Работа с (иллюстрациими) репродукциями

— Рассмотрите репродукции портретов, вывешенных на доске.

— Какие психологические состояния людей изображены? Какие детали указывают на это?

 

Учителю можно специально заострить внимание учащихся на отдельных портретах и дать небольшой комментарий.

 

О портрете Н. Новикова: «...Блестящий публицист, автор философских сочинений, трудов о «художествах и науках», Новиков запечатлен на портрете после 4-летнего пребывания в Шлиссельбурге, куда Екатерина, преследуя масонов, посадила его на 15 лет. Заключение в крепости подточило здоровье Новикова, но не сказалось на состоянии его духа. В его лице, открыто смотрящем прямо на зрителя, нельзя не почувствовать спокойного сознания собственного достоинства, завоеванного годами удивительного по смелости напряженного труда. Левицкий стремится подчеркнугь на полотне прямоту и естественность Новикова, который непринужденно беседует с художником: взгляд живых глаз уместно подкрепляется разъясняющим жестом руки. В качестве фона в левой части полотна выступает тревожное облачное небо, которое вызывает у зрителя невольные ассоциации с трагически сложной судьбой пистеля-просветителя...» (Е.Н. Колокольцев.)

 

О портрете Г.И. Алымовой: «...та самая, которая на портрете Левицкого с артистическим изяществом играет на арфе. Темный нейтральный фон полотна удачно выделяет фигуру выпускницы Смольного в роскошном золотистом платье, украшенном широким зеленым поясом. Художник откровенно любуется женственностью Алымовой, ее прекрасным лицом, слегка повернутым к зрителю, гибкостью, пластичностью ее рук. Кисть живописца словно вторит стихам А.П. Сумарокова о смольнянках, которые можно отнести и к героине полотна: «С краской небесной краса сих нимф равна; / С незлобием сердец невинность их явна...». Кисть Дмитрия Левицкого навсегда запечатлела смольнянок [выпускниц Смольного] юными, добродетельными, простосердечными, исполненными радужных надежд на будущее, в котором они сумели реализовать себя как женщины, способные на подвижничество, пекущихся об общественном благе». (Е.Н. Колокольцев.)

 

— А теперь взгляните на два портрета Г.Р. Державина работы художника И. Смирновского и работы художника А.А. Васильевского. Чем отличны эти портреты друг от друга?

 

— Портрет И. Смирновского относится к началу 1800-х годов. Об этом художнике почти ничего не известно. Судя по фамилии, он был поляком или белорусом, может быть, портрет был написан во время одной из служебных поездок Гаврилы Романовича. Это первый портрет, на котором поэт изображен в халате, любимом своем домашнем наряде. Последний, самый поздний живописный портрет был написан А.А. Васильевским в 1815 году. Державина он изобразил в его любимом наряде — в колпаке и в халате, отороченном мехом. Художник не льстил модели: на нас смотрит усталый старик. Об этом времени В.Ф. Ходасевич, угадывая состояние Державина, писал: «Отойдя от дел государственных, Державин стал как бы глохнуть — и сразу это почувствовал, чем дальше, тем явственней». Таким Державина видел Пушкин на лицейском экзамене в 1815 г.: «Державин был очень стар. Он был в мундире и плисовых сапогах. Экзамен наш очень его утомил. Он сидел, подперши голову рукою. Лицо его было бессмысленно, глаза мутны, губы отвисли: портрет его (где представлен он в колпаке и халате) очень похож».

 

— Рассмотрите портрет М.Н. Ермоловой работы В.А. Серова. Опишите его, используя подходящие определения из выписок из «Словаря эпитетов русского литературного языка» на с. 159—160 и 163 учебника «Развитие речи».

В зависимости от запаса времени это задание может быть устным или письменным.

 

III. Самостоятельная творческая работа.

— Вы прочитали и послушали несколько описаний портретов, теперь вы должны будете сами написать сочинение, в котором дадите психологический портрет изображенного на нем героя. для этого вы можете выбрать один из портретов, рекомендуемых в упражнениях 250, 251 и 252.

— Прежде чем приступить к сочинению. вспомните, по какому плану были построены описания, с которыми вы работали на уроке? (Сведения о художнике, общий фон, фигура, лицо, одежда и т. д., другие детали, раскрывающие психологическое состояние героя.)

— Не забывайте использовать те определения-эпитеты, которые вы сами подобрали к ключевым словам описания портрета, и те, что даны в учебнике. Сначала на черновике составьте план своего сочинения, а затем уже приступайте к работе.

— И еще в описании внешности вам может очень пригодиться такое синтаксическое средство, как парцелляция. Откройте учебник «Развитие речи» на с. 122. Прочитайте теоретический материал на этой странице и на странице 123.

— Как вы поняли, в чем заключается этот прием?

— Теперь можете приступать к творческой работе.

 

IV. Подведение итога урока.

—Удалось ли выполнить цель, поставленную в начале урока?

— Что значит термин «психологический портрет»?

 

Домашнее задание: переписать сочинение в тетрадь с черновика. Упражнение 474 (устно, подготовиться к предупредительному диктанту).

 

 

Урок 99

ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОБОСОБЛЕННЫМИ ЧЛЕНАМИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

 

Цель: активизировать знания учащихся о правилах обособления второстепенных и уточняющих членов предложения, совершенствовать умение применять эти знания на практике.

 

Ход урока

 

I. Организационный момент.

Сообщение темы и цели урока.

 

II. Повторение изученного материала.

Беседа.

— Что значит термин «обособление»?

— На какие две основные группы делятся обособленные члены?

— Какие правила обособления второстепенных членов предложения вы знаете?

— А что вы знаете об уточняющих членах предложения?

 

Предупредительный диктант.

— Дома вы готовили устно упражнение 473. Назовите, какие обособленные члены предложения встретились в этом тексте?

— Прочитайте, объясняя знаки препинания.

— Закройте учебники, напишите под диктовку. Подчеркните уточняющие члены предложения.

 

Выборочный диктант.

               О маме

Звенит за простенком синица,

Играет в свистульку-дуду.

А мне, поседевшему, снится, —

Я, маленький, с мамой иду.

 

В платочке и кофте цветастой,

Она, молодая на вид,

Ко мне наклоняется часто

И что-то, смеясь, говорит.

 

И я, карапуз пятилетний,

Иду по траве полевой.

И день, беспредельный и летний,

Плывет над моей головой.

                     (Л. Решетников.)

 

      Ночная атака

Прожектор, холодный и резкий,

Как меч, извлеченный из тьмы.

Сверкнул над чертой перелеска,

Помедлил и пал на холмы.

 

И в свете его обнаженном,

В сиянии дымном, вдали,

Лежали молчащие склоны

По краю покатой земли.

 

Сверкая росой нестерпимо,

Белесая, будто мертва,

За еле струящимся дымом

Недвижно стояла трава.

                      (Л. Решетников.)

 

— Выпишите обособленные определения, в том числе приложения, вместе с определяемым словом и объясните причину обособления. Объясните постановку знаков препинания при деепричастиях, деепричастных и сравнительных оборотах.

Разберите по составу и объясните правописание причастий: извлеченный (меч), в обнаженном (свете), молчащие (склоны), за струящимся (дымом).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: