Оценка проходимости автомобиля

     При оценке проходимости автомобиля проверяются конструктивные параметры, влияющие на проходимость: нагрузка на мосты, база, колея, параметры профильной проходимости (углы переднего и заднего свесов, передний и задний свесы, продольный и поперечный радиусы проходимости, дорожный просвет), параметры опорной проходимости (давление колес на опорную поверхность, сила тяги и сцепление ведущих колес с грунтом). проверка проходимости автомобиля на следующих дорогах:

-  твердые дороги с неровным покрытием;

- грунтовые, глинистые сухие и размокшие дороги;

- песчаные сухие дороги;

- заснеженные, неукатанные дороги с глубиной снега от 0,1 до 0,4м в зави-        

  симости  от типа автомобиля;

- обледеневшие спуски и подъемы;

- брод  с целью определения максимальной его глубины, крторую может 

преодолеть автомобиль.

Определяется также наибольший угол преодолеваемого автомобилем подъ-

ема и наибольший угол косогора.

При комплексной оценке проходимости автомобиля учитывается снижение грузоподъемности автомобиля в тяжелых дорожных условиях, снижение скорости движения и увеличение расхода топлива:

                                       П = (Gm Vm / Qm) / (Gас Vас / Qас ),                       (107)

где  П - критерий, оценивающий проходимость; Gm, Vm, Qm - грузоподъемность, скорость, расход топлива в  исследуемых тяжелых дорожных условиях; Gас,Vас, Qас - грузоподъемность, скорость и расход топлива на горизонтальном асфальтированном шоссе.

 

ТОРМОЗНЫЕ КАЧЕСТВА АВТОМОБИЛЯ

Требования к тормозным качествам автомобиля

         Возможность быстро остановить движущийся автомобиль является его важнейшим качеством, от которого зависит безопасность использования автомобиля, средняя скорость, и, следовательно, производительность.

По существующим требованиям автомобили оборудуются следующими тормозными системами:

-  рабочая,  которая приводится в действие педалью;

-  стояночная,  управляемая поворотом рычага рукой или вытягиванием рукояти;

-  запасная. В качестве запасной нередко используется стояночная тормозная система;

- вспомогательная, которую требуется устанавливать на автобусы полной массой свыше 5 тонн и грузовые автомобили полной массой свыше 12 тонн. Действует вспомогательная тормозная система на ведущие колеса через трансмиссию, например, от работающего в компрессорном режиме двигателя (автомобили КАМАЗ, некоторые модели МАЗ, ЗИЛ и др.). Применяются также гидравлическая и электрическая вспомогательные тормозные системы.

Торможение можно разделить на служебное - плавное для притормаживания или остановки автомобиля в определенном месте с замедлением 1...1,5 м/с2 и экстренное, аварийное, чаще неожиданное для водителя, когда используется полная тормозная возможность автомобиля.

 

Требования к тормозному управлению

 Эффективность торможения и устойчивость АТС при торможении проверяют на стенде или в дорожных условиях.

   По ГОСТ Р 51709-2001 рабочая тормозная система АТС на стенде должна обеспечивать выполнение нормативов эффективности торможения согласно  табл. 17, в дорожных условиях – согласно табл. 18 или 19. Масса АТС при проверках не должна превышать разрешенной максимальной.

Таблица 17 

Нормативы эффективности торможения АТС рабочей тормозной                 системой при проверках на стендах

  АТС Категория        АТС Усилие на органе управления Р п, Н, не более Удельная тормозная сила руд, не менее
Пассажирские и грузопасажирские автомобили M1 М2, М3 490 686 0,59 0,51
Грузовые автомобили N1, N2, N3 686 0,51

        Обозначения: М1 - легковые автомобили, пикапы, автобусы с количеством мест для сидения не более 8, кроме водителя; М2 - то же с числом мест более 8, полной массой до 5 т; М3 -то же с числом мест более 8, полной массой более 5т; N1 - грузовые полной массой до 3,5 т; N2 - грузовые полной массой от 3,5 до 12т; N3  - грузовые полной массой более 12 т.

     Для проверки на стенде АТС последовательно устанавливается колесами каждой из осей на ролики стенда. Отключают от трансмиссии двигатель, дополнительные ведущие мосты и разбло­кируют трансмиссионные дифференциалы, пускают двигатель и устанавливают минимальную ус­тойчивую частоту вращения коленчатого вала. Измерения проводят согласно руководству (инструкции) по эксплуатации роликового стенда. Для роликовых стендов, не обеспечивающих измерение массы, приходящейся на колеса АТС, используют весоизмерительные устройства или справочные данные о массе АТС. Измерения и регистрацию показателей на стенде выполняют для каждой оси АТС и рассчитывают показатели удельной тормозной силы и относительной разности тормозных сил колес оси.

   При проверках на стенде разность тормозных сил на колесах одной оси  

для АТС категорий М1, М2,  М3 и передних осей автомобилей и прицепов

категорий N1, N2, N3, O2, О3, O4 допускается не  более 20 %, а для полуприцепов

и последующих осей автомобилей и прицеповкатегорий N1, N2, N3, О2, О3, О4

 не  более 25 %. Прицепы категорий О1, О2, О3, О4  имеют полную массу

 соответственно  0,75 т, 0,75-3,5 т, 3,5-10 т, свыше 10 т. Измерения и расчеты

 проводят для колес каждой оси АТС

   При проверках эффективности торможения АТС в дорожных условиях допускается измерение тормозного пути или показателей установившегося замедления и времени срабатывания тормозной системы – табл. 18 и 19. Тормозного путь может быть вычислен  по результатам  измерения установившегося замедле­ния, времени запаздывания тормозной системы и времени нарастания замедления при заданной начальной скорости торможения, используя изло­женную в Госте методику.  

 Таблица 18

Нормативы эффективности торможения АТС рабочей  тормозной             системой при проверках в дорожных условиях

    АТС Категория АТС (тягача в составе автопоезда) Усилие на органе управления P n, H, не более Тормозной путь Sт, м, не более
Пассажирские и грузопассажирские   сажир­ские автомобили M1 490 14,7
    М2, Мз 686 18,3
Легковые автомобили с прицепом M1 490 14,7
Грузовые автомобили N1, N2, N3 686 18,3
Грузовые автомобили с прицепом (полуприцепом) N1, N2 , N3 686 19,5

 

   Для АТС, не обору­дованных АБС, вместо соответствия удельной тормозной силы нормативам допускается бло­кирование всех колес АТС на роликах стенда.

Таблица 19


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: