Лекция №7: «Психологические особенности общения с пациентом»

 

Человек, как и всякое живое существо, неразрывно связан со средой своего обитания. Чтобы существовать, живое существо должно обладать средствами связи, соединяющими его жизненные потребности с предметами и явлениями окружающей среды. Этим средством связи в человеческом обществе является общение. В общении социальные отношения людей: общественные и межличностные. ОБЩЕНИЕ - универсальная деятельность, в которой участвуют люди всех возрастов, профессий и социальных статусов. Все люди ежедневно и не раз задают вопросы и выслушивают ответы. Таким образом, общение - сложный многоплановый процесс установления и развития психологических контактов между людьми, проявляющиеся в обмене информацией, взаимовлиянии, взаимопереживании, взаимопонимании, в обоюдном обмене чувствами, мнениями, взаимооценке.

В общении выделяют три взаимосвязанных стороны:

Коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между людьми. Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между людьми для планирования и организации совместной деятельности - например, нужно согласовать действия, распределить функции или повлиять на настроение, поведение, убеждения собеседника. Перцептивная сторона общения включает процесс восприятия и понимания друг друга партнерами по общению.

Технология общения включает три главные части:

1 познание собеседника;

2 формирование доверительных отношений с ним;

3 собственно общение (разговор, беседа, интервью и т.д.)

Функции общения

1. Познавательная или информативная (получение и обмен информацией)

2. Эмоциональная или эмотивная (улыбка - первый эмоциональный отклик, начальный момент появления общения, обмен эмоциями между партнерами)

3. Регуляторная

4. Контактная

5. Оказание влияния

6. Установление отношений

7. Понимание

8. Взаимодействие и восприятие себя через другого (умение поставить себя на место собеседника)

Психологические особенности общения медицинского работника с пациентом

Медицина – это, прежде всего, общение человека с человеком, медработника с пациентом. В основе отношений между медиком и пациентом лежат неотъемлемые права человека и уважение достоинства каждого. Пациента необходимо воспринимать как личность.

Структура личности включает в себя:

1 характер и темперамент;

2 способности и потребности;

3 интересы и убеждения;

4 волевые особенности.

Все составные части личности взаимодействуют между собой и проявляются в единстве. Под влиянием болезни изменяются все составляющие структуры личности. Вся работа медицинского работника протекает в контакте с пациентом, и успешность этого контакта зависит от того, насколько медик сумеет разобраться в особенностях личности пациента. Болезнь, особенно серьезная, значительно меняет психику человека, его психологию. Для лучшего понимания состояния пациента и характера его переживаний медработнику необходимо выяснить его внешнюю и внутреннюю картину болезни, отношение к своему заболеванию, к медперсоналу. В клинике любого заболевания отчетливо проявляются две стороны: внешняя и внутренняя картина болезни.

Внешняя, или объективная, картина болезни рассматривается как совокупность клинических данных, полученных медицинским работником при обследовании пациента. Это показатели осмотра, аускультации, перкуссии, пальпации, лабораторных, аппаратных и других исследований. Они наглядны, фиксируются документально и имеют определенную динамику развития в различные периоды заболевания.

Внутренняя картина болезни (ВКБ) - это осознание, целостное представление субъективных проявлений болезни.

В структуре ВКБ принято различать несколько уровней: чувственный, или сенситивный, - комплекс субъективных болезненных ощущений (зуд, тошнота, головокружение и многие другие жалобы пациента).Субъективные ощущения пациента носят динамический характер, они то снижаются, то набирают новую силу, нередко связаны с положением тела, приемом пищи, физической нагрузкой.

Эмоциональный - реагирование, переживание пациентом отдельных симптомов или болезни в целом (снижение настроения, грусть, тоска). Чем острее ощущение болезни, тем ярче будет ее эмоциональная окраска. Эмоциональное состояние пациента, как, правило, носит динамический характер. По мере стихания острых проявлений болезни на смену отрицательных эмоций приходят положительные, пациент успокаивается, у него улучшается настроение, он радуется предстоящему выздоровлению.

Интеллектуальный - знание о болезни и ее реальная оценка, глубина осознания остроты, тяжести, последствий заболевания. Знание интеллектуального уровня ВКБ каждого пациента обеспечит правильный выбор тактики обследования и лечения, целесообразную комплексную психотерапию, возможность менять назначенное лечение в зависимости от характера заболевания, тяжести его течения и эффективности той или иной медицинской манипуляции.

Отношение к болезни, мотивация к возвращению здоровья. Уровень отношения к болезни и мотивация к возвращению здоровья играют важную роль в формировании ВКБ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: