Безопасности движения

   Различают активную и пассивную безопасность автомобиля.

Активную безопасность   обеспечивают все те средсва, которые позволяют водителю не допустить ДТП (тормоза, рулевое управление, высокая динамичность автомобиля и т.д.).Пассивная безопасность   обеспечиваюттехнические решения, позволяющие свести к минимуму неприятные последствия для пассажиров и водителя после ДТП.

   Движение  автомобиля будет безопасным при

 - хорошем сцеплении колес с дорогой;

 - выполнении требований к внутренней безопасности автомобиля;

 - выполнении  требований к внешней безопасности автомобиля.

Давление воздуха в шинах должно быть в пределах нормы, чтобы не появилась излишняя или недостаточная поворачиваемость. Без проверки автомобиля с радиальными шинами нельзя двигаться с высокими скоростями. Протектор на шинах не должен быть изношен, т.к. канавки между шашкими протектора служат для отвода воды и грязи из пятна контакта шины и дороги. Отсутствие протектора не влияет на тормозные качества на сухой дороге, но ухудшает тормозные качества на мокрой дороге.

   Важно правильно выбрать характеристики амортизатора, предотвращающие отрыв колеса от дороги и обеспечивающие таким образом устойчивость автомобиля на неровных дорогах. Момент инерции автомобиля вокруг вертикальной оси, проходящей через центр тяжести, должен быть минимальным для обеспечения легкости мневрирования на большой скорости. На гоночных автомобилях с этой целью двигатель, коробка пердач, бензобак располагаются ближе к центру тяжести автомобиля.

 На безопасность автомобиля влияет физическое состоние водителя: утомляемость, наступающая из-за неудобных сидений, жесткой подвески, неудачного расположения органов управления, значительных усилий на руле, на тормозной   педали и на педали сцепления, шума двигателя, плохой вентиляция, малой обзорности в темное время, замерзания или запотевания лобового стекла и окон кузова,  недостаточного объема пассажирского салона и т.д. ведут к снижению внимательности водителя, увеличению времени реакции и ДТП. Усилитель руля позволяет снизить усилие на руле, уменьшить утомляемость водителя и улучшить таким образом безопасность автомобиля

Сидение водителя должно иметь регулировку по длине и высоте, что дает возможность иметь хорошую обзорность. На спинках сидений должны устанавливаться подголовники, чтобы защитить от поломки шейные позвонки при наезде сзади и ударах при наезде на препятствие спереди, когда голова после наклона вперед резко отклоняется назад.

   Стеклоочистители должны очищать достаточную площадь (до 95%). В автомобилях, работающих в  районах с высокой температурой должен устанавливаться кондиционер, а при низкой температуре должен включаться отопитель, имеющийся практически на всех современных автомобилях.

  Сквозники в автобусах должны отсутствовать. При температуре 180С скорость воздуха в салоне автобуса не должна превышать 0,1 м/с, а при 280С – 0,5 м/с. Если маршрут длится более 5 часов, в автобусе устанавливаются туалет и рукомоник. Широкое применение на легкоых автомобилях и автобусах нашел климат-контроль.

   Панель приборов должна находится в зоне видимости водителя – сразу под ветровым стеклом для сокращения времени воприятия их показаний. Острота зрения имеет максимальную величину в напрвлении линии зрения и резко падает уже при небольших отклонениях. Освещение приборов должно быть регулируемым. Сигнализаторы на панели приборов имеют определенный цвет: зеленый – указатели поворота, зеленый немигающий – ближнего света фар, синего – дальний свет фар, красный – стояночный тормоз, снижение давления в системе смазки двигателя и снижените давления в невмостстеме тормозов, высокая температура в системе охлаждения двигателя.

 

Пассивная безопасность автомобиля   включает технические решения, позволяющие свести к минимуму летальные исходы для пассажиров и водителя после ДТП. Ежедневно погибает почти 100 чел. 60 из них могли бы выжить, если были бы пристегнуты ремнями безовасности. Ремни безопасности являются эффективным средством защигы водителя и пассажиров.

Расстояние до лобового стекла должно быть достаточным, чтобы в случае столкновения не было удара о него, когда пассажир смещается вперед.

Кузов легкового автомобиля должен защищать едущих в нем не только от встречных, но и от боковых ударов.

Водитель и пассажиры должны быть защищены от ударов о внутренние элементы салона в случае наезда, столкновения и т.п. Величина замедления при ударах может достигать 40-50 и более g (g – ускорение свободного падения). Серьезные травмы происходят: грудной клетки при 40 g, головы – при 80 g.

