Джоаккино Россини (1792-1868)

Французская революция 1789 года и последовавший за ней длительный период освободительных войн, раскрепостив многие страны от оков феодализма, пробудили сильнейший рост национального самосознания.

В Испании и Греции, Польше и Венгрии, Италии и Германии – странах, утерявших свою национальную независимость или угнетённых владычеством более могущественных государств Европы, - подъём национальных чувств и патриотического духа проявился на протяжении первой трети XIX века с особенной силой и активностью. Освободительное движение, борьба за независимость и государственное воссоединение возбуждали повышенный интерес и внимание к национальной культуре, к искусству и творчеству своего народа.

Знаменем передовых деятелей музыкального искусства становится борьба за создание национальной музыки, в которой опере отводится ведущая роль.

В Италии развитие национальной музыкальной культуры означало прежде всего возрождение оперного жанра. С именами Россини, Беллини, Доницетти, Верди связан расцвет итальянской оперной культуры XIX века. Их творчество неотделимо от народно-бытового итальянского искусства, оно опирается на вековые традиции итальянской оперы.

В Германии, где оперная сцена издавна была полем деятельности иностранных музыкантов, проблема национальной оперы стояла исключительно остро. Борьбу за немецкую музыку и оперу возглавил К.М.Вебер. Его творчество – крупнейшая веха в истории немецкого музыкального театра.

История музыкальной культуры Франции, которая по существу есть история французской оперы, остаётся таковой и в XIX веке.

Ростом национальных элементов в музыке отмечена в XIX век культура славянских стран – Польши, Чехии, для которых создание своей национальной оперы сделалось центральной проблемой. Появление опер М.И.Глинки означало выход на мировую арену самобытного русского музыкального искусства.

Начало музыкальной деятельности Россини совпало с периодом затяжного кризиса, охватившего итальянский оперный театр. Основные итальянские оперные жанры – опера seria (серьёзная) уже в начале XVIII века и buffa (комическая) ко второй половине XVIII – достигли полного расцвета и завоевали господство на всех сценах Европы. Но сложившаяся к тому времени общественная обстановка не благоприятствовала дальнейшему творческому росту итальянской оперы. Опера seria, всё больше перерождаясь в «концерт в костюмах», сделалась украшением придворных празднеств и официальных торжеств. Более жизнеспособный и демократический жанр оперы buffa заметно вбирал в себя элементы буффонады и бездумного развлекательства. Оперный репертуар заполняется заурядными сочинениями композиторов-эпигонов, свойственная жанру сатирическая и социальная направленность утрачивает былую остроту.

Новая волна развития национальной культуры совпадает с подъёмом освободительного движения, всколыхнувшего и обновившего общественную атмосферу Италии. Издавна расчленённая на отдельные самостоятельные области, скованная жёстким деспотизмом крупных и мелких государей и «святейшей» католической церкви, феодальная Италия не смогла противиться захватническим  устремлениям её сильных соседей. Итальянский народ часто становился жертвой двойного гнёта, страдая и от своих феодальных владетелей и от иноземных завоевателей.

Начавшаяся в 1789 году французская буржуазная революция нашла живой отклик и сочувствие в умах и сердцах передовых людей Италии, воспринявших её как долгожданное осуществление свободолюбивых чаяний. Вспыхнувшие с новой силой патриотические чувства не смогла задавить наступившая реакция даже тогда, когда после разгрома наполеоновской империи Италия опять подпала под владычество своего исконного врага – Австрии.

Приход к власти свергнутых революцией правителей означал восстановление старых порядков, опору на чужеземные штыки, разгул реакции и кровавого террора. Немало выдающихся людей Италии – поэтов, писателей, общественных и политических деятелей – томилось в тюрьмах. Но чем страшнее свирепствовал террор, тем упорнее делалось сопротивление и стремление к независимости. Уже первые десятилетия XIX века отмечены частыми крестьянскими восстаниями, созданием тайного общества карбонариев. Вся история Италии XIX века проходит под знаком борьбы за государственную самостоятельность и объединение.

Национально-освободительное движение оживило политическую и умственную жизнь страны, рождало идеи и настроения, которые вдохновляли искусство Италии, вносили в него актуальность и дыхание современной жизни. Воспевание родины, мечты о её свободе и независимости, призывы к борьбе зазвучали прежде всего в итальянской поэзии и литературе. Патриотическим пафосом окрашено творчество Альфиери, Сильвио Пеллико, Уго Фосколо – итальянских поэтов первой половины XIX  века. Идеи национальности, высокий патриотизм одухотворяли творчество лучших музыкантов Италии: Россини и Доницетти, Беллини и Верди.

Италия была колыбелью оперного искусства, композиторы XIX века в стремлении возродить музыку в её национальных формах демонстрировали уважение к исторической традиции. В творчестве Россини совершался процесс обновления обоих исконно итальянских оперных жанров. В оперу buffa Россини внёс яркость современных чувств и реализм музыкальных образов, стремительность и динамичность музыкально-комедийного развития.

Свежие жизненные силы оживили застывшие схемы seria. Героическое начало, заложенное в опере seria. Уже на иной основе раскрылось в произведениях Россини, Беллини, молодого Верди. Героика национально-освободительной борьбы, исполнения страстности и патриотического воодушевления, воспринималась современниками как призыв к действию.

Бальзак говорил, что когда он слушал в опере Россини «Моисей» молитву народа (о переходе через Красное море), ему казалось, что он «присутствует при освобождении Италии». По мнению Стендаля, итальянская музыка начала приобретать воинственный характер лишь со времени появления «Такреда» Россини, так как до победы французов над австрийцами, пробудившей Италию, «тирания допускала в Италии только любовь».

Однако новый взлёт итальянского оперного искусства не смог уничтожить серьёзных внутренних противоречий. Смелая мысль композитора часто оказывалась скованной схематизмом трафаретных оперных сюжетов и либретто, что неизбежно влияло на композицию оперы, на её драматургию.

Богатый мелодизм, искусство пения всегда были сильнейшей стороной итальянской оперы; злоупотребления же виртуозничеством, всякого рода «излишествами» пения вело к нарушению единства музыки и драмы, разрывало связь основных компонентов музыкально-драматического произведения, что приводило к искажению художественной правды и драматического смысла.

Основное противоречие итальянской оперы углублялось деятельностью прославленных на весь мир певцов-виртуозов, утверждавших представление об итальянской опере, как об источнике чистого наслаждения, доставляемого прекрасным вокальным искусством мастеров-исполнителей. Подобное отношение к итальянской опере в какой-то мере подтверждали даже крупнейшие новаторы XIX века, ибо они сами вольно или невольно попадали в плен сильных, но отсталых традиций.

Благодаря красоте мелодий, технике вокального письма, непревзойденному блеску исполнительства оперы Россини, Беллини, Доницетти повсеместно распространялись, приобретали неслыханную популярность. Получая активную поддержку в аристократических и правящих кругах европейских столиц, итальянская опера в конечном счёте становилась тормозом для развития и роста национальной музыкальной культуры в этих странах.

В Германии против Россини ожесточённо восстал Вебер, ратовавший за создание немецкой оперы. В России борьбу против «итальянщины» возглавили передовые деятели музыкального искусства. В засилье итальянцев они справедливо усматривали угрозу становлению русской музыки. Тем не менее русские критики отдавали должную дань гению итальянского народа – Россини, чьё оперное творчество является ярким воплощение лучших черт итальянского народа, а итальянская оперная музыка XIX века – одно из самых ярких явлений в истории музыкальной культуры.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: