Клинически значимые протеинурии

В практической деятельности врача широкого профиля важно установить сам факт протеинурии и степень её выраженности, так как в подавляющем большинстве случаев протеинурия выступает одним из главных признаков поражения почек.

 Высокая («большая», «массивная») протеинурия

Высокая протеинурия - выделение белка с мочой в количе­стве более 3 г/сут, что часто приводит к развитию нефротическо­го синдрома. Данный вид протеинурии наблюдают при остром и хроническом гломерулонефритах, поражении почек при систем­ных заболеваниях (СКВ, геморрагическом васкулите и др.), при амилоидозе почек, подостром инфекционном эндокардите. Выраженную протеинурию можно также наблюдать при миелом­ной болезни и тромбозе почечных вен, а также диабетической нефропатии.

Умеренная протеинурия

Умеренная протеинурия - выделение белка с мочой в количе­стве от 0,5 до 3 г/сут; её наблюдают при всех перечисленных выше заболеваниях, а также при злокачественной артериальной гипер­тензии, узелковом периартериите, гипертонической болезни, ате­росклерозе почечных сосудов (ишемической болезни почек) и других заболеваниях.

Микроаль6уминурия

Экскреция с мочой альбумина (микроальбуминурия) появ­ляется раньше других признаков почечных нарушений, кото­рые могут быть установлены доступными в настоящее время методами, и отражает поражение микрососудистого русла по­чек (и одновременно других сосудистых областей - сердца, го­ловного мозга). Диагностическое значение микроальбумину­рии состоит в следующем. Во-первых, это самый ранний индикатор поражения почек у больных сахарным диабетом 1 и II типов и у больных гипертонической болезнью; таким обра­зом она выявляет прогностически наиболее тяжёлую группу, которая требует пристального наблюдения с жёстким контро­лем уровня глюкозы в крови и АД. Во-вторых, появление мик­роальбуминурии предсказывает неблагоприятный исход сер­дечно-сосудистых заболеваний (инфаркт миокарда, инсульт), особенно у больных так называемой группы высокого риска - имеющих сахарный диабет, ожирение, артериальную гипертен­зию или семейную предрасположенность к сосудистым и по­чечным заболеваниям. 

ВЛИЯНИЕ ПРОТЕИНУРИИ НА ТКАНЬ ПОЧКИ

В последние годы появляется всё больше данных о «токсичес­ком» действии протеинурии. Установлено, что белки плазмы, про­ходящие через клубочковую мембрану при нефропатиях, представ­ляют собой не только достоверный маркёр поражения почек, но и фактор, активно повреждающий структуры почечной ткани, уси­ливающий воспаление и индуцирующий фиброз, прежде всего, тубулоинтерстициальный.

Внимание к протеинурии как важному фактору прогрессиро­вания паренхиматозных заболеваний почек особенно выросло по­сле установления прямой связи между величиной протеинурии и риском прогрессирования почечной недостаточности, в меньшей степени зависящей от морфологии почечного процесса.

С другой стороны, степень снижения клубочковой фильтрации (под воздействием малобелковой диеты или ингибиторов ангио­тензинпревращающего фермента (АПФ») соответствовала степе­ни одновременного уменьшения протеинурии. В последние годы удалось доказать, что выраженная и длительная протеинурия оказывает на эпителий ка­нальцев токсическое действие. Интенсивная реабсорбция эпители­ем проксимальных канальцев больших количеств профильтрован­ных белков приводит к активации клеток эпителия с экспрессией генов воспалительных и вазоактивных веществ.

Проведение занятия в тематическом учебном классе. Разбор особенностей этиологии, патогенеза, клиники, диагностики, лечения конкретного больного. Особое внимание студенты должны обратить на основные синдромы у курируемого больного, провести дифференциальную диагностику, т.е. определить нозологическую основу выявленного мочевого синдрома- протеинурии.

Указать основные методы немедикаментозного воздействия (изменение образа жизни, питания, отказ от вредных привычек, занятия лечебной физкультурой). Основные группы лекарственных средств и механизмов их действия, основные показания и противопоказания к применению и обоснование выбора конкретного препарата из фармакологических групп.

Заключительная часть занятия: контроль полученных знаний – решений ситуационных задач без возможных вариантов правильных ответов.

Резюме.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: