И автомобильной промышленности
1690 г. – француз Дени Папен построил поршневую паровую машину для откачки воды из шахты.
1705 г. – англичане Томас Ньюкомен и его подручный Дж. Каули создали более совершенную атмосферную паровую машину для откачки воды из шахты
1769 г. – англичанин Джеймс Уатт (1736-1819) взял патент на паровую машину.
1769 г. – француз Никола Жозеф Кунью (1725-1804) изготовил трехколесный экипаж на паровой тяге для перевозки орудий.
1784 г. – англичанин Джеймс Уатт взял патент на универсальную паровую машину, кпд – 5-8 %, давление – 12 атм., температура – 1200.
1802 г. – англичанин Рычард Тревитик изготовил паровую машину высокого давления.
1804 г. – он же построил первый паровоз, чтобы тянуть вагонетки с углем по рельсам, изготавливавшимся в Англии с 1767 г.
1813 – 1825 г. англичанин Джорж Стивенсон изготовил несколько паровозов.
1824 г. – Н.Л. Сади Карно разработал цикл. извесгный под его именем.
1825 г., 27 сентября – начала работать первая железная дорога в Англии, соединившая города Стоктон и Дарлингтон.
1828 г. – француз Пеке изготовил грузовик с паровым двигателем.
1831 г. – открыто движение паровых омнибусов по маршруту Лондон-Страдфорд.
1833 г. – И.П. Черепанов создал первый русский паровоз.
1834 г. – акад. В.С. Якоби изобрел электродвигатель.
1837 г. 30 октября – начала работать железная дорога С.Петербург-Царскосельское село, длина 21,5 км.
1851 г. 14 ноября – начала работать железная дорога С. Петербург-Москва.
1858 г. – француз Ленуар изготовил первый двигатель внутреннего сгорания, работавший на светильном газе.
1863 г. – кильский механик Николаус Аугуст Отто (1832-1891) взял патент на 2-х тактный двигатель.
1877 г. – Н.А. Отто взял патент на 4-х тактный двигатель. Тогда же он построил двигатель мощностью 3 л.с. при 180 об/мин.
1885 г. – немец Готлиб Даймлер (1834-1900) установил двигатель на велосипед, был создан мотоцикл.
1885 г. – немец Карл Бенц (1844-1929) изготовил 3-х колесный автомобиль.
1886 г. - Готлиб Даймлер изготовил 4-х колесный автомобиль.
1882 г. – изобретатель Осокин изготовил двигатель, работавший на керосине.
1882 г. – инж. Путилов и Хлобов построили автомобиль с двигателем нутреннего сгорания.
1879-84 г.– капитан русского флота Костович построил бензиновый двигатель для дирежаблей мощностью 80 л.с., масса 240 кг. Двигатель имел водяное охлаждение, карбюратор, электрическую систему зажигания.
1888 г. – Доливо-Добровольский создал трёхфазный асинхронный двигатель.
1888 г. шотландец Джон Данлоп получил патент на применение “пневматического обруча для транспотных средств”.
1895 г. французы братья Андре и Эдуард Мишлен впервые установили пневматические шины на колеса автомобиля.
1889 г. – Яковлев Евгений Александрович организовал серийное производство двигателей внутреннего сгорания.
1896 – Е.А.Яковлев и П.А.Фрезе представили на Нижегородской промышленной выставке автомобиль, который считается первым русским автомобилем.
1897 г. – немец Рудольф Дизель изготовил двигатнль с воспламенением от сжатия.
1899 г. – в С.Петербурге изготовлен первый в России двигатель с воспламенением от сжатия.
1899 г. – началось производство автомобилей на заводах Пузырева, Хрущева, Ильина, Леснера.
1906 г. – проф. МВТУ Гриневский разработал тепловой расчет двигателя.
1909 г., июнь – начал работать “Руссо-Балт” в Риге. Изготавливались легковые автомобили, грузовики 1, 2 и 5 т. В 1914 г. вместо автомобилей стал изготавливать двигатели для самолетов “Илья Муромец”. В 1915 г. завод эвакуирован в Фили и Петроград.
1913 г. – в России насчитывалось 11 тыс. автомобилей, из них грузовых было менее 2-х тысяч штук.
1916 г. – принято решение о строительстве 6 автозаводов на 150 тыс. автомобилей (АМО, Фили, Ярославль, Мытищи, Рыбинск, Ростов-на-Дону).
1916 г., 2 августа в Москве заложен з-д АМО. Собирано грузовиков АМО-Ф15: в 1917 г – 472 шт, в 1918 г. – 779 шт., в 1919 г. – 108 шт., в 1924 г.– 10 шт.
1917 г. – в России насчитывалось 13 тыс. автомобилей.
1918 г.– при ВСНХ организована автомобильная лаборатория, в 1921 г. на её базе создан НАМИ (Научный автомобильный и автомоторный институт).
1925 г. –ярославский автозавод начал производство грузовиков Я-3, в 1928 –Я4, в 1929 – Я5 грузоподъемностью соответственно 3, 4 и 5 т.
1930-1931гг. –на з-де АМО велась сборка американского грузовика “Автокар”, модель называлась АМО-2. 1931г., 1 октября – пуск перестроенного з-да АМО. З-д стал называться ЗИС (Автомобильный завод им. Сталина). Началось производство грузовика АМО-3. В 1933 г. после доработок АМО-3 получил назвние ЗИС-5.
1927 – на московском авторемонтном заводе начато производство легк. автомобиля НАМИ-1 (22 л.с., масса 700 кг, скорость 75 км/ч, 2 цилиндра, литраж 1,163 л). Изготовлено 403 шт. В 1939 г. принято решение о строительстве Московского автозавода имени КИМ (коммунистический интернационал молодежи), первая модель – КИМ-10. С 1940 г. до начала войны изготовлено около 500 шт. В 1947 завод переименован в МЗМА, перая модель – Москвич-400.
1932 г., 1 января – пущен Горьковский автозавод. Первые модели: грузовой ГАЗ-АА и легковой ГАЗ-А.
1941 – ЗИС частично эвакуирован в Ульяновск. С 1941 по 1945 годы здесь изготовлено 20 тыс. двигателей и 7 тыс. автомобилей ЗИС-5.
1942 г.– начал работать эвакуированный в Миасс московский ЗИС, изготавливались двигатели и автомобили ЗИС-5. Завод называется УРАЛАЗ.
1944-1946 гг. – строительство Ульяновского автозавода.
Начали работать заводы:
1952 г. – Павловский автобусный завод. Первая модель – ПАЗ-651А
1958 г. – Курганский автобусный завод. Первая модель – КАВЗ-651А.
1959 г. – Ликинский автобусный завод. Первая модель – ЗИЛ-158.
1968 г. – Ижевский автозавод. Первая модель – Москвич-412.
1970 г. – ВАЗ. Первая модель – ВАЗ-2101.
1976 г. – КАМАЗ. Первая модель – КАМАЗ-5320.
Приложение 2
Классификация легковых автомобилей
Российская классификация
1.Особо малый класс. 1-я группа (рабочий объем двигателя – до 0,85 л)
2.Особо малый класс, 2-я группа (рабочий объем двигателя 0,85 – 1,1 л)
3.Малый класс, 1-я группа (рабочий объем двигателя 1,1 – 1,3 л)
4.Малый класс, 2-я группа (рабочий объем двигателя 1,3 – 1,5 л)
5.Малый класс, 3-я группа (рабочий объем двигателя 1,5 – 1,8 л)
6.Средний класс (рабочий объем двигателя 1,8 – 3,5 л)
7. Большой класс ( рабочий объем двигателя более 3.5 л)
Европейская классификация – страны ЕС
1.А-класс, длина до 3,6 м; ширина до 1,6 м.
2.В-класс, длина от 3,6 до 3,9 м; ширина 1,5 – 1,7 м.
3.С-класс, длина от 3,9 до 4,4 м; ширина 1,6 – 1,75 м.
4.D-класс, длина от 4,4 до 4,7 м; ширина 1,7 – 1,8 м.
5.Е-класс, длина свыше 4,6 м; ширина свыше 1,7 м.
6. F-класс, длина свыш е 4,6 м; ширина свыше 1,7 м.
Классификация США
1.Двухместные. 6. Большой (седаны).
2.Мини-компакт (седаны). 7. Малый (универсалы).
3.Субкомпакт (седаны). 8. Средний (универсалы).
4.Компакт (седаны). 9.Большой (универсалы).
5.Средний (седаны).