые привели к войне. Как показывает автор двух королей? Сравните войны Гаргантюа и войны Пантагрюэля.

3. Какие утопические произведения эпохи Возрождения вы знаете? Соотнесите их с романом Рабле.

4. Телемское аббатство — утопическая формула общественных идеалов. Это монастырь, построенный для брата Жана в награду за его подвиги в войне с Пикрошолем. Правила жизни в этом монастыре не похожи на традиционный монастырский устав. Попытайтесь сформулировать эти «правила». Что означает девиз «Делай, что хочешь!»? Найдите черты утопии в образе Телемского аббатства.

5. Выпишите имена героев романа, составьте их краткую характеристику (родословная героя, портрет, черты поведения и т.д.).

6. Приведите примеры использования карнавальных образов и словесных смеховых произведений.

 

 

Возрождение в Англии

 

Английское Возрождение по сравнению с итальянским и французским имеет ярко выраженные отличительные особенности. Они связаны со своеобразием экономического и политического развития Англии, находившейся на значительном географическом отдалении от исторически сложившихся центров европейской культуры. К тому времени, когда Италия и Франция уже переживают расцвет Возрождения, Англия еще остается страной скотоводов и земледельцев. В стране не скоплено еще достаточно материальных богатств. Феодализм еще не уступил своих позиций. Первая особенность английского Возрождения в том, что оно не имело полноценной трехступенчатой эволюции, все процессы проходили там бурно и в более сжатые сроки, нежели в других европейских странах.

Другая важнейшая черта английского Возрождения состоит в его тесной связи с фольклором. В этом его сила и его слабость. Сила — в высокой человечности, национальном колорите, интересе к национальным ценностям. Слабость — в отсутствии отчетливо выраженной литературной традиции, которая выражается в более широком заимствовании образцов из других литератур, в частности, из итальянской.

Представителями раннего этапа английской литературы были Уильям Ленгленд (ок. 1330—1400), автор «Видения о Петре Пахаре», и Джеффри Чосер (1340—1400). Чосер был поклонником итальянской литературы, переводил на английский язык произведения Данте, Петрарки, Боккаччо. Его перу принадлежит «Книга герцогини» (1369), изящная поэма, посвященная супруге герцога Ланкастерского; в ней говорится о скорби рыцаря, потерявшего Прекрасную Даму.

Чосер служил в лондонской таможне, и впечатления, почерпнутые в наблюдениях над жизнью, отразились в знаменитой книге «Кентерберийские рассказы» (1387). Это произведение Чосера близко к той повествовательной традиции, в которой находятся новеллы, фаблио, сказки. Чосер использовал и опыт «Декамерона» Боккаччо, но создал глубоко национальное произведение.

29 паломников отправились в Кентербери. Все они представляют английское общество, и каждый из них — яркая индивидуальность (рыцарь, мажордом, аббатиса, студент и др.). Чосер использует прием композиционного обрамления, которое содержит описание места действия.

 

Вопросы и задания

 

1. Опишите одного из героев «Кентерберийских рассказов».

2. Какие особенности литературного портрета характерны для Чосера (разносторонность в облике героя; яркая деталь; интересы и симпатии героя и др.).

 

Величайшим представителем эпохи Возрождения был английский драматург Вильям Шекспир (1564—1616). Расцвет его творчества совпал с расцветом английской литературы, которому в значительной степени способствовала деятельность Елизаветы Великой, английской королевы, много сделавшей для превращения Англии в сильную морскую державу. В годы ее правления (1558-1603) расцветает театр. И это было не случайно. Драматизм эпохи, напряженность политической жизни Англии, вступившей в соперничество с Испанией, стремительное вхождение Англии в европейский и шире – мировой контекст - выразились и в актуализации драмы. Драматурги-елизаветинцы, старшие современники Шекспира (Т.Кид /1554?-1594?/, К. Марло /1564-1593/) пишут трагедии, хроники, комедии. Появляются первые стационарные театры и постоянные актерские труппы.

Творчество английского барда включает произведения разных жанров и распадается на несколько периодов.

