IV. Подведение итога урока

— Над чем вы работали сегодня на уроке?

— Чему следует еще уделить внимание на следующем уроке?

 

Домашнее задание: повторить материал § 169—173, составить карточку-задание по определению грамматической основы предложений (из 6 предложений с разными типами сказуемого и способами выражения подлежащего) и карточку-ответ на составленное задание.

 

 

Урок 24

СКАЗУЕМОЕ И ЕГО ОСНОВНЫЕ ТИПЫ

(продолжение темы)

Цели: закрепить знания о типах сказуемого, способах его выражения; совершенствовать умение безошибочно определять грамматическую основу предложений.

 

Ход урока

Организационный момент.

— На сегодняшнем уроке вы должны закрепить полученные знания о типах сказуемого и способах его выражения.

 

II. Проверка домашнего задания.

— Опираясь на схему в учебнике «Практика» на с. 56, расскажите о типах сказуемого.

— Что нужно помнить о согласовании сказуемого с подлежащим?

 

II. Закрепление материала.

Работа в группах.

— Все подготовили карточки-задания? Объединитесь в группы по четыре человека (1-я и 2-я парты, 3-я и 4-я парты и т. д.) и обменяйтесь карточками-заданиями. Время на выполнение задания — 8 минут. Затем возвратите карточки их авторам и проверьте работу по заготовленным дома карточкам-ответам. После этого отчитаетесь о работе в группах. Несколько карточек возьму на проверку.

 

Группировка предложений по типам сказуемых.

1) Из записанных на доске предложений вы сначала выпишите предложения с простым глагольным сказуемым, затем — с составным глагольным сказуемым.

Д. Мартышка вздумала трудиться. (И.А. Крылов.)

Танцующие теснились и толкали друг друга. (А.И. Куприн.)

Пускай они оставят Годунова. (А.С. Пушкин.)

Этак всякий может петь. (А.П. Чехов)

В одиночестве способен жить не всякий.

Червонец был запачкан и в пыли.

Шли два приятеля вечернею порой.

Герои по правам решили разобраться. (И.А. Крылов.)

Мы расстались большими приятелям. (А.С. Пушкин.)

— Какие предложения вы выписали в первую группу? Назовите сказуемое.

— Какие предложения выписали во вторую группу? Назовите сказуемое.

2) Синтаксический разбор предложений.

— Какие предложения вы не выписали? Почему? Выполните полный синтаксический разбор этих предложений.

 

Исправление ошибок в именной части составного сказуемого.

— По ходу чтения предложений вы должны заметить ошибку в составном именном сказуемом и исправить её.

1) Одно из замечательных произведений А.С. Пушкина является поэма «Цыганы». 2) Воздух становится чистый, морозный. 3) Погода стояла очень хорошей. 4) Две ели кажутся несчастны среди такой компании берез. 5) Наш сосед по купе оказался военный.

 

Творческое задание.

— Досочините рассказ 6—7 предложениями по началу, данному в упражнении 113 учебника «Практика» на с. 54. Употребите разные типы сказуемых. Подчеркните грамматические основы.

Прочитайте сочинения-рассказы.

 

IV. Подведение итога урока.

— Сформулируйте выводы, которые вы сделали для себя, изучая тему «Сказуемое и его основные типы.

 

Домашнее задание: упражнение 125 на с. 57 учебника «Практика». Повторить из § 17, когда между подлежащим и сказуемым ставится тире.

 

Урок 25

ТИРЕ МЕЖДУ ПОДЛЕЖАЩИМ И СКАЗУЕМЫМ

 

Цели: познакомить учащихся с правилом постановки тире между подлежащим и сказуемым, совершенствовать умение при менять данное правило при письме.

О б о р у д о в а н и е: сигнальные кар со знаками «+» и «—».

 

Ход урока

I. Организационный момент.

Сообщение темы и цели урока.

 

II. Подготовка к объяснению нового материала.

Проверка домашнего задания.

— Вы должны были повторить § 17. Какое правило о постановке тире между подлежащим и сказуемым вы вспомнили?

 

2. Работа с предложениями, записанными на доске.

Д. 1) Книга — это волшебница. Книга преобразила мир. Мир без книги — мир дикарей. (Н. Морозов.)

2) Чтение художественных произведений — неоценимый источник познания жизни и законов ее борьбы. (К. Маркс.)

3) Назначение каждого человека — развивать в себе все человеческое, общее и наслаждаться им. (В.Г. Белинский.)

4) Глубина озера Байкал — тысяча шестьсот двадцать метров.

— Объясните постановку знаков в первом и во втором высказывании.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: