double arrow

Игра «Бывает — не бывает».

 

Помидоры растут под землей.

В огороде выросла картошка.

Из овощей сварили компот.

В лесу выросло много редиски.

На грядке выросли фиолетовые огурцы.

 

Составьте логическую цепочку.

Ворона, подсолнух, огородное пугало, хозяйка. (Воро­на клевала подсолнух. Хозяйка поставила огородное пу­гало. Ворона испугалась и больше не прилетала.)

Сковорода, растительное масло, картошка, плита, ма­ма. (Мама зажгла плиту. На плиту поставила сковороду. Мама налила растительного масла в сковороду и поджа­рила картошку.)

Трактор, тракторист, поле, червяк, грач.

 

■ РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ Придумайте диалоги.

Что могли бы сказать Овощи Солнышку и Дождику? Что рассказывают друг другу о себе Огурец и Помидор? Чем хвастаются друг перед другом Капуста и Арбуз? О чем говорят Картошка с Колорадским Жуком?

О чем могут говорить Нож и Лук, Огурец и Соль, По­мидор и Банка, Капуста и Бочка?

 

Сочините чистоговорки-«смешинки» и чистоговорки-«стра-шилки».

Ор-ор-ор, вырос красный (помидор).

Ор-ор-ор, поет песню (помидор).

Ор-ор-ор, напал на зайца (помидор).

Ец-ец-ец, съем хрустящий (огурец).

Ец-ец-ец, прыгнул в ротик (огурец).

Ец-ец-ец, полез в драку (огурец).

 

Развитие диалогической речи

 

Ответьте на вопросы. Задайте друг другу вопросы по теме «Овощи, огород, поле». Составьте мини-диалоги.

Какие вы знаете овощи? Почему овощи можно назвать растениями? Какие части есть у растения? (Корень, сте­бель, листья, цветы, плоды, семена.) Где находится ко­рень? Зачем растениям корень? (С помощью корней рас­тения закрепляются в земле и поглощают нужные им для жизни вещества и воду. Корни некоторых растений слу­жат для размножения. Их можно разделить и вырастить новое растение.) Почему растение погибает, если повре­дить его корень? Что располагается на стебле? Зачем растениям стебель? (Стебель связывает корень с листья­ми, цветами, плодами и служит для них опорой. По стеб­лю поступают вода и питательные вещества к листьям, цветам и плодам растения.) Зачем растениям листья? (С помощью листьев растения дышат.) Зачем растениям цветок? (Из цветков появляются плоды. В каждом цвет­ке есть пыльца. Если она попадет с одного растения на другое, тогда растение опыляется и из цветка развива­ются семя и плод. Без опыления цветок никогда не ста­нет плодом.)

Зачем люди выращивают овощи? Чем овощи полезны для человека? (В овощах содержатся витамины, необхо­димые для жизни и здоровья человека. В луке и чесноке есть вещества, убивающие микробы и бактерии. У тех, кто ест морковь, помидоры и перец, будет хорошим зре­ние. Капустным соком лечат желудочные болезни.)

Какие части овощных растений мы едим? Почему не­которые овощи называют корнеплодами? Корни каких овощей можно употреблять в пищу? (Морковь, репа, петрушка, брюква, редька, редис и т. д.) Какие листо­вые овощи используются в пищу? (Листья салата, щаве­ля, укропа, капусты.) У каких овощей съедобные пло­ды? (Плоды кабачка, помидора, патиссона, перца, бакла­жана и др.) У какой овощной культуры съедобны стебли? (Кольраби.) У каких овощей съедобны цветы? (Цветной и брюссельской капусты.) Семена каких растений при­годны в пищу? (Горох, фасоль, бобы, кукуруза, чечевица и т. д.) Почему их называют стручковыми? Какие части лука используются в пищу?

Где можно купить овощи? Что можно приготовить из овощей? Какие овощи можно солить, мариновать и кон­сервировать? Из каких овощей готовят икру? (Икру го­товят из свеклы, моркови, кабачков, баклажанов, лука и др.) Какие овощи полезнее для здоровья человека — сырые или вареные? Почему сырые овощи полезнее? Ка­кие овощи можно употреблять в пищу в сыром виде? Что нужно сделать с овощами, прежде чем их съесть? Поче­му нельзя есть грязные овощи?

Где могут расти овощи? (На грядке, в огороде и в поле.) Где люди выращивают много овощей? Чем отли­чаются огород, поле и сад? Какие сельскохозяйственные машины используют люди для уборки урожая? Как на­зывается профессия людей, выращивающих овощи? (Ово-

щеводы.) Какие еще профессии людей, работающих в сельском хозяйстве, вы знаете? Тяжел или легок их труд? Как мы должны относиться к людям, благодаря которым мы получаем продукты питания? Почему мы не должны выбрасывать хлеб и другие продукты питания?

Что нужно для роста растений? (Почва, свет, тепло, влага и удобрения.) Где лучше растут овощи — в тени или на солнце? В каких случаях солнце приносит вред растению? Откуда растения получают влагу? Когда ово­щи нуждаются в поливе? Дышат ли растения? (Растения тоже дышат.) Для чего нужно рыхлить землю, в которой растут овощи? (В рыхлую почву легче проникнуть воз­духу.) Для чего нужна прополка? (Сорняки поглощают питательные вещества, затеняют растения, тем самым мешают росту растений.) Кто из животного мира явля­ется помощником человека при выращивании овощей? (Дождевые черви, жабы, птицы, божьи коровки, пчелы, шмели и др.) Как они могут помочь? (Дождевые черви рыхлят почву. Пчелы и шмели переносят пыльцу с рас­тения на растение, опыляя их. Божьи коровки уничто­жают тлю, а птицы и жабы поедают других вредных насекомых.) Как вы будете относиться к таким помощ­никам?

 

Стихи

Прослушайте стихотворения. Повторите рифму. Расскажите,
о чем идет речь в стихотворениях.

 

«ЩИ-ТАЛОЧКИ»

Чищу овощи для щей.
Сколько нужно овощей?
Три картошки, две морковки,
Луку полторы головки,
Да петрушки корешок,

Да капустный кочешок.
Потеснись-ка ты, капуста,
От тебя в кастрюле густо!
Раз-два-три, огонь зажжен.
— Кочерыжка, выйди вон!

М. Боровицкая

 

ОГОРОД

Наши грядки солнце греет,
Все цветет на них и зреет —
И картошка, и горох,
Только мак один засох —
Продырявилась в жару
У него макушка.
И шумит он на ветру,
Словно погремушка.
Но такие молодцы
Стали наши огурцы!
Сладко нежатся в тени,
Прячась под листочки.
Все в пупырышках они,
На носу — цветочки.
Тыква лезет на плетень,
Редька стала сладкой,
И жужжат шмели везде
По-над каждой грядкой.

Т. Белозеров

 

***

Показал садовод

Нам такой огород,

Где на грядках, заселенных густо,

Огурбузы росли,

Помидыни росли,

Редисвекла, чеслук и репуста.

Сельдерошек поспел,

И моркофель дозрел,

Стал уже осыпаться спаржовник,

А таких баклачков

Да мохнатых стручков

Испугался бы каждый садовник.

Н. Кончаловская

 

овощи

Хозяйка однажды с базара пришла,

Хозяйка с базара домой принесла:

Картошку,

Капусту,

Морковку,

Горох,

Петрушку и свеклу.
Ох!..

Вот овощи спор завели на столе —

Кто лучше, вкусней и нужней на земле:

Картошка? Капуста?

Морковка? Горох?

Петрушка иль свекла?

Ох!..

Хозяйка тем временем ножик взяла

И ножиком этим крошить начала:

Картошку, капусту,

Морковку, горох,

Петрушку и свеклу.

Ох!..

Накрытые крышкою в душном горшке,

Кипели, кипели в крутом кипятке:

Картошка, капуста.

Морковка, горох,

Петрушка и свекла.

Ох!..

И суп овощной оказался неплох!

Ю. Тувим
Перевод С. Михалкова

 

ЖЕЛТОЕ СОЛНЦЕ

Желтое солнце
Не жжет, не печет.
Желтому солнцу
В доме почет.

Прохлада и сладость
Упрятаны в нем.
Сладкое солнце
Дыней зовем.

Таджикская песенка.

Л. Яхнин

 

КАРТОШКА И СВЕКЛА

— Эи, свекла, — дразнила
Соседку картошка,—
Ты хоть бы, дружок,
Погрустила немножко:
Хозяйка-то наша
Из свеклы и круп
Задумала сделать
Невиданный суп.

А свекла в ответ ей:
— Хозяйское дело!
Но лучше б, дружок,
Ты себя пожалела:
Слыхала я как-то,
Что больно вкусны
Из старой картошки
Выходят блины!

В. Пальчинскайте

 

КАРТОШКА

Посадили мы картошку:

Мама — в поле, я — в саду.

Мама — много, я — немножко,

Я — всего одну гряду.

Чтоб моя росла скорей,

Я весь день тружусь над ней.

Я минуты неподвижно

У картошки не сижу.

То подальше, то поближе

Я ее пересажу.

— Будет чудо-огород,—
Говорит сосед Сережка,—
Если вырастет картошка,
Несмотря на твой уход.

И. Беляков

 

КОЛОСОК

— Золотистый колосок,
Кто расти тебе помог?

— Теплый ветер, майский гром,
Солнце в небе голубом.

А еще людские руки,
Что в труде не знают скуки.
Мне не стать без них
Таким

Сильным, рослым, золотым!

Н. Красилъников

 

МОРКОВКА

Иль она играет в прятки?

Скрылась с головою в грядке

И сидит, таясь по-лисьи...

Потянул ее за листья

И поддел рукою ловко —

Раз!

Подпрыгнула морковка.

В. Егоров

 

МОРКОВЬ

До морковки долетела весть,

Что ее зайчишка хочет съесть.

— Брось, косой, не думай, бесполезно! —

Морковь поглубже в чернозем залезла.

А чтоб не видно было головы,

Раскинула палатку из ботвы.

И. Беляков

 

КАБАЧОК

Подставив солнышку бочок,
Лежит на грядке кабачок.
Листок в сторонку отодвинув,
Он солнцу говорит:
«Погрей, пожалуйста, мне спину.
Я подрасти хочу скорей...»
Вмиг солнце принялось за дело
И спину кабачку погрело.
А кабачок хотел потом
Улечься кверху животом.
Он надувался, он пыхтел...
Но повернуться не сумел.

И. Беляков

 

ПОМИДОР

В огороде
Помидор

Взгромоздился на забор:
Притворяется,
Негодник,
Будто сам он —
Огородник!
Ай-ай-ай, Помидор!
Стыд тебе и позор!
Возмутилась тетя Репа:

— Это глупо и нелепо!
Ай-ай-ай, Помидор!
Стыд тебе и позор!
Крикнул дядя Огурец:

— Безобразник! Сорванец!
Ай-ай-ай, Помидор!
Стыд тебе и позор!
Огорчился старый Лук:

— Не терплю подобных штук!
Ай-ай-ай, Помидор!

Стыд тебе и позор!
Покраснел сорванец,
Устыдился наконец —
И скатился
Чин по чину
К огороднику
В корзину!

Л. Стрельцова

 

***

Коля, Коля, Николай,
Сиди дома, не гуляй.
Чисти картошку,
Ешь понемножку.

 

СКОРОГОВОРКА

У Егора — огород,

Там есть редька и горох.

Рядом огород Федоры —

Там на грядках
Помидоры.

Л. Ульяницкая

 

Загадки

Отгадайте загадки. Нарисуйте отгадки.

 

Я длинный и зеленый,
Вкусный и соленый,
Вкусный и сырой.
Кто же я такой?

(Огурец)

 

Наши поросятки выросли на грядке.

К солнышку бочком, хвостики крючком.

(Огурцы)

 

Летом — в огороде,
Свежие, зеленые,
А зимою — в бочке,
Желтые, соленые.
Отгадайте, молодцы,
Как зовут нас?..

(Огурцы.)

 

Как на нашей грядке
Выросли загадки —
Сочные да крупные,
Вот такие круглые.
Летом зеленеют,
К осени краснеют.

(Помидоры)

 

Я, друзья, бываю разный —
Желтый, розовый и красный.
Я красивый, я опрятный,
Любят все мой сок томатный.

(Помидор)
В. Степанов

 

Сидит красавица в темнице,
А коса на улице.

(Морковь)

 

На ощупь — очень гладкая,
На вкус — как сахар, сладкая.

(Морковь)

 

На грядке сидит Фекла,
И зовут ее... (свекла).

В огороде старичок
Встал на грядки и — молчок.
Чуб зеленый, красный нос,
Да такой, что в землю врос.

(Морковь)

 

Был ребенок —
Не знал пеленок,
Стал стариком —
Сто пеленок на нем.

(Капуста)

 

Семьдесят одежек
И все без застежек.

(Капуста)

 

Уродилась я на славу.
Голова бела, кудрява,
Кто любит щи —
Меня ищи.

(Капуста)

 

Лоскуток на лоскуте —
Зеленые заплатки.
Целый день на животе
Нежится на грядке.

(Капуста)
Л. Яхнин

 

Как надела сто рубах,
Захрустела на зубах.

(Капуста)

 

И зелен, и густ

На грядке вырос куст.

Покопай немножко:

Под кустом... (картошка).

Под землей росла девица,
Но свежа и круглолица.
Без нее какой обед?
Без нее обеда нет.
Жарь ее, вари, туши —
Наедайся от души.

(Картошка)
В. Степанов

Золотая голова
Велика, тяжела.
Отдохнуть прилегла.
Голова велика,
Только шея тонка.

(Тыква)

 

Неказиста, шишковата,
А придет на стол она,
Скажут весело ребята:
«Ну, рассыпчата, вкусна!»

(Картошка)

 

Заставит плакать всех вокруг,
Хоть он и не драчун, а... (лук)

 

Сидит дед во сто шуб одет.
Кто его раздевает,
Тот слезы проливает.

(Лук)

 

Раскололся тесный домик
На две половинки.
И рассыпались оттуда
Бусинки-дробинки.

(Горох)

 

Дом зеленый тесноват:
Узкий, длинный, гладкий.
В доме рядышком сидят
Круглые ребятки.

(Горох)

На жарком солнышке подсох
И рвется из стручков... (горох)

 

Кафтан на мне зеленый,
А сердце, как кумач.
На вкус, как сахар, сладок,
На вид — похож на мяч.

(Арбуз)

 

Щеки красные, нос белый.
В темноте сижу день целый,
А рубашка зелена,
Вся на солнышке она.

(Редис)

 

Круглый бок, желтый бок.
Сидит на грядке колобок.
К земле прирос крепко.
Что это? (Репка.)

 

Удивительное солнце:
В этом солнце сто оконцев,
Из оконцев тех глядят
Сотни маленьких галчат.

(Подсолнух)

 

Кругла да гладка.
Откусишь — сладка.
Засела крепко
На грядке... (репка).

 

А какой же овощ это
Фиолетового цвета,
Что пришел из южных стран?
Это — сладкий... (баклажан).

В. Степанов

 

ФРУКТЫ, ягоды.

ЦВЕТЫ. САД

СЛОВАРИК ПО ТЕМЕ

ИМЯ

СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

яблоня

яблоко

груша

айва

ирга

рябина

абрикос

персик

вишня

черешня

слива

алыча

кизил

маслина

цитрусовые

лимон
апельсин
грейпфрут
мандарин

субтропические
и тропические

инжир

гранат

ананас

хурма

банан

манго

авокадо

киви

ягодные культуры

крыжовник

смородина

малина

облепиха

калина

жимолость

ежевика

виноград

клубника

земляника

садовые цветы

тюльпан

нарцисс

пион

ромашка

роза

ирис георгин гладиолус астра анютины глазки маргаритки календула гвоздика хризантема прочие слова садовник садовод цветовод дачник сад цветник ягодник клумба газон лужайка палисадник дорожка дача ствол ветки  
лист куст трава цвет аромат запах благоухание плод семя косточка сердцевина кожура кожица мякоть долька гроздь посадка цветение завязь полив рыхление изюм курага урюк блюда из фруктов сок компот кисель морс джем желе варенье повидло сироп мармелад цукаты

имя

ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

садовый

плодовый

фруктовый

яблочный

грушевый

абрикосовый

персиковый

вишневый

сливовый

лимонный

апельсиновый

смородиновый

виноградный

малиновый

ежевичный

клубничный

земляничный

рябиновый

декоративный

цветочный

ароматный

душистый

сладкий

кислый

вкусный

терпкий

сочный

бархатистый

гладкий

блестящий

спелый

зрелый

ГЛАГОЛ

расти

распускаться

цвести

зреть

созревать

наливаться

опадать

сажать

ухаживать

выращивать

поливать

опрыскивать

подвязывать

собирать

складывать

продавать

сорвать

вымыть

разрезать

высушить

приготовить

сварить

отжать

ПРИЧАСТИЕ

созревший

поспевший

перезревший

висевший

сгнивший

упавший

срывающий

собирающий

уносящий

перевозивший

высушенный

           

 

Психогимнастика

 

■ ВЫРАЖЕНИЕ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО И ПСИХОФИЗИЧЕ-
СКОГО состояния

 

Выразите удовольствие от приятного запаха землянич-
ного варенья, цветов розы и других цветов.

Передайте свое эмоциональное состояние: едим слад-
кий виноград, кислый лимон, терпкую хурму или
айву.

Изобразите действия садовника: копаем ямки, сажаем
плодовые деревья, белим стволы деревьев, делаем обрез-
ку, опрыскиваем деревья и т. д.

Изобразите действия цветовода: вскапываем клумбу,
разравниваем ее граблями, высаживаем и поливаем цве-
точную рассаду.

«Уборка урожая». Имитация действий: ставим лест-
ницу, срываем яблоки, складываем в ящики, а затем
грузим их в машину.

«Варим варенье». Изобразите действия мамы: моем
фрукты, чистим, разрезаем, кладем в кастрюлю, засыпа-
ем их сахаром и помешиваем варенье.

 

■ ОБРАЗНЫЕ ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЯ

Представьте себя фруктовым деревом со спелыми налив-
ными яблоками; яблоком, которое грызет червяк; земля-
никой на солнечной полянке.

Представьте себя маленьким цветочным ростком, тя-
нущимся к солнышку. Палящее солнце высушило зем-
лю, и цветы завяли. Дождик полил цветы, и они опять
тянутся к солнышку.

Наши алые цветки
Распускают лепестки,
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет.

Т. Ткаченко

 

Развитие мелкой моторики.
Координация речи с движением

 

Выполняйте действия в соответствии со смыслом текстов стихо-
творений.

 

(Поочередно загибаем пальчики правой, а затем ле
вой руки.)

Палец толстый и большой

В сад за сливами пошел.

Указательный с порога

Указал ему дорогу.

Средний пальчик — самый меткий,

Он сбивает сливы с ветки.

Безымянный поедает,

А мизинчик-господинчик

В землю косточки сажает.

И. Лопухина

 

ПОТЕШКА

Мы делили апельсин.
Апельсин всего один.
Эта долька — для ежат,
Эта долька — для ужат,
Эта долька — для утят,
Эта долька — для котят,
Эта долька — для бобра,
А для волка — кожура.

Пальчик, пальчик,
Непоседа,
Где ты бегал,
Где обедал?
Я с мизинцем
Ел калинку,

С безымянным

Ел малинку,

Ел со средним

Землянику,

С указательным —

Клубнику.

И. Лопухина

 

Формирование
лексико-грамматического строя речи

 

■ синонимы

 

Послушайте и повторите слова, близкие по значению,—
«слова-приятели». О чем так можно сказать?

твердый — жесткий, затверделый, окаменелый
зрелый — спелый, наливной, налитой
зреет — созревает, вызревает, спеет, поспевает, нали-
вается

 

■ АНТОНИМЫ

 

Назовите слова, противоположные по значению,— «слова-
неприятели».

твердый — мягкий
вкусный — невкусный
недозрелый — перезрелый
мягкий — жесткий
свежий — гнилой
ранний — поздний

растет — сохнет
висит — падает
заморозить — разморозить
высоко — низко
полно — пусто

 

Дополните предложение.

Банан сладкий, а гранат (кислый).
Яблоко твердое, а абрикос (мягкий).
Куст смородины высокий, а куст земляники (низкий).
Кожица киви шероховатая, а кожица сливы (глад-
кая).

Ягоды клубники заморозили, а потом (разморозили).
Абрикосы растут высоко, а земляника (низко).

 

■ МНОГОЗНАЧНОСТЬ слов

 

Ответьте на вопросы.

Какая бывает косточка? (Косточка бывает фруктовая,
куриная.)

Какие фрукты покрыты кожицей? (Яблоки и сливы.)

 

■ РОДСТВЕННЫЕ СЛОВА

 

Послушайте и повторите слова. Какие слова не являются
родственными?

сад — садовник, садовод, садовница, садоводство, са

довый, садится

ягода — ягодник, ягодница, ягодный, ежевика
малина — малинка, малинник, малиновый, маленький
плод — плодовый, плодоовощной, плодородный, ПЛО

доносить, плов

 

СЛОВООБРАЗОВАНИЕ

 

■ ОБРАЗОВАНИЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ И ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ С
ПОМОЩЬЮ СУФФИКСОВ

 

Скажите ласково.

яблоке — яблочко
смородина — смородинка
рябина — рябинка
мандарин — мандаринчик
апельсин — апельсинчик

лимон — лимончик
вкусный — вкусненький
кислый — кисленький
круглый — кругленький
мягкий — мягонький

 

■ ОБРАЗОВАНИЕ СЛОЖНЫХ СЛОВ

 

Составьте новое слово из двух.

желтый, красный — желто-красный
желтый, зеленый — желто-зеленый
красный, зеленый — красно-зеленый
плоды, овощи — плодоовощной
Как называются сухие фрукты? (Сухофрукты.)
Как называются высушенные черные сливы? (Черно-
слив.)

Рябина, у которой черные плоды? (Черноплодная ряби-
на.)

Цветы разводит. (Цветовод.)

Машина, с помощью которой выжимают сок. (Соко-
выжималка.)

 

■ ОБРАЗОВАНИЕ СТЕПЕНЕЙ СРАВНЕНИЯ КАЧЕСТВЕННЫХ ПРИ-
ЛАГАТЕЛЬНЫХ

ароматный — ароматнее — самый ароматный (аромат-
нейший)

нежный — нежнее — самый нежный (нежнейший)
сладкий — слаще — самый сладкий (сладчайший)
кислый — кислее — самый кислый (кислейший)

 

Подскажите нужное слово.

Яблоко (ароматное), мандарин (ароматнее), а апельсин
(самый ароматный).

К каким фруктам и ягодам подходит слово аромат-
нейший? (Ароматнейший из фруктов — ананас, а аро-
матнейшая из ягод — земляника.)

 

■ ОБРАЗОВАНИЕ ГЛАГОЛОВ С ПОМОЩЬЮ ПРИСТАВОК

 

Составьте новые слова.

 

СЛОВОИЗМЕНЕНИЕ
Имя существительное

 

■ ЕДИНСТВЕННОЕ И МНОЖЕСТВЕННОЕ ЧИСЛО СУЩЕСТВИ-
ТЕЛЬНЫХ В ИМЕНИТЕЛЬНОМ И РОДИТЕЛЬНОМ ПАДЕЖАХ

 

«Один — много».

один апельсин — апельсины — много апельсинов
один мандарин — мандарины — много мандаринов
один грейпфрут — грейпфруты — много грейпфрутов

одно яблоко — яблоки — много яблок
одна груша — груши — много груш
одна вишня — вишни — много вишен

 

Дополните предложение.

В саду созрело много (...). На клумбе расцвели (...).
Из ягод малины сварили три литра (...).
Для компота нужно нарезать много (...).

 

■ ПРЕДЛОЖНО-ПАДЕЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

 

Сочините чистоговорки.

Бина-бина-бина, полезна красная (рябина).
Ины-ины-ины, созрели ягоды (малины).
Уше-уше-уше, подойдите дети к (груше).
Нику-нику-нику, очень я люблю (клубнику).
Оном-оном-оном, пахнет на кухне (лимоном).
Уше-уше-уше, мы позаботимся о (груше).

 

Составьте предложения из перепутанных слов.

Сад, дети, собрались, пойти, в.

Для, они, сбора, взяли, фруктов, корзинки.

На, висит, груше, груш, много.

Под, лежит, много, яблоней, яблок.

Между, бегает, деревьями, собачка.

Из, мама, груш, компот, яблок, и, варит.

 

■ РОД СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

 

Ответьте на вопросы.

О каких фруктах можно сказать мой, твой, наш, их,
его, ее? (Абрикос, гранат, виноград, грейпфрут и т. д.)

О каких фруктах можно сказать моя, твоя, наша?
(Слива, вишня, хурма, алыча, груша и т. д.)

О каких фруктах можно сказать мое, твое, наше? (Яб-
локо, киви и т. д.)

О каких фруктах можно сказать мои, твои, наши?
(Апельсины, бананы, персики, абрикосы и т. д.)

 

■ СОГЛАСОВАНИЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ С ЧИСЛИТЕЛЬНЫМИ,
ПРИЛАГАТЕЛЬНЫМИ И ПРИЧАСТИЯМИ

 

Подберите слова.

Пять высоких (рябин, яблонь, груш и т. д.).
Три оранжевых (апельсина, грейпфрута, абрикоса, пер-
сика и т. д.).

Десять ягод (смородины, малины, калины и т. д.).
Две раскидистые (вишни, черешни, груши и т. д.).

 

Добавьте нужное слово.

оранжевый (апельсин)
кислый (лимон)
фиолетовая (слива)
терпкая (хурма)
ароматная (земляника)

круглый...
овальный...
желтый...
сочный...
мягкие...

 

Кто знает, пусть продолжает.

Круглые (яблоки, гранаты, вишни, апельсины).
Овальные (сливы, киви, ананасы, лимоны).
Желтые (лимоны, бананы, сливы, яблоки, груши).
Сочные (груши, сливы, вишни, ягоды, фрукты).
Мягкие... Ароматные...

 

Найдите слову пару.

сушеный замороженная созревшее висящие (на дереве) фрукты виноград земляника яблоко

 

Имя прилагательное

 

■ ИЗМЕНЕНИЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ ПО РОДАМ И ЧИСЛАМ

 

Повторите слова. Какое слово лишнее?

персик бархатистый, оранжевый, синий
груша вкусная, сладкая, горькая

яблоко круглое, сочное, шероховатое
бананы съедобные, желтые, соленые

 

Глагол

 

■ ИЗМЕНЕНИЕ ГЛАГОЛОВ НЕСОВЕРШЕННОГО ВИДА ПО ВРЕМЕ
НАМ

 

Неопределен- ная форма   Единственное и множест- венное число настоящего времени   Прошедшее время   Будущее время  
расти растет, -ут рос будет расти
цвести цветет, -ут цвел будет цвести
зреть зреет, -ют зрел будет зреть
опадать опадает, -ют опадал будет опадать

 

■ ИЗМЕНЕНИЕ ГЛАГОЛОВ СОВЕРШЕННОГО ВИДА ПО ВРЕМЕНАМ

 

Неопределен- ная форма   Прошедшее время Будущее время
сорвать сорвал сорвет, -ут
вымыть вымыл вымоет, -ют
разрезать разрезал разрежет, -ут
высушить высушил высушит, -ат
приготовить приготовил приготовит, -ят

 

«Я умею — не умею».

Я умею чистить бананы. Я не умею варить варенье.
Я умею подвязывать деревья. Я умею поливать кусты.
Я не умею готовить компот.

 

Ответьте на вопросы.

Что делает садовник? (Садовник ухаживает за фрук-
товыми деревьями.)

Где растут садовые цветы? (Садовые цветы растут в
саду на клумбе.)

Что сделает мама с вишнями? (Мама вымоет вишни.)

Что сварила мама из вишен? (Мама сварила из вишен
компот.)

Из каких ягод выжали сок? (Сок выжали из ягод ма-
лины.)

Когда будут опадать листья рябин? (Листья рябин бу-
дут опадать осенью.)

 

■ СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛОВ

 

Говорите и выполняйте.

Что я делаю? (Я срываю, собираю, кладу яблоки.)

Что мы делаем? (Мы срываем, собираем, кладем груши.)

Спроси у друга. (Ты срываешь сливы? Ты собираешь
яблоки? Ты кладешь яблоки?)

Скажите обо мне, что я делаю. (Вы срываете, собира-
ете, кладете груши.)

Скажите, что делает Оля или Коля. (Он(-а) срывает,
собирает, кладет яблоки.)

Что они делают? (Они срывают, собирают, кладут
груши.)

 

■ ПОВЕЛИТЕЛЬНОЕ НАКЛОНЕНИЕ ГЛАГОЛОВ

 

Придумайте просьбы, пожелания и советы.

Сорви мне, пожалуйста, вишенку. Достань, пожалуй-
ста, гроздь винограда. Соберите упавшие яблоки. Не ешь-
те немытые фрукты! Посадите фруктовые деревья. Бере-
гите фруктовые деревья. Не ломайте ветки!

 

Игры со звуками, буквами и словами

(Задания выполняются с использованием наглядного материала.)

Назовите первый звук в словах айва, алыча, ирга, изюм. Какие это звуки? (Гласные звуки.)

Какого звука не хватает в словах...йва,...нанас,...бри кос,...пельсин! (Звука а.)

Назовите первый и последний звук в словах банан, гранат, мандарин, грейпфрут. Какие это звуки? (Соглас­ные твердые звуки.)

Назовите мягкие согласные звуки в словах лимон (л'), персик (п', с'), вишня (в', н'), слива (л'), кизил (к', з').

Какой один и тот же согласный мягкий звук слышится в словах малина, калина, облепиха, лимон? (Звук л'.)

Угадайте названия фруктов по первому и последнему звуку. Какое это слово, если в нем первый звук г, после­дний — а! (Груша.) В слове первый звук а, последний — н. Что это? (Апельсин.) В названии ягод первый звук с, последний — а. (Смородина.)

Угадайте слово. В слове есть согласные звуки х, р, м. Какое это слово? (Хурма.) В слове есть согласные звуки м, л', н. (Малина.) В слове есть согласные звуки б, н, н. (Банан.)

Какое слово я задумала? В слове есть два гласных зву­ка и, о. Что это? (Лимон.) В слове три гласных звука а, и, о. (Абрикос.) В слове есть три гласных звука у, и, а. (Клубника.)

В названии какой ягоды звук к слышим в начале и конце слова? (Крыжовник.)

В названиях каких фруктов и ягод есть звуки р, р'? (Виноград, инжир, рябина, груша, хурма и т. д.)

Соберите «рассыпанные» звуки в слова: л', м, и, о, н (лимон); н, а, б, н, а (банан).

Замените в слове грозди звук р на звук в. Какое слово получится? (Гвозди.)

Замените в слове почка первый звук следующими зву­ками: т, д, м, к, б, н. Какие новые слова получились? (Точка, дочка, мочка, кочка, бочка, ночка.)

Узнайте названия фруктов по первому и последнему слогу. В слове три слога, первый слог а, последний — нас. Какое это слово? (Ананас.) В слове четыре слога, первый слог смо, последний — на. (Смородина.) В названии ягоды четыре слога, первый слог е, последний — ка. (Ежевика.)

Дополните слоги. Сли..., виш..., ря.., ма.., гру.... Составь­те слово из перепутанных слогов: ки-долъ (дольки), ки-вет (ветки), во-ре-де (дерево), жу-ко-ра (кожура), ди-гроз (грозди).

«Слово в слове». Какое одно и то же слово «прячется» в словах веточка, косточка, листочка? (Точка.)

«Спрятанные слова». Виноград (град, вино, ноги, рад, дар, нива, гори), малина (мал, Лина, Алина, Нил, мил, ил, налим, лама).

 

Развитие познавательных процессов

(Задания выполняются с использованием наглядного материала.)

 

■ РАЗВИТИЕ ОЩУЩЕНИЯ И ВОСПРИЯТИЯ

 

Игра «Чудесный мешочек».

Узнайте фрукты на ощупь. Какой плод самый глад­кий? Какой плод имеет шероховатую поверхность?

Сравните по весу. Какой из фруктов самый легкий, а какой — самый тяжелый?

Узнайте фрукты по вкусу. Какой плод самый мягкий? Самый твердый? Самый сочный? Что сочнее — ягоды или фрукты?

Узнайте фрукты по запаху. Сравните фруктовые аро­маты.

Выберите и назовите все фрукты желтого, оранжево­го, красного и других цветов.

Подберите фрукты, похожие на круг и овал.

Соедините части разрезанных фруктов. Найдите кусо­чек, половинку и четвертинку яблока, груши. Найдите дольку лимона, апельсина, зернышко граната.

Что выше — фруктовое дерево (яблоня) или ягодный куст (крыжовник)? Что ниже — куст земляники или куст смородины? Чем отличаются фрукты от ягод? Сравните фрукты и ягоды по величине. Какая ягода или фрукт самые маленькие?

Когда это бывает? (Яблоня в разное время года: в цве ту, покрытая зелеными листьями и яблоками, с желты ми листьями и без листьев.)

Что сначала, что потом? Расставьте слова по порядку: яблоня, яблоко, семечко, росток, саженец.

Положите яблоко между апельсином и лимоном, гру­шу между сливой и гранатом и др.

 

Работа с картинками.

Что художник нарисовал неправильно? (Фрукты рас крашены неправильно.)

Найдите вторую половинку яблока, груши и других фруктов. (Соотнесение по цвету и величине.)

Составьте яблоко, грушу и др. из частей. (Составить картинку, разрезанную на несколько частей.)

Соедините фрукты со стаканами сока (соотнесение по цвету). Какой сок в стакане?

Что нужно для компота и салата? (Соедините овощи с салатницей, а фрукты с кастрюлей.)

«Цветы, плоды и листья». (Соотнесение цветов, листь­ев и плодов с названием определенного фруктового дере­ва или кустарника.)

 

■ РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ

Какого фрукта не хватает в ряду? В первом ряду кар­тинки с изображениями яблока, лимона, груши и сли­вы. Во втором ряду — яблока, лимона и сливы. В тре­тьем — лимона, груши и сливы. В четвертом — яблока, груши и сливы. Назовите фрукты, пропущенные в каж­дом ряду.

Игра «Бывает — не бывает».

Клубника растет на дереве. Вова съел сладкий лимон. Я видела фиолетовый апельсин. Из земляники свари­ли варенье.

Щи сварили из груш. Из фруктов сварили компот. Мы ели сушеный виноград. Мы ели яблочное варенье. В бочке засолили груши. Дети пили сливовый сок.

 

■ РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ

 

Кто знает, пусть продолжает.

Я знаю такие фрукты: яблоко, лимон, апельсин...

 

Цепочки слов.

Послушайте, запомните и повторите слова, гранат, хурма, слива, виноград, яблоко, груша Послушайте слова еще раз. хурма, слива, виноград, яблоко, груша Какое слово исчезло из ряда?

малина, земляника, крыжовник, смородина, клубни­ка, виноград

Какое слово исчезло из ряда?

земляника, крыжовник, смородина, клубника, виноград

 

Запомните эти слова: виноград, персик, груша, апельсин, ли­мон, яблоко.

 

Я буду говорить слова-подсказки, а вы — назы­вать фрукты или ягоды.

лоза — (виноград) дольки — (апельсин, лимон)

лампочка — (груша) косточка — (персик) земля — (земляника) чай — (лимон)

 

Кто больше запомнит?

Перед детьми выкладываются фрукты или их изобра­жения, дается установка на запоминание, а затем они закрываются. Дети должны назвать как можно больше названий фруктов.

Игра «Что изменилось?». Выкладывается пять-шесть фруктов, затем еще добавляется один или два. Дети на­зывают, какие фрукты появились.

Раскладываются в отдельные стопки наборы картинок: ягоды, фрукты, овощи и цветы. Одна из групп предме­тов убирается. Какой группы предметов не стало?

Кто больше запомнит?

Произносится четыре — шесть названий ягод (крыжов­ник, смородина, клубника, малина), цветов (гвоздика, роза, ромашка, колокольчик, маргаритка) или фруктов (груша, яблоко, лимон, апельсин, мандарин). Дети подбирают и раскладывают картинки в той же последовательности.

 

■ РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ

 

ОТНЕСЕНИЕ ЕДИНИЧНЫХ ПРЕДМЕТОВ К ЗАДАННОМУ РОДО ВОМУ ПОНЯТИЮ

 

Назовите одним словом.

банан, ананас, абрикос, персик, слива, вишня, груша, яблоко (фрукты)

гвоздика, ромашка, тюльпан, нарцисс (цветы) смородина, калина, крыжовник, земляника (ягоды)

Педагог бросает мяч и называет слова, принадлежащие к той или иной родовой группе. Ребенок ловит мяч и называет обобщающее слово. Например, яблоко — фрукт, капуста — овощ, персик — фрукт, клубника — ягода, подберезовик — гриб.

 

■ ПОИСК ОБЩИХ ПРИЗНАКОВ И РАЗЛИЧИЙ

 

«Четвертый лишний».

вишня, слива, огурец, гранат

помидор, апельсин, мандарин, яблоко

банан, кабачок, перец, баклажан

роза, ромашка, малина, мак

смородина, крыжовник, горошина, клубника

 

Назовите общий признак у фруктов.

персик, вишня, абрикос и слива (имеют внутри кос­точку)

яблоко, апельсин, лимон и грейпфрут (имеют внутри семечки)

слива и лимон (похожи на овал)

апельсин и солнышко (оранжевые и круглые)

 

Составьте логические цепочки со словами.

яблоко, сахар, крышка, банка яблоня, гусеницы, скворцы, листья клубника, варенье, чай, розетка

 

■ РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ

Представьте, что вы попали в Волшебный Сад. По­фантазируйте, что вы можете там увидеть. В Волшебном Саду вы увидели яблоки величиной с арбуз. Что вы бу­дете с ними делать?

 

Придумайте диалоги.

Что могла бы сказать Вишенка девочке Даше? («Осто­рожно, не проглоти мою косточку!», «Будь осторожна, когда меня ешь, ты можешь сломать зуб».) О чем гово­рили между собой цветущие Яблони?

Что могла бы сказать Коле Яблоня, увидев, что он ест немытое яблоко? О чем могли говорить между собой упав­шие Сливы? Что сказали Плодовым Деревьям Скворцы, прилетевшие с юга? Что говорит Божья Коровка Листь­ям Смородины?

 

Сочините чистоговорки.

Кос-кос-кос, в саду вырос (абрикос). Кос-кос-кос, залез в корзинку (абрикос). Пот-пот-пот, мама сварила (компот). Цы-цы-цы, прилетели в сад (скворцы). Ели-ели-ели, на деревья они (сели). Ад-ад-ад, они спасут наш (сад). Рад-рад-рад, едим мы сладкий (виноград). Наты-наты-наты, мы едим (гранаты).

 

Развитие диалогической речи

 

Ответьте на вопросы. Задайте друг другу вопросы по теме «Фрукты. Ягоды. Цветы. Сад».

Что такое сад? Почему сад назвали фруктовым? (По­тому что в нем растут фруктовые деревья.) Какие фрук­товые деревья растут в саду? Чем отличается сад от ого­рода? Зачем человеку фрукты? Какие фрукты полезнее для здоровья человека — сырые или консервированные?

Что надо сделать с фруктами, прежде чем их съесть или приготовить? Почему нельзя есть немытые фрукты? Что можно приготовить из фруктов? Как можно сохранять фрукты зимой? (Их можно положить в холодное место, заморозить, высушить и законсервировать.) Какие фрук­ты можно сушить? Как называются сушеные фрукты? (Сухофрукты.) Как называется сушеный виноград? Как называются сушеные абрикосы? (Без косточек — кура­га, а с косточками — урюк.) Почему сушеные сливы назвали черносливом?

Какие ягоды можно вырастить в саду? На чем растут смородина, крыжовник, жимолость, облепиха и другие ягоды? (На кустах и кустарниках.) На чем растет клуб­ника и земляника? (На кустах и кустиках.) На чем рас­тет виноград? (На виноградной лозе.) Как называется место, где растет виноград? (Виноградник.)

Что сажают для украшения сада? (Декоративные кус­ты и цветы.) Какие декоративные кусты вы знаете? (Си­рень, жасмин, акация.) Почему эти кустарники называ­ются декоративными? (Потому что они украшают сад и радуют людей своими ароматными и красивыми цветами.)

Какие садовые цветы вы знаете? Зачем люди выра­щивают цветы? Где растут цветы? (На клумбах и газо­нах.) Кто выращивает цветы? (Цветовод.) Зачем нужны в саду лужайки? Что высевают на лужайке?

Что нужно для того, чтобы в саду выросли цветы, ягоды и фрукты? (Почва, свет, тепло и влага.) Как люди заботятся о деревьях? (Они удобряют и рыхлят почву вокруг деревьев, обрезают сухие сучья и ненужные вет­ки, уничтожают вредителей сада.) Зачем весной белят стволы деревьев? (Светлая кора меньше нагревается на солнце, и дереву от этого прохладнее в жаркую летнюю погоду, на побеленных стволах не любят селиться вред­ные насекомые.) Зачем на зиму нужно обвязывать ство­лы деревьев? (Чтобы зайцы не сгрызли кору и стволам деревьев было теплее в лютые морозы.)

Как называются профессии людей, которые разводят сады и ухаживают за ними? (Садовод и садовник.) Как должны люди относиться к деревьям и цветам? (Береж­но, заботливо, с любовью.) Знаете ли вы, что деревья и цветы, так же как животные и люди, любят, чтобы им говорили ласковые, нежные и добрые слова?

Есть ли у человека помощники? Кто они? (Птицы и насекомые.) Как птицы помогают человеку? Что случит­ся, если в саду появится много гусениц? (Они съедят все листья, и сад не будет плодоносить.) Как человек может отблагодарить скворцов за помощь? (Развесить в саду скворечники.) Каких полезных насекомых можно увидеть в саду? (Божьих коровок.) Почему их можно назвать полезными? (Потому что они уничтожают тлю.) Как люди должны к ним относиться?

В какое время года цветут фруктовые деревья? Поче­му нельзя рвать цветы с фруктовых деревьев? Каких насекомых можно чаще других встретить в цветущем саду? (Пчел, шмелей и ос.) Как зависит урожай фруктов от количества этих насекомых? Почему пчеловоды пред­почитают ставить улья в садах?

Хорошо это или плохо, если на нашей планете будет расти много фруктовых садов? Что ты сделаешь для того, чтобы на земле было много садов?

 

Стихи

Прослушайте стихотворения. Повторите рифму. Расскажите,
о чем идет речь в стихотворениях.

 

ВИШНЕВЫЙ САД

Посадили вишенку
Раннею весной,
Напоили вишенку
Талою водой.
Подрастала вишенка
Много лет подряд.

— Расцвела, красавица! —

Люди говорят.

Мы подружек вишенке

Посадили в ряд.

Радует прохожих

Наш вишневый сад.

Л. Герасимов

 

ЯБЛОКО

Яблоко спелое, красное, сладкое,
Яблоко хрусткое, с кожицей гладкою.
Яблоко я пополам разделю,
Яблоко с другом своим разделю.

Я. Аким

 

ЯГОДКА ПО ЯГОДКЕ

Собирала я в лесу
Ягоду малину.
Я домой не донесу
Полную корзину.
Ягодка по ягодке,
Ягодка по ягодке —
Дело продвигается,
Ягод убавляется...
Солнце греет горячо,
Далека дорога.
Не отведать ли еще
Ягодок немного?

Ягодка по ягодке,
Ягодка по ягодке —
Тают, как снежинки,
Ягоды в корзинке.
Закатилось солнышко,
Показалось донышко,
А на донышке видна
Только ягодка одна.
Не идти же с ней домой,
Съем ее — и с плеч
Долой.

Н. Саконская

 

ЯБЛОНЯ

— Яблоня, яблоня!
Где же твои яблоки?
Заморозил их мороз?
Или ветер их унес?
Или молния свалила?
Или градом их побило?
Или птицы поклевали?

Куда они пропали?
— Не морозил их мороз,
И не ветер их унес,
Не спалило их огнем,
Града не было с дождем,
Птицы их не поклевали...
Дети оборвали!

Сербская песенка
Перевод С. Маршака

 

Я ЛИШНИЙ

Окапывали вишни.

Сергей сказал: —Я лишний.

Пять деревьев, пять ребят.

Я напрасно вышел в сад.

А как поспели вишни,

Бежит Сережа в сад.

— Ну, нет, теперь ты лишний! —

Ребята говорят.

А. Барто

 

ЯБЛОНЬКА

Маленькая яблонька
У меня в саду,
Белая-пребелая,
Вся стоит в цвету.

Я надела платьице
С белою каймой.
Маленькая яблонька,
Подружись со мной!

И. Токмакова

***

Это яблоневый сад,
Это яблоневый сад.
Щеки яблоки надули
И под листьями висят.

В. Орлов

 

В САДУ

В саду

Такое буйство!
Тут властвуют
Цветы.
Тюльпанами

Любуйся.
Нарциссами
Любуйся
До самой
Темноты!

Е. Благинина

 

МАЛЬЧИК И ДЕРЕВО

Дерево,
Послушай,
Подари мне
Грушу!

Всей листвой на солнце

Дерево смеется:
— Ветку, мальчик, не тряси.
Нету груши у меня.
Лучше яблок попроси,
Я ведь — яблоня.

О. Дриз
Перевод Г. Сатира

 

ВАРЕНЬЕ

Поспела малина
И нас поманила,
Красна, и вкусна,
И сока полна.
Пришли мы и сразу
Наполнили тазик.
Горит костерок,

Стоит таганок.
Имейте терпенье,
И будет варенье.
Мы с мамой сидим
И пенки едим.
И смотрит со взгорка
Малина, как зорька.

Б. Егоров

 

КРАСНОЕ ЯБЛОЧКО

Яблони в печали
Ветками качали:
Наши яблочки, как мед,
А никто их не берет.
Тут одно висеть устало,
На зеленый луг упало,

Покатилось по дорожке
Прямо Машеньке под ножки.
Маша яблочко нашла,
Маша красное взяла,
Покрутила, повертела
И... съела.

* * * Б. Бояринов

 

Зерна красные горят,

Сок готовит нам гранат.

Сок гранатовый густой,

В нем луч солнца золотой.

Как птенец, птенец пушистый,

Персик розовый, душистый.

Украшенье сада —

Гроздья винограда.

Не растут средь белых льдин

Апельсин и мандарин,

А растут они на юге,

Далеко от белой вьюги.

В каждой дольке сладость.

В каждой дольке радость.

А лимон — родной их брат —

Все же будет кисловат.

Но зато, как Айболит,

От болезней исцелит...

Б. Степанов

 

ТЮЛЬПАНЫ

Нарядились все тюльпаны
В разноцветные кафтаны,

И у каждого наряд
Очень ярок и богат!

 

гвоздички

Мы — гвоздички красные,
Лепестки атласные,

Стройненькие ножки,
Зеленые сапожки.

 

колокольчик

В модной шляпке голубой
Колокольчик озорной.

С кем ни повстречается —
До земли склоняется!

 

лилия

Хрупкая, неясная,
Вся белоснежная,

Золотой завиток
Украшает цветок.

 

АСТРЫ

С холодом и ветром
Вновь дожди пришли.
А в саду, как летом,
Астры расцвели!

Даже под холодным
Проливным дождем
Долго астры радуют
Нас цветным ковром.

Л. Герасимова

 

Загадки

 

Отгадайте загадки. Нарисуйте отгадки.

 

— Желтый, круглый, ты откуда?

— Прямо с солнечного юга.
Сам на солнышко похож.
Можешь съесть меня, но только
Раздели сперва на дольки.

Как меня ты назовешь?

(Апельсин)
Г. Сапгир

 

Круглое, румяное,
Я расту на ветке;
Любят меня взрослые
И маленькие детки.

(Яблоко)

 

Синий мундир,

Желтая подкладка,

А в середине — сладко.

(Слива)

 

Само с кулачок,
Красный бочок.
Тронешь пальцем — гладко,
А откусишь — сладко.

(Яблоко)
И. Котляров

 

Родилась она зеленой
На цветущей белой кроне.
А потом росла, краснела.
Как созрела — посинела.

(Слива)
И. Котляров

 

Ветер дул что было сил —
Только их не погасил.
Долго дождик моросил —
Тоже их не погасил.

И теперь доволен сад,
Что на всех ветвях подряд
Искры сладкие горят.

(Вишни)
И. Котляров

 

Осень в сад к нам пришла,
Красный факел зажгла.
Здесь дрозды, скворцы снуют
И, галдя, его клюют.

(Рябина)

 

Маленькая печка

С красными угольками.

(Гранат)

 

Каждый листик — как ладошка.
Схож он с бусами немножко.
Был зеленым, а поспел он —
Стал янтарным, красным, синим.

(Виноград)

 

Была зеленой, маленькой,
Потом я стала аленькой.
На солнце почернела я, —
И вот теперь — я спелая.

(Смородина)

 

ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ

СЛОВАРИК ПО ТЕМЕ

ИМЯ

СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

животное

кошка

кот

котенок

собака

пес

щенок

корова

бык

теленок
лошадь
конь

жеребенок

мул

осел

ишак

осленок

овца

баран

ягненок

свинья

поросенок

верблюд

олень

як

кролик
лама

буйвол
скот

части тела

голова
шея

туловище

холка

рот

пасть

ухо

глаз

борода

грива

рог

усы

нога

лапа

копыто

коготь

хвост

шкура

место проживания

двор

клетка

конура

сарай

ферма

коровник

конюшня

ипподром

конезавод

свинарник

овчарня

загон

вольер

пастбище

выгон

навес

место обитания

луг
горы

высокогорье

пустыня

тундра

профессии

фермер

скотник

свинарка

телятница

доярка

овчар

чабан

конюх

пахарь

жокей пастух оленевод погонщик отношение человека забота уход любовь радость ответственность ласка терпение доброта внимательность дружба преданность привязанность верность привычка прочие слова молоко мясо сало жир щетина кожа шерсть пух охрана поиск стадо отара табун кличка порода скакун голоса животных хрюканье мычание ржание рык

блеяние
меканье
лай

имя

ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

жвачный

домашний

молочный

мясной

копытный

ездовой

гужевой

верховой

каракулевый

горбатый

меховой

сторожевой

охотничий

пожарный

декоративный

розыскной

служебный

породистый

крупный

худой

бодливый

лохматый

шелковистый

курчавый

густой

пушистый

теплый

мягкий

шершавый

гладкий

кудрявый

смирный

ушастый

послушный

грациозный

ловкий

выносливый

забавный

смешной

ласковый

верный

доверчивый

кошачий

собачий

коровий

лошадиный

олений

козий

верблюжий

кроличий

свиной

овечий

фермерский

хозяйский

ГЛАГОЛ

мяукать

мурлыкать

мычать

ржать

блеять

лаять

хрюкать

мекать

визжать

жмуриться

бегать

резвиться

скакать

валяться

рыть

выпускать
обмахиваться
пастись
жевать

пережевывать
грызть
лакать
пить

охранять

ласкаться

дружить

лизать заботиться доить запрягать дрессировать накормить напоить приручить приласкать выпустить ПРИЧАСТИЕ лающий мяукающий

мычащая

хрюкающий

накормленный

свисающий

торчащий

ласкающий

угнанный

запряженный

резвившийся

ускакавший

НАРЕЧИЕ

вскачь
рысью

трусцой

верхом

галопом

ласково

заботливо

постоянно

всегда

лениво

бесшумно

радостно

тихонько

украдкой

 
             

 

Психогимнастика

 

■ ВЫРАЖЕНИЕ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО И ПСИХОФИЗИЧЕ-
СКОГО СОСТОЯНИЯ

Выразите мимикой и жестами отношение разных лю-
дей к животным: хозяин косит траву для коров, забот-
ливый конюх чистит и причесывает коня, хозяйка нали-
вает молоко в миску для котенка. Выразите состояние
хозяйки, у которой пропала собака, кошка или коза.

 

■ ОБРАЗНО-ПЛАСТИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО ДЕТЕЙ

Изобразите ласковую кошечку, игривого жеребенка;
довольную, полакомившуюся капустой козочку; бодливую
корову, грозного быка, поросенка, валяющегося в грязи,
и верблюда, идущего по пустыне. Представьте и покажи-
те мимикой состояние собаки, которую выгнали из дома,
голодного котенка, просящего молочка у своей хозяйки.

 

■ ОБЫГРЫВАНИЕ СИТУАЦИЙ

«Кошка и мышка». Изобразите мышонка, попавшего
в лапы кошки, и довольную кошку. Покажите хитрого
мышонка, убежавшего от кошки, и огорченную кошку.

«На лугу». Изобразите животных, пасущихся на лугу.
«Мы едем, едем, едем». (Имитация езды на разных
животных.)

 

■ ПЛАСТИЧЕСКИЕ ЭТЮДЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СТИХОТВО-
РЕНИЙ

 

КОНИ

Скачут кони по полям.
Ох и весело коням.

А. Ахундова

 

ЕЖИК И БЫЧОК

Встретил ежика бычок
И лизнул его в бочок.
Но, лизнув его, бычок

Уколол свой язычок.

А колючий еж смеется:

— В рот не суй что попадется!

А. Воронько

 

ПЕЧАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ

Плачет киска в коридоре,
У нее большое горе:

Злые люди бедной киске
Не дают украсть сосиски.

Б. Заходер

 

Развитие мелкой моторики.
Координация речи с движением

 

Выполняйте действия и движения пальчиками и руками в
соответствии со смыслом текстов.

 

Идет коза рогатая. (Вытягиваем указательный палец
и мизинчик так, чтобы получились «рожки».)

Глазками — хлоп, хлоп. (Кисти рук сжимаем и раз-
жимаем.)

Ножками — топ, топ. (Средний и безымянный пальцы «бе-
гут» по столу, а указательный и мизинец — вытянуты.)
Кто каши не ест?
Молока не пьет?
Забодаю, забодаю!

 

СОБАЧКА

Вот собачка Жучка, хвостик закорючкой. (Поднять
большой палец вверх — это Жучкино ухо. Остальные
четыре пальца сложить вместе — это собачья морда.
Ритмично опускать и поднимать мизинчик — Жучкин
рот открывается и закрывается.)

 

КОШЕЧКА

Вот серенькая кошечка села на окошечко. (Сжать
пальцы в кулачок, чуть-чуть приподняв мизинчик и ука-
зательный пальчик.)

 

Формирование
лексико-грамматического строя речи

 

■ Синонимы

 

Назовите слова, близкие по значению,— «слова-приятели».

дружба — верность, преданность, привязанность
домашние животные — четвероногие, скот
рот — пасть

собака — пес, дворняжка
конь — скакун

ехать быстро — мчаться, гнать, мчать, скакать, нестись

ехать медленно — тянуться, тащиться

поехать — покатиться, помчаться, понестись, покатить

 

■ АНТОНИМЫ

 

Назовите слова, противоположные по значению,— «слова-
неприятели».

 

верность — предательство
ласка — грубость
пушистый — гладкий

бородатый — безбородый
злобный — добродушный
запрягать — распрягать

рогатый — безрогий
сердитый — ласковый
послушный — озорной
быстрый — медлительный

ускакать — прискакать
галопом — трусцой
быстро — лениво
зло — ласково

 

■ РОДСТВЕННЫЕ СЛОВА

 

Послушайте и повторите слова. Какая общая часть есть в род-
ственных словах?

корм, кормилец, кормовая, кормить, кормящий
корова, коровушка, коровник, коровий
собака, собаковод, собачий
ферма, фермер, фермерский

 

СЛОВООБРАЗОВАНИЕ

 

■ ОБРАЗОВАНИЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ И ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ С
ПОМОЩЬЮ СУФФИКСОВ

 

Скажите по-другому.

кот — котик, коток, котище
лошадь — лошадка, лошадушка
хвост — хвостик, хвостище
собака — собачка, собачонка
корова — коровка, коровушка
шерсть — шерстка
рыжий — рыженький
мягкий — мягонький
пушистый — пушистенький
пестрый — пестренький

 

■ ОБРАЗОВАНИЕ СЛОЖНЫХ СЛОВ

 

Составьте новое слово из двух.

питаются молоком — млекопитающие
поить водой — водопой

(тащит) тяжелый воз — тяжеловоз (конь)

четыре ноги — четвероногие

траву едят — травоядные

два горба — двугорбый (верблюд)

быстрые ноги — быстроногий

острые глаза — остроглазый

гладкая шерсть — гладкошерстный

дружбу любит — дружелюбный

 

■ ОБРАЗОВАНИЕ ГЛАГОЛОВ С ПОМОЩЬЮ ПРИСТАВОК

 

Составьте новые слова.

 

СЛОВОИЗМЕНЕНИЕ

 

Имя существительное

 

■ ЕДИНСТВЕННОЕ И МНОЖЕСТВЕННОЕ ЧИСЛО СУЩЕСТВИ-
ТЕЛЬНЫХ В ИМЕНИТЕЛЬНОМ И РОДИТЕЛЬНОМ ПАДЕЖАХ

 

«Один — много».

один котенок — котята — много котят

один верблюжонок — верблюжата — много верблюжат

один баран — бараны — много баранов

одна лошадь — лошади — много лошадей

одна корова — коровы — много коров

одна овца — овцы — много овец

одна лама — ламы — много лам

одно животное — животные — много животных

 

Ответьте на вопросы.

Без чего не бывают лошади? (Без гривы, ног, копыт.)

А кошки? (Без острых когтей, зубов.)

А верблюды? (Без горбов.)

А кролики? (Без длинных ушей.)

 

■ ПРЕДЛОЖНО-ПАДЕЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

 

Сочините чистоговорки со словом кот.

От-от-от, у нас в доме живет (кот).
Та-та-та, очень любим мы (кота).
Ту-ту-ту, молочка дадим (коту).
Та-та-та, прячьтесь, мышки, от (кота).
Том-том-том, поиграем мы с (котом).
Те-те-те, мечтает друг мой о (коте).

 

Сочините чистоговорки со словами собака, щенок, баран, овца.

 

Ответьте на вопросы.

 

Чем кормят домашних животных?

корову — травой (летом), сеном (зимой)

лошадь — травой, сеном и овсом

козу — травой, сеном и молодыми ветками

овцу — травой и сеном

верблюда — верблюжьими колючками

свинью — клубнями и листьями растений

кролика — капустой, картошкой и ботвой

собаку — мясом с косточкой

кошку — молоком, рыбой и сосиской

 

За кем ухаживают люди данных профессий?

конюх — за лошадьми  чабан — за овцами
свинарка — за свиньями оленевод — за оленями
погонщик — за верблюдами

 

Кто чем защищается?

лошадь — копытами

корова, бык, козел, олень — рогами

кошка — когтями
собака — зубами
баран — лбом и рогами

 

Исправьте ошибку.

Ваня убегает от (собаку). Галя гуляет с (собака.)

Хозяева заботятся о (собаке, кошки, лошадь, козе).

Хозяйка ухаживает за (корова), конюх — за (лошадь),
свинарка — за (свинья).

Летом надо накосить травы для (корова, коза, конь).
Трудно в деревне прожить без (корову, козу, лошадь).
Дети поют песенки про (кошки, коровы, лошадки).

 

■ РОД СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

 

Ответьте на вопросы.

О каких домашних животных можно сказать мой, твой,
наш, ее, его? (Котенок, щенок, пес.)

О каких домашних животных можно сказать моя, твоя,
наша? (Корова, лошадь, овца, кошка.)

Я скажу мое, твое, наше, а ты подбери слова. (Седло,
животное.)

Мои, твои, наши, их (котята, лошади, ягнята).

 

■ СОГЛАСОВАНИЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ С ЧИСЛИТЕЛЬНЫМИ,
ПРИЛАГАТЕЛЬНЫМИ И ПРИЧАСТИЯМИ

 

Сосчитайте, сколько рогов у коровы. Сколько ног у лошади?

 

Сосчитайте детенышей животных.

два (теленка), пять (телят)
три (щенка), пять (щенков)
четыре (поросенка), шесть (поросят)
два (крольчонка), пять (крольчат)

 

Придумайте загадку-описание «Угадай, кто я».

лохматый, бодливый, рогатый, упрямый (козленок)
маленький, кудрявый, слабенький (ягненок)
бодливая, рогатая, крупная, черная, смирная (корова)
пушистая, игривая, ласковая, полосатая (кошка)

 

Скажите по-другому.

Корова мычит. (Мычащая корова.)
Пес лает. (Лающий пес.)

Жеребенок резвится. (Резвящийся жеребенок.)
Кошка мяукает. (Мяукающая кошка.)

 

Имя прилагательное

 

Подберите нужные слова.

Какой бывает конь? (Ретивый, быстроногий, ездовой,
грациозный, выносливый, сильный, стройный.)

Какая бывает собака? (Умная, породистая, дворовая,
служебная, ласковая, охотничья, бездомная.)

Какие бывают кошки? (Пушистые, сиамские, ласко-
вые, рыжие, полосатые.)

Какое бывает молоко? (Коровье, козье, парное, белое,
кипяченое, кислое, жидкое, сгущенное, холодное.)

 

Ответьте на вопросы.

Кто крупнее — лошадь или корова?
Что гуще — щетинка у поросенка или шерсть у коз-
ленка?

Чья шерстка пушистее — кроличья или кошачья?
В какой шапке теплее — в меховой кроличьей или в
шерстяной вязаной?

Чья походка мягче — походка собаки или кошки?
У кого шерстка кудрявее — у козы или у барашка?
Кто послушнее — коза или лошадь?

 

Глагол

 

■ ИЗМЕНЕНИЕ ГЛАГОЛОВ НЕСОВЕРШЕННОГО ВИДА ПО ВРЕМЕ-
НАМ

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  


Неопределен- ная форма Единственное и множест- венное число настоящего времени Прошедшее время Будущее время
мяукать мяукает, -ют мяукал будет мяукать
мурлыкать мурлычет, -ут мурлыкал будет мурлыкать
мычать мычит, -ат мычал будет мычать
ржать ржет, -ут ржал будет ржать
лаять лает, -ют лаял будет лаять