Игра «Четвертый лишний»

жаворонок, соловей, заяц, иволга тетерев, глухарь, ворона, индейка цапля, аист, петух, журавль

 

■ УСТАНОВЛЕНИЕ СИТУАЦИОННЫХ И АССОЦИАТИВНЫХ СВЯЗЕЙ

 

Назовите общий признак.

Что общего между птицей, мухой и стрекозой? (У них есть крылья, и они летают.)

Черепахой, крокодилом и пеликаном? (Их потомство появляется из яиц.)

Тарелкой и гнездом? (Они имеют округлую форму.)

Веслом и ногой утки? (Помогают плыть.)

Долотом и клювом дятла? (Острые и прочные и могут проделывать отверстия.)

Щипцами и клювом воробья; пинцетом и клювом щег­ла? (Ими можно захватывать очень мелкие предметы.)

Сачком, рыболовной сетью и клювом пеликана? (В них задерживается рыба.)

 

Скажите, чья это пища.

Птицы: сойка, клест, скворец, сова, цапля, чайка, сви­ристель.

Пища: лягушка, рябина, рыба, гусеница, шишка, мышка, желуди.

 

■ РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ «Голоса птиц». Придумайте диалоги.

О чем говорят между собой Воробьи и Ласточки, уле­тающие на юг? Чему учат Птицы своих Птенцов? Что могли бы сказать Птицы Кукушке, узнав, что они кор­мят ее птенца? Что могли бы сказать Скворцы детям, построившим им скворечники? Какой ты себе представ­ляешь райскую птицу? Представь, что Альбатрос пред­ложил тебе совершить путешествие у него на спине. Ка­кой бы ты выбрал маршрут?

 

Сочините чистоговорки.

Ва-ва-ва, на суку сидит (сова).

Гирь-гирь-гирь, остался зимовать (снегирь).

Бей-бей-бей, пьет из лужи (воробей).

Ач-ач-ач, по полю ходит (грач).

Вей-вей-вей, поет песни (соловей).

Гол-гол-гол, играет в мяч (щегол).

Рел-рел-рел, из ложки ест (орел).

 

Развитие диалогической речи

 

Ответьте на вопросы. Задайте друг другу вопросы по теме «Птицы». Составьте мини-диалоги.

Чем отличаются птицы от других животных? Зачем птицам перья? (Перья защищают птиц от холода и жары и помогают им в полете. Перья служат птицам маски­ровкой. Например, белая куропатка зимой белая, а ле­том коричневая, поэтому она незаметна для врагов.) Меняют ли птицы свое оперенье? (У зимующих птиц вырастает к зиме теплое оперенье, а перелетные птицы обновляют свое оперенье.) Есть ли у птиц уши? (Есть, но их не видно под перьями.) Как летают птицы и по­чему они не падают в полете? (Они размахивают кры­льями, как бы отталкиваясь ими от воздуха. Воздух перемещается вниз, назад, а птица движется вперед и вверх.)

Почему так назвали этих птиц: вертишейка, пересмеш­ник, топорик, зарянка, зимородок, поползень, осоед, ряб­чик, кукушка? (Вертишейка вертит шейкой, пересмеш­ник умеет имитировать голоса других птиц, у топорика клюв похож на топорик, зарянка поет свои песни на заре, у зимородка птенцы появляются зимой; у поползня ко­ротенькие ножки, он как будто ползет по стволу дерева; осоед питается осами, у рябчика пестрое оперенье.) По­чему воробья называют воришкой, а сороку — трещот­кой? Почему поморника называют морским разбойником? (Он отнимает рыбу у других птиц)

Почему одних птиц назвали зимующими, а других пе­релетными? (Зимующие птицы живут всегда в одном ме­сте, их еще можно назвать оседлыми. Перелетные пти­цы каждую осень улетают в теплые края, а с наступле­нием весны возвращаются домой.) Почему одни птицы улетают на юг, а другие остаются? (Перелетные птицы не могут найти себе корм зимой. Они погибли бы от го­лода и холода. Зимующие птицы могут найти себе пищу в любое время года, поэтому им незачем улетать в дру­гие края.) Что защищает птиц от холода? (От холода их защищают пух и перья.) Почему насекомоядные птицы улетают раньше других? (Они улетают раньше других, так как исчезает их пища — насекомые. За насекомо­ядными птицами улетают зерноядные, а последними — гуси и утки.) Какие птицы меняют на зиму цвет опе­ренья? (Полярные кречеты и совы, тундровые и белые куропатки.) Почему свиристелей, чижей, щеглов и сне­гирей назвали кочующими птицами? (Они кочуют с ме­ста на место в поисках пищи.) Каких птиц называют водоплавающими? (Тех, которые умеют плавать.) Чем они отличаются от других птиц? (На их лапках есть перепонки, а перышки не намокают в воде.) Как назы­вают птиц, живущих около воды? (Их называют око­ловодными.) Почему птиц называют хищными? (Они питаются другими животными.) Как называют птиц, живущих в городах? (Городские птицы.) Чем питаются зерноядные птицы? (Они питаются семенами и плода­ми растений.) Как можно назвать птиц, которые добы­вают пищу в море? (Их называют морскими птицами.) Как называются птицы, которые питаются насекомы­ми? (Они называются насекомоядными.) Каких неле­тающих птиц вы знаете? (Павлин, киви, страус, пинг­вин.) Почему не летает павлин? (Ему мешает длинный хвост.) Почему страус не летает? (У него очень тяжелое туловище и короткие крылья.)

Есть ли у птиц зубы? (У птиц зубов нет. Они загла­тывают пищу целиком или разделяют на кусочки с по­мощью острого клюва.) Зачем птицы заглатывают песок и мелкие камешки? (Чтобы пища перемалывалась в же­лудке.) Что такое зоб? (Это специальный мешок в середи­не горла, куда попадает пища. Некоторые птицы перено­сят в нем пищу для птенцов, у хищников в зобу собира­ются остатки пищи: кости, шерсть, перья и т. д.) Почему у птиц разные клювы? (Форма клюва зависит от того, чем питаются птицы.) Почему клюв хищных птиц заг­нут крючком? (Чтобы лучше расправляться со своей до­бычей.) Зачем клесту загнутый клюв? (Загнутым клю­вом легче доставать семена из шишек.) Почему у дятлов острый и мощный клюв? (Потому что им приходится добывать корм под корой деревьев, а продолбить толстую кору можно только толстым и острым клювом.) Зачем аисту, цапле и журавлю длинный и острый клюв? (Что­бы добывать корм в мелкой воде.) Почему клюв насеко­моядных птиц похож на пинцет? (Таким клювом легче извлекать насекомых из складок коры деревьев.) Какой клюв у зерноядных птиц? (Конусовидный и твердый. В нем есть зазубрины, чтобы лучше измельчать зерна.) Почему у птиц-рыболовов разные клювы? (Форма клю­ва зависит от размера рыбы, которой они питаются.) Зачем пеликану мешок под клювом? (Он служит пели­кану рыболовной сетью, в мешке они носят рыбу своим птенцам.)

Почему воробей прыгает, а не ходит? (У него короткие ноги, он не может их переставлять.) Почему белая куро­патка не проваливается в снег? (У нее между пальцами вырастает густой пух, поэтому она ходит по снегу как на лыжах.) Каких птиц можно назвать длинноногими? (Аис­та, цаплю, журавля, ходулочника и других птиц, у кото­рых длинные ноги.) Зачем им такие длинные ноги? (Что­бы можно было найти пищу на мелководье.) Какая лю­бимая пища аистов и цапель? (Мелкие водные животные, рыба и лягушки.)

Как называют жилище птиц? (Гнездо.) Для чего пти­цам нужны гнезда? (Это их дом, в нем они откладывают яйца и высиживают своих птенцов.) Нужны ли птицам гнезда после того, как вырастут птенцы? (Нет, птицы по­кидают их. Только синицы прилетают ночевать в свои гнезда.) Какая птица не имеет гнезда и несет яйца в чу­жие гнезда? (Кукушка.) У всех ли птиц одинаковые гнез­да? (Птицы строят себе разные гнезда: ласточка и фла­минго делают их из грязи; вороны, грачи, аисты и жу­равли — из веток; птичка-портниха сшивает для своего гнезда листья деревьев; дятлы и зимородки строят гнез­да в дуплах деревьев, кулики — в углублениях почвы, гагары — на скалах.) Что используют птицы для того, чтобы сделать свое гнездо теплым и уютным? (Перышки, пух, шерсть животных, сухую траву и корешки, тряпич­ные лоскутки, камешки и другие материалы.) Какие пти­цы высиживают птенцов зимой? (Клесты, вороны и зи­мородки.) Почему гнездовья птиц называют птичьим ба­заром? (Там стоит крик, шум и гам, как на людском базаре.)

Почему птицы строят свои гнезда в укромном месте? (Чтобы сохранить кладку яиц и уберечь птенцов от вра­гов.) Кто может разорить птичьи гнезда? (Птичьи гнезда могут разорить злые люди, а яйца или птенцов могут съесть звери, хищные птицы.) Можно ли брать в руки птичьи яйца? (Нельзя. Птицы могут оставить свое гнез­до, и тогда птенцы не появятся на свет.) Почему пин­гвиньи яйца не замерзают даже в лютый мороз? (Пин­гвины держат их на своих ногах, укрывая брюшной складкой.)

Какими появляются на свет птенцы? (Одни птенцы появляются голыми, слепыми, глухими и малоподвиж­ными, другие, например утята дикой утки, покрыты пухом и почти сразу умеют бегать.) Как птицы забо­тятся о чистоте своего гнезда? (В первые дни после по­явления птенцов они проглатывают помет, а позже, когда птенцы подрастут, выносят помет из гнезда.) Как птенцы требуют пищу у своих родителей? (Они широ­ко раскрывают рот и громко пищат.) Как птицы очи­щают свои перья? (Одни птицы купаются в песке, дру­гие — в воде, третьи очищают перья клювом и смазы­вают жиром.)

Какую пользу приносят птицы? (Птицы опыляют рас­тения, уничтожают гусениц и других вредных насеко­мых. Скворец совершает за день около 2000 вылетов, ласточка за лето успевает поймать около миллиона раз­ных насекомых, дятел «лечит» деревья, выбирая ство-лы, зараженные личинками, хищные птицы уничтожают мышей-полевок и грызунов. Зерноядные птицы разносят семена растений и деревьев, из которых потом выраста­ют новые. Вот почему можно сказать: «Птицы — наши помощники». Кроме того, пух северной гаги используют для шитья костюмов для летчиков и полярников. Птицы украшают леса, парки и сады. Певчие птицы радуют нас своим пением.)

Какую птицу называют пародистом? (Скворца. Он за­поминает и копирует голоса других птиц и даже подра­жает голосу человека.) Какие еще птицы могут подра­жать голосам людей?

Что вы сделаете, если увидите выпавшего из гнезда птенчика? Как можно помочь птицам зимой? Где можно повесить кормушки для птиц? Чем можно подкормить птиц в зимнее время? Для каких птиц строят домики и как они называются? Почему в скворечнике делают та­кое маленькое окошко?

Каким бы стал мир без птиц? Что мы можем сделать, чтобы живущим на земле птицам было хорошо? Почему говорят: «Птицы — наши друзья»? Как называется про­фессия людей, изучающих птиц? (Орнитолог.) Зачем ор­нитологи надевают кольца на лапки некоторым птицам? (Орнитологи другой страны смогут узнать, откуда приле­тела птица.)

 

Стихи

Прослушайте стихотворения. Повторите рифму. Расскажите,
о чем идет речь в стихотворениях.

У воробышка весь дом
Называется гнездом.
Только птица
Уместиться может в нем!
Я пожил бы там — и вылез,
Чтобы здесь пожить опять...
Мы с птенцами бы учились
Потихонечку летать.

В. Лапин

 

ВОРОБЕЙ

Воробей по лужице
Прыгает и кружится,
Перышки взъерошил он,

Хвостик распушил.
Погода хорошая!
Чив! Чив! Чив!

А. Барто

 

ГАЛКА

По дороге вперевалку
Важным шагом ходит галка.
Вся черна, как головешка,
На крыле от драки плешка.
У грача украла прутик,
Теребит его и крутит.

А. Барто

 

***

— Воробей, чего ты ждешь?
Крошек хлебных не клюешь?

— Я давно заметил крошки,
Да боюсь сердитой кошки,

А. Тараскин

 

КАК ВОРОБЕЙ ИСКАЛ АФРИКУ

Холодно, холодно!.. Солнце не греет.
В Африку, в Африку, птицы, скорее!
В Африке жарко! Зимою, как летом,
В Африке можно гулять неодетым!
Все улетели за синее море...
Только один Чик-Чирик на заборе.
С ветки на ветку воробышек прыг —
Африку ищет в саду Чик-Чирик.
Африку ищет для мамы своей,
И для братишек, и для друзей.
Сон потерял он, забыл про еду —
Ищет, но Африки нету в саду!
Он облетел, обыскал спозаранку
В дальнем лесу за полянкой полянку:
Дождик и ветер под каждым кустом,
Зябко и сыро под каждым листом.
Так и вернулся ни с чем Чик-Чирик,
Грустный, расстроенный, и говорит:

— Мама, где Африка наша с тобой?

— Африка?.. Тут — за печною трубой!

Г. Васильев

 

СТРОИТЕЛЬ

Клювом, точно долотом,
Дятел строит новый дом,
Хоть и сам еще не знает,
Кто прописан будет в нем.
Подлетает к дятлу чиж:
— Что ты, дятел,
Тут стучишь?
Целый час

В дупле осины,
Как привязанный,
Торчишь!

— Я недаром тут стучу!
Червяков достать хочу.
Пообедаю на славу
И осину полечу.

Г. Ладонщиков

 

ВОРОНА

— Ворона, ворона,
Куда ты ходила?
Кому ты, чего ты
В корзине носила?

— Я в гости ходила,
Гостила у галки,

Там речка большая.
Была на рыбалке,
Поймала ерша
И ухи наварила,
Мне галка спасибо
Потом говорила.

В. Боков

 

* * *

Голодно, холодно,
Галки, воробьи!
Голодно, голуби —
Гуленьки мои!
Прилетайте в гости,

Полны у нас горсти.
Клюйте, гостюйте!
Не пугайтесь,
Клюйте!
Гуль-гуль-гуль!

Е. Благинина

 

ПРО АИСТА

...А видели ли вы, как аист
Весь день среди густых ветвей
Стоит высоко, не качаясь,
На ножке тоненькой своей?
Смотрите, как же он боится
Гнезду родному повредить...
Страшится ласковая птица
На аистенка наступить!

Э. Авакян

 

ДЯТЕЛ

Дятлу есть в лесу работа:
Заглушая птичий свист,
Он выстукивает что-то,
Как лихой телеграфист,
Ставит точки и тире
На березовой коре.

П. Комаров

 

ЛАСТОЧКА

Носик мой — как шильце.
Хвостик — мотовильце.
Глазки — две дробинки.
Ножки — две тростинки.
Крылышки воздушны,
Мне они послушны,
Я лечу куда хочу,
За билеты не плачу.

В. Боков

 

ЧАЙКИ

— Чайки, чайки! Где ваш дом?
На земле,

Иль на волне,

Или в синей вышине?

— Ну конечно, на земле!
На земле рождаемся.

Ну конечно, на волне!
На волне качаемся.
Ну конечно, в вышине!
В вышине летаем.
Край земли,
Волну
И небо

Домом мы считаем.

В. Берестов

 

СИНИЧКА

Я синичка-невеличка,
У меня одна привычка —
На подсолнухи летать
И подсолнухи клевать.

А еще люблю пшеничку.
Угостите-ка синичку!
Вынесите проса.
Это очень просто.

В. Боков

 

СОРОКА

Сорока-воровка!
А что это значит?
Чужое присвоит
И где-нибудь спрячет.
Зачем она громко
В лесу затрещала?

Затем, что соседку
Свою извещала,
Звала воровать,
А за каждую кражу
Того, кто ворует,
Надо под стражу.

В. Боков

 

ЦАПЛЯ

Вдоль болота ходит кто-то,
Травы поздние шуршат.
Это цапля у болота
Караулит лягушат.

П. Комаров

 

СТРАУС

Бедный страус!
Несчастнее
Нету отца:
На гнезде

Он сидел и сидел без конца,

Терпеливо,

Упорно,

Упрямо...
Из яйца
Наконец
Появился

Птенец — и закричал:
— Где моя мама?

Б. Заходер

 

Загадки

 

Отгадайте загадки. Нарисуйте отгадки.

Рук нет, а строить умеют.

(Птицы)

 

Без рук, без топоренка
Построена избенка.

(Гнездо)

 

Кто на ели, на суку
Счет ведет: ку-ку, ку-ку?

(Кукушка)

 

Поднять можно,
А через избу
Перекинуть нельзя.

(Перо)

 

Всех перелетных птиц черней,
Чистит пашню от червей,
Взад-вперед по пашне вскачь,
А зовется птица (грач).

Летом за пахарем ходит,

А под зиму с криком уходит.

(Грач)

 

Спереди шильце,
Сзади вильце,
Сверху синее суконце,
Снизу белое полотенце.

(Ласточка)

 

Ходит по болоту
В красных сапогах,
Он лягушкам —
Самый лютый враг.

(Аист)

 

Эта хищница болтлива,
Воровата, суетлива,
Стрекотунья, белобока,
А зовут ее (сорока).

Живет в лесу,
Ухает, как разбойник.
Люди его боятся,
А он людей боится.

(Филин)

 

На шесте — дворец,
Во дворце — певец,
А зовут его (скворец).

Падают с клюва
Веселые капли
После удачной
Охоты у (цапли).

По поднебесью
Веревка протянулась.

(Журавли летят)

 

На яблоньке домик,
А в доме жилец,
Мы все с ним знакомы,
Ведь это (скворец).

Трещала с самого утра:
«Пор-р-р-а, пор-р-р-а».
А что пора?
Такая с ней морока,
Когда трещит (сорока).

В теплый край не улетают,
На морозе распевают.
Эти птички-невелички
Называются (синички).

 

Черный жилет,
Красный берет.
Нос как топор,
Хвост как упор.

(Дятел)

 

Днем спит, ночью летает.

(Сова)

 

Не дровосек, не плотник,
А первый в лесу работник.

(Дятел)

 

Озорной мальчишка
В сером армячишке
По двору шныряет,
Крошки собирает.

(Воробей)

 

Морозов не боится,
Живет вблизи людей
Зимующая птица,
Бесстрашный (воробей).

 

 

НАЗЕМНЫЕ ЖИВОТНЫЕ

СЛОВАРИК ПО ТЕМЕ

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ животный мир Европы заяц лиса еж медведь белка олень лось барсук бурундук рысь енот куница песец норка бобр кабан тигр зубр косуля дикобраз росомаха овцебык лемминг

горностай
ласка

животные гор
и предгорий

барс

козел

як

серна

коза

тур

архар

козерог

животные Африки

лев

зебра

буйвол

газель

бегемот

носорог

жираф

слон

шакал

мангуст

леопард

гепард

горилла

шимпанзе

животные
Австралии

кенгуру
ехидна
утконос
летяга

сумчатый волк
муравьед

животные Азии

панда

пантера

орангутан

тапир

куница

сайгак

кулан

джейран

суслик

сурок

хомяк

животные Америки

скунс
ягуар
бизон

 

койот
гризли
ленивец
пума

муравьед
карибу

части тела

голова

кисточки

усы

рог

пасть

клык

зуб

язык

туловище

хвост

нога

лапа

копыто

иголка

колючка

мех

шерсть

подшерсток

покров

шкура

щетина

кожа

место обитания
животных

территория

лес

река

озеро

тундра

лесотундра

тайга

степь

пустыня

саванна

тропики

джунгли

логово

болото

берлога

нора

дерево

ствол

дупло

гнездо

убежище

укрытие

заросли

лежбище

пещера

зоопарк

зверосовхоз

звероферма

заповедник

заказник

лесопарк

цирк

пища

мясо
змеи
ужи

насекомые

улитки

рыба

семена

мед

ягоды

орехи

желуди

кора

ветки

листья

травы

лишайники

мхи

грибы

корнеплоды

прочие слова

фауна

хищник

грызун

выводок

детеныш

вожак

самец

внешность

облик

стая

семейство

зоркость

обоняние

чутье

нюх

ловкость

резвость

подвижность

лай

рев

вой

крик

писк

рычание

визжание

цоканье

зимовка

покров

пушнина

линька

окраска

утепление

обновление

подготовка

залегание

спячка

добыча

поиск

пропитание

корм

кладовая

пастбище

бескормица

защита

оборона

отвага

враг

повадки

привычка

перемещение

неподвижность

приспособляемость

свирепость

злобность

привязанность

предупреждение

маскировка

нападение

поединок

угроза

опасность

засада

схватка

след

метка

выживание

помощь

истребление

исчезновение

охрана

забота

приумножение
имя

ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

тундровый

лесной

горный

пещерный

степной

пустынный

африканский

индийский

австралийский

американский

европейский

тропический

древесный

кочевой

оседлый

полосатый

пятнистый

пушной

промысловый

рогатый

копытное

жвачное

сумчатый

звериный

заячий

лисий

волчий

песцовый

беличий

соболиный

норковый

ежовый

массивный

выносливый

колючий

неприметный

заметный

зоркий

чуткий

пугливый

пушистый

забавный

игривый

приземистый

неприхотливый

воинственный

пронзительный

ГЛАГОЛ

бегать

бродить

прыгать

скрываться

лазать

залезать

перемещаться

выслеживать

ловить

нападать

охотиться

кусаться

царапаться

подкрадываться

рыскать

преследовать

устраивать

залегать

прятаться

защищаться

дрожать

вылизывать

линять

прятать

грызть

цокать

фыркать

выть

лаять

реветь

рычать

трубить

дрессировать

спастись

обнаружить

зарыться

отлежаться

притвориться

обнюхать

притаиться

отыскать

запастись

поживиться

извлечь

добыть

поймать

заготовить

насытиться

ПРИЧАСТИЕ

исчезающий

прижатый

поднятый

убегающий

прыгающий

обитающий

прячущийся

разинутый

воющий

грызущий

затаившийся

подкрадывающийся

нападающий

стерегущий

притворившийся

свернувшийся

лоснящийся

блестящий

НАРЕЧИЕ

вперевалку

кувырком

бегом

рысцой

шагом

удачно

резко

незаметно

удивленно

угрожающе

неподвижно

стремительно

внимательно

проворно

цепко

вволю

вместе

стаей

поодиночке

досыта

наискосок

иногда

изредка

зачастую

подолгу

               

 

Психогимнастика

 

■ ОБРАЗНО-ПЛАСТИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО ДЕТЕЙ

Изобразите мимикой и позой характерные черты каж-
дого животного: хитрую лису, голодного и злого волка,
проворную белочку, свернувшегося в клубок ежика, ко-
солапого мишку, зайчика, попавшего в лапы лисе.

Изобразите жирафа-великана, достающего ветки высо-
кого дерева; слона, размахивающего хоботом, и его тя-
желую походку. Покажите, как он обливает себя водой.

«Мартышка-кривляка». Педагог показывает какие-либо
действия, а дети повторяют их. Затем дети придумывают
движения сами.

«Лев». Изобразите ленивую и мягкую походку льва,
его грозный взгляд и потряхивание гривой.

«Крокодил». Дети ложатся на пол, вытягивают впе-
ред руки и изображают, как открывает и закрывает пасть
крокодил.

Передайте мимикой и движением поведение зверей:
енот-полоскун полощет в воде пищу, барсук спрятался в
норе, ежик ищет место для зимней спячки, лось-великан
ходит по болоту, белочка грызет орешки.

 

■ ОБЫГРЫВАНИЕ СИТУАЦИЙ

«Гиппопотам». За гиппопотамом по пятам топает гиппо-
потам — дети изображают идущих друг за другом гип-
попотамов, а затем купающихся и плавающих животных.

«Медведь в берлоге». Осень. Медведь выбирает место
для берлоги, ложится и засыпает. Зима. Медведь нахо-
дится в зимней спячке. Весна. Медведь просыпается, вер-
тит головой, вытягивает поочередно ноги, зевает, потя-
гивается, а затем выходит из берлоги. Лето. Медведь ла-
комится малиной и ловит рыбу.

«Медвежата и пчелы». Медвежата мед искали, дружно
дерево качали — дети имитируют раскачивание дерева.
Показывают, как медведь залезает на него, запускает лапу
в улей, ест, выражая удовольствие от сладкого меда. Пче-
лы нападают и жалят медведя, ему больно, он отмахива-
ется, бежит, а затем прыгает в воду. Нам жалко медведя.

«Олени в тундре». Трав копытами касаясь, ходит по
тундре рогатый красавец — дети изображают оленей,
идущих на водопой летом, разгребающих снег в поисках
ягеля в зимнее время.

 

■ ПЛАСТИЧЕСКИЕ ЭТЮДЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СТИХОВ

Передайте движением, мимикой и позой поведение зайца,
медведя, лисы и других зверей по тексту стихотворений.

 

ДЕТЕНЫШИ

Жарким днем лесной тропой
Звери шли на водопой.
За мамой-слонихой
Топал слоненок.
За мамой-лисицей

Крался лисенок.
За мамой-ежихой
Катился ежонок.
За мамой-медведицей
Шел медвежонок.

А. Екимов

 

ЗАЯЦ

Мчится заяц от лисы.
Хвост дрожит, дрожат усы.
Встали сосны на пути.

От погони не уйти!
Нет спасения в бору!
Прыгнул к ежику в нору...

Е. Александрова

 

ЗАЙКА

Зайка по лесу скакал,
Зайка корм себе искал.
Вдруг у зайки на макушке
Поднялись, как стрелки, ушки.
Шорох тихий раздается:
Кто-то по лесу крадется.
Заяц путает следы,
Убегает от беды.
Прыгнул в бок, и обернулся,
И под кустиком свернулся.

И. Лопухина

 

МИШКА

Бедный мишка заболел —
Мишка много меда ел.
Мишка плачет и кричит...
— У меня живот болит! —
Мишка стонет,
Слезы льет —

У него болит живот.
Непослушный
Жадный мишка
Съел лесной малины
Лишка.

Ф. Бобылев

 

МЕДВЕДЬ

Медведь по лесу бродит,
От дуба к дубу ходит.
Находит в дуплах мед
И в рот себе кладет.

Облизывает лапу
Сластена косолапый,
А пчелы налетают,
Медведя прогоняют.

И. Лопухина

 

ЛИСА

У лисицы острый нос,
У нее пушистый хвост,
Шуба рыжая лисы
Несказанной красоты.
Лиса павою похаживает,
Шубу пышную поглаживает:

— Я — охотница до птицы!
Кур ловить я мастерица!
Как увижу — подкрадусь
И тихонько затаюсь.
После прыгну и схвачу,
Детям в норку отнесу.

И. Лопухина

 

ЕЖИК

По сухой лесной дорожке —
Топ-топ-топ — топочут ножки,
Ходит, бродит вдоль дорожек
Весь в иголках серый ежик.
Ищет ягодки, грибочки
Для сыночка и для дочки.

И. Лопухина

 

Развитие мелкой моторики.
Координация речи с движением

 

Выполняйте действия и движения пальчиками и руками в
соответствии со смыслом текстов стихотворений.

 

Раз, два, три, четыре, пять (поочередно загибайте паль-
чики),

Негде заиньке скакать. (Поднимаем указательный и
средний пальцы правой руки, изображая заячьи ушки.)

Всюду ходит волк, волк (поднимаем вверх большой
палец левой руки и ритмично опускаем мизинец, изобра-
жая волка),

Он зубами — щелк, щелк.

Прячься, заинька, в кусты!

А ты, волчище, уходи!

Сидит белка на тележке,
Продает она орешки:
Лисичке-сестричке,

Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому.

— Мальчик с пальчик,
Где ты был?

(Четыре раза сгибаем большой палец левой руки.)

— Долго по лесу бродил!

(Четыре раза сгибаем большой палец правой руки.)
Встретил я медведя, волка,
Зайку, ежика в иголках.

(Большой палец правой руки поочередно соприкасает-
ся с остальными.)

Встретил белочку, синичку,
Встретил лося и лисичку.
Всем подарки подарил,
Всяк меня благодарил.

(Четыре пальца последовательно сгибаются — кла-
няются.)

И. Лопухина

 

Формирование
лексико-грамматического строя речи

 

■ синонимы

 

Назовите слова, близкие по значению,— «слова-приятели».

зверь — зверюга, дикое животное
притаился — замер, оцепенел, остолбенел
напал — накинулся, набросился

 

■ АНТОНИМЫ

 

Назовите слова, противоположные по значению,— «слова-
неприятели».

ловкий — неуклюжий
густой — редкий
сильный — слабый
сытый — голодный

нападать — защищаться
уснуть — проснуться
схватить — выпустить
стремительно — неподвижно

трусливый — смелый
бегом — шагом
стаей — поодиночке

 

Какого слова не хватает? Дополните предложения.

Осенью медведи, ежи, барсуки засыпают, а весной
(просыпаются).

Летом медведь сытый, а весной (голодный).
У лисы шерстка пушистая, а у лося (гладкая).

 

■ МНОГОЗНАЧНОСТЬ слов

 

Ответьте на вопросы.

Есть ли сумка у твоей мамы? Для чего она ей нужна?
(Сумка нужна для продуктов и предметов женского туале-
та. Сумкой называют место, в котором вынашиваются ро-
дившиеся детеныши сумчатых животных — кенгуру и др.)

Знаете ли вы, что такое опушка? (Опушка — это ме-
ховая отделка пальто. Опушкой называют край леса.)

Кто прыгает? Что прыгает? (Прыгает заяц, кенгуру,
мячик, девочка, заводная игрушка.)

Кто катится? Что катится? (Катится ежик, мячик,
машина, вагон, колесо.)

 

■ РОДСТВЕННЫЕ СЛОВА

 

Послушайте и повторите слова. Какая общая часть есть в
родственных словах?

охота, охотник, охотный, охотиться

зверь, зверек, зверюшка, звереныш, зверинец, зверолов

защита, защитник, защитный, защищать, защищаться

 

СЛОВООБРАЗОВАНИЕ

 

■ ОБРАЗОВАНИЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ И ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ С
ПОМОЩЬЮ СУФФИКСОВ

 

Скажите по-другому.

заяц, зайка, зайчишка, зайчонок, заинька, заюшка
волк, волчица, волчонок, волчишко, волчище
лис, лиса, лисица, лисонька, лисичка, лиска, лисенок,
лисеночек

медведь, медведица, медвежонок, медвежище
еж, ежик, ежиха, еженька
лев, львица, львенок, львеночек
тигр, тигрица, тигренок, тигреночек
барсук, барсучиха, барсучок, барсучонок
слон, слониха, слоненок, слоненочек, слоник
лось, лосиха, лосенок

 

Скажите ласково.

серый — серенький
белый — беленький
хитрый — хитренький

толстый — толстенький
слабый — слабенький
шустрый — шустренький

 

■ ОБРАЗОВАНИЕ СЛОЖНЫХ СЛОВ

 

Составьте новое слово из двух.

овца, бык — овцебык
толстая кожа — толстокожий
дикий образ — дикобраз
узкий лоб — узколобый
сам защищается — самозащита
острые зубы — острозубый
лес, парк — лесопарк
толстые ноги — толстоногий
буря ломает — бурелом

 

■ ОБРАЗОВАНИЕ ГЛАГОЛОВ С ПОМОЩЬЮ ПРИСТАВОК

 

Составьте новые слова.

 

СЛОВОИЗМЕНЕНИЕ

 

Имя существительное

 

■ ЕДИНСТВЕННОЕ И МНОЖЕСТВЕННОЕ ЧИСЛО СУЩЕСТВИ-
ТЕЛЬНЫХ В ИМЕНИТЕЛЬНОМ И РОДИТЕЛЬНОМ ПАДЕЖАХ

 

«Один — много».

один заяц — зайцы — много зайцев

один медведь — медведи — много медведей

один медвежонок — медвежата — много медвежат

одна тигрица — тигрицы — много тигриц

одна ежиха — ежихи — много ежих

одна косуля — косули — много косуль

одна росомаха — росомахи — много росомах

 

Ответьте на вопросы.

Без чего не бывает олень? (Без рогов.)
Без чего не бывает жираф? (Без длинной шеи, без пя-
тен.)

Без чего не бывает зебра? (Без полосок.)
Без чего не бывает еж? (Без иголок.)

 

■ ПРЕДЛОЖНО-ПАДЕЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

 

Сочините чистоговорки со словом олень.

Лень-лень-лень, ходит по горам (олень).
Леня-леня-леня, рога есть у (оленя).
Леню-леню-леню, можно подойти к (оленю).
Леня-леня-леня, напали волки на (оленя).
Ленем-ленем-ленем, бежит собака за (оленем).
Ленях-ленях-ленях, саамы ездят на (оленях).

 

Сочините чистоговорки со словами лиса, волк, рысь, слон.

 

Вставьте коротенькие слова — предлоги.

... наступлением осени звери меняют свой редкий лет-
ний мех... зимний, густой и теплый. Лиса нарядилась...
пушистую ярко-рыжую шубку. Хлопотунья-белка поменя-
ла свою рыжую шубку... незаметную серую. Зайцы-
беляки, ласки, горностаи... зиме переоделись... бело-
снежные шубки.... зиме заканчивается линька... мед-
ведя, его мех становится густым, длинным и пышным.
... корягой старой ели, в берлоге, не страшны ему бу-
дут даже лютые морозы. Зимний мех хорошо защища-
ет лесных обитателей... холода. (С, на, в, на, к, в, к,
у, под, от.)

 

■ РОД СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ И ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

 

Ответьте на вопрос: Кто из зверей мог бы так сказать?

Мой длинный пушистый хвост служит мне рулем. (Бел-
ка, лиса.)

Мой густой серебристый мех лучше всех. (Серебристая
лиса.)

Моя непромокаемая шкура защищает меня от холода.
(Белый медведь.)

Моя длинная шея помогает достать листья с высоких
деревьев. (Жираф.)

Мое логово заметить не просто. (Волк.)

Мое дупло расположено высоко. (Белка.)

Мои острые иголки защищают меня от врагов. (Еж,
дикобраз.)

Мои острые когти помогают мне забираться на дерево.
(Лев, рысь.)

Мои копыта помогают мне добывать пищу из-под сне-
га. (Олень.)

 

■ СОГЛАСОВАНИЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ С ЧИСЛИТЕЛЬНЫМИ,
ПРИЛАГАТЕЛЬНЫМИ И ПРИЧАСТИЯМИ

 

Ответьте на вопросы какой? какая? какое? какие? Кто боль-
ше вспомнит слов?

 

зверь (какой?) (дикий, лесной, хищный, умный, дерз-
кий, смелый, миролюбивый, независимый, подвижный,
осторожный, травоядный, всеядный, опасный, редкий,
страшный, неприметный, свирепый, беспощадный, лю-
бопытный)

лиса (какая?) (рыжая, огненно-рыжая, черно-бурая,
рыжевато-красная, хитрая, осторожная, пушистая, лов-
кая, быстрая, чуткая, гибкая, бойкая, любознательная,
предприимчивая)

белка (какая?) (рыжая, серая, серебристо-серая, не-
заметная, маленькая, пушистая, ловкая, цепкая, шуст-
рая, проворная)

шерсть у зверей (какая?) (грубая, мягкая, лохматая,
гладкая, пушистая, теплая, мохнатая, пышная, шелко-
вистая, плотная, густая, редкая, жесткая, длинная, ко-
роткая, рыжая, серая, зимняя, летняя, великолепная,
необыкновенная, необычайная)

 

Сосчитайте зверей.

два (зайца)
пять (зайцев)
три (лисицы)
пять (лисиц)

два (медвежонка)
семь (медвежат)
два (льва)
пять (львов)

три (жирафа)
пять (жирафов)

 

Скажите по-другому.

Еж свернулся в клубок. (Свернувшийся в клубок ежик.)

Волк воет. (Воющий волк.)

Заяц прыгает. (Прыгающий заяц.)

Белка грызет орешки. (Белка, грызущая орешки.)

Имя прилагательное

 

■ ИЗМЕНЕНИЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ ПО РОДАМ И ЧИСЛАМ

 

Угадайте, кто я такой.

серый, колючий, маленький, шустрый, забавный (ежик)

серый, злой, сильный, большой, хитрый, осторожный,
смелый, голодный, сытый, выносливый, бродячий (волк)

бурый, мохнатый, ловкий, сильный, массивный, груз-
ный, неторопливый, медлительный, косолапый (медведь)

серый, белый, пушистый, ушастый, быстрый, мало-
заметный, осторожный, зоркий, чуткий, трусливый, пуг-
ливый, боязливый, беззащитный, косой (заяц)

 

■ ИЗМЕНЕНИЕ ПРИТЯЖАТЕЛЬНЫХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ ПО РО-
ДАМ И ЧИСЛАМ

 

Ответьте на вопросы чей? чья? чье? чьи?

Чей пушистый рыжий хвост? (Лисий.)

Чей короткий белый хвостик? (Заячий.)

Чья нора? (Лисья, барсучья.)

Чья хатка? (Бобровая.)

Чья густая длинная грива? (Львиная.)

Чья берлога? (Медвежья.)

Чье дупло? (Беличье.)

Чье логово? (Волчье.)

Чьи острые зубы и когти? (Волчьи.)

Чьи рога? (Оленьи.)

Чьи следы? (Заячьи, волчьи, лисьи, беличьи.)

 

Глагол

 

■ ИЗМЕНЕНИЕ ГЛАГОЛОВ НЕСОВЕРШЕННОГО ВИДА ПО ВРЕМЕ-
НАМ

 

Неопределен- ная форма Единственное и множест- венное число настоящего времени Прошедшее время Будущее время
скрываться скрывается, -ются скрывался будет скрываться
лазить катиться лазит, -ят катится, -ятся лазил катился будет лазить будет катиться
рыскать рыщет, -ут рыскал будет рыскать
ловить ловит, -ят ловил будет ловить
нападать нападает, -ют нападал будет нападать

 

■ ИЗМЕНЕНИЕ ГЛАГОЛОВ СОВЕРШЕННОГО ВИДА ПО ВРЕМЕНАМ

Неопределенная форма Прошедшее время Будущее время
вторгнуться вторгся вторгнется, -утся
спастись спасся спасется, -утся
насторожиться насторожился насторожится, -атся
подготовить подготовил подготовит, -ят
залечь залег заляжет, залягут
затаиться затаился затаится, -ятся

 

Угадайте, кто так делает.

воет, рыщет, нападает, охотится (волк)

прыгает, грызет, царапается, заготавливает (белка)

фыркает, сворачивается, колется, засыпает (ежик)

 

Скажите правильно.

Белка (прыгать) с ели на сосну. Белки (грызть) шиш-
ки и орехи. Увидев лису, еж (свернуться) в клубок. Зи-
мой лоси и зайцы будут (грызет) кору. Енот-полоскун
свою пищу сначала (полоскать), а потом (съедать).

 

Загадайте желание.

Я хочу (посетить зоопарк). Я хочу, чтобы...

 

■ СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛОВ

 

Расскажите, что умеют делать звери.

Лиса: Я крадусь, принюхиваюсь, охочусь.

Медведи: Мы любим мед, собираем малину, залегаем,
спим, сосем лапу, просыпаемся.

Спросите у волка: Что ты делаешь? Ты рыщешь? Ты
прячешься? Ты нападаешь?

Спросите у белок: Что вы делаете? Вы грызете? Вы
цокаете? Вы прыгаете?

Скажите о зайцах, что они делают. (Они прыгают,
бегают, прислушиваются, прячутся.)

 

■ ПОВЕЛИТЕЛЬНОЕ НАКЛОНЕНИЕ ГЛАГОЛОВ

 

Придумайте просьбы, пожелания, советы.

Не шумите в лесу! Не пугайте зверей!
Убегайте от медведя без оглядки!

Заготовьте на зиму сена лосям и зубрам. Позаботьтесь
о животных!

Не вторгайтесь в жизнь диких животных!

 

■ СОЧЕТАЕМОСТЬ ГЛАГОЛОВ С НАРЕЧИЯМИ

 

Выберите нужное слово из двух.

Медведи ходят поодиночке или стаей?
Лиса крадется осторожно или рысцой?
Белка прыгает проворно или незаметно?

 

Игры со звуками, буквами и словами

(Задания выполняются с использованием наглядного материала.)

 

■ РАЗВИТИЕ ОЩУЩЕНИЯ И ВОСПРИЯТИЯ

Потрогайте и сравните меховые изделия, изготовлен­ные из меха нутрии, норки, лисы, песца, белки, зайца и др. Чей мех самый мягкий, пушистый и густой? Имеют ли запах кожаные и меховые вещи?

Рассмотрите цвет имеющихся меховых изделий. По­чему песца назвали голубым песцом? Какого цвета быва­ет мех у лисиц? Какого цвета мех зайцев, волков, медве­дей и других зверей?

Какой формы уши у лисы, волка, медведя и ежа?

Кто ниже — лось или косуля? Кто выше — медведь или заяц? Кто из диких животных самый высокий? (Жи­раф.) Кто выше бегемота, но ниже жирафа? (Слон ниже жирафа, но выше бегемота.)

«Больше — меньше». Кто больше — медведь или волк? (Медведь больше волка.) Кто из животных меньше лисы, но больше хомяка? (Белка меньше лисы, но больше хо­мяка.) Кто меньше — еж или заяц? О ком можно ска­зать огромный, громадный? (О бегемоте, слоне, носоро­ге.) О ком из диких животных можно сказать малюсень­кий, махонький, крохотный? (О хомячке, лемминге.)

«Кто внимательный?» (Выставляются игрушки или картинки животных.) Посмотрите и скажите, между кем находится еж. Кто справа от него, кто слева? (Картинки или игрушки меняются местами.) Что изменилось? По­ставьте лису между медвежонком и ежонком. Кто спра­ва от лисы, кто слева?

На большом листе выкладываются пять изображений зверей — четыре по углам, а пятый в середине. Кто сто­ит в правом верхнем углу, кто — в левом нижнем углу, кто — в середине?

Слушайте и выполняйте. Поставьте лису рядом с вол­ком, медвежонка за волчонком, ежонка перед слоненком и т. д. Поставьте лисоньку и зайчика так, чтобы они шли навстречу друг другу, друг за другом, парой, рядом и т. д.

Поставьте белочку под дерево, на дерево, за дерево. Откуда выглянула белочка?

Чья нора глубже — лисья или волчья? Кто прыгает дальше — заяц или кенгуру? Когда белочка сушит гри­бы? Сколько времени — много или мало — нужно белоч­ке, чтобы сделать на зиму припасы? Быстро или медлен­но растут детеныши животных? Что у пушных зверей меняется весной и летом? Когда олени и лоси сбрасывают рога? (Каждую весну.) Кто самый быстрый? (Гепард.) Кто из зверей самый медлительный? (Ленивец.)

 

■ РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ

Называются части тела животных, а дети подбирают слова — названия животных. Например: рога — олень, лось, зубр и т. д.; лапы — лиса, медведь и т. д.; иголки — еж, дикобраз и т. д.

 

Кто внимательный?

Называются животные, а дети должны быстро произ­нести, что подходит данному зверю: лапы, копыта или рога. Например: медведь — лапы, лось — рога, копыта, слон — бивни и т. д.

 

«Бывает — не бывает».

Белка съела ежа. Овца напала на волка. Лиса заснула зимним сном. Белый медведь сидит под пальмой. Слон плывет на льдине. Жираф залег в нору. Волк взобрался на дерево. Ежик напал на медведя. У тигра выросла гри­ва. Пятнистая зебра гонится за носорогом. Полосатый жираф съел кролика. Заяц сушит на зиму грибы. Беге­мот взмахнул хоботом.

 

■ РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ

 

Кто знает, пусть продолжает.

Я знаю таких лесных зверей: еж, заяц...

Я знаю таких зверей, живущих в жарких странах: жираф, слон...

Животные, обитающие на деревьях: обезьяна, панда, коала...

Животные, имеющие рога: лось, косуля, олень...

 

Послушайте, запомните и повторите слова тигр, пантера, ягуар.

На кого из домашних животных они похожи? (На кошку.) Кто еще похож на кошку? (Пума, гепард.)

 

Кто больше запомнит?

Перед детьми выставляются картинки: ежик, заяц, лиса, волк, медведь, белка, барсук, бурундук или другие звери. Дается установка на их запоминание, затем кар­тинки закрываются. Дети должны сказать как можно больше названий животных. Картинки меняются места­ми. Что изменилось? Одна картинка убирается. Кого не стало? Подставляется новая картинка. Кто появился? Игра «Кто быстрее разложит?»

В игре участвуют два ребенка. Рассмотрите на картин­ках домашних и диких животных. Кто из них живет в лесу, а кто — в деревне. Разложите картинки домашних животных возле домика, а диких — возле елки.

Расставьте правильно. Животных наших лесов поставь­те в лесу, а животных жарких стран — в саванне. (Вы­ставляются рисунки леса, саванны и зверей — зайца, бурундука, лисы, слона, носорога, бегемота и т. д.)

 

Вспомните и скажите.

Сколько лап у двух медвежат? Сколько ушей у трех ежей? Сколько хвостов у двух слонов? Сколько глаз у трех лисят? Сколько шей у трех ежей? (Ни одной.) Сколько хвостов у пяти барсуков?

 

■ РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ

Назовите одним словом.

Лиса, волк, рысь, медведь, волк, еж — это (звери).

 

■ ПОИСК И УСТАНОВЛЕНИЕ ОБЩИХ И ОТЛИЧИТЕЛЬНЫХ ПРИ­ЗНАКОВ МЕЖДУ ПРЕДМЕТАМИ

 

Чем похожи? Чем отличаются?

Лиса и волк, белка и барсук, медведь и заяц, ежик и бельчонок.

Дикие и домашние животные: заяц и кролик, дикий кабан и свинья, лось и корова, олень и лошадь. Насекомые и звери, птицы и звери.

 

«Четвертый лишний».

слон, соболь, куница, енот жираф, бегемот, медведь, зебра собака, заяц, кошка, коза зайчонок, ежонок, козленок, лосенок

 

■ УСТАНОВЛЕНИЕ АССОЦИАТИВНЫХ И СИТУАЦИОННЫХ СВЯЗЕЙ

Что общего между бурым медведем, барсуком и ежом? (Они впадают в спячку.) Бобром, белкой и мышкой? (Это грызуны.) Оленем, лосем и зайцем? (Питаются травой, ветками и листьями растений.) Косулей, лосем и оленем? (Имеют рога.) Лисой, рысью и тигром? (Это хищники.) Зайцем и белкой? (Меняют на зиму цвет шерсти.) Теленком, козленком и жирафом? (У них есть рожки.) Львом и лошадью? (У них есть грива.) Ягуа­ром, гепардом и жирафом? (Имеют пятнистую окрас­ку.)

«Чего на свете не бывает?» Придумайте предложения-небылицы.

Лось забрался на дерево и грызет шишки. Белочка забралась в медвежью берлогу и проспала всю зиму.

Лиса забралась в дупло. Ежик напал на медведя.

Почему так говорят: лиса-плутовка, зайчишка-трусиш­ка, белочка-непоседа, белочка-резвушка, медведь-рыбо­лов, енот-полоскун? Почему эти звери так называются: ленивец, носорог, муравьед, утконос?

Когда так говорят о людях: хитер как лиса, голоден как волк, труслив как заяц, осторожен как рысь, топает как слон?

 

■ РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ

 

«Голоса зверей». Придумайте диалоги.

Если бы звери умели говорить, что они поведали бы нам о себе?

О чем рассказала Белка Бурундуку, пришедшему к ней в гости?

О чем поведал Заяц встретившемуся Лосю? О чем говорили Ежик с Медведем накануне зимы? О чем рассказала Лиса Волку, вернувшись из похода в деревню?

 

Скажите комплименты зверям.

Какая ты, лисонька, (хитрая, ловкая, быстрая...). Заинь­ка, какой ты (храбрый, выносливый, быстрый...).

 

Расскажите, какие волшебные сны приснились животным.

«Путешествие в Африку», «Как Медвежонок с Ежи­ком стали моряками», «Приключения непослушного Зай­чонка», «Веселый сон Лисят», «Страшный сон Зайчика», «Грустный сон Ежика», «Радостный сон Медведя».

 

Прослушайте рассказы. Придумайте свои.

 

ХВАСТЛИВЫЕ ЗВЕРИ

Как-то раз встретились Лиса, Медведь, Заяц и Еж. Лиса посмотрела на всех и сказала: «Какие у вас некра­сивые шубки, то ли дело — у меня! Моя лисья шубка лучше всех, она пушистая, мягкая, золотистая! А уж хвост — всем вам на зависть! Он мне и одеялом, и рулем служит, а как красив!»

Как-то раз на лесной полянке собрались Медвежонок, Зайчонок, Волчонок и Ежонок и завели разговор. Медвежо­нок сказал: «Я самый сильный, самый смелый и ловкий. Я могу вырвать дерево с корнями, залезть на самую высо­кую сосну. Посмотрите, какие у меня острые зубы и когти. Я никого не боюсь». Чем хвастались остальные звери?

 

ХВАСТЛИВЫЕ ОХОТНИКИ

Однажды вечером собрались у костра три охотника и начали рассказывать разные истории о своей охоте. Пер­вым начал молодой охотник: «Иду я однажды по лесу и вижу: стоит медведь на задних ногах, а в передних дер­жит улей с медом. Ну, думаю, полакомлюсь медком вме­сте с мишкой. Подошел к нему и говорю: «...»

 

Продолжите рассказ охотника.

 

Придумайте воображаемый Город, в котором Лесные Звери живут с нами на одной улице. Чем мы можем помочь Зверям, которые живут рядом с нами? Как будем заботиться о них?

 

Развитие диалогической речи

Ответьте на вопросы. Задайте друг другу вопросы по теме «Наземные животные». Составьте мини-диалоги.

Что общего между людьми и животными? (Люди и жи­вотные — живые существа. Мы и они рождаемся, растем, дышим, видим, едим, двигаемся, стареем и умираем. Жи­вотные, как и люди, могут сердиться, радоваться, общать­ся с себе подобными, строить себе жилье и т. д.) У каких животных слух, зрение и обоняние лучше, чем у челове­ка? Чему человек может научиться у диких животных?

Каких животных называют дикими? (Они живут в ди­кой природе, сами добывают пищу, защищаются от вра­гов и устраивают себе жилище.)

Что общего у всех зверей? Чем они похожи? (У всех зверей есть голова, туловище, ноги и другие части тела.)

Чем отличаются лось и олень? (Они отличаются раз­мером туловища, формой рогов и копыт, а еще у лося на горле есть кожный вырост — «серьга», у оленя такой «серьги» нет.)

Чем отличается бурый медведь от белого?

Чем отличается заяц-беляк от зайца-русака? (Они от­личаются окраской шерсти и строением лап. У зайца-беляка на задних лапах пальцы широко раздвинуты. К зиме на них вырастает пушистая шерсть, поэтому он быстро бегает по снегу. У зайца-русака лапки узкие, поэтому он хорошо бегает лишь по уплотненному снегу.)

Где можно встретить диких животных? Зачем звери выбирают для своего обитания разные места? (Чтобы укрыться от врагов и легко найти себе пищу.) Почему белки выбирают для своего жилья высокие деревья? (Там легче спрятаться и найти себе пропитание.) Как называ­ется их жилье? (Дупло, гнездо.) Почему заяц, лиса и волк не могут поселиться на дереве? Куда залегает медведь на зиму? Где медведь ночует летом? Почему ему не нужно жилье в летнее время?

Где устраивают свои жилища лиса, волк, барсук? Где рождаются детеныши у лисы? Где живет волчица с вол­чатами? (В логове.) Где строят свои хатки бобры? Зачем они делают вход в свою хатку в воде? У кого из лес­ных зверей нет постоянного жилья? (Нет постоянного жилья у зайца и лося, они меняют место своей лежки каждую ночь.) Где устраивают берлогу белые медведи? (В снежном сугробе, куда можно забраться только по узкому тоннелю.) Почему большинство зверей, живу­щих в жарких странах, не устраивают себе постоянно­го жилья? (Им приходится часто перемещаться с мес­та на место в поисках пищи и воды и не надо защи­щаться от холода.)

Чем покрыто тело диких зверей? Кто из животных покрыт щетиной? (Дикие кабаны.) У всех ли зверей оди­наковая шерсть и окраска? Кто из зверей имеет пятнис­тую окраску? (Рысь, леопард, гепард, ягуар.) У кого полосатая шерсть? (У бурундуков, тигров и зебр.) Ка­кого цвета шерсть у волка? Какого цвета шерсть у бе­лочки? (Летом она рыжая, а зимой — серебристо-се­рая.) Почему белые медведи не мерзнут в холодной Арктике? (Их защищает от холода теплая шерсть и толстый слой жира.)

Зачем белки, горностаи, песцы и зайцы меняют на зиму цвет шерстки? (Чтобы быть менее заметными.) По­чему медведи не меняют цвет шерсти?

Когда у зверей бывает линька? (Линька у зверей бы­вает осенью и весной.) Зачем зверям сбрасывать шерсть два раза в год — осенью и весной? (Осенью у них выра­стает теплый и плотный подшерсток, который спасает зверей от зимних холодов. Весной, во время линьки, они сбрасывают свой теплый зимний мех, чтобы легче пере­носить летнюю жару.)

У кого из диких животных есть лапы? Какие лапы у волка и медведя? У кого из зверей есть копыта? Кто из диких зверей передвигается прыжками? (Заяц, белка, бурундук.) Кто еще умеет хорошо прыгать? (Тигр, рысь, соболь и куница.) Почему белка не падает, перепрыги­вая с дерева на дерево? (Ей помогает удержаться в воз­духе пушистый хвост, который можно сравнить с па­рашютом.) Кому из зверей хвост помогает передвигать­ся? (Лисе хвост служит рулем при резких поворотах.) Зачем обезьянам такой длинный и цепкий хвост? (Чтобы цепляться за ветки и быстрее передвигаться по деревь­ям.) Почему одни животные хорошо лазят по деревьям, а другие не умеют совсем? Кто из зверей умеет плавать? (Медведи, бобры, лисы, олени и др.)

Почему зайцу легче бежать в гору? (Потому что пере­дние лапы у зайца короче, чем задние, которыми он от­талкивается в прыжке.) Какие повадки есть у зайца? (При испуге заяц прижимает уши к спине, а когда при­слушивается, поднимает их.) Почему зайца называют ко­сым или косоглазым?

У кого из диких зверей есть рога? (У оленей, лосей, косуль, антилоп и др.) Чьи рога похожи на лопату? (Рога лося.) Кто из животных меняет рога? Как можно узнать возраст оленя или лося по рогам? (Надо сосчитать коли­чество отростков на рогах.)

У каких зверей очень мощные зубы? Почему волка, лису, медведя, росомаху, песца и других животных на­звали хищными? (Потому что они нападают на других животных и питаются их мясом.)

Что лоси едят летом? (Летом лоси едят разные расте­ния: кипрей, хвощ, кубышку, кувшинку, калужницу, аир, а также листья ивы, рябины и березы.) Чем питаются олени в летнее время? (Травами и листьями растений.) Чем лоси питаются зимой? (В зимнее время лоси питают­ся ветками осины, тополя, ивы, дуба, сосны, реже — ольхи и березы.) Что едят олени зимой? (Олени разгреба­ют снег в поисках ягеля, а также питаются почками и ветками карликовых берез и низкорослых ив.) Почему оленей нельзя назвать хищными животными? Почему их называют травоядными? Чем питаются дикие кабаны? (Дикие кабаны едят червей, улиток, личинок насекомых, мелких грызунов, а также они очень любят желуди, кор­невища, клубни, орехи.) Что употребляют в пищу бурые медведи? (Пища бурых медведей разнообразна: сочные травы, коренья, листья, семена и молодые ветки расте­ний, ягоды, орехи, желуди, мед, рыба, птичьи яйца, пти­цы и другие животные.) Чем питается белый медведь? (Зимой он питается мясом тюленей, северных оленей, мелких грызунов и рыбой, а летом — травами, ягодами и лишайниками.) Чем питаются белки летом?

Какую пищу предпочитает лиса? (Грызунов, зайцев, птиц, насекомых, ест она и ягоды.) Что значит выраже­ние лиса мышкует? (Так называется способ ловли мы­шей лисой. Обнаружив вход в мышиную нору, она дела­ет резкий прыжок вверх, а затем падает всеми четырьмя лапами точно в отверстие, ведущее в нору. Потом она поспешно роет землю вокруг норы и ловит разбегающих­ся мышей.)

Почему ёжа можно назвать насекомоядным? Кого из зверей можно назвать грызунами? (Белку, бобра, дикоб­раза, соню, хомяка и др.) Почему их так назвали? Поче­му антилопу, зебру и слона называют растительноядны­ми животными? Кого из животных можно назвать все­ядными? (Того, кто питается растительной и животной пищей.)

Как звери готовятся к зиме? Кто из зверей делает к зиме запасы? (Бурундуки, хомяки, бобры и белки.) Что запасают белки к зиме? Где они прячут свои запасы? Чем питаются бобры зимой? (Бобры заготавливают себе на зиму ветки деревьев.) Почему ежи впадают в спячку зи­мой? (Зимой они не могут найти себе пищу.) Кто из зве­рей с приходом зимы впадает в сон? (С приходом зимы засыпают медведи, барсуки, енотовидные собаки и еноты-полоскуны.) Что помогает им пережить зиму без пищи? (Летом и осенью они очень много едят, становятся упи­танными и жирными и в состоянии сна хорошо перено­сят бескормицу.) Что спасает животных от зимних стуж и холодов? (Оленей, лосей, косуль и диких кабанов за­щищает толстый слой подкожного жира, а пушных зве­рей — густой и теплый подшерсток.)

Какими появляются на свет детеныши диких живот­ных? (У всех животных детеныши разные: у одних они слепые и беспомощные, а у других быстро становятся на ножки и бегут за мамой.) Чем питаются новорожденные детеныши животных? Почему зверей назвали млекопи­тающими?

Чему учат родители-звери своих малышей? (Как до­бывать пищу, как прятаться и защищаться от нападения врагов, как строить жилище и содержать в чистоте свое тело.)

Чем лесные звери защищаются от врагов? Чем защи­щаются лоси, олени и зубры? (Рогами и копытами.) Как защищается ежик от нападающих врагов? (Он сворачи­вается в клубок, старается уколоть иголками и фырка­ет.) Может ли лиса съесть ежа? (В редких случаях. Лиса катит ежа к воде, где ему приходится невольно высунуть свой нос. Она хватает его за нос, и ежу уже спастись не­возможно.) Какие хищные животные охотятся на зайцев? (На зайцев нападают хищные птицы: филины, орлы, яст­ребы-тетеревятники, а также лисицы, рыси, волки и др.) Как заяц защищается от хищных птиц? (Он ложится на спину и отбивается ногами, вонзаясь острыми когтями в брюхо врагу. От других хищников его спасают быстрые ноги и чуткие уши. Завидев или услышав врага, он дела­ет резкие скачки в сторону и убегает, запутывая следы.)

Какие еще способы защиты используют животные? (Каждый вид животных имеет свои способы защиты в окружающей среде. Одни звери предупреждают напада­ющих врагов рычанием, шипением, а если это не помо­гает, царапаются, кусаются или бодаются. Некоторые из животных прячутся, замирают, становятся неподвиж­ными, то есть маскируются. Носороги защищаются ро­гами, слоны — бивнями и ногами, кенгуру — хвостом и задними ногами, львы и тигры пускают в ход когти и зубы. Броненосец может свернуться в клубок. Защи­той броненосца служит панцирь из костяных пластин, а дикобраза — иголки. У бегемота для защиты есть до­полнительная пара больших передних зубов. Скунс об­рызгивает своих врагов плохо пахнущей жидкостью.)

Что значит — маскировка зверей? (Это способ скрыть­ся, спрятаться, остаться незамеченным.) Как маскируют­ся разные звери? (Некоторые звери — рысь, гепард, ягу­ар и леопард — имеют пятнистую окраску, что позволя­ет им незаметно подкрадываться к своей добыче. Поло­сатой зебре и желтовато-серой газели окраска шерсти помогает быть менее заметными среди окружающей при­роды. Окраска разных зверей может быть защитной и пугающей.)

Как заботятся звери о чистоте своего тела? (Многие звери любят купаться в воде, например медведи. Дикие кабаны любят валяться в грязи. Во время линьки вместе с выпадающей шерстью звери избавляются от паразитов и отслоившихся пластинок кожи.)

Почему некоторые дикие животные собираются в стаи или группы? (Одним из них, например волкам, стаей легче охотиться, а другим — защищаться. В стае всегда есть вожак, которому все подчиняются. В группы соби­раются те животные, которым легче совместно добывать пищу.) Какие звери могут выжить поодиночке? (Медве­ди, белки, ежи и другие животные, которые сами могут найти себе пищу.) Смогут ли выжить хищные животные, не нападая на других? Почему не смогут? Какие живот­ные чаще всего попадают в зубы более сильных зверей? (Больные и слабые.)

Человек — друг или враг диких животных? (Он быва­ет как другом, так и врагом.) Когда человека можно на­звать другом животных? Когда дикие животные нужда­ются в помощи человека? Каким животным может по­мочь человек в трудное зимнее время? (Лосям, зубрам и диким кабанам. Люди устраивают для них специальные кормушки, куда кладут сено, ветки деревьев и поварен­ную соль, а диким кабанам разбрасывают на тропах кар­тошку и другой корм.) Кто проявляет заботу о диких животных, живущих в лесу? (Лесники.) Кто лечит боль­ных зверей, живущих в зоопарках и цирках? (Врач-вете­ринар.)

Когда человек становится врагом животных? Хорошо ли поступают люди, забирая детенышей животных? В каких случаях это нужно сделать? Зачем люди охотят­ся за некоторыми дикими животными? (Чтобы исполь­зовать их ценный мех, мясо и кожу.) Каких пушных зверей разводят на зверофермах? Как люди используют мех животных? (Из шкурок лисиц, песцов, норок, боб­ров, рысей и нутрий изготавливают воротники, шьют шубы, варежки, шапки и другую одежду. Из кожи не­которых зверей изготавливают обувь, сумки и другие предметы


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: