Соотношение системы права и системы законодательства

Предмет и метод теории государство и право

Каждая наука имеет свой предмет исследования, под которым понимается конкретный круг проблем, изучаемый данной наукой, сторона объективной действительности. Предмет науки важно отличать от ее объекта, под которым понимается определенная часть окружающей человека реальности, изучаемая многими науками. Каждая из этих наук имеет в объекте свой предмет, свою проблематику. Другими словами, предмет науки есть то, что она теоретически осваивает в определенном объекте.

 Для теории государства и права в качестве объекта выступают государство и право, которые в то же время исследуются и другими науками (как юридическими, так и не юридическими – философией, политологией, экономикой, социологией и т.п.).

Центральное место в структуре предмета теории государства и права занимает исследование наиболее общих закономерностей возникновения, развития и функционирования государства и права. Закономерность есть объективная, необходимая, существенная, устойчивая, повторяющаяся связь общего характера между определенными явлениями. Отсюда предметом теории государства и права будут выступать наиболее общие государственно-правовые закономерности, а именно: возникновение государства и права, смена их исторических типов, эволюция форм государства и права и многое другое. Словосочетание «наиболее общие закономерности» означает, что данная наука изучает возникновение, развитие и функционирование не конкретного государства и права, а государственности и права вообще, т.е. их наиболее общие признаки, присущие государству и праву любого общества. Теория государства и права изучает в обобщенном виде все государства и все правовые системы, независимо от их временных и пространственных характеристик. Поэтому в ней сконцентрированы существенные достижения научной мысли о государстве и праве, все теоретически значимое о данных социальных институтах.

 Важным является тот факт, что данная наука исследует государство и право как в статике, так и в динамике, анализирует взаимосвязи данных институтов с другими социальными явлениями. 9 Особенностью предмета теории государства и права является также изучение государства и права во взаимосвязи, как самостоятельных и дополняющих друг друга социальных институтов.

В предмет теории государства и права входит разработка понятийно-категориального аппарата юридической науки, то есть понятий, представляющих общий интерес для всех наук о государстве и праве. К таким понятиям можно отнести: право, источники права, норма права, институт, отрасль права, система права и система законодательства, правовые отношения, юридический факт, правотворчество, применение и толкование права, юридические коллизии, законность и правопорядок, механизм правового регулирования и механизм правового воздействия, правовой режим и т.д.

Отдельные ученые включают в предмет теории государства и права также юридическую технику – систему принципов и правил оформления правового материала.

Методом теории государства и права называют систему принципов, приемов и способов научной деятельности, через которые осуществляется процесс получения объективных знаний о значении и сущности правовых и государственных явлений.

Виды методов теории государства и права: 1)всеобщие методы, которые формулируют универсальные принципы мышления. 2) общенаучные методы, которые используют в различных областях научного познания, независимо от отраслевой специфики науки.

К общенаучным методам относят: 1)общефилософские – методы, используемые в течение всего процесса познания (метафизика, диалектика). 2) исторический – метод, с помощью которого государственно правовые явления объясняются историческими традициями, культурой, общественным развитием; 3) функциональный – метод выяснения развития государственно правовых явлений, их взаимодействия, функций; 4) логический.

Последний метод, в свою очередь, основан: 1) на анализе – разделении данного объекта на части; 2) синтезе – соединении в одно целое раньше поделенных частей; 3) индукции, когда происходит получение знаний по принципу «от частного к общему»; 4) дедукции, при которой, наоборот, знания получают по принципу «от общего к частному»; 5) характеристике систем, основных проблем, которые относятся к современному пониманию государства и права, общей характеристике политико правовых доктрин и др.

 



соотношение системы права и системы законодательства

 Система права - это внутренне строение права, выражающее его деление на отрасли, институты и отдельные нормы. Системность является важнейшим качеством права и означает согласованность, непротиворечивость, взаимодополняемость правовых норм.

Элементами системы права являются: - норма права, первичный элемент системы права. Это исходящее от государства обязательное правило поведения властного характера. -отрасль права, совокупность однородных правовых норм, регулирующих определенную сферу общественных отношений. (уг. право, гр.право). -подотрасль права, регулируют отдельные общественные отношения (в гр.праве - авторское право, жилищное; в земельном - горное, водное). -институт права, небольшая группа правовых норм, регулирующих определенную разновидность общественных отношений (иститут брака, семьи).

Институты делятся по отраслям права на: гражданские, уголовные, административные, финансовые и т.д. Сколько отраслей, столько групп институтов. -субинститут,более мелкое самостоятельное образование входящие в состав института права (институт поставки в гр. праве включает в себя институт штрафа)

Система законодательства - это совокупность различных по своей юр. силе нормативных актов в которых получат внешнее выражение содержания права, его нормы, институты.

Структура системы законодательства: -нормативный акт (закон, указ, постановление)

Виды законов: Конституция, Федеральные конституционные законы, федеральные законы, законы субъектов Федерации.

Виды подзаконных актов: Указы Президента РФ, постановления правительства, приказы, инструкции и положения министерств и ведомств, решения.

Различия между системой права и системой законодательства:

1. Исходным элементом системы права является правовая норма, а первичным элементом законодательства - нормативный акт. В этом смысле структура права и структура законодательства соотносятся как содержание и форма.

2. Законодательство по объему содержащегося в нем материала шире системы права, так как включает в свое содержание положения, которые в собственном смысле не могут быть отнесены к праву (различные программные положения, указания на цели и мотивы издания актов и т. п.).

3. Система законодательства отражает систему права и строится на ее основе. В этом смысле система права имеет первичный, исходный характер, а система законодательства - производный. Система права служит объективной основой для системы законодательства.

4. Внутренняя структура системы права не совпадает с внутренней структурой системы законодательства. Вертикальная структура системы законодательства строится в соответствии с юридической силой нормативно-правовых актов, компетенцией издающего их органа в системе субъектов нормотворчества.

5. Если система права носит объективный характер, то система законодательства в большей степени подвержена субъективному фактору и зависит во многом от воли законодателя. Объективность системы права объясняется тем, что она обусловлена различными видами и сторонами общественных отношений. Проведение различий между системой права и системой законодательства необходимы и вызываются, помимо прочего, потребностями систематизации законодательства, т.е. деятельностью государственных органов, направленной на упорядочение законодательства, приведение его в стройную, логичную систему. Установление правильного соотношения между системой права и системой законодательства важная теоретическая и практическая задача, решение которой призвано обеспечить доступность, сокращение ненужной множественности актов, их согласованность и правильное применение на практике.

Исходя из вышесказанного, систему права следует отличать от системы законодательства. Первая характеризует внутреннее строение права, группировку его норм по отраслям и институтам, вторая относится к внешним формам выражения права, характеризует состояние источников права. Они соотносятся между собой как содержание и форма. Система права - содержание системы законодательства, отражает внутреннюю структуру права, система законодательства - внешняя форма права, выражающая структуру системы нормативно-правовых актов.


3. понятие и виды источников права

Ответ: источники права - это действующий в государстве официальный документ, устанавливающий или санкционирующий нормы права; внешние формы выражения правотворческой деятельности государства, с помощью которой воля законодателя становится обязательной для исполнения.В истории развития права различают несколько видов источников права, причем их значение в каждом типе права неодинаково

1. Правовой обычай - это правило поведения, которое сложилось исторически в силу постоянной повторяемости в течение длительного времени и санкционировано государством в качестве общеобязательного правила. В период становления права преобладающее значение имел правовой обычай. Обычное право было основным источником права на ранних этапах развития рабовладельческого и феодального права. В современных государствах правовой обычай применяется довольно редко. Так, ст.5 ГК РФ признает в качестве источника гражданского права обычай делового оборота, т.е. сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе.

2. Судебный прецедент - это решение суда (обычно это высшая судебная инстанция в стране) по конкретному делу, которое затем становится образцом, обязательным правилом для решения аналогичных дел в будущем. В настоящее время такой источник широко используется в англосаксонских странах (например, «общее право» Англии). Прецедентное право чрезвычайно громоздко, запутано и противоречиво, позволяет суду осуществлять правотворческие функции как в случае отсутствия соответствующего закона, так и при его наличии.

3. Нормативный договор - это соглашение между различными субъектами права, в которых содержатся нормы права. Он является одним из основных источников международного права. В ряде случаев нормативный договор используется во внутригосударственном праве (Федеративный договор о создании Российской Федерации, договоры между Российской Федерацией и отдельными ее субъектами, коллективные договоры между администрацией предприятия и трудовым коллективом и др.).

4. Религиозные тексты - это священные книги и сборники, которые непосредственно применяются в судебной и иной юридической практике. Этот источник применяется, в первую очередь, в мусульманском праве (Коран - собрание поучений и заповедей Аллаха, Сунна - жизнеописание пророка Мухаммеда).

5. Доктринальные тексты - это мнения, идеи и доктрины выдающихся ученых-юристов. В римском праве работы некоторых известных юристов (например, Ульпиана) зачастую составляли основу решения юридических дел. Судьи в англоязычных странах нередко основывают свои решения на трудах английских ученых. В мусульманских странах созданные в XII-XIV веках труды арабских юристов, знатоков ислама (иджма) имеют официальное юридическое значение.

6. Общие принципы права - это руководящие, принципиальные положения, исходные начала всего права в целом либо определенной его отрасли. В соответствии с законодательством ряда западных государств, при отсутствии конкретной нормы, прецедента или правового обычая, возможно при решении юридических дел ссылаться на принципы справедливости, доброй совести, социальной ориентации права. Часть 2 ст.6 ГК РФ предусматривает использование общих начал и смысла гражданского законодательства (аналогия права) и требований добросовестности, разумности и справедливости, если невозможно применить аналогию закона.

7. Нормативный правовой акт как источник права - это официальный письменный акт, изданный компетентным органом или принятый всеми гражданами государства в форме референдума, устанавливающий, изменяющий либо отменяющий нормы права. Это наиболее совершенный источник права, создающий основу для четкости, точности и стабильности правового регулирования, укрепления законности, доступности и обозримости правовых предписаний. Он облегчает надзор за исполнением юридических предписаний, их толкование, систематизацию, учет. Ему присуща письменная, строго документированная форма и особый, четко регламентированный процессуальный порядок принятия и опубликования.

Все нормативные акты находятся между собой в строгой иерархической соподчиненности, от которой зависит юридическая сила каждого из них. Акты нижестоящих правотворческих органов должны соответствовать и не противоречить актам вышестоящих органов.

Нормативные акты классифицируются по их юридической силе, определяемой компетенцией и положением издавшего их органа в механизме государства, а также характером самих актов.

Различаются: конституция - основной закон государства; конституционные законы; обыкновенные законы;


4.правопонимание:характеристика основных подходов.

Ответ:Правопонимание это научная категория, отражающая процесс и результат исполнительной деят-ти чел-ка, включающей в себя познание права, его восприятие (оценку) и отношение к нему как к целостному социальному явлению. Современный уровень развития науки и методологии исследования социальных явлений помогает систематизировать различные взгляды о праве на основе опред-х критериев.

В зависимости от того, что рассматривается в качестве источника право-образования – гос-во как природа чел-ка, рассматривают естественно правовую и позитивную теорию права.

Естественно-правовые – взгляды берут своё начало ещё в Др.Греции и Др. Риме. Они связаны с мнением Сократа, Плотона и др. Отражают попытки выявления нравственных, справедливых начал в праве, заложенных самой природой чел-ка. Её позитивное значение состоит в том, что она утверждает идею естеств-х, неотъемлемых прав чел-ка; благодаря этой теории стали различать право и з-н, естественное и позитивное право. Недостаток состоит, в том что не всегда представление о праве как справедливом или несправедливом м/б объективным в правовой действительности

Позитивная теория – в отличие от естественно- правовой вводит понятие «субъективное право» как производное от объективного права, установленного, созданного гос-ом. Кроме того позитивизм отождествляет право и з-н. положительным в этой теории следует признать возможность установления стабильного правопорядка детального изучения структуры правовой нормы, оснований юрид.ответ-ти, классиф-ции норм и нормативных актов, видов интерпретации. Недостатками теории яв-ются вводимая его искусственная ограниченность права как системы от фактических общ.отношений, отсутствие возможности нравственной оценкой правовых яв-ий, отказ от исследований содержания права, его целей.

В зависимости от того, в чем усматривалась основа права, норма права, правосознание, правоотношение – сформировались нормативистская, психологическая и социа-я теория.

Нормативисткая теория – основана на предоставлении о том, что право – это совок-ть норм, внешне выраженных в з-ах и иных нормативных актов. Современное понимание права в рамках этой теории можно выразить следующей схемой: а) право – это система взаимосвязанных и взаимодействующих норм, изложенных в нормат. актов; б) нормы права издаются гос-ом в них выражается гос-я воля, возведенная в закон; в) нормы права регулируют наиболее важные общ.отнош-я; г) само право и его реализация обеспечиваются в необх. случаях принуд. силой гос-ва; д) от норм зависят возникновение правоотношений, формирование правосознания, правовое поведение.

Психологическая теория – родоначальником кот.явл-сяПетражицкий, правом признаёт конкретную психическую реальность – правовые эмоции чел-ка. Правовые эмоции подразделяются на: переживание позитивного права, установленного гос-ом; переживание интуитивного, личного права. Интуитивное право выступает регулятором поведения поведение чел-ка и поэтому рассматривается как реальное действительное право. Положительная в этой теории явл-ся то, что оно обращает внимание на психологическую сторону правовой системы. Недостатками можно считать её односторонний хар-р, отрыв от объективной реальности, невозможность отличать его от иных соц-но-регулятивных явл-ий.

Социологическая теория, представителями кот.были Дюги, Муранцев и др. утверждает это право следует искать не в психике, а в реальной жизни. В основу понятия права положено общ-ное-отношение, защищённое гос-ом, нормы з-на, правосознание не отрицаются, но и не признаются правом. Они явл-ся его признаными, а само право это порядок в общ.отношениях, в действиях людей. Положительным в теории можно признать следующие положение: а) общ-во и право рассматриваются как взаимосвязанные явл-я; б) теория доказывает, что изучать необходимо не только нормы права, установленные гос-ом, а всего совокупность сложившихся в общ-ве правовых отношений; в) подчёркивается роль права как средства социального контроля и достижения социального равновесия, возвышает роль судебной власти. Недостаток в т.ч. теория отрицает нормативность права как его важнейшего св-ва, недооценивает в праве нравственно-гуманистические начала.

Каждая их теорий имеет свои преимущества и недостатки, их появление и развитие обусловлены естественным развитием человеческого общ-ва и свидетельствует о необходимости и социальной ценности права в жизни людей






Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: