III. Подведение итогов урока

—Итак, над какими орфограммами вы сегодня работали?

 

Домашнее задание: выполнить упражнение 98 на с. 48 и повторить § 17 в учебнике «Теория» о главных членах предложения.

 

Урок 21

ПОДЛЕЖАЩЕЕ И СПОСОБЫ ЕГО ВЫРАЖЕНИЯ

 

Цели: активизировать знания учащихся о главных членах предложения; расширить понятие о подлежащем и способах его выражения; учить находить подлежащее в предложениях и определять его состав; показать на примере подлежащего явление субстантивации слов; вспомнить порядок морфологического разбора существительного и прилагательного.

О б о р у д о в а н и е: индивидуальные карточки с заданиями.

 

Ход урока

I. Организационный момент.

— Сегодня вы начинаете изучение темы «Главные члены предложения». На первом уроке по новой теме вы должны вспомнить, что вам известно о подлежащем, а затем дополнить свои знания новыми сведениями.

 

II. Подготовка к объяснению нового материала.

— Что такое подлежащее? Какой частью речи обычно выражается подлежащее? Найдите подлежащее в записанных на доске предложениях.

Д. 1) По вечерам солнце косыми лучами ложится на рожь. (М. Пришвин.)

2) Ничто так не передает чистоты человеческих помыслов, как улыбка.

(К. Паустовский.)

3) Грамоте учиться — все пригодится. (Пословица.)

4) Входящие должны предъявить билеты.

 

III. Объяснение нового материала.

— Есть ли подлежащее в третьем предложении? Какой частью речи оно выражено? А какой частью речи выражено подлежащее в четвертом предложении?

— Явление, когда причастие или прилагательное выступают в роли подлежащего и приобретают признаки существительного, называется субстантивацией. Об этом подробнее можете узнать в § 145.

— Чем еще может выражаться подлежащее? Прочитайте § 168 и ответьте на этот вопрос.

 

IV. Закрепление нового материала.

Работа с учебником.

З а д а н и я:

1) Составьте таблицу «Способы выражения подлежащего», используя в качестве примеров предложения, данные в упражнении 106 на с. 52 учебника «Практика». Подлежащее и сказуемое выделите.

2) Устное выполнение упражнения 105 на с. 51.

 

Объяснительный диктант.

— Запишите предложения, определите в них, чем выражено подлежащее, затем сделайте морфологический разбор существительного и прилагательного в одном из этих предложений.

1) Только в то мятежное время пятнадцатилетний мог стать членом партии. (Н. Островский.) 2) Со школьных лет я чувствовал красоту русского языка, его силу и плотность. (К. Паустовский.) 3) Ничто нас в жизни не может вышибить из седла. (К. Симонов.) 4) По Северному пути в это лето сновало великое множество судов. (В. Горбатов.) 5) Встречать нас высыпало все население Тихого мыса. (Б. Горбатов.) 6) Семеро одного не ждут. (Пословица.) 7) Иных уж нет, а те далече… (А. Пушкин.) 8) Но — противительный союз. 9) Одиннадцать — нечетное число. 10) Некоторые из присутствующих возмутились.

 

Упражнение в морфологическом разборе.

— Чаще всего в роли подлежащего выступают существительные. Вспомните порядок морфологического разбора существительного и прилагательного, так как эта часть речи обычно связана с существительным. Запишите предложение:

В это время несколько учащихся получают индивидуальные карточки с аналогичным заданием.

 

Ночевала тучка3 золотая3 на груди утеса-великана.

— Скажите, в этом предложении прямой порядок слов или имеет место инверсия.

 

К а р т о ч к а № 1

Чем ближе продвигался враг к Москве, тем упорнее становились бои3. Советские3 солдаты стояли насмерть.

 

К а р т о ч к а № 2

Короткой3 ночью3 белой вся комната полна.

 

К а р т о ч к а № 3

Лениво и тяжко плывут облака по синему3 зною небес3.

 

Творческая работа.

— На доске записаны слова.

 

Д. день, ожидающие, учить, смелый.

 

— Составьте с каждым из этих слов предложение так, чтобы в одном случае они выступали в роли подлежащего, а в другом — в роли второстепенного члена предложения или были частью сказуемого.

— Прочитайте составленные предложения, поясните роль подлежащего, скажите, чем оно выражено.

 

V. Итог урока.

— Чем может быть выражено подлежащее в предложении?

— Какое явление называется субстантивацией? Приведите примеры.

 

Домашнее задание: упражнения 107 и 108 на с. 52. Повторить материал о сказуемом в учебнике «Теория», § 17.

 

 

Урок 22

СКАЗУЕМОЕ И ОСНОВНЫЕ ЕГО ТИПЫ

 

Цели: расширить понятие о сказуемом, познакомить с типами сказуемого; учить различать простое и составное глагольное сказуемое; повторить порядок морфологического разбора глагола.

О б о р у д о в а н и е: карточки с цифрами от 1 до 6.

 

Ход урока

I. Организационный момент.

— Сегодня вы продолжите изучение темы «Главные члены предложения». Сначала вспомните, что изучали раньше о сказуемом, затем познакомитесь с основными его типами, подробно рассмотрите два типа: простое и составное глагольное сказуемое.

 

II. Подготовка к изучению нового материала.

Проверка домашнего задания.

— Каковы способы выражения подлежащего?

— Как определили окончания сказуемых в упражнении 108? От чего зависел их выбор?

 

Работа с предложениями, записанными на доске.

— Найдите подлежащее в записанных на доске предложениях.

Д. 1) Майора сопровождали несколько командиров.

2) Дороги начинали раскисать буквально на глазах.

3) Столовая после ремонта стала очень уютной.

4) Скоро Вася станет мастером спорта.

5) Вечером мы с братом будем заливать каток.

—Теперь обратите внимание на сказуемые в этих предложениях.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: