„ети (0-11 лет)
‘ позиций смысло-ролевого подхода к социальной адаптации, еЮ успешность определЯетсЯ следующими позициЯми:
1) ‚сЮ окружение ребЮнка сосредоточено вокруг группы, в которую он включен (семьЯ, команда, организациЯ), а не исключительно на интересах вчерашнего сироты. Ќовое окружение ребЮнка должно воспринимать адаптацию как двухсторонний процесс, где интересы, открытиЯ, достижениЯ и упущениЯ Р взаимны. ѓде письменно зафиксированы ограниченные совместные правила: к чему все стремЯтсЯ, как себЯ вести, что можно и нельзЯ делать.
2) ‚зрослые вместе с детьми, имеЯ творческий подход, живое воображение, развитую интуицию и способность быстро ориентироватьсЯ в менЯющихсЯ обстоЯтельствах, нацелены на ценность и полезность друг друга здесь и сейчас и в будущем:
Р не боЯтсЯ быть непохожим на других,
Р берут на себЯ полную ответственность за свою жизнь,
Р не страшатсЯ в один день всЮ изменить и последовать по новому пути.
3) ђодители, кураторы всегда делают то, чему учат детей, моделируют жизнь, которую желают длЯ своих детей, придерживаЯсь правды в отношениЯх с окружающими, следЯт за своими, даже мелкими поступками, делают людей и места вокруг лучше, чем были до них. „лЯ развитиЯ у ребЮнка необходимых качеств относЯтсЯ к нему так, словно они у него уже есть.
4) ђодители и кураторы не сердЯтсЯ, улыбаютсЯ, излучают уверенность в будущем и позитивное отношение к настоЯщему, радуютсЯ новым открытиЯм. ‘тараютсЯ общатьсЯ только с теми, кто позитивно настроен по отношению к миру, вашему малышу, хвалит его и отмечает успехи, максимально ограничиваЯ общение с теми, кто проЯвлЯют непонимание, неделикатность и говорЯт что-то плохое о ребенке. Ќе концентрируютсЯ на успеваемости ребЮнка и только его внешние достижениЯ, обращаЯ внимание на то, насколько нравственны его поступки и насколько честно и полно приложены индивидуальные усилиЯ: старалсЯ или схалтурил. ‘уществует запрет на сравнение своего ребЮнка с другими детьми. ‘равниваютсЯ только сегоднЯшние достижениЯ малыша с тем, что он знал и умел раньше
5) ‚зрослые не делают из ребЮнка гениЯ, что может привести к сомнению воспитанника в объективности своих родителей. Џолучать похвалу, никак не свЯзанную с действительностью, сталкиваЯсь со сложностЯми, он может научитьсЯ жульничать, преувеличивать и лгать, чтобы избегать сложной реальности.
6) ‚ группе все еЮ члены умеют при необходимости говорить ЗнетИ, Зне сейчасИ, чтобы научитьсЯ боротьсЯ за свои желаниЯ и потребности, чтобы воспринимать успех как результат собственных усилий и добрых поступков. ’олько материальные стимулы приведут к атрофированной внутренней мотивации и разочарованию в безусловной любви.
7) ђодители, опекуны, специалисты смело делЯтсЯ ошибками из собственного прошлого, рассказываЯ им, что они чувствовали, чем руководствовались, какие уроки усвоили. чтобы подготовить детей ко встрече с неприЯтностЯми и научить их отвечать за последствиЯ своих решений.
8) ‘ ребЮнком всЮ времЯ играют, читают, изучаЯ мир, объЯснЯЯ и развиваЯ чувства, эмоции, мелкую моторику и концентрацию. Ќовое окружение ребЮнка превращаютсЯ в творческую лабораторию созидателЯ: библиотека, где сочинЯютсЯ и издаютсЯ книги, ставЯтсЯ семейные спектакли, обсуждаютсЯ совместные путешествиЯ, рисуютсЯ и выставлЯютсЯ авторские картины, изобретаютсЯ роботы, машины, дома, выращиваютсЯ огороды и т.п.
„омашние обЯзанности ребЮнка по дому:
2-3 года: собирать игрушки, вытирать пролитую жидкость, мыть горшок, убирать со стола после еды, разбирать пакеты с покупками, сортировать отходы, класть грЯзную одежду в корзину длЯ бельЯ, вытирать пыль, подметать, пылесосить;
4-6 лет: заправлЯть постель, сортировать стирку и складывать в шкаф, кормить питомца, готовить перекус, накрывать на стол, убирать сорнЯки, поливать цветы;
7-9 лет: вставать утром по будильнику, готовить себе в школу перекус, управлЯть карманными деньгами, готовить простые блюда, мыть посуду;
10+: загружать стиральную машину, помогать с любым ремонтом, участвовать в составлении бюджета, искать способы зарабатываниЯ карманных денег, готовить полноценный обед.
10) Љураторы и родители готовы (продумают возможные варианты в разных семейных ролЯх) и легко преодолевают возможные варианты развитиЯ событиЯ:
Р не спать, когда у малыша режутсЯ зубы,
Р волнениЯ о том, уверенно ли ребЮнок держит голову,
Р невозможность полноценно работать, как раньше,
Р спокойствие при самораскачивании ребЮнка перед сном, когда он пытаетсЯ успокоить сам себЯ,
Р обнаружение серьезных патологий, неизлечимых болезней, инвалидности и др.
11) ‚ первые месЯцы жизни ребЮнок привыкает только к ближайшему окружению и обстановке, а уже после, постепенно, к широкому кругу друзей, знакомых, наставников. ЏриЮмному ребенку до трех лет первое времЯ не нужны развивающие центры и дополнительные педагоги.
12) ђодители и кураторы смело и открыто обсуждают сиротство, опекунство, не делают из этого тайны и секрета, общаютсЯ с другими замещающими родителЯми, вместе занимаютсЯ в кружках: футбол, хоккей, вышивание, бисероплетение, танцы, музыка, гимнастика, рисование и т.п.
13) Љураторы и родители понимают, что ребЮнок, попавший в новую семью, пройдет все возрастные стадии развитиЯ, которые не были им пройдены: будут играть, помогать другим, много читать, иногда кормить из ложечки или спеть песню на ночь.
14) ђодители и кураторы воспринимают опасности и риски как полезные ЯвлениЯ в развитии ребЮнка, не окружают их всеобщей заботой, приводЯщей во взрослой жизни к фобиЯм, позволЯют ошибатьсЯ, падать, ссоритьсЯ, переживать горечь утраты, безответной первой любви, в чЮм обретаетсЯ эмоциональнаЯ зрелость Р основа долгосрочных отношений.
15) ђодители и кураторы вместе с детьми поддерживают здоровую нравственную атмосферу в семье и в мире в целом, чередуЯ, взаимодополнЯЯ женское (осторожность, консерватизм) и мужское (риск и авантюризм) воспитание, уважаЯ отца, имеЯ возможность быть эмоционально близкими с матерью, воспринимают шутку и юмор как норму жизни в семье, играЯ роль братьев и сестЮр, иметь возможность побыть одновременно старшими и младшими, все вместе занимаютсЯ постоЯнным самообразованием, открыты к новой информации.
ЊолодЮжь (14-30 лет)
“спешность социальной адаптации молодЮжи зависит от многих факторов:
Р формулировки понЯтных и приЯтных миссии, цели, задач своего развитиЯ на личностном уровне;
Р демократичность в принЯтии решений и управлениЯ деЯтельностью;
Р интеграциЯ личностного интереса ребенка в интерес семьи и организации;
Р функциональное распределение труда и обЯзанностей, чередование управлЯющих и подчинЯющих ролей, монотонных и эмоциональных работ;
Р мотивирование деЯтельности, материальное и нематериальное вознаграждение;
Р поддержка со стороны родителей и ближайшего окружениЯ;
Р оценка и самооценка эффективности деЯтельности детей и наставников;
Р подготовленность, высокаЯ квалификациЯ педагогов-наставников;
Р культура отношений, толерантность, бесконфликтность;
Р возможности личностного роста и развитиЯ творческих способностей.
‚от некоторые рекомендации длЯ взрослых, включенных в процесс социальной адаптации молодЮжи:
1) Џомогите молодому человеку уверенно пройти путь ЗЏоследователь Р ‘озидатель Р ЌаставникИ, воспринимайте каждого как творца, сделайте инициативность главным мерилом жизненного достижениЯ человека.
2) Џомните, что длЯ молодого человека очень важно почувствовать себЯ уникальным, особенным, отличитьсЯ. ‹юди чувствуют, когда им предоставлЯетсЯ свобода действовать в полную интеллектуальную и физическую мощность, а когда нет. …сли им не будет дана свобода действий, они станут безразличными или зависимыми. …сли молодым людЯм предоставлена работа по их возможностЯм, результаты превзойдут любые ожиданиЯ.
3) Џозвольте молодым людЯм говорить свободно, поддерживайте их инициативу. ‡адайте себе следующие вопросы: —то им нравитсЯ? —то они знают, как делать, и что они любЯт делать? Љак они хотЯт быть вовлечены в общество и как они на самом деле вовлечены? —ему они хотЯт научитьсЯ, чем бы хотели заниматьсЯ, какой опыт хотели бы приобрести? Џримите во внимание их интересы и будьте отзывчивы к новым идеЯм.
4) Џодростки, молодежь ищут Ярких впечатлений. €м нужна информациЯ, котораЯ имеет практический смысл. Џредпочтительны темы, свЯзанные с жизнью, образованием, развлечениЯми, покупками, политикой, несправедливостью.
5) Њолодежь Р те люди, кому необходимы иллюстрации. —тобы легче ориентироватьсЯ в информации, необходимы значки Р указатели, символы, разноцветные маркеры, Яркие фотографии или эмоциональные, короткие видеозаписи.
6) Џодробно вместе обдумайте распорЯдок их жизни. Џомогите начать им самостоЯтельно жить и работать как можно раньше и научите планировать вперЮд на краткосрочную, среднесрочную и дальнесрочную перспективы.
7) ‘оздайте эффективную систему управлениЯ и поддержки. Ќапишите требованиЯ и инструкции. Ћбсудите задачи, относЯщиесЯ к делу. Џоделитесь вашими идеЯми относительно того, куда и к кому можно обратитьсЯ за помощью. Ћбсудите то, что необходимо сделать и как это будет сделано. Ћбсудите и сформулируйте результаты, которые будут произведены. Ѓудьте откровенны на счЮт того, какие решениЯ будут принЯты молодыми людьми, а какие решениЯ - только взрослыми. Љонкретно определите ваши ожиданиЯ и параметры. Ќе говорите: З„елай это самИ, если существует возможность, что вы отвергнете эту идею позже. ‹учше скажите: З‚от один из примеров, на который стоит обратить вниманиеИ и т.д.
8) ‘оздайте команду, котораЯ способна поддержать молодых людей в их социальной адаптации. Ќаберите молодых людей, свободно общающихсЯ со взрослыми, умеющими отстаивать свою позицию. —Ютко определите ваши ожиданиЯ и ограничениЯ, доведите эту информацию до молодых людей. Ќе делайте работу за детей и молодежь, если даже она выполнЯетсЯ недостаточно быстро или не удовлетворЯет полностью ваши ожиданиЯ.
9) ‘пособствуйте получению новых знаний. Џоставьте такие цели, которые и взрослые и молодЮжь хотели бы и стремились бы достичь. Љакие умениЯ и навыки поощрЯютсЯ? —ему хотЯт научитьсЯ? Џроцесс обдумываниЯ и отображениЯ отдельных идей должен быть включЮн в процесс планированиЯ, так как это необходимо длЯ непрерывного контролированиЯ получениЯ знаний. ‘оздайте такое окружение, в котором были бы приемлемы неудачи. Ѓудьте открыты к новым способам рассмотрениЯ проблем и их решений. Џосле обсуждениЯ хорошо знакомых тем дайте возможность рассмотреть новые способы решениЯ возникающих проблем, поощрЯйте их комбинацию и возможность сочетаниЯ.
10) ‡адайте ключевые вопросы и помните о них в течение всего процесса планированиЯ: —то ты собираешьсЯ делать? Љогда? Љак? Љто это сделает? Љакова стоимость? ѓде и как взЯть ресурсы?
11) ќффективным ЯвлЯетсЯ формулирование вместе с молодЮжью рекомендаций, как им работать и взаимодействовать со взрослыми, например:
Р помните о времени, поскольку взрослые работают в других временных рамках, нежели молодЮжь, важно соблюдать обЯзательства по поводу того, когда заканчиваетсЯ взаимодействие;
Р следуйте договоренностЯм и планам, которые согласовали вместе с молодЮжью;
Р иногда отходите в сторону длЯ обсуждениЯ текущих дел, не давЯ своим авторитетом и опытом;
Р взрослые должны учитьсЯ вместе с молодЮжью, не поучать, а способствовать получению знаний, нужно учитьсЯ у молодЮжи и позволЯть учитьсЯ у них без нравоучений;
Р всегда выделЯйте времЯ длЯ того, чтобы поговорить;
Р постоЯнно благодарите, поощрЯйте успехи, делаЯ это публично, искренне и своевременно;
Р помогите молодым людЯм устраивать вечеринки, организовать совместный отдых: выход в театр, спортивные мероприЯтиЯ, пикник;
Р преподносите сюрпризы в виде угощений;
Р принимайте молодого человека таким, какой они есть, не пытаЯсь его переделать.
Р улыбайтесь, больше шутите и радуйтесь жизни.
„ети с ограниченными возможностЯми здоровьЯ и инвалиды
„ети с ограниченными возможностЯми здоровьЯ и инвалиды Р это люди с ценными способностЯми и большим потенциалом возможностей, которые не ограничиваютсЯ только принЯтием помощи со стороны общества.
‘уществует множество препЯтствий, которые удерживают молодых инвалидов от активного включениЯ в процесс собственной социальной адаптации.
Џри возникновении подобных проблем хорошо продуманнаЯ организациЯ может позволить реально оценить наличие средств и персонала длЯ их решениЯ.
“силиЯ по расширению полЯ деЯтельности будут более успешными, если обратить внимание на то, что необходимо:
Р оценить имеющиесЯ преимущества и недостатки социальной адаптации в смысло-ролЯх ЗЏроситель Р ‘озидатель Р ЌаставникИ относительно детей и молодых людей с инвалидностью;
Р оценить личное отношение к проблеме инвалидности;
Р иметь в виду проблемы, свЯзанные с особенностЯми детей-инвалидов, которые могли бы возникнуть в процессе их привлечениЯ к социальной адаптации и во времЯ взаимодействиЯ с ними;
Р располагать информацией об имеющихсЯ дополнительных источниках, которые помогли бы решить эти вопросы и проблемы.
ѓлавные факторы, которые необходимо учесть Р это: имеютсЯ ли какие-либо препЯтствиЯ архитектурного порЯдка, которые могут затруднить движениЯ или действиЯ инвалида? ‘уществуют ли программы или мероприЯтиЯ, которые ЯвлЯютсЯ недоступными детЯм и молодым людЯм с инвалидностью?
€ногда наиболее трудно преодолимым препЯтствием оказываютсЯ личные чувства и понЯтиЯ, такие как предубеждение или стереотипы. Ќеобходимо прочувствовать позицию коллектива и собрать информацию по проблеме инвалидности в семье, учреждении, организации, муниципалитете.
Ќеспособность инвалида к тем или иным физическим действиЯм должна рассматриватьсЯ только в контексте выработки решений, способствующих наилучшему приспособлению к работе этого человека, и к максимальному использованию его возможностей.
ђекомендации по взаимодействию с детьми-инвалидами:
1) Џомните, что почти длЯ всех из нас детство и юность ЯвлЯютсЯ сложными периодами, когда человек испытывает не совсем приЯтные ощущениЯ, свЯзанные с его собственной неустойчивостью характера и несформированностью как личности. Џодросток, который одновременно сталкиваетсЯ с этой проблемой, отЯгощенной собственной физической неполноценностью, испытывает наиболее трудный период приспособлениЯ к жизни, особенно в плане ощущениЯ собственной независимости, поиска надЮжного и безопасного места среди ровесников.
2) €нвалидам иногда бывает трудно:
Р осознать ограничение собственных возможностей;
Р понЯть и выразить собственные чувства, принЯть отношениЯ других людей к себе;
Р понЯть, что чувствуют и как реагируют другие люди в отношении их инвалидности.
3) ‚оспринимайте человека как личность и используйте слова, которые не затронут его переживаниЯ. Ќапример, вместо того, чтобы называть человека ЗслепымИ, используйте выражениЯ, типа Зчеловек, которые плохо видит, или у которого затруднено зрениеИ и т.д.
4) Џрогресс в области медицины, технологии, усовершенствованные методы реабилитации и современное гуманное законодательство помогают детЯм-инвалидам облегчить процесс приобщениЯ к участию во всех типах деЯтельности. ЌесмотрЯ на весь этот прогресс, все еще имеет место дискриминациЯ, и некоторые зданиЯ и помещениЯ представлЯютсЯ недоступными длЯ людей с различной степенью инвалидности.
‚заимодействуЯ с детьми-инвалидами, необходимо позаботитьсЯ о предоставлении им удобств и специального оборудованиЯ длЯ устранениЯ любых видов препЯтствий. Љаждое помещение необходимо оценить по степени доступности, а также должны быть произведены оценочные действиЯ, касающиесЯ всех частных случаев, чтобы определить, какие конкретные приспособлениЯ могут понадобитьсЯ длЯ выполнениЯ той или иной задачи. ќто может включать: вспомогательную технологию; незначительные изменениЯ и урегулирование окружающей среды; особые приспособлениЯ; альтернативное место проведениЯ мероприЯтиЯ; дополнительные средства информации.
5) ‚ организации и новой семье ребЮнка необходимо создать рабочую среду, подобную той, что существует в мире науки, Р среду, где дети-учЮные могли бы заниматьсЯ интересующими их исследованиЯми, публиковать результаты своих изысканий в научных и популЯрных журналах.
€деальное взаимодействие происходит между людьми, функции которых отличаютсЯ в достаточной мере, чтобы у них сложились разные точки зрениЯ на происходЯщее, но у которых достаточно общих знаний и интересов, чтобы выделить полезные длЯ общего дела элементы работы.
‘Џ€‘ЋЉ использованной литературы
1. Ћжегов ‘.€.,?ведова Ќ.ћ. ’олковый словарь русского Языка: 80000 слов и фразеологических выражений/ ђоссийскаЯ академиЯ наук. €нститут русского Языка им. ‚.‚. ‚иноградова. Р 4-е изд., дополненное. Р Њ.: Ђзбуковник, 1999. Р 944 с.
2. Ѓольшой психологический словарь / [Ђвдеева Ќ. Ќ. и др.]; под ред. Ѓ. ѓ. ЊещерЯкова, ‚. Џ. ‡инченко. Р 4-е изд., расш. Р Њосква: Ђ‘’; ‘анкт-Џетербург: Џрайм-…врознак, 2009. Р 811 с.
3. ЏопулЯрнаЯ медицинскаЯ энциклопедиЯ / гл. ред. Ѓ.‚. Џетровский. Р ‚ 1-м томе Ђборт Р џщур. Р Њ.: ‘оветскаЯ энциклопедиЯ, 1987. Р 704 с.
4. Њедведев ‚.€. ЂдаптациЯ человека Р ‘Џб.: €н-т мозга человека ђЂЌ, 2003. Р 584 с.
5. Њаслоу Ђ. ЊотивациЯ и личность / Џер. Ђ.м.’атлыбаевой. Р ‘пб.: …вразиЯ, 1999.
6. ‘пенсер ѓ. Ћпыты научные, политические и философские. Р Њн., ‘овремен. ‹итератор, 1999. Р 1408 с.
7. ‘елье ѓ. ‘тресс без стресса / [Џер. с англ. Ђ.Ќ.‹ук и €.‘.•орола] Р Њ.: Џрогресс, 1979. Р 124 с.
8. ќриксон ќ. €дентичность: юность и кризис / пер. с англ. Р Њ.: Џрогресс, 1996. Р 344 с.
9. Џиаже †. €збранные психологические труды / [пер. с фр.]. Р Њ.: Џросвещение, 1969. Р 659 с.
10. Џавлов €.‚. ”илософские проблемы теории адаптации / Џод ред. ѓ.€.–арегородцева. Р Њ.: Њысль, 1975. Р 277 с.
11. Ђксарина Ќ.Њ. Ћсновные этапы и особенности развитии высшей нервной деЯтельности детей раннего возраста. Р Њ.: –Ћ‹€“‚, 1974. Р 52 с.
12. Њедведев ‚.€. Ћ проблеме адаптации // Љомпоненты адаптационного процесса. ‹., 1984. Р ‘.3-16.
13. Ѓерезин ”.Ѓ. ЏсихическаЯ и психофизиологическаЯ адаптациЯ человека. Р ‹.: Ќаука, 1988. Р 267 с.
14. Џлатонов, Љ.Љ. ЏсихологиЯ религии: ”акты и мысли. Р Њ.: Џолитиздат, 1967. Р 239 с.
15. ”илософский энциклопедический словарь / гл. редакциЯ: ‹.”. €льичев, €.Ќ. ”едосеев, ‘.Њ. Љовалев, ‚.ѓ. Џанов. Р Њ.: ‘оветскаЯ ќнциклопедиЯ, 1983. Р 840 с.
16. ЌалчаджЯн, Ђ.Ђ. ‘оциально-психическаЯ адаптациЯ личности (формы, механизмы и стратегии). …реван: €зд-во ЂЌ Ђрм. ‘‘ђ, 1988. Р 263 с.
17. Џедагогика: “чебное пособие длЯ студентов педагогических учебных заведений / ‚.Ђ.‘ластенин, €.”.€саев, Ђ.€.Њищенко, ….Ќ.?иЯнов. Р Њ.:?кола-Џресс, 1997. Р 512 с.
18. ‘лободчиков ‚. €. ђеальность субъективного духа // Ќачала христианской психологии. Р Њ.: Ќаука, 1995. Р C. 122-138.
19.?пак ‹.‹. ‘оциокультурнаЯ адаптациЯ: сущность, направлениЯ, механизмы реализации. Р Љемерово, 1992. Р 353 с.
20. ‚ыготский ‹.‘. ‘обрание сочинений: в 6 томах. Р Њ.: Џедагогика, 1982.
‘писок рекомендуемой литературы
1. ЂдаптациЯ и реабилитациЯ в социальной работе: учеб. пособие / под общ. ред. Ќ.?. ‚алеевой. Р 2-е изд.Р Љазань: Љѓ’“, 2011. Р 586 с.
2. Ѓухина Ћ.‚. ѓадкий утенок, ѓарри Џоттер и другие. Џутеводитель по детским книгам о сиротах. Р Њ.: Љомпасѓид, 2016. Р 320 с.
3. ‚оложин Ђ.€., ‘убботин ћ.Љ. ЂдаптациЯ и компенсациЯ Р универсальный биологический механизм приспособлениЯ. Р Њосква: Њедицина, 1987. Р 177 с.
4. ‚олынскаЯ ‹.Ѓ. ‘оциокультурнаЯ и личностнаЯ адаптациЯ человека на различных стадиЯх жизненного цикла: учебное пособие. Р 2-е изд. Р Њ.: ”линта, 2017. Р 164 с.
5. ‚оробьев ‚.Њ. ЏсихическаЯ адаптациЯ как проблема медицинской психологии и психиатрии // Ћбозрение психиатрии и медицинской психологии. Р 1993. Р Ь 2. Р ‘. 33-39.
6. ‚ульфов Ѓ.‡., €ванов ‚.„. Ћсновы педагогики в лекциЯх, ситуациЯх, первоисточниках: “чебное пособие. Р Њ.; €зд-во “ђЂЋ, 1997. Р 288 с.
7. ѓеоргиевский Ђ.Ѓ. ќволюциЯ адаптаций (историко-методологическое исследование). Р ‹.: Ќаука, 1989. Р 189 с.
8. ѓусарова Ђ.…. ‘оциальнаЯ адаптациЯ детей-сирот и детей, оставшихсЯ без попечениЯ родителей, - воспитанников интернатных учреждений // Њолодой ученый. Р 2018. - Ь22. Р ‘.276-278
9. „иагностика адаптированности детей в приемной семье: методическое пособие / Ђвторы Рсоставители ЂрбатскаЯ ….‘., „ичина Ќ.ћ. Р Ђнгарск Р €ркутск: €Њ– ђ‘о, 2017. - 64 с.
10. …никеев Њ.€. Џсихологический энциклопедический словарь Р Њ.: ’Љ ‚елби, €зд-во ЗЏроспектИ, 2006. Р 560 с.
11. …фимова Њ.‚. Џрофилактика дезадаптивного поведениЯ детей, оставшихсЯ без попечениЯ родителей. Р Ђвтореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Р Њ.: Њурманский арктический государственный университет, 2016. Р 24 с.
12. ‡инченко ‚.Џ., ЊещерЯнков Ѓ. ѓ. Ѓольшой психологический словарь: Ђ‘’. Р Њ.: Џрайм-…врознак, 2008. Р 852 с.
13. Љазначеев ‚.Џ. ‘овременные аспекты адаптации. Р Ќовосибирск. - Ќаука, 1980. Р 191 с.
14. Љарпенко ‹.Ђ. ЏсихологиЯ. ‘ловарь / под общ. ред. Ђ.‚. Џетровского, Њ.ѓ. џрошевского. Р 2-е изд., испр. и доп. Р Њ.: Џолитиздат, 1990. Р 494 с.
15. Љолоколова Љ.Ђ. Ћсобенности социализации четей-сирот и детей, оставшихсЯ без попечениЯ родителей, в детском доме // Њеждународный студенческий научный вестник. Р 2016. - Ь5 -1. Р ‘.57-58
16. Љузнецов Џ.‘. ЂдаптациЯ как функциЯ развитиЯ личности. Р Џод ред. ђ.•.’угушева. Р ‘аратов: €зд-во ‘арат. ун-та, 1991. Р 73 с.
17. Љузнецов Џ.‘. Њетодика измерениЯ социальной адаптации // ‘оциологиЯ: методологиЯ, методы, математическое моделирование (4Њ), Р 1997. Ь 9. ‘. 146-162.
18. ‹актионова Ђ.€. †изнеспособность и социальнаЯ адаптациЯ подростков. Р Њ.: €нститут психологии ђЂЌ, 2017. Р 236 с.
19. Њаслоу Ђ. ЊотивациЯ и личность / Џер. Ђ.Њ.’атлыбаевой. Р ‘пб.: …вразиЯ, 1999.
20. Њахнач Ђ.‚. и др. Џроблема сиротства в современной ђоссии: психологический аспект. Р Њ.: €нститут психологии ђЂЌ, 2015. Р 670 с.
21. Њедведев ‚.€. ЂдаптациЯ человека Р ‘Џб.: €н-т мозга человека ђЂЌ, 2003. Р 584 с.
22. Њудрик Ђ. ‚. ‘оциализациЯ человека. Р 3-е, перераб. и расшир. Р Њ.- ‚оронеж: ђЂЋ-ЊЏ‘€, 2011. Р 624 с
23. Џетровский A.B. €ндивид и личность. ЉонцепциЯ персонализации // ‚опросы истории и теории психологии. Р Њ.: Џедагогика, 1984. Р ‘. 228-259.
24. Џечникова ‹.‘. ‚осприЯтие семьи и самоотношение у детей и подростков с различным раним опытом эмоциональной депривации // Џроблемы сиротства в современной ђоссии. Џсихологический аспект: монографиЯ / Џод ред. Ђ.‚.Њахнач. Ђ.Њ.Џрихожан, Ќ.Ќ.’олстых, - Њ.: €нститут Џсихологии ђоссийской академии наук. Р 2015. Р ‘. 500-517
25. ‘афронова Њ.‚., ‚аршал Ђ.‚. Ћценка и коррекциЯ проблем психологического благополучиЯ детей и семьи. Џрактические рекомендации длЯ психологов, социальных педагогов и других специалистов, работающих с семьей и детьми. Р Ќовосибирск: Ќѓ’“, €нститут социальных технологий и реабилитации, 2017. Р 40 с.
26. ‘инькевич Њ.‚., ‚асильева ‚.‘,, ‘еменова €.…. ‘оциальнаЯ реабилитациЯ и адаптациЯ выпускников детских домов-интернатов длЯ детей сирот и детей, оставшихсЯ без попечениЯ родителей. Р —елЯбинск: ћжно-“ральский центр ђоссийской академии образованиЯ, 2019. - 161 с.
27. ‘тародубцева ѓ.Ђ. Џсихологические аспекты постинтернатной адаптации детей-сирот и детей, оставшихсЯ без попечениЯ родителей. Р €ркутск: ѓЂ“ „ЏЋ €ЏЉђЋ, 2014. Р 36 с.
28. ’етерский ‘.‚. ‚оспитание кадров современной ђоссии: Ќаучно-методическое пособие длЯ педагогов, специалистов по работе с молодЮжью и родителей. Ќаучно-методическое пособие Њ.: €здательский отдел “правлениЯ делами Ђппарата ‘” ”‘ ђ”, 2017. Р 226 с.
29. ’етерский ‘.‚. ‚оспитание образами, или Ћбразный подход к воспитанию: Ќаучно-методическое пособие. - ќлектронное периодическое издание З‚оспитание школьниковИ. Ь2. Р 2019. Р 146 с.
30. ’етерский ‘.‚. –енности счастливого взаимодействиЯ между людьми / ‚ремЯ созидателЯ: ‘борник лучших практик муниципального образованиЯ "ѓород Љиров". ЌаучнаЯ статьЯ Љиров: ЋЋЋ "ЉировскаЯ областнаЯ типографиЯ", 2017. - ‘.35-43.
31. ’етерский ‘.‚., ‚еликанова ….‚. ‘емьЯ: примирение поколений / ‘ериЯ ЗЊетодическаЯ копилка выпускника?колы волонтЮровИ. Њетодическое пособие ‘амара: ЋЋЋ ЗЉнижное издательствоИ, 2017. Р 70 с.
32. ’етерский ‘.‚., ’етерскаЯ ‘.ѓ. ‚ремЯ созидателЯ: 100+ упражнений воспитаниЯ кадров современной ђоссии: ђабочаЯ тетрадь. Њетодическое пособие Њ., …катеринбург: Ѓанк культурной информации, 2017. Р 184 с.
33. ’етерский ‘.‚., ’етерскаЯ ‘.ѓ. Љадры будущего длЯ регионов: Њетодический конструктор-тренажЮр в 5 тт. длЯ детей, их тьюторов и наставников, а также тренеров инициативы Ђгентства стратегических инициатив. Њетодическое пособие Њ.: ЂЌЋ „€Њ‘€, 2018. Р 160 с.
34. ’окарскаЯ ‹.‚. ‘оциальное и психолого-педагогическое сопровождение приемных детей и их семей. “чебное пособие. Р …катеринбург: “р”“, 2015. Р 136с.
35. “рманцев ћ.Ђ. Џрирода адаптации (системнаЯ экспликациЯ) // ‚опросы философии. 1988. Р Ь 12. Р ‘.21-36.
36. “чу служением: Њетодическое пособие / Љоллектив авторов под руководством д.п.н. ‘.‚.’етерского. - Њ.: Ђ‚–, 2019. Р 123 с.
37. ”илософский энциклопедический словарь / гл. редакциЯ: ‹.”. €льичев, €.Ќ. ”едосеев, ‘.Њ. Љовалев, ‚.ѓ. Џанов. Р Њ.: ‘оветскаЯ ќнциклопедиЯ, 1983. Р 840 с.
38. –ахаева A.A. ’еориЯ и практика управлениЯ адаптивным поведением. Р Њахачкала: „Ќ– ђЂЌ, 2002. Р 408 с.
39.?пак ‹.‹. ‘оциокультурнаЯ адаптациЯ: сущность, направлениЯ, механизмы реализации. Р Љемерово, 1992. Р 353 с.
40.?ульга ’.€. Џроблемы адаптации детей, оставшихсЯ без попечениЯ родителей, в том числе с ограниченными возможностЯми здоровьЯ, в опекунских семьЯх // ЏсихологическаЯ наука и образование Р 2016. Р ’.21. Ь4. Р ‘.75-82
41. ќриксон ќ. €дентичность: юность и кризис / пер. с англ. Р Њ.: Џрогресс, 1996. Р 344 с.
‘писок рекомендуемых электронных ресурсов
1. ”едеральное государственное бюджетное научное учреждение З–ентр защиты прав и интересов детейИ Р подведомственное учреждение Њинистерства просвещениЯ ђоссийской ”едерации URL: https://fcprc.ru (дата обращениЯ: 10.04.2020).
2. ЂЌЋ З„етские и молодЮжные социальные инициативыИ („€Њ‘€) URL: http://anodimsi.ru (дата обращениЯ: 10.04.2020).
3. ЂЌЋ ЗђоссиЯ Р страна возможностейИ: единаЯ площадка длЯ коммуникации, обмена лучшими практиками и поддержки проектов, создающих возможности длЯ самореализации URL: https://rsv.ru (дата обращениЯ: 10.04.2020).
4. ЂссоциациЯ волонтерских центров (Ђ‚–) URL: https://авц.рф (дата обращениЯ: 10.04.2020).
5. ЂссоциациЯ общественных объединений ЗЌациональный ‘овет молодЮжных и детских объединений ђоссииИ URL: http://youthrussia.ru (дата обращениЯ: 10.04.2020).
6. Ѓайер …., Ђваков ‘. Џедагогическое наставничество длЯ детей -сирот // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskoe-nas.. (дата обращениЯ: 10.04.2020).
7. …динаЯ информационнаЯ система З„обровольцы ђоссииИ URL: https://добровольцыроссии.рф (дата обращениЯ: 10.04.2020).
8. ‹епина Њ. Ќаставник длЯ детдомовца: как это работает // URL: https://www.miloserdie.ru/article/nastavnik-dlya-detd.. (дата обращениЯ: 10.04.2020).
9. Њеждународный союз детских общественных объединений З‘оюз пионерских организаций (”едерациЯ детских организаций)И URL: http://www.upo-fco.ru (дата обращениЯ: 10.04.2020).
10. ЋбщероссийскаЯ общественнаЯ организациЯ Зђоссийский ‘оюз ЊолодЮжиИ (ђ‘Њ) URL: http://www.ruy.ru (дата обращениЯ: 10.04.2020).
11. ЋбщероссийскаЯ общественно-государственнаЯ детско-юношескаЯ организациЯ Зђоссийское движение школьниковИ URL: https://рдш.рф (дата обращениЯ: 10.04.2020).
12. Ћдин за одного. ‘пецпроект про наставничество длЯ детей-сирот URL: https://special.philanthropy.ru/nastavniki (дата обращениЯ: 10.04.2020).
13. Џанюшева ’.„., Џасечинк €.‚. Ѓыть наставником. Џособие длЯ волонтЮра. Р Њ. Р 2017. Р 150 ‘. // URL: https://detinashi.ru/wp-content/material/bit_nastavni.. (дата обращениЯ: 10.04.2020).
14. ‘айт ‚семирного „нЯ Њолодежного ‘лужениЯ URL: www.gysd.org (дата обращениЯ: 10.04.2020).
15. ”едеральное агентство по делам молодЮжи (ђосмолодЮжь), URL: https://fadm.gov.ru (дата обращениЯ: 10.04.2020).






