АТС | Категория АТС (тягача в составе автопоезда) | Усилие на органе управления Р я, Н, не более | Установившееся замедление jу, м/с2, не менее | Время срабатывания тормозной ситемы tср, с, не более |
Пассажирские и грузопассажирские автомобили | М1 | 490 | 5,8 | 0,6 |
М2, М3 | 686 | 5,0 | 0,8 (1,0) | |
Легковые автомобили с прицепом | М1 | 490 | 5,8 | 0,6 |
Грузовые автомбили | N1, N2, N3 | 686 | 5,0 | 0,8 (1,0) |
Грузовые автомобили с прицепом (полуприцепом) | N1, N2, N3 | 686 | 5,0 | 0,9 (1,3) |
Примечание:Значения в скобках — для АТС, изготовленных до 01.01.81.
В зависимости от теплового состояния тормозных механизмов ЕЭК ООН (Европейская экономическая комиссия ООН), установлены три типа испытаний рабочих тормозов: "Тип ноль", "Тип I", "Тип II". Эти требования изложены в ГОСТ 22895–77 "Тормозные системы и тормозные свойства автотранспортных средств. Нормативы эффективности" и приводятся в табл. 20.
Тип 0 - холодные тормозные механизмы. Температура тормозного барабана не должа превышать 1000С. Испытания "Тип ноль" рабочей тормозной системы проводятся при температуре наружной поверхности тормозных барабанов 50...1000С. Такие тормоза считаются холодными. Тип 1 - нагретые тормозные механизмы. Нагрев может производиться торможением на спуске длиной 1,7 км с постоянным уклоном 7% (4,50) при скорости 40 км/ч или буксированием испытываемого автомобиля с притормаживанием его колес со скоростью 40 ±15 км/ч на горизонтальной дороге. Сила тяги при этом рассчитывается по специальной стандартной методике. После такой подготовки проводится два торможения с интервалом не более 60 секунд. Затем все повторяется.
|
|
Таблица 20
Требования к нагретой рабочей тормозной системе автомобилей
Тип автом. | Начальная скорость, км/ч | Усилие | Тип 0 | Тип 1 | Тип 2 | ||||
на педали,Н | на рычаге, Н | Sт, м | jу, м/с | Sт, м | jу, м/с | Sт, м | jу, м/с | ||
М1 М2 М3 N1 N2 N3 | 80 60 60 80 - 60 | 500 700 700 - - 700 | 400 - - - - - | 43,2 25,8 32,1 61,2 25 36,7 | 7 7 6 5 | 52,1 32,3 38,0 73,5 42,6 | 5,6 5,3 - - 4 | 34,3 39,8 - 45,9 | 4,9 4,5 - 3,7 |
Тип 2 - торможение автомобиля на спуске. Испытания "Тип 2" - служат для проверки эффективности тормозов рабочей тормозной системы на затяжных спусках. Для этого тормоза нагреваются непрерывным торможением на спуске крутизной 7% длиной 6 км при скорости 30 км/ч или буксированием автомобиля на горизонтальной дороге с таким же выделением тепла.
Устойчивость АТС при торможении в дорожных условиях проверяют путем выполнения торможений в пределах нормативного коридора движения. Ось, правую и левую границы коридора движения предварительно обозначают параллельной разметкой на дорожном покрытии. АТС перед торможением должно двигаться прямолинейно с установленной начальной скоростью по оси коридора. Выход АТС какой-либо его частью за пределы нормативного коридора движения устанавливают визуально по положению проекции АТС на опорную поверхность или по прибору для проверки тормозных систем в дорожных условиях при превышении измеренной величиной смещения АТС в поперечном направлении половины разности ширины нормативного коридора движения и максимальной ширины АТС.
|
|
Стояночная тормозная система
Стояночная тормозная система автомобилей с полной их загрузкой согласно требованиям ГОСТ Р 51709–2001 должна обеспечивать удельную тормозную силу не менее 0,16 или неподвижное состояние на опорной поверхности с уклоном не менее 16 % (9,090). Для АТС категорий М1–М3 стояночная тормозная система должна обеспечивать неподвижное состояние на поверхности с уклоном не менее 23 % (12,950) и не менее 31 % (17,220) – для категорий N1–N3.
Усилие, прикладываемое к органу управления стояночной тормозной системы для приведения ее в действие, должно быть не более 392 Н для АТС категории M1 и 588 Н – для АТС остальных категорий.
Стояночный тормоз может проверяться на горизонтальной дороге путем буксировки испытываемого автомобиля и замера тормозного усилия в сцепном устройстве. Создаваемое при этом тормозное усилие должно соответствовать требованиям ГОСТ Р 51709–2001.
Запаса сжатого воздуха в приводе усилителя стояночного тормоза пневматического типа должно хватать не менее, чем на три торможения. Проверку стояночной тормозной системы в дорожных условиях проводят посредством размещения АТС на опорной поверхности с уклоном, равным нормативному, затормаживания АТС рабочей тормозной системой, а затем – стояночной тормозной системой с одновременным измерением динамометром усилия, приложенного к органу управления стояночной тормозной системы, и последующего отключения рабочей тормозной системы. При проверке определяют возможность обеспечения неподвижного состояния АТС под воздействием стояночной тормозной системы в течение не менее 1 мин.
Проверку стояночной тормозной системы на стенде проводят путем поочередного приведения во вращение роликами стенда и торможения колес оси АТС, на которую воздействует стояночная тормозная система. К органу управления стояночной тормозной системой прикладывают усилие, н более указанных выше. По результатам проверки вычисляют удельную тормозную силу и сравнивают полученное значение с нормативным. АТС считают выдержавшим проверку эффективности торможения стояночной тормозной системой, если удельная тормозная сила не менее нормативной.
Запасная тормозная система
Запасная тормозная системапредназначена для затормаживания автомобиля при выходе из строя рабочей тормозной системы. Требования к эффективности запасной тормозной системы примерно вдвое ниже, чем рабочей.
По ГОСТ Р 51709–2001 запасная тормозная система, снабженная независимым от других тормозных систем органом управления, должна обеспечивать соответствие нормативам показателей эффективности торможения АТС на стенде согласно таблице 21, либо в дорожных условиях согласно табл. 22, 23, 24.
Таблица 21