— Определите грамматическую основу в третьем предложении. Чем выражены главные члены? Запишите схематично:
сущ. – инф.
— Определите грамматическую основу в 4-м предложении. Чем выражены главные члены? Запишите схематично:
сущ – числит.
— Сформулируйте правила постановки тире между подлежащим и сказуемым.
— Прочитайте § 174 и скажите, какие случаи постановки тире вы еще не назвали.
— Следует также запомнить случаи, когда тире не ставится. Перечислите их, опираясь на следующую з а п и с ь:
IV. Закрепление нового материала.
Орфографические задачи.
— Выполните упражнение 128 на с. 59 учебника «Практика» с комментированием у доски.
— Какие виды орфограмм вы вспомнили, решая орфографические задачи в упражнении?
Работа с сигнальными карточками.
— Я читаю предложение, а вы поднимаете вверх карточку со знаком «+», если будете ставить тире, и «—», если не будете ставить тире в этом предложении. Предложения запишите и схематично объясняем причину постановки или отсутствия тире.
|
|
Одного из учащихся можно вызвать к доске.
1) Лучшее время охоты — канун весны. (+) сущ. – сущ.
2) Плохой товарищ не подмога. (—)
3) Человек без друзей что дерево без корней. (—)
4) Без дела жить — только небо коптить. (+) инф. – инф.
5) Лишь она моя отрада. (—) местоим. .
6) Длина трассы для мотогонок — два километра пятьсот метров. (+) сущ. – числ.
7) Семью восемь — пятьдесят шесть. (+) числ. — числ.
8) Клевета что уголь: не обожжет, так замарает. (-) сущ. сущ.
Творческое задание.
— Из ряда слов составьте предложение так, чтобы между подлежащим и сказуемым было тире. Подчеркните грамматическую основу.
а) не думая. не целясь, говорить, стрелять.
б) это, родной, изучение, дело, речи, великое.
в) в юности, это, в старости, знание, мудрость.
г) для меня, в жизни, чувствовать, самая, радость, себя, большая, нужным.
Работа со словарем.
— Откройте учебник «Практика» на с. 60. Выполните устно упражнение 132.
— Какого слова не оказалось в словаре? Кто может объяснить значение этого слова?
— Послушайте, какое толкование дается в словаре:
1. Орган, который избирают для руководства собранием.
2. Руководящий орган некоторых организаций и учреждений.
— Составьте предложение с любым из этих значений слова президиум.
— В какой речевой ситуации могли бы употребляться все эти слова: президиум, претендент, претензия, приоритет?
V. Итог урока.
— Объясните, используя толковый словарь С.И. Ожегова (или какой-либо другой), что такое интервью, коммюнике, инцидент, вибрировать, варьировать. Ответы должны представлять собой такие предложения, в которых между подлежащим и сказуемым необходимо поставить тире.
|
|
Интервью — это предназначенная для печати беседа какого-либо деятеля с корресиондентами по вопросу, имеющему общественный интерес. Коммюнике — официальное правительственное сообщение по вопросам международного значения. Инцидент — это случай, происшествие, обычно неприятного характера. Вибрировать — значит колебаться, дрожать (или находиться в колебательном состоянии). Варьировать — видоизменять, разнообразить (давать новые варианты).
Домашнее задание: составить предложения, используя в качестве сказуемых словосочетания, данные в упражнении 133 учебника «Практика» так, чтобы между подлежащим и сказуемым было тире. Закрепите новый материал по § 174.
Урок 26