  Для уменьшения замедления при столкновениях передняя часть легкового автомобиля делается сминающейся, применяются фронтальные, боковые подушки безопасности, а также подушки безопасности для защиты коленей.    Подушки безопасности – широко распространенное эффективное средство защиты на современном даже не очень дорогом автомобиле. Подушка безопасности наполняется воздухом или газом за 40 милисекунд. При этои она не должна причинять травмы водителю и пассажиру.

  Внутренняя обивка кузова должна быть мягкой, ручки и кнопки управления на переднем щитке не должны выступать и являться причиной травм при ударе о них.   Кузов автомобиля поышенной безопасности должен быть увеличенной жесткости, крыша усилена дугами, двери утолщены для восприятия боковых ударов, замки не должны допускать открывание дверей при ударах кузова в момент наезда или опрокидывание автомобиля, двери не должны заклиниваться, после чего их невозможно открыть.

 При столковениях источником травм для водителя является рулевая колонка. Положениие рулевого колеса должно изменяться по высоте, чтобы при ударе грудью о рулевое колесо водителю не причинялись значительные травмы. Регулировку должны иметь также и педали управления автомобилем. Ветровое стекло не должно давать блики, искажения, какие бывают при сильно изогнутых стеклах. Зеркало заднего вида не должно ослеплять водителя светом фар едущего сзали автомобиля.

Внешняя безопасность автомобиля обеспечивается путем устранения остроугольных деталей снаружи кузова: эмблемы, ручки дверей, крепление номерного знака и т.п., которые могут нанести травмы при наезде на пешехода.

Топливный бак должен быть защищен от ударов, огнетушители должны срабатывать автоматически. Используемый в качестве топлива для автомобильных двигетелей газ очень текуч, уплотнить газовую систему трудно, что может являться причиной пожара.

Для удобства парковки на некоторых легковых автомобилях устанавливаются передний и залний парковочные датчики, телекамеры заднего обзора и складывающиеся зеркала заденего вида с электрорегулированием

Безопасный автомобиль – динамичный, полноприводный с удельной мощностью не менее 110 л.с./т, что позволяет совершать быстрый маневр и уйти от столкновения, имеет хороший обзор вперед, вбок и назад за счет специального устройства, имеtт систему курсовой устойчивости – ESP, антиблокировочную систему тормозов –  ABS, антипробуксовочную систему – Тrakcio Assist, систему распределения тормозных усилий – EBD, систему помощи при эстреннем торможении – EBA.  электронное управлеиие поперечной устойчивостью автомобиля – ESC, подушки безопасности, травмобезопасную рулевую колонку, безопасный педальный узел. Бампер на автомобиле может устанавливаться на гидроамортизаторах и выдвигается вперед при высокой скорости, установленный на автомобиле радар автоматически включает тормоза при опасном приближении к расположенному впереди препятствию (стена, столб, автомобиль), кузов внутри отделывается  несгораемой тканью.

   Спутниковая навигация, круиз контроль, используемые на современных автомобилях, упрощают вождение автомобиля в незнакомых водителю местах.

Автомобили на дорогах должны быть хорошо заметны, их рекомендуется окрашивать в светлые и контрастирующие с цветом дороги тона.В летнее времяавтомобили белого цвета попадают в ДТП реже остальных. Желательно, чтобы краска обладала светоотражающим свойством, тогда автомобиль хорошо заметен в темное время.

   Освещенность дороги светом фар должна быть в пределах остановочного пути. Чтобы не ослеплять водителей встречных автомобилей, ближний свет

направлятся направо. Существуют две оптических системы ближнего света: европейская и американская. В фарах с европейской асиммет­ричной системой светораспределения чтобы устранить лучи, направленные в сторону глаз водителя встречного автомобиля, нить ближнего света пе­рекрывается снизу непрозрачным эк­раном.   Экран имеет специальную фор­му: его правый бортик горизонтальный, а левый наклонен вниз под уг­лом 15° к горизонту. Бла годаря этому часть светового пучка, отра­женная от сектора  левой нижней части отражателя, открываемого срезом экрана, направляется вправо, чем достигается значительное увеличение силы света в направлении правой стороны дороги и  пра­вой обочины – рис. 170.          

Система оптических микроэлементов европейского рассеивателя служит только для упорядочения светораспределения пучка. Кро­ме того, нижняя половина рассеивателя, не работающая   при ближнем свете, предназначается для дальнего света, что улуч­шает его параметры. Вследствие этого система оптических микроэлементов европейского рассеивателя проще, чем американско­го. Световой пучок ближнего света такой фары благодаря особен­ностям ее светооптической схемы имеет резко выраженный асиммет­ричный характер и резкую светло-темную границу, правая часть которой поднимается под углом 15°.

Распределение ближнего света европейской асимметричной системы регламенти­руется величиной освещенности в контрольных точках в зонах европейского экрана. Фары севропейской асимметричной системой ближнего света допускаются к эксплуатации во всех странах мира (в странах Западной Европы они являются обязатель­ными, в  остальных –  только предпочтительными).

Рис. 170. Европейская асиммет­ричная

система светораспределения ближнего света                 

В фарах американского типа  оптический элемент также представляет собой парабо­лический отражатель с углом охвата более 180о. Нить накала ближнего света расфокусирована вверх и влево в фокальной плосксти, при этом работает весь отражатель. Лучи, исходящие or вершинной части отражателя, направлены вниз и вправо. Лучи, исходящие от передней части отражателя, направлены вверх и влево – рис. 171.

Стеклянный ряссеиватель имеет большое значе­ние, так как система его микроэлементов служит для перераспреде­ления лучей, направленных вверх и влево (от вершинной части от­ражателя), вниз и вправо. Необходимость изменения с по­мощью рассеивателя структуры светового пучка, исходящего от от­ражателя, значительно усложняет его конструкцию и ужесточает требования к точности изготовления микроэлементов.

В фарах с американской системой распределения ближнего света работает вся поверхность отражателя. Система оп­тических микроэлементов рассенвателя рассчитывается так, чтобы обеспечивалось наилучшее распределение ближнего света, что неизбежно ведет к ухудшению распределения дальнего света. Благо­даря особенностям светооптпчеекой схемы световой пучок ближнего света имеет асимметричный характер.

Рис. 171. Американская асиммет­ричная

система распределения ближнего света                    

При такой конструкции рассеивателя преимущественно освещается правая сторона дороги, а сила света в направлении влево выше горизонта, вызывающая ослепление водителей встречных автомобилей, снижается. Четких светло-темных границ световой пучок фары не имеет.

Светораспределение фар американской системы peгламентируется величиной силы света в контрольных точках. В США выпуска­ются оптические элементы с американским светораспределением только в виде герметичных цельностеклянных ламп-фар. Принципиальное отличие европейской системы ближнего света от американ­скойзаключается в следующем:

 основой европейской системы является требование – не ослеплять водителя встречного автомобиля. Этому требованию  отвечают все образцы европейских фар, лучшие из них по показателям освещения дороги не уступают американским, а зачастую и превосходят их. Основой американской системы является требование – хорошо освещать дорогу, а требование – не ослеплять водителя встречного автомобиля выполняется по возможности.

  Эти принципиальные различия европейской и американской си­стем, а также то, что принцип европейской системы успешно приме­няется в фарах с галогенными лампами, позволяют сделать вывод о перспективности европейской системы, в том числе и для России.

  Фары дальнего света европейской и американ­ской систем не имеют принципиального различия. Чаще всего дальний свет совмещается в одной фаре с ближним (кроме четырехфарной системы освещения). Оптический элемент такой фары состоит из параболического отражателя с углом охвата более 180°, нити накала дальнего света (дуго- или П-образной формы), расположенной в фокусе отражателя, и рассеивателя, перекрываю­щего световое отверстие отражателя. При такой светооптической схеме все лучи, исходящие от нити накала, попав на поверх­ность отражателя, отражаются в направлениях, параллельных оп­тической оси, образуя узкий параллельный пучок большой силы света с незначительным углом рассеяния.

Пройдя через рассеиватель, части светового пучка вследствие наличия на внутренней поверхности отклоняющих призм и рассеи­вающих линз перераспределяются и создают на дороге достаточно узкий пучок значительной силы света, обеспечивающий удовлетво­рительную (более 100 м) дальность видимости. Распределение дальнего света фар с европейской системой рег­ламентируется освещенностью (силой света) в контрольных точках экрана согласно Правилам № 1 ЕЭК. ООН. Распределение дальнего света фар с американской системой регламентируется силой света в контрольных направлениях стандартов SAE, а в нашей стране — ГОСТ 3544—75. Фары с американской системой ближнего светадопускаются к эксплуатации в России и США, а также некоторых странах Европы.

 Современные биксеноновые фары дают мощный световой поток, и хорошо освещать дорогу.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: