Игры со звуками, буквами и словами 12 страница

Что делает водитель автобуса? (Управляет, заводит,
тормозит.)

Что сделал водитель автобуса? (Сел, завел, притормо-
зил, перевез, остановился.)

Что делают лодки? (Плывут, плавают, причаливают,
пришвартовываются.)

Что сделала машина? (Тронулась с места, останови-
лась, сломалась.)

 

Дополните предложения. Выберите правильно слова.

В автобус можно (зайти, сесть).

На машине можно (поехать, прокатиться, путешество-
вать).

На вокзале можно (подождать, встретить, проводить).

 

■ СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛОВ

 

Говорите и выполняйте.

Что я делаю? (Я лечу, еду, плыву.)
Что мы делаем? (Мы летим, едем, плывем.)
Спросите у друга. (Ты летишь, едешь, плывешь?)
Скажите обо мне, что я делаю. (Вы летите, едете, плы-
вете.)

Скажите, что делает Оля или Коля. (Он(-а) летит, едет,
плывет.)

Что они делают? (Они летят, едут, плывут.)

 

■ ПОВЕЛИТЕЛЬНОЕ НАКЛОНЕНИЕ ГЛАГОЛОВ

 

Придумайте пожелания, советы и предложения для пешехо-
дов и пассажиров.

Заходите в заднюю дверь автобуса, а выходите — в
переднюю.

Не садитесь на места, предназначенные для детей и
инвалидов!

Уступайте место женщинам!

Не забывайте пристегивать ремни безопасности!

Заранее приезжайте на вокзал! Не опаздывайте на
поезд!

Уважаемые пассажиры, не забывайте оплачивать проезд!

 

■ СОЧЕТАЕМОСТЬ ГЛАГОЛОВ С НАРЕЧИЯМИ

 

Исключите лишнее слово.

Самолет летит (высоко, низко, тихо).

Подводная лодка плавает (глубоко, быстро, мелко).

Корабль виднеется (вдали, вдалеке, вблизи).

 

Игры со звуками, буквами и словами

(Задания выполняются с использованием наглядного материала.)

Назовите первый звук в словах самолет, катамаран, баркас, катер, лодка. Как называются эти звуки? (Со­гласные твердые звуки.)

Какой последний звук слышится в словах электрич­ка, метро, такси? Как называются звуки а, и, о? (Глас­ные звуки.)

Угадайте названия машин по первому и последнему зву­ку. В слове первый звук а, последний — с. Что это? (Авто­бус.) В слове первый звук т, последний — й. (Трамвай.)

В названиях какого транспорта есть звук р? (Трамвай, троллейбус, электровоз, метро, автофургон, корабль, ка­тер, вертолет, парусник.)

Назовите четыре слова — названия транспорта, в кото­рых есть звук л. (Велосипед, мотоцикл, теплоход, лодка.)

Какого звука не хватает в словах...етро (м'),...ина (ш),...вери (д),...абина (к)?

Вставьте пропущенные гласные буквы в слова п...езд, метр..., лед...кол.

Вставьте пропущенные согласные буквы в слова...палы,...ельсы,...ричал,...оздух,...осмос.

Составьте слово из «рассыпанных» звуков: п, т, о, л (плот); и, т, а, с', к (такси). Определите количество согласных звуков в каждом слове.

«Разбросайте» звуки в словах порт, парк. Назовите гласные звуки каждого слова.

Замените одну букву в словах ложка, торт, плот. Какие новые слова получатся? (Лодка, порт, флот.)

Какого слога не хватает в словах са..лет (мо), ра...та (ке), ве...сипед (ло), ко...са (ле), мо...цикл (то), до...га (ро)?

Угадайте слова по перепутанным слогам: биль-то-мо-авто (автомобиль), терка (катер), си-так (такси), ши-ма-на (машина), лей-бус-трол (троллейбус), езд-по (поезд).

«Слово в слове». Найдите коротенькие слова в следу­ющих словах: самолет (сам, мол), корабль (кора, раб), троллейбусы (лей, бусы), салон (сало), теплоход (теп­ло, ход), пароход (пар, ход), электричка (три, лак), поезда (езда), сиденье (день).

Развитие познавательных процессов

(Задания выполняются с использованием наглядного материала.)

■ РАЗВИТИЕ ОЩУЩЕНИЯ И ВОСПРИЯТИЯ

Игра «Что в мешочке?». Узнайте на ощупь, какая игрушечная машинка в руке.

Закройте глаза и определите, к какой части машинки прикоснулись пальчики.

Назовите цвет разных машин. Сгруппируйте машины по цвету. (Красная машина, красный автобус, красный троллейбус и т. д.)

Нарисуйте машины и сконструируйте из деталей кон­структора «Лего». Из каких геометрических фигур мож­но нарисовать или собрать машину? Составьте машины из геометрических фигур. Вырежьте из бумаги разные ма­шины и наклейте их. Назовите наружные и внутренние части машин, соответствующие геометрическим фигурам (кругу, прямоугольнику, квадрату).

Назовите самые большие машины, относящиеся к на­земному, железнодорожному, водному, воздушному и гру­зовому транспорту.

Обыгрывание ситуации «Поездка на машине». Созда­ется игровая ситуация: «строятся» дома, дорога, мост, гараж и т. д. Ребенок комментирует местонахождение машины: «Машина выехала из гаража», «Машина едет по дороге», «Машина проезжает по мосту». Используйте в речи слова выше, ниже, дальше, ближе, туда, сюда и дру­гие наречия, обозначающие пространственные отношения.

Поставьте троллейбус за такси, расположите автобус между трамваем и мотоциклом, легковую машину меж­ду троллейбусом и автобусом, самолет выше вертолета, а самосвал за грузовиком. (Выполнение заданий с игрушеч­ными машинками или картинками.)

Кто быстрее доберется до нужного места — велосипе­дист, мотоциклист или автомобилист? На чем быстрее можно обогнуть земной шар — на воздушном шаре, вер­толете, реактивном самолете или сверхзвуковом самоле­те? Какой водный транспорт самый быстрый? Сколько суток потребуется космическому кораблю, чтобы долететь до Луны? (Четверо суток.)

Чем была машина прежде? Во что она превратится по истечении времени?

 

Работа с картинками.

 

■ РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ

Игра «Кто внимательный?». Педагог произносит на­звания предметов и разных машин. Дети должны хлоп­нуть в ладошки, если услышат названия машин.

Игра «Вода, дорога, воздух». Подобрать соответствую­щий вид транспорта к заданным словам, например к сло­ву дорога назвать автобус, к слову вода — лодка, к сло­ву воздух — ракета.

Игра «Едем, плаваем, летаем». Называются разные виды транспорта, например поезд, мотороллер, самолет, лодка, а дети подбирают одно из слов, обозначающих движение.

 

■ РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ

 

Кто знает, пусть продолжает.

Я знаю такой водный транспорт: лодка, яхта... Воздушный транспорт: самолет, вертолет... Наземный транспорт: автобус, троллейбус...

 

Назовите одним словом. Узнайте название машины по на­званным частям.

Нос, крылья, хвост, шасси, фюзеляж, иллюминаторы, кабина, сиденья и ремни — это (самолет).

Корпус, штанги, двери, кабина, колеса, мотор — это (троллейбус).

Руль, колеса, спицы, педали, рама, багажник — это (велосипед).

Игра «Телефон». Дети шепотом передают друг другу 4—5 слов — названий машин. (Такси, автобус, самосвал, трамвай, троллейбус.)

Послушайте, запомните и повторите названия машин: самосвал, грузовик, такси, автобус, троллейбус. (Для за­поминания детям дается 5—6 слов, затем их количество увеличивается до десяти.)

 

Пары слов. Подберите соответствующую машину.

шофер водитель пилот машинист велосипедист мотоциклист поезд, электричка велосипед автобус, грузовик, самосвал такси мотоцикл самолет

 

Игра «Кто быстрее?». Выберите предметы указанной группы из 10—12 картинок (например, одному ребенку выбрать водный транспорт, а другому — дорожный).

Игра «Кто внимательный?». Разложите предложенные картинки по видам транспорта: водный, воздушный, гру­зовой, пассажирский и др.

 

■ РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ

 

Назовите одним словом.

Самолет, корабль, автобус, такси, поезд — это (транс­порт).

 

Поиск общих признаков и различий. Ответьте на вопросы.

Какие похожие части есть в самолете и корабле? (Кор-пус, мотор и иллюминаторы.)

Какие части велосипеда похожи на очки? (Колеса.) Какая часть велосипеда напоминает рога быка? (Руль.) В чем сходство между тарелкой, подсолнухом и иллю-минатором? (Они имеют круглую форму.)

 

Какой предмет лишний?

Такси, лошадь, автобус, троллейбус. (Лошадь, так как она животное, а не машина.)

Лодка, катер, велосипед, теплоход. (Велосипед, так как он не является водным транспортом.)

Трамвай, электропоезд, автобус, поезд. (Автобус, так как он ездит по дороге, а все остальные машины — по рельсам.)

Самолет, дирижабль, вертолет, ракета. (Дирижабль, так как для его полета не требуется топливо. Дирижабль надувается газом.)

 

Ответьте на вопросы.

Что не является частью автобуса? (Колеса, руль, ка­бина, окна, пропеллер.)

Что общего между стрекозой, вертолетом, ракетой и самолетом? (Они летают.) Чем они отличаются? (Стреко­за — насекомое, а самолет, ракета и вертолет — летающие машины.)

В чем сходство между парашютом и спасательным кру­гом? (Могут спасти жизнь человеку.) Поездом и гусени­цей? (Они зеленого цвета, длинные и двигаются.) Трамва­ем, троллейбусом, электричкой и электропоездом метро? (Для их движения нужен электрический ток.) Автобу­сом, грузовиком, мотоциклом и легковым автомобилем? (Эти машины ездят по дороге и имеют резиновые шины.) Велосипедом и мотоциклом? (У них есть два или три колеса.) Катером, плотом, теплоходом и парусной лод­кой? (Они плавают по воде.)

 

■ УСТАНОВЛЕНИЕ СВЯЗЕЙ МЕЖДУ ПРЕДМЕТАМИ ПО СИТУА­ЦИОННЫМ И АССОЦИАТИВНЫМ ПРИЗНАКАМ

 

Найдите словам пару.

вода дорога рельсы небо   океан озеро самолет автобус такси поезд трамвай водный велосипед корабль

 

«Бывает — не бывает».

Поезд мчится по морю.

Под землей едет электричка.

Машина управляет шофером.

Лошадь тянет поезд.

Лодка плывет по реке.

Впереди электровоза бегут вагоны.

 

Придумайте свои предложения.

 

■ РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ

 

Придумайте диалоги между Автобусом и Пассажиром. Доро­гой и Самосвалом, Велосипедом и Мотоциклом.

 

Сочините чистоговорки-небылицы и чистоговорки-«страшилки».

Вай-вай-вай, в небе видел я (трамвай).

Лет-лет-лет, бежит за нами (самолет).

Лет-лет-лет, садись скорее в (вертолет).

Вал-вал-вал, груз везет наш (самосвал).

 

Развитие диалогической речи

Ответьте на вопросы. Задайте друг другу вопросы по теме «Транспорт». Составьте мини-диалоги.

Что такое транспорт? Зачем люди изобрели машины? Какие машины относятся к транспорту? Какие существу­ют виды транспорта? (Наземный, подземный, воздушный, водный.) Где можно увидеть разные виды транспорта?

Какой транспорт относится к наземному транспорту? (К наземному транспорту относится пассажирский, грузо­вой, железнодорожный, легковой транспорт и машины спе­циального назначения.) Что относится к подземному транс­порту? Почему он так называется? Что относится к воз­душному транспорту? Что относится к водному транспорту? Что относится к железнодорожному транспорту? Без чего не поедут вагоны поезда? В чем отличие тепловоза от паро­воза? Какие машины относятся к грузовому транспорту?

На чем люди ездили, когда не было машин? Чем от­личается транспорт прошлого от современных машин? (Сравнение современного транспорта с транспортом про­шлых лет.)

Какой транспорт можно встретить в городе? Как на­зывают людей, пользующихся общественным транспор­том? Чем похожи автобус, трамвай и троллейбус? Чем они отличаются? Без чего не поедут троллейбус и трам­вай? (Без электрического тока.) Что еще необходимо, для того чтобы ехал трамвай? (Рельсы.)

Какой самый быстрый вид транспорта? (Самолет.) На чем быстрее можно добраться в другой город — на само­лете или на машине? Где пассажиры ожидают свой рейс? (В аэропорту.) Нужна ли вертолету взлетная полоса? Где может приземлиться вертолет? (Он может приземлиться в горах, на поляне, на льдине, на небольшой площадке в городе.) На какие расстояния летают самолеты? Почему вертолеты не могут летать на дальние расстояния? Зачем люди летают в космос?

Как называется место отправления и прибытия кораб­лей? (Порт, пирс, причал, пристань.) Где производится разгрузка кораблей? (В доках.)

Почему нельзя плавать по океану на весельной лодке или в каноэ? Что представляет опасность морскому транс­порту? (Штормы, ураганы, цунами.)

Как называется место парковки автобусов? (Автопарк.) Где могут сесть пассажиры в автобус? (На остановке.)

Откуда отправляются автобусы в другой город? (От авто­вокзала.)

Почему машины назвали грузовыми? Какой груз они могут перевозить? Где можно увидеть самосвалы? Поче­му их так назвали? Зачем нужны машины специального назначения? Можно ли обойтись без них?

Без чего не поедет машина, не полетит самолет и не поплывет корабль? (Без топлива, двигателя и т. д.) За­чем на шинах делают узоры?

Как называются профессии людей, работающих на транс­порте? Кто управляет самолетом? Автобусом? Поездом? Какими должны быть люди этих профессий?

Как можно назвать одним словом людей, идущих по улице? (Пешеходы.) Кого можно назвать примерным пе­шеходом? (Примерный пешеход тот, кто всегда соблюда­ет правила уличного движения.) Что нужно сказать, если нечаянно задел прохожего? Как обратиться к прохоже­му, чтобы о чем-либо узнать? Как узнать дорогу в мага­зин? Как ты поступишь, если заблудишься в городе?

Почему нельзя выходить на проезжую часть, ожидая автобус или троллейбус? Кто должен первым зайти в общественный транспорт — бабушка, девочка или маль­чик с папой? Что нужно сделать, если в автобус вошел пожилой человек? Почему мужчины должны уступать место женщинам?

Какой самый экологически чистый вид транспорта? (Велосипед и гужевой транспорт.) Почему велосипедная езда полезна для здоровья? Где должны ездить дети на велосипедах?

Есть ли у вас индивидуальная машина? Как надо по­ступить, если чужой человек попросит ключи от вашей машины? Какой совет ты дашь папе, если увидишь че­ловека у сломанной машины?

Что может случиться, если в большом городе остано­вится весь транспорт? Хорошо это или плохо, когда в городе много транспорта? Что нужно сделать, чтобы ма­шины не загрязняли окружающую среду? Каким вы себе представляете транспорт будущего?

 

Стихи

Прослушайте стихотворения. Повторите рифму. О каком виде
транспорта рассказывается в стихотворениях?

 

МОРЯК

По волнам корабль плывет,
Капитан его ведет.
Не страшны ему туманы,
Мели, льдины, ураганы...
Он моряк отважный.
Это знает каждый.

В. Степанов

 

ВОДИТЕЛЬ ТРОЛЛЕЙБУСА

Нажал водитель на педаль,
И побежал троллейбус вдаль.
Троллейбус набирает ход,
Водитель песенку поет.

В. Степанов

 

ПИЛОТ

В небо синее пилот
Поднимает самолет
И летит за облаками
Над горами и лесами.

В. Степанов

 

ШОФЕР

Целый день шофер трудился,
Он устал, он запылился.
Он возил кирпич на стройку,
Дом он строить помогал.
А теперь ведет на мойку
Свой огромный самосвал.

В. Степанов

 

КОСМОНАВТ

В темном небе звезды светят,
Космонавт летит в ракете.
День летит и ночь летит
И на землю вниз глядит.
Видит сверху он поля,
Горы, реки и моря.
Видит он весь шар земной,
Шар земной — наш дом родной.

В. Степанов

 

МАШИНИСТ

За окном поют синички,
Набирает поезд ход.
Машинист на электричке
За грибами нас везет.

В. Степанов

 

ПОСЛЕДНИЕ МАШИНЫ

О чем-то шепчут шины
Уснувшей мостовой.
Последние машины
Спешат,
Спешат домой.
Троллейбусы сложили
Упругие рога,
Весь день они спешили —
Минута дорога.
Автобусы закрыли
Цветные фонари.
Весь день

Они спешили —
Уснули до зари.
Молчат трамваи в парке,
Во сне хоть не гремят,
И только
Поливалки
Фонтанами шипят.
И что-то шепчут шины
Умытой мостовой.
Последние машины
Спешат,
Спешат домой.

М. Садовский

 

ДОБРЯКИ

Всем известно:
Моряки
По натуре
Добряки —

Все свое отдать готовы,

Например

Отдать швартовы,

Якоря или концы,—

В общем, парни — молодцы!

Ю. Бундур

 

ШУТКА

Шла по улице машина,
Шла машина без бензина,
Шла машина без шофера,

Без приказа светофора,
Шла сама, куда, не зная,
Шла машина заводная.

А. Барто

 

ДОМ НА КОЛЕСАХ

Дзинь!

Дзинь!
Дзинь!

Дон!

На колесах едет дом!
В доме комната одна,
Город виден из окна.
Дом торопится, спешит,
Дом по улице бежит.
Подъезжает дом к домам,
Всех отвозит по делам:

На работу — на завод.

На вокзал, в аэропорт.

— Эй, прохожий, не зевай,

Едет, едет

Дом-трамвай!

Дзинь! Дзинь! Дзинь! Дон! —
На колесах едет дом...
Остановка!
Слазьте.

До свиданья!.. Здрасьте!

Е. Карганова

 

ПОЛИВАЛЬНАЯ МАШИНА

— Эй, в сторонку, поспеши-ка,
Не зевай, гляди, народ!
Поливальная машина!

Осторожно, обольет!
Поливальщик дело знает,
Улыбается шофер,
Поливает, поливает
Нашу улицу и двор.
Поливает не спеша,
Всем машина хороша.
Только жаль, она не сеет.
Видно, сеять не умеет.
Ну а если бы она
Разбросала семена —
Травка бы взошла на диво
После щедрого полива!

К. Нурбадов

 

ТРИ КАПИТАНА

Три отважных карапуза
На кораблике везли
Три невиданных арбуза
Из неведомой земли.
Сами руль они крутили,
Сами море бороздили,

Сами с мостика глядели,
Сами на мели сидели,
Сами борщ они варили,
Сами ели и хвалили,
И творили чудеса —
Сами дули в паруса!

О. Дриз
Перевод Ю. Вронского

 

ШОФЕР

На нитке машину
Гулять поведу.
На нитке домой
Я ее приведу.

Почищу ей кузов,
Кабину, мотор —
Машину беречь
Должен каждый шофер.

В. Степанов

 

Загадки

Кабы я встала, я бы до неба достала.

Кабы мне язык да глаза, я бы все рассказала.

(Дорога)

 

Не летает, не жужжит, жук по улице бежит.
И горят в глазах жука два блестящих огонька.

(Машина)

 

На четыре ноги надевали сапоги,
Перед тем как надевать,
Стали обувь надувать.

(Шины у машины)

 

Дом по улице идет,

На работу всех везет

Не на курьих тонких ножках,

А в резиновых сапожках.

(Автобус)

 

Спозаранку за окошком
Стук, и звон, и кутерьма.
По прямым стальным дорожкам
Ходят красные дома.

(Трамвай)

 

По асфальту идет дом,
Ребятишек много в нем.
А над крышей дома вожжи,
Он ходить без них не может.

(Троллейбус)

 

Силач на четырех ногах
В резиновых сапогах
Прямиком из магазина
Притащил мне пианино.

(Грузовик)

 

Братцы в гости снарядились,
Друг за друга зацепились
И помчались в путь далек,
Лишь оставили дымок.

(Поезд)

Я в любое время года
И в любую непогоду
Очень часто в час любой
Провезу вас под землей.

(Метро)

 

Летит птица-небылица,
А внутри народ сидит,
Меж собою говорит.

(Самолет)

 

Летит сова, крыльями не машет, а шумит.

(Вертолет)

 

Нам уже не снится, и не сказка это.

В небо к солнцу мчится новая... (ракета).

 

Едет воз без колес — колеи не оставляет.

(Лодка)

 

Паровоз без колес!
Вот так чудо-паровоз!
Не с ума ли он сошел —
Прямо по морю пошел!

(Пароход)

 

Великан стоит в порту,
Освещая темноту,
И сигналит кораблям:
«Заходите в гости к нам!»

(Маяк)

Когда он нужен — его выбрасывают,
Когда не нужен — поднимают.

(Якорь)

 

Под водою дом плывет,
Смелый в нем живет народ.
Даже под полярным льдом
Может плавать этот дом.

(Подводная лодка)

 

РОДНОЙ КРАЙ

(НА ПРИМЕРЕ СЕВЕРНОГО РЕГИОНА)

СЛОВАРИК ПО ТЕМЕ

ИМЯ

СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

географическое
расположение

Кольский полуостров

Север

Лапландия

Мурманская область

Арктика

Антарктика

Арктическое побере-
жье

Белое море

Северный Ледовитый
океан

Атлантический океан

Северный полюс

города и поселки

Кольского

полуострова

Апатиты

Кировск

Оленегорск

Мончегорск

Кандалакша

Полярные Зори

Мурманск
Кола

Североморск
Никель

село Ловозеро

Умба

Печенга

Краснощелье

Верхнетуломский

Полярный

ландшафт

тундра

лесотундра

горы

ущелья

предгорье

плоскогорье

высокогорье

скала

утес

равнина

болото

побережье

берег

море

озеро

река

лес

заповедник
горы

Расвумчорр
Айкуайвенчорр
Юкспорр
Кукисвумчорр

озера
Имандра

Большой Вудьявр

Малый Вудьявр

Сейдозеро

Воронье

Пиренга

Умбозеро

реки

Кола
Печенга
Тулома
Поной
Варзуга

коренное население
края, быт и обычаи

саамы

лопари
поморы
промысел
унты

шамшура (головной

убор)
пимы
чум
каюр
упряжка
нарды

кережи (сани

в форме лодочки)
стойбище
погост

профессии
людей,

работающих
на

Севере

оленевод
мастер саамского

промысла
полярник
метеоролог
горняк
шахтер
взрывник
рыбак
моряк
геолог
энергетик
строитель
рабочий
ученый
учитель
врач
военный
летчик
спасатель
библиотекарь
продавец

растительный мир

мхи

сфагнум
кукушкин лен
исландский мох

лишайники

олений мох
ягель

лекарственные
растения

калган

брусничник

полевой хвощ

мать-и-мачеха

одуванчик

подорожник

крапива

пижма

толокнянка

ромашка

кипрей (иван-чай)
зверобой
фиалка
лютик

медвежье ухо
конский щавель
лесная герань
пастушья сумка
мышиный горошек
мак полярный
купальница
наперстянка
чертополох
клевер

ягоды дикие
и садовые

клюква
морошка
черника
голубика

толокнянка

костяника

малина

брусника

вороника

смородина

клубника

земляника

ядовитые ягоды

вороний глаз
волчье лыко

деревья

карликовая береза
осина

карельская береза
ольха (черная,

серая)
ива
верба
рябина
лиственница
сосна
ель

кустарники

багульник

шиповник

жимолость

смородина

малина

можжевельник

акация

черемуха

овощи

кольраби

репа

морковь

свекла

ревень

щавель

салат

 
черемша петрушка укроп сельдерей картофель птицы куропатка (тундро- вая, обыкновенная) глухарь тетерев трясогузка снегирь синица клест щегол полярная сова голубь воробей ворона дятел королек сорока свиристель оляпка журавль песочник кулик ржанка чернозобик веретенник кряква лебедь утка гусь морянка казарка чайка баклан поморник тупик-носорог чистик гагара кайра

гага

дикие животные

росомаха
медведь (бурый,

белый)
горностай
лиса (рыжая)
лось
олень
куница
песец
ласка
белка
лемминг

полярный суслик

(евражка)
морж
тюлень
нерпа
нарвал
кашалот
голубой кит
хохлач

рыбы морские

окунь

треска

пикша

сайра

сельдь

навага

корюшка

мойва

рыбы
речные
и озерные

семга

горбуша

лосось

лещ

сиг

налим

окунь
щука
форель

имя

ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

морской

океанический

рыбный

промысловый

рыболовецкий

судоходный

ледовый

прибрежный

суровый

апатитовый

саамский

хибинский

горный

гористый

скальный

тундровый

лесной

геологический

палаточный

нефтяной

газовый

карликовый

чудный

прекрасный

родной

любимый

ГЛАГОЛ

плавать

рыбачить

изучать

исследовать

добывать

перерабатывать

сохранять

наблюдать

               

Психогимнастика

 

■ ДЕЙСТВИЯ С ВООБРАЖАЕМЫМИ ПРЕДМЕТАМИ

Покажите, как геологи отбирают пробу, шахтеры ра­ботают отбойными молотками, моряки ловят рыбу, гор­нолыжники спускаются по крутым склонам.

 

■ ОБРАЗНЫЕ ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЯ

Изобразите бога — властелина Арктики.

Изобразите ледокол, попавший в ледовый плен.

Изобразите животных: кита, моржа, тюленя, белого медведя, росомаху, лемминга; форель, резвящуюся в про­зрачном ручье, кита в море и др.

Представьте себя карликовой березкой, приютившей­ся на краю обрыва; пушицей, обдуваемой легким ветер­ком; искореженной ветром сосной; елью, укрытой снего­вой шапкой, и т. д.

■ ОБРАЗНО-ПЛАСТИЧЕСКОЕ-ТВОРЧЕСТВО

«Поход по родному краю». Покажите, как мы собира­ем рюкзаки, надеваем их на плечи. Чувствуете, какие они тяжелые? Представьте, что мы идем по болоту, ла­комимся морошкой, пробираемся сквозь заросли кустов, поднимаемся в гору. Делаем привал, любуемся панора­мой тундры. Вдруг перед нами появилась росомаха, по­кажите, как вы испугались. А вот и Сампо-лопаренок на оленьей упряжке! Покатаемся с ним на оленях и пойдем дальше. Выходим к Баренцеву морю. Потрогайте, какая в нем холодная вода. Продолжим путешествие к Север­ному полюсу.

Изобразите ледокол, который пробирается сквозь льды к Северному полюсу. А вот и Северный полюс! Теперь спускаемся с ледокола, перебираемся через торосы, пере­прыгиваем через полынью. Выразите чувства радости, счастья и гордости. Обратно пойдем на лыжах. (Имита­ция ходьбы на лыжах.)



































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: