Игры со звуками, буквами и словами 15 страница

мороз (какой?) (трескучий, злой, сильный, крепкий,
большой, легкий)

снег (какой?) (белый, голубой, искристый, серебрис-
тый, пушистый, мягкий, легкий, холодный, липкий,
сырой, мокрый, грязный, чистый, рыхлый, плотный, ноз-
древатый, тяжелый)

снежинка (какая?) (маленькая, легкая, нежная, пуши-
стая, белая, холодная, ломкая, хрупкая, узорчатая, лу-
чистая, игольчатая, кружевная, резная)

иней (какой?) (серебристый, белый, колкий, колючий,
острый)

ветер (какой?) (колючий, порывистый, сильный, ура-
ганный, холодный, злой)

лед (какой?) (холодный, прозрачный, скользкий, глад-
кий, зеркальный, бугристый, темный, голубой, тонкий,
толстый, прочный, ломкий, твердый, хрупкий)

лес (какой?) (неподвижный, сказочный, угрюмый, за-
думчивый, темный, спокойный)

сосулька (какая?) (хрустальная, прозрачная, скольз-
кая, острая, треугольная, длинная, короткая, холодная)

погода (какая?) (холодная, морозная, вьюжная, ветре-
ная, студеная, снежная, зимняя)

деревья (какие?) (сказочные, серебристые, снежные, голые)

 

Глагол

 

■ ИЗМЕНЕНИЕ ГЛАГОЛОВ НЕСОВЕРШЕННОГО ВИДА ПО ВРЕМЕ-
НАМ

 

Неопределен- ная форма Единственное и множест- венное число настоящего времени Прошедшее время Будущее время
падать падает, -ют падал будет падать
кружиться скрипеть кружится, -атся скрипит, -ят кружился скрипел будет кружиться будет скрипеть
сверкать сверкает, -ют сверкал будет сверкать
кататься катается, -ются катался будет кататься
скользить скользит, -ят скользил будет скользить

 

■ ИЗМЕНЕНИЕ ГЛАГОЛОВ СОВЕРШЕННОГО ВИДА ПО ВРЕМЕНАМ

 

Неопределенная форма нагрянуть Прошедшее время нагрянул Будущее время нагрянет, -ут
укрыть укрыл укроет, -ют
засыпать заснул заснет, -ут
расчистить расчистил расчистит, -ят
замерзнуть замерз замерзнет, -ут

 

Ответьте на вопросы.

Что делает снегоуборочная машина? (Снегоуборочная ма-
шина убирает снег. Снегоуборочная машина чистит дороги.)

Что делал дворник во дворе? (Дворник посыпал дорож-
ку песком.)

Что делают дети зимой? (Дети лепят снеговика. Дети
играют в снежки.)

Что будут делать дети на горке? (Дети будут кататься
с горки на санках.)

Что сделает снег с деревьями? (Снег укроет деревья.)

 

■ СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛОВ

 

Говорите и выполняйте.

Что я делаю? (Я качусь, спускаюсь, леплю.)
Что мы делаем? (Мы катимся, спускаемся, лепим.)
Спросите у друга. (Ты катишься, спускаешься, лепишь?)
Скажите обо мне, что я делаю. (Вы катитесь, спуска-
етесь, лепите.)

Что делает он(-а)? (Он(-а) катится, спускается, лепит.)
Что они делают? (Они катятся, спускаются, лепят.)

 

■ ПОВЕЛИТЕЛЬНОЕ НАКЛОНЕНИЕ ГЛАГОЛОВ

 

Наши пожелания и советы.

Одевайтесь теплее! Не ходите без варежек! «Береги нос
в большой мороз!» Не соси сосульки! Не стой под кры-
шей, берегись падающих сосулек! Не бегай в расстегну-
том пальто. Застегни шубу. «Любишь кататься — люби
и саночки возить».

 

Делай с нами.

Лепи снеговика. Поднимайся на горку. Катись с горы!
Бросай снежок!

 

■ СОЧЕТАЕМОСТЬ ГЛАГОЛОВ С НАРЕЧИЯМИ

 

Исключите лишнее слово.

Зимой бывает (жарко, морозно, холодно). Вьюга воет
(зло, свирепо, морозно).

 

Ответьте на вопрос.

Как нужно одеваться зимой?

 

Игры со звуками, буквами и словами

(Задания выполняются с использованием наглядного материала.)

Назовите первый звук в словах зима, метель, вьюга, лед, фигурист. Как называются эти звуки? (Согласные мягкие звуки.)

Какой последний звук слышится в словах ураган, наст, тулуп, пуховик, шарф? Как называются эти звуки? (Со­гласные твердые звуки.)

Угадайте слово, в котором первый звук м', последний — л' (Метель.) В слове первый звук л', последний — л. (Ледокол.) В слове первый звук с, а последний — и. Что это? (Санки.)

Назовите пять слов, связанных со словом зима, в ко­торых есть звук ш. (Шуба, шапка, шарф, пороша, клюш­ка, волшебница, полушубок.)

Назовите слова, связанные со словом зима, в которых есть звуки р, р'. (Пурга, ураган, вихрь и др.)

Какого звука не хватает в словах мо...оз (р), (ж), су...роб (г), со...улька (с)?

Вставьте пропущенные гласные буквы в слова з...ма (и), сн...г (е), лыж... (и), кат...к (о).

Вставьте пропущенные согласные буквы в слова...тужа (с),...олод (х),...етель (м),...айба (ш).

Составьте слова из «рассыпанных» звуков а, р, г, о, к (горка), а, н, с, и, к' (санки). Определите количество согласных звуков в каждом слове.

«Разбросайте» звуки в словах шуба, шарф, пальто. Назовите гласные звуки каждого слова.

Замените в словах корка, танки, тапка, голод один звук (одну букву). Какое новое слово получится? (Горка, санки, шапка, холод.)

Какого слога не хватает в словах сне.вик (го), го...лед (ло), сне.рочка (гу), по...шубок (лу)?

Угадайте слова по перепутанным слогам: ка-клюш (клюшка), ки-реж-ва (варежки), ви-ру-ка-цы (рукавицы), раль-фев (февраль), вик-сне-го (снеговик).

«Слово в слове». Найдите новые слова в следующих словах: полушубок (пол, бок), рукавицы (рука, рукав), спортсмен (спорт, рот, нос, море), снеговик (снег), пу­ховик (пух, ухо).

 

Развитие познавательных процессов

 

■ РАЗВИТИЕ ОЩУЩЕНИЯ И ВОСПРИЯТИЯ

 

Ответьте на вопросы.

Какие звуки характерны для зимы? Сравните на ощупь снег и лед. Что легче? Каким цветом можно нарисовать зиму, снег, лед, зим­нюю дорогу?

Какой формы бывают снежинки? (Снежинки имеют форму восьмиугольника.) Какую геометрическую фигуру напоминает сосулька? (Треугольник.)

Сколько надо скатать комов, чтобы получился снего­вик? Где находится самый большой ком — вверху или внизу? Что можно сделать из маленьких комочков?

Понаблюдайте, сколько времени пройдет с момента превращения воды в лед и льда в воду.

 

■ РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ

 

Работа с рисунками.

Игра «Бывает — не бывает». Зимой зеленеют листья. В воздухе кружатся снежинки. На яблоне созрели ябло­ки. Дети сыплют зерно в кормушку. На ветках сидят снегири. По болоту ходит цапля.

Игра «Я — не я». Я катаюсь на лыжах. Я съезжаю с горки. Я собираю грибы. Я пускаю кораблики по лужам. Я хожу в валенках. Я катаюсь на велосипеде. Я еду на снегоходе. Я сосу сосульку. Срываю яблоки в саду. По­ливаю огород.

 

■ РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ

 

Кто больше назовет слов, относящихся к зиме?

Зима — снег — снежинка — лед — коньки — каток...

 

Кто знает, пусть продолжает.

Я знаю такую зимнюю одежду: шуба... Я знаю такую зимнюю обувь: валенки... Я знаю такие зимние виды спорта: лыжи...

 

Послушайте, запомните и повторите слова.

снег, снежинка, снеговик, Снегурочка, снегопад Какое слово «потерялось»? (Снег, снеговик, Снегурочка, снегопад.)

 

Запомните и назовите пары слов.

каток — коньки хоккеист — хоккей гол — ворота шайба — клюшка

фигуристы — лед комок — снежки мороз — шуба

 

Подберите нужное слово.

катаемся на (санках, лыжах, коньках)

лепим (снеговика, снежную бабу)

спускаемся с (горы)

поднимаемся на (горку, фуникулере)

скользим по (льду)

играем в (снежки)

 

Работа с картинками.

Найдите и разложите правильно.

Выкладываются две картинки: одна с изображением зимнего пейзажа, другая — осеннего. Дети называют пред­меты, относящиеся к тому или иному времени года.

Из ряда картинок с изображением зимней одежды ис­ключить плащ. Объяснить, почему он исключается. И т. д.

 

■ РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ

Подумайте и скажите.

 

Я назову месяцы, а вы — время года.

Декабрь, январь, февраль. (Зима.)

Сентябрь, октябрь, ноябрь. (Осень.)

 

■ ПОИСК ОБЩИХ ПРИЗНАКОВ И РАЗЛИЧИЙ

 

Какой общий признак имеют следующие предметы?

Сосулька, морковь, карандаш и пирамидка. (У них острый конец.)

Снег и шуба. (Шуба согревает людей, а снег — кусты и озимые.)

Снег, муха, воробей и вертолет. (Они летают.) Вата, снег и тополиный пух. (Они легкие и имеют белый цвет.)

 

Какой предмет лишний?

варежки, дубленка, купальник, валенки, шуба собачья упряжка, оленья упряжка, тройка лошадей, лодка, аэросани, снегоход

 

Какие из этих птиц не встретятся нам зимой?

Воробей, кукушка, синица, ласточка, ворона, скворец, снегирь, аист, журавль.

 

■ УСТАНОВЛЕНИЕ АССОЦИАТИВНЫХ И СИТУАЦИОННЫХ СВЯ­ЗЕЙ МЕЖДУ ПРЕДМЕТАМИ И ЯВЛЕНИЯМИ

 

Подберите слова, которые связаны с новогодним праздни­ком и со словом снег.

Новый год, елка, Снегурочка, Дед Мороз, подарки, украшение, хлопушки

снег, снежинка, снегопад, сугроб, снежная горка, сан­ки, снеговик, снежный ком, снежки, вьюга, метель

 

Найдите картинке пару.

горка каток лыжня сани олени лыжи санки тройка лошадей нарты коньки

 

■ РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ

 

Ответьте на вопросы.

О чем разговаривают между собой Снежинки?

О каких приключениях поведали вам Снежинки?

О чем предупреждают Сосульки, свисающие с крыши?

О чем шепчутся Деревья в зимний день?

О чем разговаривают между собой Ель и Осина? Сосна и Береза?

Какие сны видит Елочка зимой?

О чем мечтает Березка в морозный день?

О чем мечтают Воробушки в зимний день?

О чем могут вести разговор Зайка и Белочка в холод­ный ненастный день?

Что могла бы рассказать замерзшая Река?

Что вы можете рассказать о волшебнике Дедушке Мо­розе? О чем поведали Снегурочке обитатели леса в ново­годнюю ночь? Что вам могла бы рассказать Снегурочка о своей жизни?

 

Развитие диалогической речи

Ответьте на вопросы. Задайте друг другу вопросы по теме «Зима».

Составьте мини-диалоги.

После какого времени года наступает зима? Какие вы знаете зимние месяцы? Сколько месяцев в году ле­жит снег в вашей местности? Как долго длится зима? Какие изменения происходят в природе с наступлени­ем зимы?

Что происходит зимой с лиственными деревьями? (Зи­мой лиственные деревья впадают в спячку, как суслики и бурундуки. Дышат они в 200—400 раз слабее, чем ле­том.)

Что такое снег? Чем была снежинка раньше? Чем она станет потом? Какой формы бывают снежинки? Каким бывает снег? Почему снег хрустит? (Потому что ломают­ся кристаллики, из которых он состоит.) Чем служит снег для земли и деревьев? (Покрывалом, одеялом, периной, шубой.) Что такое иней? (Изморозь на траве, кустах и деревьях.) Когда бывает иней? (Поздней осенью, зимой и ранней весной.) Что такое лед? (Замерзшая вода.) Поче­му вода превращается в лед? При какой температуре вода превращается в лед? Каким бывает лед? Где можно уви­деть лед зимой? (На реках и озерах, на катке, на карни­зах домов в виде сосулек, в холодильнике и т. д.) В ка­кую погоду появляются сосульки? Каким становится снег в оттепель? Почему мокрый снег тяжелее недавно вы­павшего? Из какого снега нельзя слепить снеговика? Чем похожи снег, лед и иней? Что с ними происходит в теп­ле? При какой температуре воздуха лед превращается в воду? Где быстрее растает снежинка — на варежке или на ладошке?

Какие зимние виды спорта вы знаете? Что нужно фи­гуристам для занятий фигурным катанием и хоккеис­там для игры в хоккей? Могут ли они тренироваться летом? Для каких видов спорта обязательно нужен снег? Какими должны быть спортсмены-горнолыжники? Ка­кие зимние игры и развлечения предпочитаете вы? Ка­ким спортом вы занимаетесь? Зачем нужно заниматься спортом?

Какую одежду носят люди зимой? Почему зимой нуж­но одеваться тепло? При какой температуре воздуха мож­но гулять? Почему опасно долго находиться на улице в морозный день? (Можно обморозиться.) Что нужно де­лать при обморожении? (Наложить теплую повязку на обмороженные участки кожи и не снимать ее, пока не появится чувство жара. Принять горячее питье.)

Каких зимующих птиц вы знаете? Почему они оста­лись зимовать? Чем питаются зимующие птицы? Как мы можем им помочь? Зачем куропаткам и полярным совам пух на лапках? Какие птицы ночуют зимой в сугробах? (Куропатки.)

Каких животных можно встретить в зимнем лесу? Чем питаются зимой олени, лоси и зайцы? Как олени доста­ют ягель из-под снега? Чем питаются белки зимой? Где хранятся их запасы? Почему зимой не видно медведя, барсука и ежа? Почему они впадают в спячку? Как при­спосабливаются к зимним холодам зайцы, лисы и вол­ки? (У них вырастает теплый подшерсток.) Кто из зве­рей охотится на других животных?

В какие дни люди чувствуют себя лучше — в мороз­ные и солнечные или в пасмурные и ветреные? Какое настроение вызывает у вас длительная зимняя ночь? Что людям может заменить недостаток солнечных лучей? Ка­кие продукты питания должны быть в рационе людей в зимнее время?

Чем радует нас зима? Какие праздники мы отмечаем зимой? Какой ваш самый любимый праздник? Кто при­ходит к нам в гости в Новый год? За что вы любите Новый год? Какой православный праздник отмечается 7 января? (Это праздник Рождества Христова. Люди, ве­рующие в Бога, отмечают 7 января рождение Христа.)

Какое время года мы с нетерпением ждем после дол­гой зимы?

 

Стихи

Прослушайте стихотворения. Повторите рифму. Расскажите,
о чем идет речь в стихотворениях.

 

ЯНВАРЬ

Открываем календарь —

Начинается январь.

В январе, в январе

Много снегу на дворе.

Снег — на крыше, на крылечке,

Солнце в небе голубом.

В нашем доме топят печки.

В небо дым идет столбом.

С. Маршак

 

СНЕЖИНКА

— Опустись, снежинка,
На мою ладошку:
Кружишься давно ты,
Отдохни немножко.

— Ишь, какая хитрая!
Думаешь, не знаю:
На ладошке теплой
Сразу я растаю.

Г. Абелян

 

СНЕЖИНКИ

Легкие, крылатые,
Как ночные бабочки,
Кружатся, кружатся
Над столбом у лампочки.

Собрались на огонек.
А куда им деться?
Им ведь тоже, ледяным,
Хочется погреться.

И. Бурсов

 

Белый снег пушисты
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
И под утро снегом
Поле забелело,
Точно пеленою
Все его одело.

Темный лес — что шапкой
Принакрылся чудной
И заснул под нею
Крепко, непробудно...
Божьи дни коротки,
Солнце светит мало.
Вот пришли морозцы —
И зима настала.

Я. Суриков

 

ВСТРЕЧА ЗИМЫ

...Здравствуй, гостья-зима!
Просим милости к нам
Песни севера петь
По лесам и степям.
Есть раздолье у нас,—
Где угодно гуляй;

Строй мосты по рекам
И ковры расстилай.
Нам не стать привыкать —
Пусть мороз твой трещит:
Наша русская кровь
На морозе горит!

И. Никитин

 

ДЕКАБРЬ

В декабре, в декабре
Все деревья в серебре.
Нашу речку, словно в сказке,
За ночь вымостил мороз,
Обновил коньки, салазки,
Елку из лесу привез.

С. Маршак

 

БЕРЕЗА

Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.

И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.

С. Есенин

 

СНЕЖИНКА

Светло- пушистая,
Снежинка белая,
Какая чистая,
Какая смелая!
Дорогой бурною
Легко проносится.
Не в высь лазурную,
На землю просится.

Лазурь чудесную
Она покинула.
Себя в безвестную
Страну низринула.
В лучах блистающих
Скользит, умелая,
Средь хлопьев тающих
Сохранно белая.

К. Бальмонт

 

СНЕЖИНКИ

У сестренки, у Маринки,

На ладошке — две снежинки,

Всем хотела показать,

Глядь — снежинок не видать!

Кто же взял снежинки

У моей Маринки?

М. Родина

 

ПЕРВЫЙ СНЕГ

Раз шажок,
Два шажок,

Под ногой скрипит снежок.
На шнурке ботинка
Звездочка-снежинка.
Мальчик взял ее рукой —
Нет снежинки никакой.
А на рукавице —
Капелька водицы.

Я. Полякова

 

ПЕРВЫЙ СНЕГ

Посмотрите-ка, ребята,
Все вокруг покрыла вата!
А в ответ раздался смех:

— Это выпал первый снег.
Не согласна только Люба:

— Это вовсе не снежок,—
Дед Мороз почистил зубы
И рассыпал порошок.

Я. Бурсов

 

СНЕЖОК

«Скрип, скрип,— скрипит снежок.—
Погуляй со мной, дружок,
По морозцу, по снежку
И по бывшему лужку».

В. Протасов

 

СНЕЖОК

Снежок порхает, кружится,
На улице бело.
И превратились лужицы
В прозрачное стекло.
Где летом пели зяблики,
Сегодня — посмотри! —
Как розовые яблоки,
На ветках снегири.

3. Александрова

 

СУГРОБ

От досады сморщив лоб,
Плачет дедушка-сугроб:
«Вот зимой жилось легко:
С туч струилось молоко,
И мороз вовсю трещал,
Леденцами угощал».

А как стало солнце греть,
Начал дед-сугроб худеть:
Позабыл его мороз,
Ветер тучи все унес.
И стоит сугроб в воде
Со слезой на бороде.

Е. Кохан

 

СОСУЛЬКИ

С белых крыш, лучась от света,
Вниз направлены ракеты
И на самом кончике
Держат колокольчики.

Е. Кохан

 

СНЕГ-СНЕЖОК

Падал снег,
Сыпал снег,
А потом — устал...

— Чем же, снег,
Снег-снежок,

На земле ты стал?

— Для озимых

Стал я теплою периною,
Для осинок —
Кружевною пелериною,
Для зайчишек
Стал подушкой пуховой,
Для мальчишек —
Их любимою игрой.

Т. Коломиец

 

СНЕЖНЫЙ КРОЛИК

Мы слепили снежный ком,
Ушки сделали потом,
И как раз
Вместо глаз

Угольки нашлись у нас.
Кролик вышел как живой!

Он с хвостом и с головой!

За усы

Не тяни —

Из соломинок они!

Длинные, блестящие,

Точно настоящие!

О. Высотская

 

ЛЫЖИ

Говорила лыжа лыже,
Отправляясь с горки вниз:

— Ты держись ко мне поближе!

— Да сама-то не споткнись!
И помчались во весь дух,
Поднимая снежный пух.
Встала елка на пути
Ежиком колючим...

— Влево, влево обходи!..

— Вправо, здесь получше!..
Сбила лыжа лыжу с толку,
И с разгона обе — в елку.

И. Бурсов

 

ПОДАРКИ ЗИМЫ

К нам пришла зима сама.

Принесла во двор зима

Снег пушистый, лед, снежинки,

Санки, лыжи и коньки.

На деревья и кусты

Шапки нахлобучила,

В толстяка-снеговика

Превратила чучело.

И на окнах спозаранку —

Звезды, листья, завитушки.

Все девчонки взяли санки.

Все мальчишки взяли клюшки.
Вот подарки так подарки!
Мы играем во дворе.
Нам не холодно, а жарко,
Будто лето
В декабре.

Г. Сапгир

 

ЛЫЖИ

Лыжи мои, лыжинки!
Две дощечки рыженьких
С курносыми носами

Бегут по снегу сами!
А на горке пятятся,
Никак с нее не катятся.

Л. Фадеева

 

Загадки

Отгадайте загадки. Нарисуйте отгадки.

Дел у меня не мало:
Я белым одеялом
Всю землю укрываю,

В лед реки убираю,
Белю поля, дома,
Зовут меня... (зима).

Назовите-ка, ребятки,

 

Месяц в этой вот загадке.
Дни его всех дней короче,
Всех ночей длиннее ночи.

На поля и на луга
До весны легли снега.
Только месяц наш пройдет,
Мы встречаем Новый год.

(Декабрь)

 

Щиплет уши, щиплет нос,
Лезет в валенки мороз.
Брызнешь воду — упадет
Не вода уже, а лед.
Даже птице не летится,
От мороза стынет птица.
Повернуло солнце к лету.
Что, скажи, за месяц это?

(Январь)

 

Снег мешками валит с неба,
С дом стоят сугробы снега.
То бураны, то метели
На деревню налетели.
По ночам мороз силен.
Днем капели слышен звон.
День прибавился заметно.
Ну, так что за месяц это?

(Февраль)

 

Одеяло белое

Не руками сделано.

Не ткалось и не кроилось,

С неба на землю свалилось.

(Снег)

 

Покружилась звездочка
В воздухе немножко,
Села и растаяла
На моей ладошке.

(Снежинка)

 

Какой это мастер на стекла нанес
И листья, и травы, и заросли роз?

(Мороз)

 

В белом бархате деревня,
И заборы, и деревья.
А как ветер нападет,
Этот бархат опадет.

(Иней)

 

Без досок, без топоров
Через речку мост готов.
Мост как синее стекло!
Скользко, весело, светло!

(Лед)

 

Рыбам зиму жить тепло,
Крыша — толстое стекло.

(Лед)

 

Сели детки на карниз
И растут все время вниз.
Солнце выглянет — заплачут.
Солнца нет — слезинки спрячут.

(Сосульки)

 

Замечательно с утра

Потрудилась детвора,

И из снега получилось

Украшение двора.

Нос его — мечта зайчишки —

Повкуснее кочерыжки.
А ведро — почти как шляпа.
Стал солидным он, как папа.
Но к весне бедняга сник —
Начал таять... (снеговик).

С. Ситников

 

Можешь с гор на них кататься
И по лесу прогуляться.
Даже летом кое-где
Их увидишь на воде.

(Лыжи)

 

Кто на льду меня догонит?
Мы бежим вперегонки.
И несут меня не кони,
А блестящие... (коньки).

Г. Сапгир

 

ВЕСНА

СЛОВАРИК ПО ТЕМЕ

 

 

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ весна март апрель май погода солнце тепло ДОЖДЬ лужа грязь туча снеготаяние распутица капель пробуждение ручей проталина половодье разлив наводнение ледоход льдина набухание почка цветение черемуха сирень трава лист первоцвет мать-и-мачеха подснежник одуванчик тюльпан нарцисс примула пион земля пахота сев посевная посадка сад огород поле имя ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ весенний ранний поздний быстрый чистый мутный звонкий разговорчивый бурный говорливый ЛИПКИЙ клейкий пахучий мягкий шелковистый нежный свежий изумрудный ольховый березовый тополиный ГЛАГОЛ бежать журчать бурлить звенеть течь висеть крошиться ломаться плыть пускать набухать лопаться распускаться зеленеть
цвести возвращаться прилетать петь копать боронить пахать сажать сеять пробудить зазеленеть согреть растопить промочить посадить ПРИЧАСТИЕ растаявший бурлящий набухший раскрывшийся раскисший возвратившийся зеленеющий вспаханный засеянный посвежевший расцветающий звенящий НАРЕЧИЕ по-весеннему ярко бурно тепло ласково звонко светло зелено весело наконец внезапно

 

Психогимнастика

 

■ ВЫРАЖЕНИЕ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО И ПСИХОФИЗИЧЕ-
СКОГО СОСТОЯНИЯ

 

Выразите радость людей от встречи с весной. Мы гре-
емся на солнышке, покажите, как вам тепло и приятно.
Представьте себя доброй и ласковой Весной. Подарите
деревьям листву, лугам — траву и цветы.

 

■ ОБРАЗНЫЕ ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЯ

 

Весна принесла хорошее настроение не только нам, но
и всему живому. Изобразите зверей, встречающих весну:
из норки вылезает ежик, просыпаются барсук и медведь,
радуются зайчик и белочка.

Представьте себя говорливыми ручьями, печальными
снеговиками, плачущими сосульками и пробивающимся
из-под снега подснежником.

Пластический этюд «Медведь в берлоге». Пригрело сол-
нышко, снег растаял, и вода попала медведю в берлогу.
Покажите, как медведь испугался, удивился, огорчился,
а потом обрадовался, поняв, что пришла весна.

 

■ ДЕЙСТВИЯ С ВООБРАЖАЕМЫМИ ПРЕДМЕТАМИ

Готовимся к прилету скворцов: распиливаем доски,
сколачиваем скворечник, привязываем к дереву.

Диалог «Зима и Весна» А. Лойко. Выразите мимикой,
движениями и жестами отношения Зимы и Весны.

Говорит Весна:

— Сестра, уходить тебе пора!
А Зима Весне в ответ:

— Нет! Нет! Нет! Нет!
Говорит Весна тогда:

— С крыши капает вода?

— Да! Да! Да! Да!

— Тают горки во дворах?

— Ах! Ах! Ах! Ах!

— А на речке-речке треснул лед?

— Вот так! Так вот!

 

Развитие мелкой моторики.
Координация речи с движением

 

Выполняйте действия в соответствии со смыслом текста сти-
хотворения.

Наши алые цветки
Раскрывают лепестки.
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет.

Наши алые цветки
Закрывают лепестки,
Тихо засыпают,
Головками качают.

Т. Ткаченко

 

 

Формирование
лексико-грамматического строя речи

 

■ Синонимы

 

Послушайте и повторите близкие по значению слова — «сло-
ва-приятели».

половодье — разлив, паводок, полая вода, высокая вода
прилет — возвращение (птиц)

мокрая — влажная, сырая (земля)

идет — шагает, спешит (весна)

шумит — бурлит, журчит, звенит (ручей)

 

■ АНТОНИМЫ

 

Придумайте противоположные по значению слова — «слова-
неприятели».

ранняя — поздняя
солнечная — пасмурная
нежданная — долгожданная
мелкий — глубокий

мокрая — сухая
рыхлая — плотная
оживать — замирать
ясно — пасмурно

 

Скажите, какого слова не хватает.

Весной природа оживает, а осенью (замирает). Вода в
ручье мутная, а в реке (прозрачная).

 

■ МНОГОЗНАЧНОСТЬ слов

 

Ответьте на вопросы.

Где вы можете увидеть сережки? (Сережки можно
увидеть ранней весной на березе, иве и ольхе. Сереж-
ки свисают под подбородком у петуха и курицы). Ка-
кие сережки есть у твоей мамы или сестры? Каким лас-
ковым именем можно назвать мальчика Сережу? (Се-
режка.)

 

■ РОДСТВЕННЫЕ СЛОВА

 

Послушайте и повторите слова. Какая общая часть есть в
родственных словах? Исключите лишнее слово.

весна, веснянка, веснушки, весенний, осенний
солнце, солнышко, солнечный, подсолнух, солянка

 

СЛОВООБРАЗОВАНИЕ

 

■ ОБРАЗОВАНИЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ И ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ
С ПОМОЩЬЮ СУФФИКСОВ

 

Скажите ласково.

ручей — ручеек, ручеечек
тюльпан — тюльпанчик
земля — земелюшка

трава — травка, травушка, травинка, травинушка

 

■ ОБРАЗОВАНИЕ СЛОЖНЫХ СЛОВ

 

Составьте новое слово из двух.

Как называется явление, когда тает снег? (Снеготаяние.)
Как называется явление, когда идет лед? (Ледоход.)
Каким словом можно назвать первые цветы? (Перво-
цветы.)

Если мы долго ждем весну, значит, она какая? (Долго-
жданная.)

 

■ ОБРАЗОВАНИЕ СТЕПЕНЕЙ СРАВНЕНИЯ КАЧЕСТВЕННЫХ ПРИ-
ЛАГАТЕЛЬНЫХ

 

Ответьте на вопросы.

Когда погода бывает теплее — весной или летом?
Когда листья на деревьях бывают самые нежные? (Са-
мые нежные листья бывают весной.)

Что самое глубокое — ручей, река или океан?

 

■ ОБРАЗОВАНИЕ ГЛАГОЛОВ С ПОМОЩЬЮ ПРИСТАВОК

 

Составьте новые слова.

греть, согреть, пригреть, обогреть, нагреть
таять, растаять, подтаять, оттаять

 

СЛОВОИЗМЕНЕНИЕ

 

Имя существительное

 

■ ЕДИНСТВЕННОЕ И МНОЖЕСТВЕННОЕ ЧИСЛО СУЩЕСТВИ-
ТЕЛЬНЫХ В ИМЕНИТЕЛЬНОМ И РОДИТЕЛЬНОМ ПАДЕЖАХ

 

«Один — много».

один ручей — ручьи — много ручьев










































































































































































































































































Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: