III. Объяснение нового материала

— Определите грамматическую основу в третьем предложении. Чем выражены главные члены? Запишите схематично:

сущ. – инф.

 

— Определите грамматическую основу в 4-м предложении. Чем выражены главные члены? Запишите схематично:

сущчислит.

 

— Сформулируйте правила постановки тире между подлежащим и сказуемым.

— Прочитайте § 174 и скажите, какие случаи постановки тире вы еще не назвали.

— Следует также запомнить случаи, когда тире не ставится. Перечислите их, опираясь на следующую з а п и с ь:

 

 

IV. Закрепление нового материала.

Орфографические задачи.

— Выполните упражнение 128 на с. 59 учебника «Практика» с комментированием у доски.

— Какие виды орфограмм вы вспомнили, решая орфографические задачи в упражнении?

 

Работа с сигнальными карточками.

— Я читаю предложение, а вы поднимаете вверх карточку со знаком «+», если будете ставить тире, и «—», если не будете ставить тире в этом предложении. Предложения запишите и схематично объясняем причину постановки или отсутствия тире.

Одного из учащихся можно вызвать к доске.

 

1) Лучшее время охоты — канун весны.  (+)   сущ. – сущ.

2) Плохой товарищ не подмога. (—)

3) Человек без друзей что дерево без корней.  (—)

4) Без дела жить — только небо коптить. (+) инф. – инф.

5) Лишь она моя отрада.  (—)   местоим.           .

6) Длина трассы для мотогонок — два километра пятьсот метров. (+) сущ. – числ.

7) Семью восемь — пятьдесят шесть.  (+)   числ. — числ.

8) Клевета что уголь: не обожжет, так замарает.  (-) сущ.   сущ.

 

Творческое задание.

— Из ряда слов составьте предложение так, чтобы между подлежащим и сказуемым было тире. Подчеркните грамматическую основу.

а) не думая. не целясь, говорить, стрелять.

б) это, родной, изучение, дело, речи, великое.

в) в юности, это, в старости, знание, мудрость.

г) для меня, в жизни, чувствовать, самая, радость, себя, большая, нужным.

 

Работа со словарем.

— Откройте учебник «Практика» на с. 60. Выполните устно упражнение 132.

— Какого слова не оказалось в словаре? Кто может объяснить значение этого слова?

— Послушайте, какое толкование дается в словаре:

1. Орган, который избирают для руководства собранием.

2. Руководящий орган некоторых организаций и учреждений.

— Составьте предложение с любым из этих значений слова президиум.

— В какой речевой ситуации могли бы употребляться все эти слова: президиум, претендент, претензия, приоритет?

 

V. Итог урока.

— Объясните, используя толковый словарь С.И. Ожегова (или какой-либо другой), что такое интервью, коммюнике, инцидент, вибрировать, варьировать. Ответы должны представлять собой такие предложения, в которых между подлежащим и сказуемым необходимо поставить тире.

Интервью — это предназначенная для печати беседа какого-либо деятеля с корресиондентами по вопросу, имеющему общественный интерес. Коммюнике — официальное правительственное сообщение по вопросам международного значения. Инцидент — это случай, происшествие, обычно неприятного характера. Вибрировать — значит колебаться, дрожать (или находиться в колебательном состоянии). Варьироватьвидоизменять, разнообразить (давать новые варианты).

 

Домашнее задание: составить предложения, используя в качестве сказуемых словосочетания, данные в упражнении 133 учебника «Практика» так, чтобы между подлежащим и сказуемым было тире. Закрепите новый материал по § 174.

 

Урок 26


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: