Русский язык
Дата | 18апреля | 25апреля | 28апреля | 30апреля |
Где искать задание | Смотри ниже | Смотри ниже | Смотри ниже | Смотри ниже |
Задание на 18 апреля
Задание на 25.04.2020.
Выполненное задание сфотографируйте и отправьте на электронную почту fattahovalena@gmail.com
Работа должна быть выполнена четким почерком, синей или черной пастой насыщенного цвета (не блеклая). Фотографии также должны быть четкими и читаемыми. Не забываем указывать от кого работа: Фамилию, номер группы.
Практическая работа №12.
Выполнение заданий по теме «Фонетика»
Цель: совершенствование умений находить в слове основные звуковые процессы, производить фонетический разбор слова;
Формируемые УУД:
-ориентироваться в содержании текста, отвечать на вопросы, используя заданную в тексте информацию; преобразовывать модели из одной знаковой системы в другую (в транскрипцию)
1.Внимательно ознакомьтесь с теоретическим материалом и выполните задание:
1. Сделать фонетическую транскрипцию предложенных слов
|
|
2. Охарактеризовать каждый звук
3. Расшифровать фонетическую транскрипцию
Источник информации:
Фонетика – раздел науки о языке, в котором изучаются звуки речи.
Буквы – это графические знаки, с помощью которых звуки речи обозначаются при письме.
Звуки мы произносим и слышим, буквы – видим и пишем. Читая слова, мы видим буквы, а произносим звуки.
Звуки бывают гласные и согласные.
Гласные звуки.
При произнесении гласных выдыхаемый воздух свободно выходит изо рта и не встречает преград. Гласные звуки можно петь. Они состоят только из голоса, который образуется при дрожании голосовых связок.
В русском языке 10 гласных букв: А-Я,О-Ё, У-Ю, Ы-И, Э-Е,
но 6 гласных звуков: [А], [О], [У], [Ы], [ Э], [И].
•А, О, У, Ы, Э - это буквы, которые дают предыдущему согласному команду: «Читайся твёрдо!», но звуки [ч'], [щ'] – всегда мягкие:
сон [сон], дым [дым], чаща [ч'ащ'а], часы [ч'асы].
•Я, Ё, Ю, И, Е - это буквы, которые дают предыдущему согласному команду: «Читайся мягко!» (обозначают мягкость предыдущего согласного), но звуки [ж], [ш], [ц] остаются всегда твердыми:
мята [м'ата], тёрка [т'орка], мюсли [м'усл'и], мел [м'эл], лес [л'эс], жир [жыр], ширь [шыр'], цифра [цыфра].
•Буквы Я, Ё, Ю, Е - йотированные. Они могут давать один или два звука, в зависимости от положения в слове. ◦Я, Ё, Ю, Е стоят после согласных, то обозначают мягкость предыдущего согласного (кроме всегда твердых [ж], [ш], [ц]) и дают один гласный звук: я – [а], ё – [о], ю – [у], е – [э]:
Мяч[м'ач], тёрн [т'орн], тюль [т'ул'], пена [п'эна].
◦Я, Ё, Ю, Е дают два звука: согласный [й'] и соответствующий гласный, если они стоят ◾в начале слова: яма [й'aма ], ёлка [й'олка], юла [й'у ла ], ель [й'э л'];
|
|
◾после гласных: маяк [май'ак], поёт [пай'от], поют [пай'ут], поел [пай'эл];
◾после разделительных Ъ и Ь знаков: деревья [д'ир'эв'й'а ], объём [абй'ом], вьюга [вй'уга], съезд [сй'эст].
•В транскрипции буквы Я, Ё, Ю, Е не используются. Звуков [е], [ё], [ю], [я] не существует.
•Буква И после Ь обозначает два звука: чьи [ч'й'и], лисьи [лис'й'и]
•[й'] – согласный, всегда звонкий, всегда мягкий звук.
В состав слога обязательно входит гласный звук: “Сколько в слове гласных, столько и слогов. Это знает каждый из учеников!”
Согласные звуки.
При произнесении согласных выдыхаемый воздух встречает преграды (губы, зубы и язык) в ротовой полости. Всего 36 согласных звуков.
Согласные звуки бывают твердые и мягкие, звонкие и глухие.
•Звонкие ◦образуются при помощи голоса (вибрируют голосовые связки) и шума.
◦Л, М, Н, Р, Й – самые звонкие согласные (больше голоса и совсем мало шума в звуке), всегда звонкие.
◦Б, В, Г, Д, Ж, З – звонкие [б], [в], [г], [д], [ж], [з], [б'], [в'], [г'], [д'], [з'], имеют парные звуки по звонкости/глухости.
◦ Фраза для запоминания содержит все звонкие согласные: Мы же не забывали друга.
•Глухие ◦произносятся без голоса (без колебания голосовых связок) и состоят только из шума:
◦П, Ф, К, Т, Ш, С - глухие [п], [ф], [к], [т], [ш], [с], [п'], [ф'], [к'], [т'], [с'] имеют парные звонкие;
◦X, Ц, Ч, Щ - [х], [х’], [ц], [ч’], [щ’] – всегда глухие, не имеют парных по звонкости/глухости.
◦Фразы для запоминания, которые содержат все глухие согласные: ◾ «Степка, хочешь щец?» – «Фи!»
◾Фока, хочешь поесть щец?
Для того чтобы определить, звонкий или глухой согласный, ребёнок закрывает уши ладошками и произносит этот звук. Если ребёнок при произнесении слышит голос, то это звонкий согласный. Если слышит не голос, а шум, то этот согласный глухой.
•Твердые: [б], [в], [г], [д], [ж], [з], [к], [л], [м], [н], [п], [р], [с], [т], [ф], [х], [ц], [ш].
•Мягкие: [б'], [в'], [г'], [д'], [з'], [й'], [к'], [л'], [м'], [н'], [п'], [р'], [с'], [т'], [ф'], [х'], [ч'], [щ']. При фонетическом разборе мягкие звуки обозначаются знаком ['].
Твердые и мягкие согласные при произношении различаются положением языка. Важно различать для правильного произношения и написания слов: мол [мол] – моль [мол'], угол [угол] – уголь [угол'], нос [нос] – нёс [н'ос].
•Л, М, Н, Р, Й - всегда звонкие.
•Б-П, В-Ф, Г-К, Д-Т, Ж-Ш, З-С – парные согласные по звонкости-глухости.
•X, Ц, Ч, Щ - всегда глухие согласные.
•Ч, Щ, Й - всегда мягкие согласные.
•Ж, Ш, Ц – всегда твердые согласные.
•Ж, Ш,Ч, Щ - шипящие.
Образец разбора
Приятели1 жгли костёр, варили в каске похлёбку1 (Полевой).
1. Приятели
2. Слоги: при-я́-те-ли (4 слога; ударение падает на 2-й слог).
3. Перенос: при-я-те-ли.
4. [пр’иjа́т’ьл’и]
5. п [п] – согласный, глухой парный, твёрдый парный.
р [р’] – согласный, звонкий непарный, мягкий парный.
и [и] – гласный, безударный.
Я | [ j ] – согласный, звонкий непарный, мягкий непарный. | |
[а́] – гласный, ударный. |
6. т [т’] – согласный, глухой парный, мягкий парный.
е [ь] – гласный, безударный.
л [л’] – согласный, звонкий непарный, мягкий парный.
и [и] – гласный, безударный.
7. 8 букв – 9 звуков.
8. Буква я обозначает два звука – [jа́].
Задание №1
1. Сделайте фонетическую транскрипцию предложенных слов
2. В этих же словах охарактеризуйте каждый звук
Источники информации:
Произведите фонетический разбор слова ежик, юность.
Критерии оценивания:
За каждый верно охарактеризованный звук-1 балл.
Максимальное кол-во баллов- 17 баллов
Задание №2
Источник информации:
Расшифровать фонетическую транскрипцию:
1. [ЛУЧ,И СОНЦА АСЫПАЛ,И БЛ,ЭСКАМ ФС,У М,ЭСНАС,Т,]
2. [В Л,ИэСУ ПАХЛА СМАЛОJ, И ХВОJ,ИэJ,]
3. [З ДИэР,ЭВ,J,ИэФ ПАДАЛ С,Н,ЭК]
|
|
Критерии оценивания:
За каждую верно расшифрованную фонетическую транскрипцию (предложение) -1 балл.
Максимальное кол-во баллов- 3 балла
Критерии оценивания:
Максимальное кол-во баллов – 20 баллов
«5» - 17-20 баллов
«4» - 12-17 баллов
«3» - 9-12 баллов
«2» - менее 9 баллов
Задания на 28.04.2020
Выполненные задания сфотографируйте и отправьте на электронную почту fattahovalena@gmail.com
Работа должна быть выполнена четким почерком, синей или черной пастой насыщенного цвета (не блеклая). Фотографии также должны быть четкими и читаемыми. Не забываем указывать от кого работа: Фамилию, номер группы.
В учебнике русского языка откройте §13, страницу 78. Перейти к учебнику можно по этой ссылке http://pl136ufa.narod.ru/dokum2/ryc.az.pdf или найти на сайте техникума.
Задание:
1. Внимательно прочитайте данный параграф. В тетради напишите число, тему урока и таблицы 7, 8, 9 (таблицы выучить!!!).
2. Выполните 39 упражнение.