IV. Подведение итога урока

— Над чем вы работали сегодня на уроке?

 

Домашнее задание: § 186—189 — повторить; упражнения 471 и 473 (устно), принести учебники «Развитие речи».

 

Уроки 97—98

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ. СОЧИНЕНИЕ-ОПИСАНИЕ

 

Цели: развивать способность находить характерные особенности, главное во внешности конкретной личности и уметь передавать это описание словами; продолжить обучение такому виду высказывания, как описание внешности человека с учетом его психологического состояния.

О б о р у д о в а н и е: репродукции портретов Д. Г. Левицкого: «Портрет П.А. Демидова. 1773»; «Портрет Г.И. Алымовой. 1776»; «Портрет Н.И. Новикова. 1796 или 1797». // Уроки литературы. — № 1, 2001. (Приложение к журналу «Литература в школе».)

Портрет Г.Р. Державина. И. Смирновского и портрет Г.Р. Державина А.А. Васильевского // Уроки литературы. — № 4. — 2000.

Портрет Т.С. Любатович. Около 1886 г. К. Коровина; Эдуард Кабан. Брюнетка. ХIХ век // Уроки литературы. — № 2, 2002; Девочка с персиками. Портрет В.С. Мамонтовой. 1887. В.А. Серова; Портрет артистки М.Н. Ермоловой, 1905, В.А. Серова; Портрет И.А. Морозова, 1910. В.А. Серова // Уроки литературы. — № 3, 2000; репродукция «Женский портрет. 1880» И.Н. Крамского.

 

Ход уроков

 

I. Организационный момент.

— Сегодняшний урок развития речи посвящен развитию умения создавать описание психологического портрета человека. Точно так, как художник рисует красками, вы должны будете словами так «нарисовать», передать внешность человека, чтобы чувствовалось его психологическое состояние в этот момент.

 

II. Подготовка к сочинению.

Беседа.

— Как вы понимаете термины: «портрет» и «психологический портрет»? Есть ли между ними разница?

— Назовите примеры жизненных ситуаций, в которых нам необходимо умение описывать внешность человека.

— Это будет портрет или психологический портрет?

— Как вы думаете, что помогает увидеть именно психологический портрет человека? (Выражение лица, положение рук, поза и т. д.)

 

Работа с учебником.

— Откройте учебник «Развитие речи» на с. 154, упражнение 233.

Работа по заданию к упражнению.

 

— Как вы думаете, где чаще всего мы сталкиваемся с описанием психологического портрета? (В текстах художественной литературы.)

— Прочитайте портретные зарисовки в упражнениях 232 и 234. Скажите, в каких из них дается просто портрет героя, а в каких — психологический портрет.

— Кого из литературных героев вы узнали?

— Скажите, на какие детали внешности опираются эти портретные зарисовки. (Фигура, лицо, глаза, нос, брови, волосы, одежда.)

 

Словарный аукцион».

— К данным ключевым словам подберите как можно больше определений. Выигравшим будет считаться тот, кто назовет определение последним. Разделитесь на шесть команд, по числу вариантов, то есть I в а р и а н т — 1-я команда, II в а р и а н т — 2-я команда и т. д.

1-я команда подбирает определения к слову «фигура (рост)»; 2-я — к слову «лицо»; 3-я — к словам «глаза, взгляд»; 4-я — к слову «волосы»; 5-я — к слову «нос»; 6-я — к словам «губы, нос».

 

Через 5—7 минут проверяется задание. Победителей поздравляют. Затем среди победителей каждой команды проводится мини-аукцион без дополнительной подготовки со словом «брови», и определяется абсолютный победитель. Его поздравляют аплодисментами.

 

Работа с учебником.

— Откройте учебник «Развитие речи» на с. 158, упражнение 239.

Работают устно по всем заданиям к упражнению.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: