жаворонок, соловей, заяц, иволга тетерев, глухарь, ворона, индейка цапля, аист, петух, журавль
■ УСТАНОВЛЕНИЕ СИТУАЦИОННЫХ И АССОЦИАТИВНЫХ СВЯЗЕЙ
Назовите общий признак.
Что общего между птицей, мухой и стрекозой? (У них есть крылья, и они летают.)
Черепахой, крокодилом и пеликаном? (Их потомство появляется из яиц.)
Тарелкой и гнездом? (Они имеют округлую форму.)
Веслом и ногой утки? (Помогают плыть.)
Долотом и клювом дятла? (Острые и прочные и могут проделывать отверстия.)
Щипцами и клювом воробья; пинцетом и клювом щегла? (Ими можно захватывать очень мелкие предметы.)
Сачком, рыболовной сетью и клювом пеликана? (В них задерживается рыба.)
Скажите, чья это пища.
Птицы: сойка, клест, скворец, сова, цапля, чайка, свиристель.
Пища: лягушка, рябина, рыба, гусеница, шишка, мышка, желуди.
■ РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ «Голоса птиц». Придумайте диалоги.
О чем говорят между собой Воробьи и Ласточки, улетающие на юг? Чему учат Птицы своих Птенцов? Что могли бы сказать Птицы Кукушке, узнав, что они кормят ее птенца? Что могли бы сказать Скворцы детям, построившим им скворечники? Какой ты себе представляешь райскую птицу? Представь, что Альбатрос предложил тебе совершить путешествие у него на спине. Какой бы ты выбрал маршрут?
Сочините чистоговорки.
Ва-ва-ва, на суку сидит (сова).
Гирь-гирь-гирь, остался зимовать (снегирь).
Бей-бей-бей, пьет из лужи (воробей).
Ач-ач-ач, по полю ходит (грач).
Вей-вей-вей, поет песни (соловей).
Гол-гол-гол, играет в мяч (щегол).
Рел-рел-рел, из ложки ест (орел).
Развитие диалогической речи
Ответьте на вопросы. Задайте друг другу вопросы по теме «Птицы». Составьте мини-диалоги.
Чем отличаются птицы от других животных? Зачем птицам перья? (Перья защищают птиц от холода и жары и помогают им в полете. Перья служат птицам маскировкой. Например, белая куропатка зимой белая, а летом коричневая, поэтому она незаметна для врагов.) Меняют ли птицы свое оперенье? (У зимующих птиц вырастает к зиме теплое оперенье, а перелетные птицы обновляют свое оперенье.) Есть ли у птиц уши? (Есть, но их не видно под перьями.) Как летают птицы и почему они не падают в полете? (Они размахивают крыльями, как бы отталкиваясь ими от воздуха. Воздух перемещается вниз, назад, а птица движется вперед и вверх.)
Почему так назвали этих птиц: вертишейка, пересмешник, топорик, зарянка, зимородок, поползень, осоед, рябчик, кукушка? (Вертишейка вертит шейкой, пересмешник умеет имитировать голоса других птиц, у топорика клюв похож на топорик, зарянка поет свои песни на заре, у зимородка птенцы появляются зимой; у поползня коротенькие ножки, он как будто ползет по стволу дерева; осоед питается осами, у рябчика пестрое оперенье.) Почему воробья называют воришкой, а сороку — трещоткой? Почему поморника называют морским разбойником? (Он отнимает рыбу у других птиц)
Почему одних птиц назвали зимующими, а других перелетными? (Зимующие птицы живут всегда в одном месте, их еще можно назвать оседлыми. Перелетные птицы каждую осень улетают в теплые края, а с наступлением весны возвращаются домой.) Почему одни птицы улетают на юг, а другие остаются? (Перелетные птицы не могут найти себе корм зимой. Они погибли бы от голода и холода. Зимующие птицы могут найти себе пищу в любое время года, поэтому им незачем улетать в другие края.) Что защищает птиц от холода? (От холода их защищают пух и перья.) Почему насекомоядные птицы улетают раньше других? (Они улетают раньше других, так как исчезает их пища — насекомые. За насекомоядными птицами улетают зерноядные, а последними — гуси и утки.) Какие птицы меняют на зиму цвет оперенья? (Полярные кречеты и совы, тундровые и белые куропатки.) Почему свиристелей, чижей, щеглов и снегирей назвали кочующими птицами? (Они кочуют с места на место в поисках пищи.) Каких птиц называют водоплавающими? (Тех, которые умеют плавать.) Чем они отличаются от других птиц? (На их лапках есть перепонки, а перышки не намокают в воде.) Как называют птиц, живущих около воды? (Их называют околоводными.) Почему птиц называют хищными? (Они питаются другими животными.) Как называют птиц, живущих в городах? (Городские птицы.) Чем питаются зерноядные птицы? (Они питаются семенами и плодами растений.) Как можно назвать птиц, которые добывают пищу в море? (Их называют морскими птицами.) Как называются птицы, которые питаются насекомыми? (Они называются насекомоядными.) Каких нелетающих птиц вы знаете? (Павлин, киви, страус, пингвин.) Почему не летает павлин? (Ему мешает длинный хвост.) Почему страус не летает? (У него очень тяжелое туловище и короткие крылья.)
Есть ли у птиц зубы? (У птиц зубов нет. Они заглатывают пищу целиком или разделяют на кусочки с помощью острого клюва.) Зачем птицы заглатывают песок и мелкие камешки? (Чтобы пища перемалывалась в желудке.) Что такое зоб? (Это специальный мешок в середине горла, куда попадает пища. Некоторые птицы переносят в нем пищу для птенцов, у хищников в зобу собираются остатки пищи: кости, шерсть, перья и т. д.) Почему у птиц разные клювы? (Форма клюва зависит от того, чем питаются птицы.) Почему клюв хищных птиц загнут крючком? (Чтобы лучше расправляться со своей добычей.) Зачем клесту загнутый клюв? (Загнутым клювом легче доставать семена из шишек.) Почему у дятлов острый и мощный клюв? (Потому что им приходится добывать корм под корой деревьев, а продолбить толстую кору можно только толстым и острым клювом.) Зачем аисту, цапле и журавлю длинный и острый клюв? (Чтобы добывать корм в мелкой воде.) Почему клюв насекомоядных птиц похож на пинцет? (Таким клювом легче извлекать насекомых из складок коры деревьев.) Какой клюв у зерноядных птиц? (Конусовидный и твердый. В нем есть зазубрины, чтобы лучше измельчать зерна.) Почему у птиц-рыболовов разные клювы? (Форма клюва зависит от размера рыбы, которой они питаются.) Зачем пеликану мешок под клювом? (Он служит пеликану рыболовной сетью, в мешке они носят рыбу своим птенцам.)
Почему воробей прыгает, а не ходит? (У него короткие ноги, он не может их переставлять.) Почему белая куропатка не проваливается в снег? (У нее между пальцами вырастает густой пух, поэтому она ходит по снегу как на лыжах.) Каких птиц можно назвать длинноногими? (Аиста, цаплю, журавля, ходулочника и других птиц, у которых длинные ноги.) Зачем им такие длинные ноги? (Чтобы можно было найти пищу на мелководье.) Какая любимая пища аистов и цапель? (Мелкие водные животные, рыба и лягушки.)
Как называют жилище птиц? (Гнездо.) Для чего птицам нужны гнезда? (Это их дом, в нем они откладывают яйца и высиживают своих птенцов.) Нужны ли птицам гнезда после того, как вырастут птенцы? (Нет, птицы покидают их. Только синицы прилетают ночевать в свои гнезда.) Какая птица не имеет гнезда и несет яйца в чужие гнезда? (Кукушка.) У всех ли птиц одинаковые гнезда? (Птицы строят себе разные гнезда: ласточка и фламинго делают их из грязи; вороны, грачи, аисты и журавли — из веток; птичка-портниха сшивает для своего гнезда листья деревьев; дятлы и зимородки строят гнезда в дуплах деревьев, кулики — в углублениях почвы, гагары — на скалах.) Что используют птицы для того, чтобы сделать свое гнездо теплым и уютным? (Перышки, пух, шерсть животных, сухую траву и корешки, тряпичные лоскутки, камешки и другие материалы.) Какие птицы высиживают птенцов зимой? (Клесты, вороны и зимородки.) Почему гнездовья птиц называют птичьим базаром? (Там стоит крик, шум и гам, как на людском базаре.)
Почему птицы строят свои гнезда в укромном месте? (Чтобы сохранить кладку яиц и уберечь птенцов от врагов.) Кто может разорить птичьи гнезда? (Птичьи гнезда могут разорить злые люди, а яйца или птенцов могут съесть звери, хищные птицы.) Можно ли брать в руки птичьи яйца? (Нельзя. Птицы могут оставить свое гнездо, и тогда птенцы не появятся на свет.) Почему пингвиньи яйца не замерзают даже в лютый мороз? (Пингвины держат их на своих ногах, укрывая брюшной складкой.)
Какими появляются на свет птенцы? (Одни птенцы появляются голыми, слепыми, глухими и малоподвижными, другие, например утята дикой утки, покрыты пухом и почти сразу умеют бегать.) Как птицы заботятся о чистоте своего гнезда? (В первые дни после появления птенцов они проглатывают помет, а позже, когда птенцы подрастут, выносят помет из гнезда.) Как птенцы требуют пищу у своих родителей? (Они широко раскрывают рот и громко пищат.) Как птицы очищают свои перья? (Одни птицы купаются в песке, другие — в воде, третьи очищают перья клювом и смазывают жиром.)
Какую пользу приносят птицы? (Птицы опыляют растения, уничтожают гусениц и других вредных насекомых. Скворец совершает за день около 2000 вылетов, ласточка за лето успевает поймать около миллиона разных насекомых, дятел «лечит» деревья, выбирая ство-лы, зараженные личинками, хищные птицы уничтожают мышей-полевок и грызунов. Зерноядные птицы разносят семена растений и деревьев, из которых потом вырастают новые. Вот почему можно сказать: «Птицы — наши помощники». Кроме того, пух северной гаги используют для шитья костюмов для летчиков и полярников. Птицы украшают леса, парки и сады. Певчие птицы радуют нас своим пением.)
Какую птицу называют пародистом? (Скворца. Он запоминает и копирует голоса других птиц и даже подражает голосу человека.) Какие еще птицы могут подражать голосам людей?
Что вы сделаете, если увидите выпавшего из гнезда птенчика? Как можно помочь птицам зимой? Где можно повесить кормушки для птиц? Чем можно подкормить птиц в зимнее время? Для каких птиц строят домики и как они называются? Почему в скворечнике делают такое маленькое окошко?
Каким бы стал мир без птиц? Что мы можем сделать, чтобы живущим на земле птицам было хорошо? Почему говорят: «Птицы — наши друзья»? Как называется профессия людей, изучающих птиц? (Орнитолог.) Зачем орнитологи надевают кольца на лапки некоторым птицам? (Орнитологи другой страны смогут узнать, откуда прилетела птица.)
Стихи
Прослушайте стихотворения. Повторите рифму. Расскажите,
о чем идет речь в стихотворениях.
У воробышка весь дом
Называется гнездом.
Только птица
Уместиться может в нем!
Я пожил бы там — и вылез,
Чтобы здесь пожить опять...
Мы с птенцами бы учились
Потихонечку летать.
В. Лапин
ВОРОБЕЙ
Воробей по лужице
Прыгает и кружится,
Перышки взъерошил он,
Хвостик распушил.
Погода хорошая!
Чив! Чив! Чив!
А. Барто
ГАЛКА
По дороге вперевалку
Важным шагом ходит галка.
Вся черна, как головешка,
На крыле от драки плешка.
У грача украла прутик,
Теребит его и крутит.
А. Барто
***
— Воробей, чего ты ждешь?
Крошек хлебных не клюешь?
— Я давно заметил крошки,
Да боюсь сердитой кошки,
А. Тараскин
КАК ВОРОБЕЙ ИСКАЛ АФРИКУ
Холодно, холодно!.. Солнце не греет.
В Африку, в Африку, птицы, скорее!
В Африке жарко! Зимою, как летом,
В Африке можно гулять неодетым!
Все улетели за синее море...
Только один Чик-Чирик на заборе.
С ветки на ветку воробышек прыг —
Африку ищет в саду Чик-Чирик.
Африку ищет для мамы своей,
И для братишек, и для друзей.
Сон потерял он, забыл про еду —
Ищет, но Африки нету в саду!
Он облетел, обыскал спозаранку
В дальнем лесу за полянкой полянку:
Дождик и ветер под каждым кустом,
Зябко и сыро под каждым листом.
Так и вернулся ни с чем Чик-Чирик,
Грустный, расстроенный, и говорит:
— Мама, где Африка наша с тобой?
— Африка?.. Тут — за печною трубой!
Г. Васильев
СТРОИТЕЛЬ
Клювом, точно долотом,
Дятел строит новый дом,
Хоть и сам еще не знает,
Кто прописан будет в нем.
Подлетает к дятлу чиж:
— Что ты, дятел,
Тут стучишь?
Целый час
В дупле осины,
Как привязанный,
Торчишь!
— Я недаром тут стучу!
Червяков достать хочу.
Пообедаю на славу
И осину полечу.
Г. Ладонщиков
ВОРОНА
— Ворона, ворона,
Куда ты ходила?
Кому ты, чего ты
В корзине носила?
— Я в гости ходила,
Гостила у галки,
Там речка большая.
Была на рыбалке,
Поймала ерша
И ухи наварила,
Мне галка спасибо
Потом говорила.
В. Боков
* * *
Голодно, холодно,
Галки, воробьи!
Голодно, голуби —
Гуленьки мои!
Прилетайте в гости,
Полны у нас горсти.
Клюйте, гостюйте!
Не пугайтесь,
Клюйте!
Гуль-гуль-гуль!
Е. Благинина
ПРО АИСТА
...А видели ли вы, как аист
Весь день среди густых ветвей
Стоит высоко, не качаясь,
На ножке тоненькой своей?
Смотрите, как же он боится
Гнезду родному повредить...
Страшится ласковая птица
На аистенка наступить!
Э. Авакян
ДЯТЕЛ
Дятлу есть в лесу работа:
Заглушая птичий свист,
Он выстукивает что-то,
Как лихой телеграфист,
Ставит точки и тире
На березовой коре.
П. Комаров
ЛАСТОЧКА
Носик мой — как шильце.
Хвостик — мотовильце.
Глазки — две дробинки.
Ножки — две тростинки.
Крылышки воздушны,
Мне они послушны,
Я лечу куда хочу,
За билеты не плачу.
В. Боков
ЧАЙКИ
— Чайки, чайки! Где ваш дом?
На земле,
Иль на волне,
Или в синей вышине?
— Ну конечно, на земле!
На земле рождаемся.
Ну конечно, на волне!
На волне качаемся.
Ну конечно, в вышине!
В вышине летаем.
Край земли,
Волну
И небо
Домом мы считаем.
В. Берестов
СИНИЧКА
Я синичка-невеличка,
У меня одна привычка —
На подсолнухи летать
И подсолнухи клевать.
А еще люблю пшеничку.
Угостите-ка синичку!
Вынесите проса.
Это очень просто.
В. Боков
СОРОКА
Сорока-воровка!
А что это значит?
Чужое присвоит
И где-нибудь спрячет.
Зачем она громко
В лесу затрещала?
Затем, что соседку
Свою извещала,
Звала воровать,
А за каждую кражу
Того, кто ворует,
Надо под стражу.
В. Боков
ЦАПЛЯ
Вдоль болота ходит кто-то,
Травы поздние шуршат.
Это цапля у болота
Караулит лягушат.
П. Комаров
СТРАУС
Бедный страус!
Несчастнее
Нету отца:
На гнезде
Он сидел и сидел без конца,
Терпеливо,
Упорно,
Упрямо...
Из яйца
Наконец
Появился
Птенец — и закричал:
— Где моя мама?
Б. Заходер
Загадки
Отгадайте загадки. Нарисуйте отгадки.
Рук нет, а строить умеют.
(Птицы)
Без рук, без топоренка
Построена избенка.
(Гнездо)
Кто на ели, на суку
Счет ведет: ку-ку, ку-ку?
(Кукушка)
Поднять можно,
А через избу
Перекинуть нельзя.
(Перо)
Всех перелетных птиц черней,
Чистит пашню от червей,
Взад-вперед по пашне вскачь,
А зовется птица (грач).
Летом за пахарем ходит,
А под зиму с криком уходит.
(Грач)
Спереди шильце,
Сзади вильце,
Сверху синее суконце,
Снизу белое полотенце.
(Ласточка)
Ходит по болоту
В красных сапогах,
Он лягушкам —
Самый лютый враг.
(Аист)
Эта хищница болтлива,
Воровата, суетлива,
Стрекотунья, белобока,
А зовут ее (сорока).
Живет в лесу,
Ухает, как разбойник.
Люди его боятся,
А он людей боится.
(Филин)
На шесте — дворец,
Во дворце — певец,
А зовут его (скворец).
Падают с клюва
Веселые капли
После удачной
Охоты у (цапли).
По поднебесью
Веревка протянулась.
(Журавли летят)
На яблоньке домик,
А в доме жилец,
Мы все с ним знакомы,
Ведь это (скворец).
Трещала с самого утра:
«Пор-р-р-а, пор-р-р-а».
А что пора?
Такая с ней морока,
Когда трещит (сорока).
В теплый край не улетают,
На морозе распевают.
Эти птички-невелички
Называются (синички).
Черный жилет,
Красный берет.
Нос как топор,
Хвост как упор.
(Дятел)
Днем спит, ночью летает.
(Сова)
Не дровосек, не плотник,
А первый в лесу работник.
(Дятел)
Озорной мальчишка
В сером армячишке
По двору шныряет,
Крошки собирает.
(Воробей)
Морозов не боится,
Живет вблизи людей
Зимующая птица,
Бесстрашный (воробей).
НАЗЕМНЫЕ ЖИВОТНЫЕ
СЛОВАРИК ПО ТЕМЕ
ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ животный мир Европы заяц лиса еж медведь белка олень лось барсук бурундук рысь енот куница песец норка бобр кабан тигр зубр косуля дикобраз росомаха овцебык лемминг | горностай животные гор барс козел як серна коза тур архар козерог животные Африки лев зебра буйвол газель бегемот носорог жираф слон шакал мангуст леопард гепард горилла | шимпанзе животные кенгуру сумчатый волк животные Азии панда пантера орангутан тапир куница сайгак кулан джейран суслик сурок хомяк животные Америки скунс | |||||
койот муравьед части тела голова кисточки усы рог пасть клык зуб язык туловище хвост нога лапа копыто иголка колючка мех шерсть подшерсток покров шкура щетина кожа место обитания территория лес река озеро тундра лесотундра тайга степь пустыня | саванна тропики джунгли логово болото берлога нора дерево ствол дупло гнездо убежище укрытие заросли лежбище пещера зоопарк зверосовхоз звероферма заповедник заказник лесопарк цирк пища мясо насекомые улитки рыба семена мед ягоды орехи желуди кора ветки листья травы лишайники мхи | грибы корнеплоды прочие слова фауна хищник грызун выводок детеныш вожак самец внешность облик стая семейство зоркость обоняние чутье нюх ловкость резвость подвижность лай рев вой крик писк рычание визжание цоканье зимовка покров пушнина линька окраска утепление обновление подготовка залегание спячка добыча поиск | |||||
пропитание корм кладовая пастбище бескормица защита оборона отвага враг повадки привычка перемещение неподвижность приспособляемость свирепость злобность привязанность предупреждение маскировка нападение поединок угроза опасность засада схватка след метка выживание помощь истребление исчезновение охрана забота приумножение ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ тундровый лесной горный пещерный степной | пустынный африканский индийский австралийский американский европейский тропический древесный кочевой оседлый полосатый пятнистый пушной промысловый рогатый копытное жвачное сумчатый звериный заячий лисий волчий песцовый беличий соболиный норковый ежовый массивный выносливый колючий неприметный заметный зоркий чуткий пугливый пушистый забавный игривый приземистый неприхотливый воинственный пронзительный | ГЛАГОЛ бегать бродить прыгать скрываться лазать залезать перемещаться выслеживать ловить нападать охотиться кусаться царапаться подкрадываться рыскать преследовать устраивать залегать прятаться защищаться дрожать вылизывать линять прятать грызть цокать фыркать выть лаять реветь рычать трубить дрессировать спастись обнаружить зарыться отлежаться притвориться обнюхать притаиться отыскать | |||||
запастись поживиться извлечь добыть поймать заготовить насытиться ПРИЧАСТИЕ исчезающий прижатый поднятый убегающий прыгающий обитающий прячущийся разинутый воющий | грызущий затаившийся подкрадывающийся нападающий стерегущий притворившийся свернувшийся лоснящийся блестящий НАРЕЧИЕ вперевалку кувырком бегом рысцой шагом удачно резко | незаметно удивленно угрожающе неподвижно стремительно внимательно проворно цепко вволю вместе стаей поодиночке досыта наискосок иногда изредка зачастую подолгу | |||||
Психогимнастика
■ ОБРАЗНО-ПЛАСТИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО ДЕТЕЙ
Изобразите мимикой и позой характерные черты каж-
дого животного: хитрую лису, голодного и злого волка,
проворную белочку, свернувшегося в клубок ежика, ко-
солапого мишку, зайчика, попавшего в лапы лисе.
Изобразите жирафа-великана, достающего ветки высо-
кого дерева; слона, размахивающего хоботом, и его тя-
желую походку. Покажите, как он обливает себя водой.
«Мартышка-кривляка». Педагог показывает какие-либо
действия, а дети повторяют их. Затем дети придумывают
движения сами.
«Лев». Изобразите ленивую и мягкую походку льва,
его грозный взгляд и потряхивание гривой.
«Крокодил». Дети ложатся на пол, вытягивают впе-
ред руки и изображают, как открывает и закрывает пасть
крокодил.
Передайте мимикой и движением поведение зверей:
енот-полоскун полощет в воде пищу, барсук спрятался в
норе, ежик ищет место для зимней спячки, лось-великан
ходит по болоту, белочка грызет орешки.
■ ОБЫГРЫВАНИЕ СИТУАЦИЙ
«Гиппопотам». За гиппопотамом по пятам топает гиппо-
потам — дети изображают идущих друг за другом гип-
попотамов, а затем купающихся и плавающих животных.
«Медведь в берлоге». Осень. Медведь выбирает место
для берлоги, ложится и засыпает. Зима. Медведь нахо-
дится в зимней спячке. Весна. Медведь просыпается, вер-
тит головой, вытягивает поочередно ноги, зевает, потя-
гивается, а затем выходит из берлоги. Лето. Медведь ла-
комится малиной и ловит рыбу.
«Медвежата и пчелы». Медвежата мед искали, дружно
дерево качали — дети имитируют раскачивание дерева.
Показывают, как медведь залезает на него, запускает лапу
в улей, ест, выражая удовольствие от сладкого меда. Пче-
лы нападают и жалят медведя, ему больно, он отмахива-
ется, бежит, а затем прыгает в воду. Нам жалко медведя.
«Олени в тундре». Трав копытами касаясь, ходит по
тундре рогатый красавец — дети изображают оленей,
идущих на водопой летом, разгребающих снег в поисках
ягеля в зимнее время.
■ ПЛАСТИЧЕСКИЕ ЭТЮДЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СТИХОВ
Передайте движением, мимикой и позой поведение зайца,
медведя, лисы и других зверей по тексту стихотворений.
ДЕТЕНЫШИ
Жарким днем лесной тропой
Звери шли на водопой.
За мамой-слонихой
Топал слоненок.
За мамой-лисицей
Крался лисенок.
За мамой-ежихой
Катился ежонок.
За мамой-медведицей
Шел медвежонок.
А. Екимов
ЗАЯЦ
Мчится заяц от лисы.
Хвост дрожит, дрожат усы.
Встали сосны на пути.
От погони не уйти!
Нет спасения в бору!
Прыгнул к ежику в нору...
Е. Александрова
ЗАЙКА
Зайка по лесу скакал,
Зайка корм себе искал.
Вдруг у зайки на макушке
Поднялись, как стрелки, ушки.
Шорох тихий раздается:
Кто-то по лесу крадется.
Заяц путает следы,
Убегает от беды.
Прыгнул в бок, и обернулся,
И под кустиком свернулся.
И. Лопухина
МИШКА
Бедный мишка заболел —
Мишка много меда ел.
Мишка плачет и кричит...
— У меня живот болит! —
Мишка стонет,
Слезы льет —
У него болит живот.
Непослушный
Жадный мишка
Съел лесной малины
Лишка.
Ф. Бобылев
МЕДВЕДЬ
Медведь по лесу бродит,
От дуба к дубу ходит.
Находит в дуплах мед
И в рот себе кладет.
Облизывает лапу
Сластена косолапый,
А пчелы налетают,
Медведя прогоняют.
И. Лопухина
ЛИСА
У лисицы острый нос,
У нее пушистый хвост,
Шуба рыжая лисы
Несказанной красоты.
Лиса павою похаживает,
Шубу пышную поглаживает:
— Я — охотница до птицы!
Кур ловить я мастерица!
Как увижу — подкрадусь
И тихонько затаюсь.
После прыгну и схвачу,
Детям в норку отнесу.
И. Лопухина
ЕЖИК
По сухой лесной дорожке —
Топ-топ-топ — топочут ножки,
Ходит, бродит вдоль дорожек
Весь в иголках серый ежик.
Ищет ягодки, грибочки
Для сыночка и для дочки.
И. Лопухина
Развитие мелкой моторики.
Координация речи с движением
Выполняйте действия и движения пальчиками и руками в
соответствии со смыслом текстов стихотворений.
Раз, два, три, четыре, пять (поочередно загибайте паль-
чики),
Негде заиньке скакать. (Поднимаем указательный и
средний пальцы правой руки, изображая заячьи ушки.)
Всюду ходит волк, волк (поднимаем вверх большой
палец левой руки и ритмично опускаем мизинец, изобра-
жая волка),
Он зубами — щелк, щелк.
Прячься, заинька, в кусты!
А ты, волчище, уходи!
Сидит белка на тележке,
Продает она орешки:
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому.
— Мальчик с пальчик,
Где ты был?
(Четыре раза сгибаем большой палец левой руки.)
— Долго по лесу бродил!
(Четыре раза сгибаем большой палец правой руки.)
Встретил я медведя, волка,
Зайку, ежика в иголках.
(Большой палец правой руки поочередно соприкасает-
ся с остальными.)
Встретил белочку, синичку,
Встретил лося и лисичку.
Всем подарки подарил,
Всяк меня благодарил.
(Четыре пальца последовательно сгибаются — кла-
няются.)
И. Лопухина
Формирование
лексико-грамматического строя речи
■ синонимы
Назовите слова, близкие по значению,— «слова-приятели».
зверь — зверюга, дикое животное
притаился — замер, оцепенел, остолбенел
напал — накинулся, набросился
■ АНТОНИМЫ
Назовите слова, противоположные по значению,— «слова-
неприятели».
ловкий — неуклюжий
густой — редкий
сильный — слабый
сытый — голодный
нападать — защищаться
уснуть — проснуться
схватить — выпустить
стремительно — неподвижно
трусливый — смелый
бегом — шагом
стаей — поодиночке
Какого слова не хватает? Дополните предложения.
Осенью медведи, ежи, барсуки засыпают, а весной
(просыпаются).
Летом медведь сытый, а весной (голодный).
У лисы шерстка пушистая, а у лося (гладкая).
■ МНОГОЗНАЧНОСТЬ слов
Ответьте на вопросы.
Есть ли сумка у твоей мамы? Для чего она ей нужна?
(Сумка нужна для продуктов и предметов женского туале-
та. Сумкой называют место, в котором вынашиваются ро-
дившиеся детеныши сумчатых животных — кенгуру и др.)
Знаете ли вы, что такое опушка? (Опушка — это ме-
ховая отделка пальто. Опушкой называют край леса.)
Кто прыгает? Что прыгает? (Прыгает заяц, кенгуру,
мячик, девочка, заводная игрушка.)
Кто катится? Что катится? (Катится ежик, мячик,
машина, вагон, колесо.)
■ РОДСТВЕННЫЕ СЛОВА
Послушайте и повторите слова. Какая общая часть есть в
родственных словах?
охота, охотник, охотный, охотиться
зверь, зверек, зверюшка, звереныш, зверинец, зверолов
защита, защитник, защитный, защищать, защищаться
СЛОВООБРАЗОВАНИЕ
■ ОБРАЗОВАНИЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ И ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ С
ПОМОЩЬЮ СУФФИКСОВ
Скажите по-другому.
заяц, зайка, зайчишка, зайчонок, заинька, заюшка
волк, волчица, волчонок, волчишко, волчище
лис, лиса, лисица, лисонька, лисичка, лиска, лисенок,
лисеночек
медведь, медведица, медвежонок, медвежище
еж, ежик, ежиха, еженька
лев, львица, львенок, львеночек
тигр, тигрица, тигренок, тигреночек
барсук, барсучиха, барсучок, барсучонок
слон, слониха, слоненок, слоненочек, слоник
лось, лосиха, лосенок
Скажите ласково.
серый — серенький
белый — беленький
хитрый — хитренький
толстый — толстенький
слабый — слабенький
шустрый — шустренький
■ ОБРАЗОВАНИЕ СЛОЖНЫХ СЛОВ
Составьте новое слово из двух.
овца, бык — овцебык
толстая кожа — толстокожий
дикий образ — дикобраз
узкий лоб — узколобый
сам защищается — самозащита
острые зубы — острозубый
лес, парк — лесопарк
толстые ноги — толстоногий
буря ломает — бурелом
■ ОБРАЗОВАНИЕ ГЛАГОЛОВ С ПОМОЩЬЮ ПРИСТАВОК
Составьте новые слова.
СЛОВОИЗМЕНЕНИЕ
Имя существительное
■ ЕДИНСТВЕННОЕ И МНОЖЕСТВЕННОЕ ЧИСЛО СУЩЕСТВИ-
ТЕЛЬНЫХ В ИМЕНИТЕЛЬНОМ И РОДИТЕЛЬНОМ ПАДЕЖАХ
«Один — много».
один заяц — зайцы — много зайцев
один медведь — медведи — много медведей
один медвежонок — медвежата — много медвежат
одна тигрица — тигрицы — много тигриц
одна ежиха — ежихи — много ежих
одна косуля — косули — много косуль
одна росомаха — росомахи — много росомах
Ответьте на вопросы.
Без чего не бывает олень? (Без рогов.)
Без чего не бывает жираф? (Без длинной шеи, без пя-
тен.)
Без чего не бывает зебра? (Без полосок.)
Без чего не бывает еж? (Без иголок.)
■ ПРЕДЛОЖНО-ПАДЕЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
Сочините чистоговорки со словом олень.
Лень-лень-лень, ходит по горам (олень).
Леня-леня-леня, рога есть у (оленя).
Леню-леню-леню, можно подойти к (оленю).
Леня-леня-леня, напали волки на (оленя).
Ленем-ленем-ленем, бежит собака за (оленем).
Ленях-ленях-ленях, саамы ездят на (оленях).
Сочините чистоговорки со словами лиса, волк, рысь, слон.
Вставьте коротенькие слова — предлоги.
... наступлением осени звери меняют свой редкий лет-
ний мех... зимний, густой и теплый. Лиса нарядилась...
пушистую ярко-рыжую шубку. Хлопотунья-белка поменя-
ла свою рыжую шубку... незаметную серую. Зайцы-
беляки, ласки, горностаи... зиме переоделись... бело-
снежные шубки.... зиме заканчивается линька... мед-
ведя, его мех становится густым, длинным и пышным.
... корягой старой ели, в берлоге, не страшны ему бу-
дут даже лютые морозы. Зимний мех хорошо защища-
ет лесных обитателей... холода. (С, на, в, на, к, в, к,
у, под, от.)
■ РОД СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ И ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ
Ответьте на вопрос: Кто из зверей мог бы так сказать?
Мой длинный пушистый хвост служит мне рулем. (Бел-
ка, лиса.)
Мой густой серебристый мех лучше всех. (Серебристая
лиса.)
Моя непромокаемая шкура защищает меня от холода.
(Белый медведь.)
Моя длинная шея помогает достать листья с высоких
деревьев. (Жираф.)
Мое логово заметить не просто. (Волк.)
Мое дупло расположено высоко. (Белка.)
Мои острые иголки защищают меня от врагов. (Еж,
дикобраз.)
Мои острые когти помогают мне забираться на дерево.
(Лев, рысь.)
Мои копыта помогают мне добывать пищу из-под сне-
га. (Олень.)
■ СОГЛАСОВАНИЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ С ЧИСЛИТЕЛЬНЫМИ,
ПРИЛАГАТЕЛЬНЫМИ И ПРИЧАСТИЯМИ
Ответьте на вопросы какой? какая? какое? какие? Кто боль-
ше вспомнит слов?
зверь (какой?) (дикий, лесной, хищный, умный, дерз-
кий, смелый, миролюбивый, независимый, подвижный,
осторожный, травоядный, всеядный, опасный, редкий,
страшный, неприметный, свирепый, беспощадный, лю-
бопытный)
лиса (какая?) (рыжая, огненно-рыжая, черно-бурая,
рыжевато-красная, хитрая, осторожная, пушистая, лов-
кая, быстрая, чуткая, гибкая, бойкая, любознательная,
предприимчивая)
белка (какая?) (рыжая, серая, серебристо-серая, не-
заметная, маленькая, пушистая, ловкая, цепкая, шуст-
рая, проворная)
шерсть у зверей (какая?) (грубая, мягкая, лохматая,
гладкая, пушистая, теплая, мохнатая, пышная, шелко-
вистая, плотная, густая, редкая, жесткая, длинная, ко-
роткая, рыжая, серая, зимняя, летняя, великолепная,
необыкновенная, необычайная)
Сосчитайте зверей.
два (зайца)
пять (зайцев)
три (лисицы)
пять (лисиц)
два (медвежонка)
семь (медвежат)
два (льва)
пять (львов)
три (жирафа)
пять (жирафов)
Скажите по-другому.
Еж свернулся в клубок. (Свернувшийся в клубок ежик.)
Волк воет. (Воющий волк.)
Заяц прыгает. (Прыгающий заяц.)
Белка грызет орешки. (Белка, грызущая орешки.)
Имя прилагательное
■ ИЗМЕНЕНИЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ ПО РОДАМ И ЧИСЛАМ
Угадайте, кто я такой.
серый, колючий, маленький, шустрый, забавный (ежик)
серый, злой, сильный, большой, хитрый, осторожный,
смелый, голодный, сытый, выносливый, бродячий (волк)
бурый, мохнатый, ловкий, сильный, массивный, груз-
ный, неторопливый, медлительный, косолапый (медведь)
серый, белый, пушистый, ушастый, быстрый, мало-
заметный, осторожный, зоркий, чуткий, трусливый, пуг-
ливый, боязливый, беззащитный, косой (заяц)
■ ИЗМЕНЕНИЕ ПРИТЯЖАТЕЛЬНЫХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ ПО РО-
ДАМ И ЧИСЛАМ
Ответьте на вопросы чей? чья? чье? чьи?
Чей пушистый рыжий хвост? (Лисий.)
Чей короткий белый хвостик? (Заячий.)
Чья нора? (Лисья, барсучья.)
Чья хатка? (Бобровая.)
Чья густая длинная грива? (Львиная.)
Чья берлога? (Медвежья.)
Чье дупло? (Беличье.)
Чье логово? (Волчье.)
Чьи острые зубы и когти? (Волчьи.)
Чьи рога? (Оленьи.)
Чьи следы? (Заячьи, волчьи, лисьи, беличьи.)
Глагол
■ ИЗМЕНЕНИЕ ГЛАГОЛОВ НЕСОВЕРШЕННОГО ВИДА ПО ВРЕМЕ-
НАМ
Неопределен- ная форма | Единственное и множест- венное число настоящего времени | Прошедшее время | Будущее время |
скрываться | скрывается, -ются | скрывался | будет скрываться |
лазить катиться | лазит, -ят катится, -ятся | лазил катился | будет лазить будет катиться |
рыскать | рыщет, -ут | рыскал | будет рыскать |
ловить | ловит, -ят | ловил | будет ловить |
нападать | нападает, -ют | нападал | будет нападать |
■ ИЗМЕНЕНИЕ ГЛАГОЛОВ СОВЕРШЕННОГО ВИДА ПО ВРЕМЕНАМ
Неопределенная форма | Прошедшее время | Будущее время |
вторгнуться | вторгся | вторгнется, -утся |
спастись | спасся | спасется, -утся |
насторожиться | насторожился | насторожится, -атся |
подготовить | подготовил | подготовит, -ят |
залечь | залег | заляжет, залягут |
затаиться | затаился | затаится, -ятся |
Угадайте, кто так делает.
воет, рыщет, нападает, охотится (волк)
прыгает, грызет, царапается, заготавливает (белка)
фыркает, сворачивается, колется, засыпает (ежик)
Скажите правильно.
Белка (прыгать) с ели на сосну. Белки (грызть) шиш-
ки и орехи. Увидев лису, еж (свернуться) в клубок. Зи-
мой лоси и зайцы будут (грызет) кору. Енот-полоскун
свою пищу сначала (полоскать), а потом (съедать).
Загадайте желание.
Я хочу (посетить зоопарк). Я хочу, чтобы...
■ СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛОВ
Расскажите, что умеют делать звери.
Лиса: Я крадусь, принюхиваюсь, охочусь.
Медведи: Мы любим мед, собираем малину, залегаем,
спим, сосем лапу, просыпаемся.
Спросите у волка: Что ты делаешь? Ты рыщешь? Ты
прячешься? Ты нападаешь?
Спросите у белок: Что вы делаете? Вы грызете? Вы
цокаете? Вы прыгаете?
Скажите о зайцах, что они делают. (Они прыгают,
бегают, прислушиваются, прячутся.)
■ ПОВЕЛИТЕЛЬНОЕ НАКЛОНЕНИЕ ГЛАГОЛОВ
Придумайте просьбы, пожелания, советы.
Не шумите в лесу! Не пугайте зверей!
Убегайте от медведя без оглядки!
Заготовьте на зиму сена лосям и зубрам. Позаботьтесь
о животных!
Не вторгайтесь в жизнь диких животных!
■ СОЧЕТАЕМОСТЬ ГЛАГОЛОВ С НАРЕЧИЯМИ
Выберите нужное слово из двух.
Медведи ходят поодиночке или стаей?
Лиса крадется осторожно или рысцой?
Белка прыгает проворно или незаметно?
Игры со звуками, буквами и словами
(Задания выполняются с использованием наглядного материала.)
■ РАЗВИТИЕ ОЩУЩЕНИЯ И ВОСПРИЯТИЯ
Потрогайте и сравните меховые изделия, изготовленные из меха нутрии, норки, лисы, песца, белки, зайца и др. Чей мех самый мягкий, пушистый и густой? Имеют ли запах кожаные и меховые вещи?
Рассмотрите цвет имеющихся меховых изделий. Почему песца назвали голубым песцом? Какого цвета бывает мех у лисиц? Какого цвета мех зайцев, волков, медведей и других зверей?
Какой формы уши у лисы, волка, медведя и ежа?
Кто ниже — лось или косуля? Кто выше — медведь или заяц? Кто из диких животных самый высокий? (Жираф.) Кто выше бегемота, но ниже жирафа? (Слон ниже жирафа, но выше бегемота.)
«Больше — меньше». Кто больше — медведь или волк? (Медведь больше волка.) Кто из животных меньше лисы, но больше хомяка? (Белка меньше лисы, но больше хомяка.) Кто меньше — еж или заяц? О ком можно сказать огромный, громадный? (О бегемоте, слоне, носороге.) О ком из диких животных можно сказать малюсенький, махонький, крохотный? (О хомячке, лемминге.)
«Кто внимательный?» (Выставляются игрушки или картинки животных.) Посмотрите и скажите, между кем находится еж. Кто справа от него, кто слева? (Картинки или игрушки меняются местами.) Что изменилось? Поставьте лису между медвежонком и ежонком. Кто справа от лисы, кто слева?
На большом листе выкладываются пять изображений зверей — четыре по углам, а пятый в середине. Кто стоит в правом верхнем углу, кто — в левом нижнем углу, кто — в середине?
Слушайте и выполняйте. Поставьте лису рядом с волком, медвежонка за волчонком, ежонка перед слоненком и т. д. Поставьте лисоньку и зайчика так, чтобы они шли навстречу друг другу, друг за другом, парой, рядом и т. д.
Поставьте белочку под дерево, на дерево, за дерево. Откуда выглянула белочка?
Чья нора глубже — лисья или волчья? Кто прыгает дальше — заяц или кенгуру? Когда белочка сушит грибы? Сколько времени — много или мало — нужно белочке, чтобы сделать на зиму припасы? Быстро или медленно растут детеныши животных? Что у пушных зверей меняется весной и летом? Когда олени и лоси сбрасывают рога? (Каждую весну.) Кто самый быстрый? (Гепард.) Кто из зверей самый медлительный? (Ленивец.)
■ РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ
Называются части тела животных, а дети подбирают слова — названия животных. Например: рога — олень, лось, зубр и т. д.; лапы — лиса, медведь и т. д.; иголки — еж, дикобраз и т. д.
Кто внимательный?
Называются животные, а дети должны быстро произнести, что подходит данному зверю: лапы, копыта или рога. Например: медведь — лапы, лось — рога, копыта, слон — бивни и т. д.
«Бывает — не бывает».
Белка съела ежа. Овца напала на волка. Лиса заснула зимним сном. Белый медведь сидит под пальмой. Слон плывет на льдине. Жираф залег в нору. Волк взобрался на дерево. Ежик напал на медведя. У тигра выросла грива. Пятнистая зебра гонится за носорогом. Полосатый жираф съел кролика. Заяц сушит на зиму грибы. Бегемот взмахнул хоботом.
■ РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ
Кто знает, пусть продолжает.
Я знаю таких лесных зверей: еж, заяц...
Я знаю таких зверей, живущих в жарких странах: жираф, слон...
Животные, обитающие на деревьях: обезьяна, панда, коала...
Животные, имеющие рога: лось, косуля, олень...
Послушайте, запомните и повторите слова тигр, пантера, ягуар.
На кого из домашних животных они похожи? (На кошку.) Кто еще похож на кошку? (Пума, гепард.)
Кто больше запомнит?
Перед детьми выставляются картинки: ежик, заяц, лиса, волк, медведь, белка, барсук, бурундук или другие звери. Дается установка на их запоминание, затем картинки закрываются. Дети должны сказать как можно больше названий животных. Картинки меняются местами. Что изменилось? Одна картинка убирается. Кого не стало? Подставляется новая картинка. Кто появился? Игра «Кто быстрее разложит?»
В игре участвуют два ребенка. Рассмотрите на картинках домашних и диких животных. Кто из них живет в лесу, а кто — в деревне. Разложите картинки домашних животных возле домика, а диких — возле елки.
Расставьте правильно. Животных наших лесов поставьте в лесу, а животных жарких стран — в саванне. (Выставляются рисунки леса, саванны и зверей — зайца, бурундука, лисы, слона, носорога, бегемота и т. д.)
Вспомните и скажите.
Сколько лап у двух медвежат? Сколько ушей у трех ежей? Сколько хвостов у двух слонов? Сколько глаз у трех лисят? Сколько шей у трех ежей? (Ни одной.) Сколько хвостов у пяти барсуков?
■ РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ
Назовите одним словом.
Лиса, волк, рысь, медведь, волк, еж — это (звери).
■ ПОИСК И УСТАНОВЛЕНИЕ ОБЩИХ И ОТЛИЧИТЕЛЬНЫХ ПРИЗНАКОВ МЕЖДУ ПРЕДМЕТАМИ
Чем похожи? Чем отличаются?
Лиса и волк, белка и барсук, медведь и заяц, ежик и бельчонок.
Дикие и домашние животные: заяц и кролик, дикий кабан и свинья, лось и корова, олень и лошадь. Насекомые и звери, птицы и звери.
«Четвертый лишний».
слон, соболь, куница, енот жираф, бегемот, медведь, зебра собака, заяц, кошка, коза зайчонок, ежонок, козленок, лосенок
■ УСТАНОВЛЕНИЕ АССОЦИАТИВНЫХ И СИТУАЦИОННЫХ СВЯЗЕЙ
Что общего между бурым медведем, барсуком и ежом? (Они впадают в спячку.) Бобром, белкой и мышкой? (Это грызуны.) Оленем, лосем и зайцем? (Питаются травой, ветками и листьями растений.) Косулей, лосем и оленем? (Имеют рога.) Лисой, рысью и тигром? (Это хищники.) Зайцем и белкой? (Меняют на зиму цвет шерсти.) Теленком, козленком и жирафом? (У них есть рожки.) Львом и лошадью? (У них есть грива.) Ягуаром, гепардом и жирафом? (Имеют пятнистую окраску.)
«Чего на свете не бывает?» Придумайте предложения-небылицы.
Лось забрался на дерево и грызет шишки. Белочка забралась в медвежью берлогу и проспала всю зиму.
Лиса забралась в дупло. Ежик напал на медведя.
Почему так говорят: лиса-плутовка, зайчишка-трусишка, белочка-непоседа, белочка-резвушка, медведь-рыболов, енот-полоскун? Почему эти звери так называются: ленивец, носорог, муравьед, утконос?
Когда так говорят о людях: хитер как лиса, голоден как волк, труслив как заяц, осторожен как рысь, топает как слон?
■ РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ
«Голоса зверей». Придумайте диалоги.
Если бы звери умели говорить, что они поведали бы нам о себе?
О чем рассказала Белка Бурундуку, пришедшему к ней в гости?
О чем поведал Заяц встретившемуся Лосю? О чем говорили Ежик с Медведем накануне зимы? О чем рассказала Лиса Волку, вернувшись из похода в деревню?
Скажите комплименты зверям.
Какая ты, лисонька, (хитрая, ловкая, быстрая...). Заинька, какой ты (храбрый, выносливый, быстрый...).
Расскажите, какие волшебные сны приснились животным.
«Путешествие в Африку», «Как Медвежонок с Ежиком стали моряками», «Приключения непослушного Зайчонка», «Веселый сон Лисят», «Страшный сон Зайчика», «Грустный сон Ежика», «Радостный сон Медведя».
Прослушайте рассказы. Придумайте свои.
ХВАСТЛИВЫЕ ЗВЕРИ
Как-то раз встретились Лиса, Медведь, Заяц и Еж. Лиса посмотрела на всех и сказала: «Какие у вас некрасивые шубки, то ли дело — у меня! Моя лисья шубка лучше всех, она пушистая, мягкая, золотистая! А уж хвост — всем вам на зависть! Он мне и одеялом, и рулем служит, а как красив!»
Как-то раз на лесной полянке собрались Медвежонок, Зайчонок, Волчонок и Ежонок и завели разговор. Медвежонок сказал: «Я самый сильный, самый смелый и ловкий. Я могу вырвать дерево с корнями, залезть на самую высокую сосну. Посмотрите, какие у меня острые зубы и когти. Я никого не боюсь». Чем хвастались остальные звери?
ХВАСТЛИВЫЕ ОХОТНИКИ
Однажды вечером собрались у костра три охотника и начали рассказывать разные истории о своей охоте. Первым начал молодой охотник: «Иду я однажды по лесу и вижу: стоит медведь на задних ногах, а в передних держит улей с медом. Ну, думаю, полакомлюсь медком вместе с мишкой. Подошел к нему и говорю: «...»
Продолжите рассказ охотника.
Придумайте воображаемый Город, в котором Лесные Звери живут с нами на одной улице. Чем мы можем помочь Зверям, которые живут рядом с нами? Как будем заботиться о них?
Развитие диалогической речи
Ответьте на вопросы. Задайте друг другу вопросы по теме «Наземные животные». Составьте мини-диалоги.
Что общего между людьми и животными? (Люди и животные — живые существа. Мы и они рождаемся, растем, дышим, видим, едим, двигаемся, стареем и умираем. Животные, как и люди, могут сердиться, радоваться, общаться с себе подобными, строить себе жилье и т. д.) У каких животных слух, зрение и обоняние лучше, чем у человека? Чему человек может научиться у диких животных?
Каких животных называют дикими? (Они живут в дикой природе, сами добывают пищу, защищаются от врагов и устраивают себе жилище.)
Что общего у всех зверей? Чем они похожи? (У всех зверей есть голова, туловище, ноги и другие части тела.)
Чем отличаются лось и олень? (Они отличаются размером туловища, формой рогов и копыт, а еще у лося на горле есть кожный вырост — «серьга», у оленя такой «серьги» нет.)
Чем отличается бурый медведь от белого?
Чем отличается заяц-беляк от зайца-русака? (Они отличаются окраской шерсти и строением лап. У зайца-беляка на задних лапах пальцы широко раздвинуты. К зиме на них вырастает пушистая шерсть, поэтому он быстро бегает по снегу. У зайца-русака лапки узкие, поэтому он хорошо бегает лишь по уплотненному снегу.)
Где можно встретить диких животных? Зачем звери выбирают для своего обитания разные места? (Чтобы укрыться от врагов и легко найти себе пищу.) Почему белки выбирают для своего жилья высокие деревья? (Там легче спрятаться и найти себе пропитание.) Как называется их жилье? (Дупло, гнездо.) Почему заяц, лиса и волк не могут поселиться на дереве? Куда залегает медведь на зиму? Где медведь ночует летом? Почему ему не нужно жилье в летнее время?
Где устраивают свои жилища лиса, волк, барсук? Где рождаются детеныши у лисы? Где живет волчица с волчатами? (В логове.) Где строят свои хатки бобры? Зачем они делают вход в свою хатку в воде? У кого из лесных зверей нет постоянного жилья? (Нет постоянного жилья у зайца и лося, они меняют место своей лежки каждую ночь.) Где устраивают берлогу белые медведи? (В снежном сугробе, куда можно забраться только по узкому тоннелю.) Почему большинство зверей, живущих в жарких странах, не устраивают себе постоянного жилья? (Им приходится часто перемещаться с места на место в поисках пищи и воды и не надо защищаться от холода.)
Чем покрыто тело диких зверей? Кто из животных покрыт щетиной? (Дикие кабаны.) У всех ли зверей одинаковая шерсть и окраска? Кто из зверей имеет пятнистую окраску? (Рысь, леопард, гепард, ягуар.) У кого полосатая шерсть? (У бурундуков, тигров и зебр.) Какого цвета шерсть у волка? Какого цвета шерсть у белочки? (Летом она рыжая, а зимой — серебристо-серая.) Почему белые медведи не мерзнут в холодной Арктике? (Их защищает от холода теплая шерсть и толстый слой жира.)
Зачем белки, горностаи, песцы и зайцы меняют на зиму цвет шерстки? (Чтобы быть менее заметными.) Почему медведи не меняют цвет шерсти?
Когда у зверей бывает линька? (Линька у зверей бывает осенью и весной.) Зачем зверям сбрасывать шерсть два раза в год — осенью и весной? (Осенью у них вырастает теплый и плотный подшерсток, который спасает зверей от зимних холодов. Весной, во время линьки, они сбрасывают свой теплый зимний мех, чтобы легче переносить летнюю жару.)
У кого из диких животных есть лапы? Какие лапы у волка и медведя? У кого из зверей есть копыта? Кто из диких зверей передвигается прыжками? (Заяц, белка, бурундук.) Кто еще умеет хорошо прыгать? (Тигр, рысь, соболь и куница.) Почему белка не падает, перепрыгивая с дерева на дерево? (Ей помогает удержаться в воздухе пушистый хвост, который можно сравнить с парашютом.) Кому из зверей хвост помогает передвигаться? (Лисе хвост служит рулем при резких поворотах.) Зачем обезьянам такой длинный и цепкий хвост? (Чтобы цепляться за ветки и быстрее передвигаться по деревьям.) Почему одни животные хорошо лазят по деревьям, а другие не умеют совсем? Кто из зверей умеет плавать? (Медведи, бобры, лисы, олени и др.)
Почему зайцу легче бежать в гору? (Потому что передние лапы у зайца короче, чем задние, которыми он отталкивается в прыжке.) Какие повадки есть у зайца? (При испуге заяц прижимает уши к спине, а когда прислушивается, поднимает их.) Почему зайца называют косым или косоглазым?
У кого из диких зверей есть рога? (У оленей, лосей, косуль, антилоп и др.) Чьи рога похожи на лопату? (Рога лося.) Кто из животных меняет рога? Как можно узнать возраст оленя или лося по рогам? (Надо сосчитать количество отростков на рогах.)
У каких зверей очень мощные зубы? Почему волка, лису, медведя, росомаху, песца и других животных назвали хищными? (Потому что они нападают на других животных и питаются их мясом.)
Что лоси едят летом? (Летом лоси едят разные растения: кипрей, хвощ, кубышку, кувшинку, калужницу, аир, а также листья ивы, рябины и березы.) Чем питаются олени в летнее время? (Травами и листьями растений.) Чем лоси питаются зимой? (В зимнее время лоси питаются ветками осины, тополя, ивы, дуба, сосны, реже — ольхи и березы.) Что едят олени зимой? (Олени разгребают снег в поисках ягеля, а также питаются почками и ветками карликовых берез и низкорослых ив.) Почему оленей нельзя назвать хищными животными? Почему их называют травоядными? Чем питаются дикие кабаны? (Дикие кабаны едят червей, улиток, личинок насекомых, мелких грызунов, а также они очень любят желуди, корневища, клубни, орехи.) Что употребляют в пищу бурые медведи? (Пища бурых медведей разнообразна: сочные травы, коренья, листья, семена и молодые ветки растений, ягоды, орехи, желуди, мед, рыба, птичьи яйца, птицы и другие животные.) Чем питается белый медведь? (Зимой он питается мясом тюленей, северных оленей, мелких грызунов и рыбой, а летом — травами, ягодами и лишайниками.) Чем питаются белки летом?
Какую пищу предпочитает лиса? (Грызунов, зайцев, птиц, насекомых, ест она и ягоды.) Что значит выражение лиса мышкует? (Так называется способ ловли мышей лисой. Обнаружив вход в мышиную нору, она делает резкий прыжок вверх, а затем падает всеми четырьмя лапами точно в отверстие, ведущее в нору. Потом она поспешно роет землю вокруг норы и ловит разбегающихся мышей.)
Почему ёжа можно назвать насекомоядным? Кого из зверей можно назвать грызунами? (Белку, бобра, дикобраза, соню, хомяка и др.) Почему их так назвали? Почему антилопу, зебру и слона называют растительноядными животными? Кого из животных можно назвать всеядными? (Того, кто питается растительной и животной пищей.)
Как звери готовятся к зиме? Кто из зверей делает к зиме запасы? (Бурундуки, хомяки, бобры и белки.) Что запасают белки к зиме? Где они прячут свои запасы? Чем питаются бобры зимой? (Бобры заготавливают себе на зиму ветки деревьев.) Почему ежи впадают в спячку зимой? (Зимой они не могут найти себе пищу.) Кто из зверей с приходом зимы впадает в сон? (С приходом зимы засыпают медведи, барсуки, енотовидные собаки и еноты-полоскуны.) Что помогает им пережить зиму без пищи? (Летом и осенью они очень много едят, становятся упитанными и жирными и в состоянии сна хорошо переносят бескормицу.) Что спасает животных от зимних стуж и холодов? (Оленей, лосей, косуль и диких кабанов защищает толстый слой подкожного жира, а пушных зверей — густой и теплый подшерсток.)
Какими появляются на свет детеныши диких животных? (У всех животных детеныши разные: у одних они слепые и беспомощные, а у других быстро становятся на ножки и бегут за мамой.) Чем питаются новорожденные детеныши животных? Почему зверей назвали млекопитающими?
Чему учат родители-звери своих малышей? (Как добывать пищу, как прятаться и защищаться от нападения врагов, как строить жилище и содержать в чистоте свое тело.)
Чем лесные звери защищаются от врагов? Чем защищаются лоси, олени и зубры? (Рогами и копытами.) Как защищается ежик от нападающих врагов? (Он сворачивается в клубок, старается уколоть иголками и фыркает.) Может ли лиса съесть ежа? (В редких случаях. Лиса катит ежа к воде, где ему приходится невольно высунуть свой нос. Она хватает его за нос, и ежу уже спастись невозможно.) Какие хищные животные охотятся на зайцев? (На зайцев нападают хищные птицы: филины, орлы, ястребы-тетеревятники, а также лисицы, рыси, волки и др.) Как заяц защищается от хищных птиц? (Он ложится на спину и отбивается ногами, вонзаясь острыми когтями в брюхо врагу. От других хищников его спасают быстрые ноги и чуткие уши. Завидев или услышав врага, он делает резкие скачки в сторону и убегает, запутывая следы.)
Какие еще способы защиты используют животные? (Каждый вид животных имеет свои способы защиты в окружающей среде. Одни звери предупреждают нападающих врагов рычанием, шипением, а если это не помогает, царапаются, кусаются или бодаются. Некоторые из животных прячутся, замирают, становятся неподвижными, то есть маскируются. Носороги защищаются рогами, слоны — бивнями и ногами, кенгуру — хвостом и задними ногами, львы и тигры пускают в ход когти и зубы. Броненосец может свернуться в клубок. Защитой броненосца служит панцирь из костяных пластин, а дикобраза — иголки. У бегемота для защиты есть дополнительная пара больших передних зубов. Скунс обрызгивает своих врагов плохо пахнущей жидкостью.)
Что значит — маскировка зверей? (Это способ скрыться, спрятаться, остаться незамеченным.) Как маскируются разные звери? (Некоторые звери — рысь, гепард, ягуар и леопард — имеют пятнистую окраску, что позволяет им незаметно подкрадываться к своей добыче. Полосатой зебре и желтовато-серой газели окраска шерсти помогает быть менее заметными среди окружающей природы. Окраска разных зверей может быть защитной и пугающей.)
Как заботятся звери о чистоте своего тела? (Многие звери любят купаться в воде, например медведи. Дикие кабаны любят валяться в грязи. Во время линьки вместе с выпадающей шерстью звери избавляются от паразитов и отслоившихся пластинок кожи.)
Почему некоторые дикие животные собираются в стаи или группы? (Одним из них, например волкам, стаей легче охотиться, а другим — защищаться. В стае всегда есть вожак, которому все подчиняются. В группы собираются те животные, которым легче совместно добывать пищу.) Какие звери могут выжить поодиночке? (Медведи, белки, ежи и другие животные, которые сами могут найти себе пищу.) Смогут ли выжить хищные животные, не нападая на других? Почему не смогут? Какие животные чаще всего попадают в зубы более сильных зверей? (Больные и слабые.)
Человек — друг или враг диких животных? (Он бывает как другом, так и врагом.) Когда человека можно назвать другом животных? Когда дикие животные нуждаются в помощи человека? Каким животным может помочь человек в трудное зимнее время? (Лосям, зубрам и диким кабанам. Люди устраивают для них специальные кормушки, куда кладут сено, ветки деревьев и поваренную соль, а диким кабанам разбрасывают на тропах картошку и другой корм.) Кто проявляет заботу о диких животных, живущих в лесу? (Лесники.) Кто лечит больных зверей, живущих в зоопарках и цирках? (Врач-ветеринар.)
Когда человек становится врагом животных? Хорошо ли поступают люди, забирая детенышей животных? В каких случаях это нужно сделать? Зачем люди охотятся за некоторыми дикими животными? (Чтобы использовать их ценный мех, мясо и кожу.) Каких пушных зверей разводят на зверофермах? Как люди используют мех животных? (Из шкурок лисиц, песцов, норок, бобров, рысей и нутрий изготавливают воротники, шьют шубы, варежки, шапки и другую одежду. Из кожи некоторых зверей изготавливают обувь, сумки и другие предметы