  Первый период – 90-е годы ХУ1 века /хроники, комедии, трагедии «Ромео и Джульетта»; сонеты и поэмы/

Цикл его сонетов состоит из 154 произведений, опубликованных в 1609 г. Сонеты создавались в разное время, поэтому отразили эволюцию взглядов и представлений поэта о мире и человеке. Исследователи выделяют две группы сонетов: 1) 1—126; основная тема — дружба молодых людей, культ мужской красоты, ритуал дружеских взаимоотношений; 2) 127-154 — сонеты, посвященные Смуглой Леди.

Тема любви в сонетах Шекспира продолжает традиции европейской поэзии, однако Шекспир идет дальше своих предшественников. Женщина в изображении Шекспира не похожа на иконописный образ, далека от идеализации. Она смуглолица, ее отличает непостоянство характера, непредсказуемость в поведении.

Через все сонеты Шекспира проходит ряд тем, волновавших поэта всю его жизнь: тема творчества и вдохновения, смысла человеческой жизни. Боль утрат, разочарование, непонимание современников отразились в сонетах Шекспира. И пример тому — 66 сонет.

Под пером Шекспира обновился и жанр трагедии, истоки которого уходят в античность. Первой зрелой трагедией Шекспира ученые-шекспироведы считают «Ромео и Джульетту» (1595).  

Второй период творчества Шекспира – 1600 – 1608, «период великих трагедий». В это время созданы «Отелло», «Король Лир», «Макбет». Особое место в творчестве Шекспира принадлежит трагедии «Гамлет» (1601), написанной в период расцвета. Сюжет пьесы восходит к «Истории Дании» Саксона Грамматика (ХII в.), известно также, что он имел широкое хождение в ХVI веке и был обработан старшим предшественником Шекспира драматургом Томасом Кидом. Однако Шекспир выводит поэтический мир своего произведения за пределы традиционной «трагедии мести», обращаясь к сложным и многообразным аспектам человеческого бытия. В пьесе затронуты темы любви и брака, взаимоотношения детей и родителей, войны за пределами государства и внутри его. Этот круг тем разомкнут у Шекспира на психологические и философские проблемы, которые отразили трагическое мировосприятие человека периода кризиса Возрождения.

Гамлет, воспитанный на гуманистических идеалах Ренессанса, глубоко страдает от жестокой действительности. Он размышляет о духовной силе и слабости человека, его волнуют вопросы о смысле жизни, пороке, мести, он пытается понять свое место в «вывихнутом» мире.

Третий период – 1608 – 1613. Написаны трагедии на античные сюжеты («Тимон Афинский», «Кориолан», «Антоний и Клеопатра», а также трагикомедии «Цимбелин», «Буря», «Зимняя сказка».

До конца не является разрешенной проблема авторства шекспировских произведений, породившая так называемый «шекспировский вопрос».  

 

Вопросы и задания

 

1. Прочитайте несколько сонетов Шекспира (44, 55, 56, 130, 132); выучите наизусть один из них.

2. Что нового вы видите в том, как Шекспир изображает чувство любви?

3. Какой в его стихах предстает женщина? Сравните ее образ с образами Прекрасной Дамы в рыцарской поэзии; Беатриче — в стихах Данте; Лаурой — в стихах Петрарки.

4. Прочитайте трагедию «Ромео и Джульетта» и определите содержание конфликта. Как изображены Ромео и Джульетта? Назовите ренессансные черты образов.

5. Охарактеризуйте группы героев пьесы «Гамлет» (старый Гамлет — принц Гамлет; Полоний — Лаэрт; Гамлет — Гертруда; Гамлет — Гертруда — Офелия). Сопоставьте поведение героев, их понимание происходящего и поведение и мысли Гамлета. Какова цель «удвоения» ситуации?

6. Подберите цитаты из текста, характеризующие сложный облик Гамлета. Какие средства создания образа этого героя использовал Шекспир?

7. Выучите наизусть монолог Гамлета «Быть или не быть».

8. Кто из русских поэтов переводил трагедию?

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: