Циркуляция мощности в трансмиссии автомобиля

Отсутствие дифференциалов между колесами и между мостами или их блокирование положительно влияет на проходимость автомобиля на скользких дорогах, но на дорогах с высокими сцепными свойствами трансмиссия нагружается дополнительными моментами. Происходит это из-за того, что на повороте левые и правые колеса должны проходить пути различной длины: колеса, расположенные ближе к центру поворота движутся по дуге меньшего радиуса и проходят меньший путь, а расположенные дальше от центра – больший. Следовательно, вращаться они должны с различными угловыми скоростями, что невозможно, если дифференциал не заблокирован.

   Радиусы качения колес автомобиля практически всегда различны из-за различного давленияе в шинах, различной нагрузки на колеса, различного износа шин и т.п. При одинаковых оборотах проходимые колесами пути должны отличаться, что невозможно.

     При отсутствии дифференциала или его блокировании колеса с меньшим радиусом будут тормозящими, а колеса с большим радиусом  - тянущими. Движение в этом случае возможно только с проскальзыванием колес, причем скользить будут колеса с меньшей осевой нагрузкой. Торможение колес с меньшим радиусом или буксование колес с большим радиусом, но меньшей осевой нагрузкой, приведет к появлению в трансмиссии автомобиля     ц и р к у л и -

р у ю щ е й (“паразитной”) мощности.

   Подведенная к мосту с колесами большого радиуса мощность Nк  распределяется в этом случае следующим образом (рис. 126):

                                Nк = Ny + Nв + Nj + Nц + Nск,                                  (88)

где Ny - мощность, расходуемая на преодоление сопротивления качению колес и подъема при движении автомобиля;  Nв - мощность, расходуемая на преодоление сопротивления воздуха;  Nj - мощность, расходуемая на разгон автомобиля; Nц - мощность, циркулирующая в трансмиссии автомобиля; Nск - мощность, расходуемая на проскальзывание колес.

Рис. 126. Циркуляция мощности в трансмиссии полноприводного автомобиля при заблокированном межосевом дифференциале

   Циркулирующая мощность в трансмиссии автомобиля определяется

                                            Nц = Gкj × rм × wк,                                        (89)

где Gк' - весовая нагрузка, приходяшаяся на менее нагруженный  мост полноприводного двухосного автомобиля; j  - коэффициент сцепления колеса с дорогой;  rм - радиус колеса более нагруженного моста; wк - угловая скорость колеса.

Мощность, расходуемая на скольжение колес менее нагруженного моста:

                                             Nск = Gк' × j  × (r б - rм) × wк,                          (90)

где rб - радиус колеса  менее нагруженного моста.

      Определение других составляющих Nк  было рассмотрено ранее.

    При движении автомобиля в дифференциале повышенного трения совершается работа трения, приводящая к потери мощности двигателя, увеличенному износу шин и расходу топлива, что сдерживает распространение таких дифференциалов.

С целью упрощения конструкции полноприводных автомобилей, а также для исключения появления мощностей Nц и Nск привод к управляемым мостам нередко делается отключаемым. Дифференциал в раздаточной коробке в этом случае не требуется. В полноприводных легковых автомобилях ставится автоматическая межосевая муфта, включающая привод заднего ведущего моста только при буксовании колес переднего постоянно включено моста.

В трехосных автомобилях, если расстояние между вторым и третьим мостами минимальное, дифференциал между этими мостами не ставится. На повороте колеса этих мостов идут почти по одной колее, разница в пройденных путях незначительная, дифференциал практически не нужен. Отсюда незначительны и отрицательные последствия, которые сравнимы со стоимостью изготовления и ремонта сложного и дорогого дифференциала и механизма его блокирования.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: