Знакомство с новым понятием

1) Прочитайте теоретический материал на с. 79 учебника «Развитие речи» о понятии «композиционный стык».

2) Найдите в упражнении 119 это средство связи предложений в тексте.

 

Подготовка к изложению.

Звучит запись «Третьей симфонии» Людвига Бетковена, австрийского композитора, пианиста и дирижера.

— Подумайте, почему она получила еще одно название— «Героическая».

— Вспомните, где вы могли ее слышать. (В фильме «Титаник».)

— Прочитайте начало лекции Д. Б. Кабалевского о Л. Бетховене в упражнении 120, с. 79 учебника «Развитие речи».

— Сформулируйте идею этого текста.

— Какое бы заглавие вы дали этому тексту?

— Прочитайте еще раз текст, понаблюдайте, какие выразительные средства речи в нем использованы. Назовите их.

— Сейчас вы напишете изложение, близкое к тексту, при этом постарайтесь сохранить в нем выразительные средства речи. На доске записано грамматическое задание, которое вы выполните, когда закончите писать изложение.

Д. Подчеркните в тексте изложения все обособленные определения.

 

— Обязательно подберите заглавие к своему изложению. Вначале работайте с черновиком.

 

Самостоятельная творческая работа.

 

III. Подведение итога урока.

— Над чем мы работали сегодня на уроке?

— С каким новым понятием познакомились? (Композиционный стык.) Что это такое?

 

Домашнее задание: выполнить упражнение 118, используя в тексте композиционный стык.

 

Урок 65

ОБОСОБЛЕНИЕ ПРИЛОЖЕНИЙ

 

Цели: активизировать знания учащихся о приложениях, познакомить с условиями их обособления, учить правильному пунктуационному оформлению обособленных приложений.

 

Ход урока

I. Организациолный момент.

Сообщение темы и цели урока.

 

II. Подготовка к изучению нового материала.

— Вспомните, что мы называем приложением. Приведите примеры.

— Что будет являться приложением при сочетании нарицательного и собственного имен существительных? При каком условии?

— Какие знаки препинания ставятся при приложениях? При каких условиях?

— Объясните знаки препинания в записанных на доске предложениях. Назовите приложения.

Д. 1) Здравствуй, русская молодка,

Раскрасавица-душа,

Белоснежная лебедка,

Здравствуй, матушка-зима!

Нам не страшен снег суровый,

С снегом — батюшка-мороз…

                                 (В. Вяземский.)

 

2) «Повесть о настоящем человеке» называется книга известного писателя Бориса Полевого о подвиге Алексея Маресьева.

 

3) Покраснела рябина, посинела вода.

Месяц, всадник унылый, уронил повода.

                                         (С. Есенин.)

 

III. Изучение нового материала.

— Назовите приложение в 3-м предложении. (Всадник унылый.) Оно с обеих сторон выделяется запятыми, то есть обособляется. Учитывая, что приложение по сути своей является определением, вы можете объяснить условия его обособления? (Распространенное приложение после определяемого слова.)

— Какое еще условие обособления является общим и при обособлении определений, и при обособлении приложений? В качестве подсказки дается следующее предложение: Мы, старые адвокаты, очень ценим ораторское искусство. (К. Паустовский.)

— Прочитайте об остальных условиях обособления и не обособления приложений в § 194, с. 250 учебника «Теория».

— Назовите все три условия обособления приложений.

— Когда вместо запятой ставится тире при обособлении приложения?

— Когда приложения с союзом как не обособляются?

 

IV. Закрепление изученного материала.

Работа с учебником.

1) Выполнение устно упражнения 343, с. 150 учебника «Практика».

Орфографический разбор слов также выполняется устно.

2) Выполнение упражнения 344 с комментированием у доски письменно.

Морфемный разбор выполняется письменно, пунктуационный — устно.

 

Цифровой диктант.

Условие:

1 — приложение при личном местоимении;

2 — распространенное приложение после определяемого слова;

3 — приложения с союзом как, имеющее добавочное значение причины.

— По ходу чтения предложений с обособленными приложениями определите условия их обособления и запишите ту цифру, которая обозначает данное условие.

1) Нас, врачей, поражает это поистине безграничное терпение. (Н. Островский.)

2) Сосна, как дерево смолистое, с трудом поддается гниению.

3) Мелкий дождь, предвестник осени, кропит землю. (М. Горький.)

4) Моему спутнику, старому охотнику, удалось встретить в лесу леопарда. (И. Соколов-Микитов.)

5) Добряк, он не мог никому отказать в просьбе. (Л. Толстой.)

6) Илюше иногда, как резвому мальчику, так и хочется броситься и переделать все самому. (И. Гончаров.)

7) Муж ее, путиловский рабочий, два раза до войны подолгу сидел в тюрьме. (А.Н. Толстой.)

— Проверьте получившийся код: 1, 3, 2, 2, 1, 3, 2.

 

Работа с материалом по развитию речи.

— Откройте учебник «Практика» на с. 152, упражнение 346.

Перед вами образцы доверенности и расписки. Прочитайте их, найдите приложения и объясните знаки препинания, вставьте недостающие.

— А теперь, используя в качестве образца данное в упражнении 348 начало автобиографии, напишите кратко свою автобиографию, указав приложения в данном тексте и своей автобиографии.

 

V. Подведение итога урока.

—Что нового вы узнали сегодня на уроке?

— Назовите все условия обособления определений.

 

Домашнее задание: § 194 — выучить; упражнение 349 — письменно, 354—устно.

 

Урок 66

ОБОСОБЛЕНИЕ ПРИЛОЖЕНИЙ

 

Цель: закрепить знания учащихся об обособлении приложений, совершенствовать умения применять полученные знания при письме.

О б о р у д о в а н и е: сигнальные карточки со знаками «+», «—».

 

Ход урока

I. Организационный момент.

Сообщение темы и цели урока.

 

II. Повторение изученного материала.

Проверка домашнего задания.

— Расскажите, что вы знаете об обособлении приложений.

— Когда не обособляются приложения с союзом как?

Проверка упражнения 349 по «цепочке».

— Объясните, как вы изменили предложение в упражнении, чтобы несогласованное определение стало согласованным.

 

Выборочный диктант.

Выпишите из записанных на доске предложений только те, в которых вместо запятой при обособленном приложении употребляется тире.

Д. 1) На снегу, чуть заметный, пролегал зимник узенькая дорога, на которой едва ли могли разъехаться два грузовика. (А. Андреев.)

2) Дорога переходила в улицу снежную полосу с двумя рядами развалин. (К. Симонов.)

3) Надо было не дать погибнуть «Очакову» ядру восстания на флоте. (К. Симонов.)

4) Сам человек работящий он не выносил лени во всех ее видах. (К. Симонов.)

5) Это был дневник итальянского кочегара целая энциклопедия несчастной жизни на грузовом итальянском пароходе. (К. Паустовский.)

 

— Какие предложения вы выписали, почему? Докажите.

— Мне кажется, что в 5-м предложении тире стоит между подлежащим и сказуемым, выраженными именами существительными. Права я или нет? Докажите.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: