Литература эпохи Возрождения

 

Возрождение — величайшая эпоха в истории культуры и литературы. Это время перехода от Средневековья к Новому времени, возрождения духовных ценностей, сформировавшихся в эпоху античности. Возрождение раньше всего заявило о себе в Италии (XIII — середина ХIV вв.), а к XVI в. охватило всю Европу и отразило существенные сдвиги, произошедшие в области человеческого мышления. Поэты, писатели, художники, мыслители этой эпохи восстали против мракобесия, обратившись за помощью к богатому наследию античности. Они провозгласили идеалы гуманизма, т.е. человеколюбия, обратили свой взор на все, что связано с человеком.

Важнейшим открытием эпохи Возрождения было открытие Земли. Средневековье представляло Землю центром мироздания, неподвижной, находящейся под властью всемогущего Бога. В 1543 году польский ученый Н. Коперник в своей книге «Об обращении небесных сфер» первым высказал мысль, что «центр Земли не является центром Вселенной». В открытии Коперника заключалась мысль о бесконечности Вселенной, о том, что Земля лишь часть мира. Человечество открыло для себя бескрайнее мировое пространство. В этом мире не было места аду и раю, о которых толковали монахи. Ад и рай стали искать уже не в недрах земли или в небе, а на Земле, в душах людей. Так ад стал символом зла и угрызения совести, а рай — символом добра и душевного мира.

 

Возрождение в Италии

 

Период с ХIV по ХVII в. ознаменовался сложными и противоречивыми процессами слома феодальной системы и формированием новых, буржуазных отношений. Закономерным представляется тот факт, что перемены заявили о себе прежде всего в Италии, которая была наследницей старой римской культуры. В Италии раньше, чем в других европейских государствах, выросли и расцвели города, в которых развивались ремесла, крепли торговые связи с другими странами. Итальянские порты — Амальфи, Бари, Венеция уже в VIII веке вели торговлю с Византией, Грецией, Египтом. Свой вклад в расцвет итальянских городов внесли крестовые походы, маршруты которых проходили через Геную, Пизу, Венецию.

Городские коммуны расширялись, покупали земли у феодалов и превращались в города-государства. Процесс присоединения к городам сельских общин способствовал разрушению феодально-крепостнической системы. Социальные процессы сопровождались политической борьбой папства и германской империи, которые оспаривали власть над всей Италией. В XII веке Италия разбилась на два враждебных лагеря гвельфов и гибеллинов. Гвельфы были сторонниками власти Папы, а гибеллины защищали власть германского императора.

В Италии никогда не прерывались традиции римской культуры, что проявилось в итальянских вариантах готики и романского стиля, которые характеризуют архитектуру средневековой Италии. Античная традиция отражается в итальянской миниатюрной живописи и скульптуре, которые сохранили свой уникальный облик, несмотря на византийские влияния. Важное значение для средневековой Италии имели арабские завоевания в Сицилии. Арабские ученые создали в Салерно медицинскую школу, отсюда распространились по всей Европе математика и естествознание. Арабское влияние есть в архитектурных стилях Венеции и Сицилии (сдвоенные окна, купола, мраморное кружево фасадов). Италия впитала и культуру древнего Востока. С караванами купцов в страну проникали древние манускрипты, восточные миниатюры, разнообразные сведения из отдельных областей знания.

Именно в Италии сформировалась и новая философская система — гуманизм. Stadia gumanitatis — изучение всего, что связано с человеком - таков девиз мыслителей и художников Возрождения. Гуманисты провозгласили человека прекрасным творением природы, а мир - существующим ради человека. А. Ф. Лосев говорит о гуманизме: «...типичное для Ренессанса свободомыслящее сознание и вполне светский индивидуализм» (6, с. 109). Гуманисты изучали древние языки, прежде всего латынь. Итальянские гуманисты были основателями классической филологии, которая легла в основу филологии вообще, получившей в дальнейшем широчайшее развитие.

Видное место в итальянской литературе эпохи Возрождения принадлежит поэту Франческо Петрарке (1304—1374). Он начал свой творческий путь в период активизации интереса к римской древности. Именно Петрарка познакомил Европу с трудами Тита Ливия, Плиния. Ориентируясь на этику древних, Петрарка сформулировал гуманистический идеал человека, который должен быть воспитан свободным от пороков феодального мира. Мучительные поиски внутренней гармонии отразились в философских трудах Петрарки: «О презрении к миру», «Тайны». Им создана также поэма «Африка», задуманная как национальный эпос в подражание «Энеиде» Вергилия. Петрарка писал по-латыни, но есть в его наследии удивительная книга, написанная по-итальянски. Это сборник стихов «Канцонь–ре», состоящий из 417 стихотворений, среди которых сонеты, мадригалы, баллады, секстины. Основная тема этой книги — любовь к Лауре. Здесь помещены также антиклерикальные, патриотические, политические стихотворения поэта. В мировую литературу Петрарка вошел как зачинатель любовной лирики. Стихи о Лауре составляют в «Канцоньере» два цикла: «На жизнь донны Лауры» и «На смерть донны Лауры». Продолжая традиции Данте, Петрарка исследует всю глубину души влюбленного человека.

Следует обратить внимание на то, что поэзия Данте еще очень сильно связана с традициями средневековой поэзии (например, Данте выносит в прозаический комментарий к своим стихам о Беатриче все факты реальной жизни). Петрарка же идет дальше - он включает в поэтический мир своих стихов пестроту и многообразие мира. Так расширяется сфера поэзии, поэтические образы наполняются конкретными, реальными чертами.

Любовь в изображении Петрарки отразила открытия новой эпохи. В ней запечатлелись мечты и смятение, восторг и горе земного человека, влюбленного не в отвлеченную идею, а в земную женщину. Но земная любовь исполнена в то же время высокой духовности, она насыщена сильным интеллектуальным началом, позволяющим поэту пристально вглядываться в самого себя и в окружающий мир, анализировать свои чувства.

Так складывалось ренессансное представление о любви, способной раскрыть лучшее в человеке, наполнить жизнь глубиной и содержательностью. Петрарка видел в искусстве поэзии средство наиболее полного выражения личностного начала, он утверждал, что каждому поэту присуща индивидуальная манера письма. Эта его мысль станет впоследствии важнейшей особенностью поэзии нового времени.

Ренессансные черты, присущие лирике Петрарки: ясность и логичность, изящество формы, использование античных образов, метафор, исполненных цветочной гармонии, игра рифм и созвучий.

 

Вопросы и задания

 

1. Сравните сонеты Петрарки и Данте. Как в художественном мире обоих поэтов функционирует время?

2. Сравните принципы изображения чувства любви у поэтов разных эпох:

- любовь к Лесбии в стихах Катулла. Античные поэты обратились к изображению необъяснимой и грозной силы чувственной любви, без остатка овладевающей человеком;

- Прекрасная Дама в стихах поэтов-рыцарей. Средневековые поэты идеализировали свою возлюбленную, создали отвлеченный, лишенный жизненности образ женщины, мистифицировали любовь;

- поэты «нового сладостного стиля», а вслед за ними Данте, понимали любовь к женщине как проявление божественной любви, пытались придать этому чувству философское истолкование.

3. Сформулируйте самостоятельно смысл понятия «петраркизм» и сравните с формулировкой из Литературной энциклопедии терминов и понятий.

 

Ярким представителем итальянского Возрождения является Джованни Боккаччо (1313—1375), который был продолжателем дела своих старших предшественников, Данте и Петрарки. В историю литературы он вошел как автор знаменитой книги «Декамерон» (т.е. «десятидневник»). Но в отличие от них Боккаччо обратился к разработке «низких» жанров, а именно новеллы, в которой отразились демократические, народные корни его искусства.

В ходе работы над этим произведением следует обратить внимание на следующие вопросы:

1. Новелла, занявшая важное место среди разнообразных жанров европейской литературы, насчитывает долгую историю. Корни новеллы уходят в средневековую народную литературу. Она близка к анекдоту, сказанию, первые образцы которых появились в XII веке («Римские деяния», «Книга семи мудрецов», «Новеллино, или Сто древних новелл»). Темы этих произведений были почерпнуты из жизни простых итальянцев.

2. Новелла характеризовалась небольшим объемом, сюжет ее был построен на занимательной ситуации, прославлял находчивость, остроумие простого человека.

3. Новелла была ориентирована на жизнеподобие, отличалась психологической убедительностью, богатством человеческих типов, отражала реальную расстановку общественных сил, насмехалась над попами и монахами, возвышала интересы свободного гражданина, в том числе женщины.

Новелла Боккаччо унаследовала лучшие черты этого жанра — лаконизм, социальную заостренность, демократизм, реалистичность. Новаторство писателя проявилось также в использовании так называемой «обрамляющей новеллы».

Таким образом, Боккаччо обращается за сюжетами своих новелл к реальной действительности, черпает сюжет из жизни; Боккаччо открывает и нового героя в литературе: он всегда молод, он любит действие и проявляет себя в поступке, он жаден до жизни, чувства переполняют его. Герой этот отличается верой в себя, не ищет защиты у небес, самоуверенность — залог его побед.

В «Декамероне» можно выделить ряд тем, отражающих представления автора об устоявшихся нравственных нормах, о приключениях, о представителях разных социальных групп. Боккаччо по-новому осветил традиционные вопросы, он как бы переворачивает «с ног на голову» понятия о грехе и добродетели.

Новаторство Боккаччо сказалось прежде всего в решении проблемы героя, взятого из народной среды, безродного (сравните его с рыцарем или героем эпического сказания). Кроме того, Боккаччо утвердил интерес к психологической глубине человеческого характера, резко уплотнил духовную жизнь своих героев, заставил их чувствовать и действовать за двоих, троих (например, поведение героини в 5-й новелле VII дня). Через познание внутреннего мира человека писатель стремился к познанию богатств внешнего мира.

Вопросы и задания

 

1. Прочитайте вводную новеллу «Декамерона». Найдите описание трагедии, постигшей город Флоренцию в 1348 г.

2. Определите основную идею обрамляющей новеллы.

3. Прочитайте 8-ю новеллу V дня. Сравните изображение влюбленных героев с историей Франчески и Паоло в «Божественной комедии» Данте.

4. Каково отношение писателя к священнослужителям в седьмой новелле V дня? Сравните ее с фаблио «О буренке, поповской корове».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: